Управление качествои продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 00:10, курсовая работа

Краткое описание

Рыночные формы хозяйствования, открытость России для установления торговых отношений с зарубежными странами влечет за собой обострение конкуренции на рынках товаров и услуг, вынуждает многие отечественные предприятия искать все новые и более совершенные инструменты борьбы за потребителя, обеспечивающие устойчивое положение организации на занимаемых сегментах рынка и создающие предпосылки для дальнейшего развития и роста

Вложенные файлы: 1 файл

Управление качеством продукции на предприятии!!!.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Вологодский государственный  технический университет»

 

Факультет заочного и  дистанционного обучения

кафедра Менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Дисциплина: «Управление качеством»

Наименование темы: «Управление  качеством на предприятии (в организации)»

 

                                                    

 

 

 

Руководитель

Хайдуков Н. А.

Выполнил (а) студент

                                                          Малахова А. И.                        

Группа, курс

ЗМО-51, 5 курс

Дата сдачи 

 

Дата защиты

Оценка по защите

 


 

 

 

 

 

 

 

Вологда

2013 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Рыночные формы хозяйствования, открытость России для установления торговых отношений с зарубежными странами влечет за собой обострение конкуренции на рынках товаров и услуг, вынуждает многие отечественные предприятия искать все новые и более совершенные инструменты борьбы за потребителя, обеспечивающие устойчивое положение организации на занимаемых сегментах рынка и создающие предпосылки для дальнейшего развития и роста. Для многих предприятий возникает необходимость внедрять инновационные технологии в системе управления качеством.

Конкуренция в условиях рыночной экономики обязывает уделять неослабное внимание проблемам качества как важнейшему фактору повышения уровня жизни населения, его социальной и экологической безопасности. Все большее число отечественных специалистов и политиков осознает, что преодоление кризисного состояния производства лежит на пути скорейшего освоения конкурентоспособной продукции с одновременным улучшением ее качества и снижением цены.

Успешное решение проблем  качества важно во многих отношениях. Оно позволяет установить новые  прогрессивные пропорции между  отраслями и внутри их, например, между металлургической промышленностью и машиностроением. Эти пропорции могут быть достигнуты путем совершенствования технологии производства и повышения ее экономичности. Повышение качества продукции важно и для автоматизации производственных процессов во всех отраслях.

Как известно, в рыночной экономике заказчик имеет возможность  договариваться с исполнителем не только о требованиях к качеству интересующей его продукции, но и к условиям ее производства, гарантирующим выполнение этих требований. В зарубежной практике таким условием чаще всего становится требование о наличии на предприятии – исполнителе действующей системы качества, отвечающей требованиям стандартов ИСО серии 9000. Это требование уже начинает включаться и в договора о поставке продукции.

Повышение качества выпускаемой  продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.

В структуре экспорта народного хозяйства нашего государства  производство  лекарственных  средств составляет сравнительно небольшую величину, то есть наш экспорт до сих пор имеет сырьевую направленность.

Выбранная тема работы в современных рыночных отношениях актуальна, так как качество продукции играет большую роль в становлении и развитии предприятий.

Последние годы отмечены беспрецедентным ростом внимания к  проблеме качества. Мировой опыт показывает, что научно-технический прогресс во многих странах был определен прорывом именно в качестве продукции, позволившим им резко увеличить свой экспорт. Увеличение экспорта отечественных товаров в условиях постоянно растущих требований внешнего рынка невозможно без повышения их качества. Обостряющаяся конкуренция товаропроизводителей, зарождение и все более широкое распространение потребительского движения в развитых странах привели к повышению роли качества продукции и услуг для определения рейтинга стран в мировой иерархии.

Эффективные нововведения значительно повышают конкурентные преимущества, как выпускаемой продукции, так и самой организации. Современная  организация должна иметь возможность  гибко реагировать на внешние  воздействия, обладать способностью к  изменчивости и механизмами приспособления к условиям конкурентной среды.

Для большинства производственных организаций приспособление к изменяющейся внешней среде – самая насущная проблема. Многие руководители организаций  уже провели или проводят необходимые  преобразования, направленные на повышение эффективности работы.

Целью данной работы является проведение анализа системы качества выпускаемой продукции.

Для реализации выше поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

  • рассмотреть систему управления качеством продукции;
  • определить условия формирования качества продукции;
  • провести анализ результативности инновационной системы менеджмента  качества;
  • оценить эффективность функционирования системы менеджмента качества.

Объектом исследования в данной работе является Общество с ограниченной ответственной «Волгостройсервис». Предмет исследования в данной работе система управления качеством продукции.

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1. Качество продукции: основные понятия, термины и определения

В современных условиях перехода к рыночной экономике среди  множества проблем, связанных с  обеспечением как выживания, так и последующего нормального развития предприятий и организаций, главной и решающей является проблема качества продукции, работ и услуг[1].

В ближайшие годы в лучшем положении окажутся те предприятия, которые смогут обеспечить не только наивысшую производительность труда, но и высокое качество, новизну и конкурентоспособность продукции.

Понятия и термины, используемые в области управления качеством, определяются международными и национальными стандартами. Международный стандарт ИСО 8402—94 устанавливает термины по качеству, поясняет их сущность и то, как они применяются в стандартах ИСО серии 9000 «Системы качества». Качество определено как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Объект — это то, что может быть индивидуально  описано и рассмотрено, т.е. это широкое понятие, включающее не только продукцию, но и деятельность или процесс, организацию или лицо.

Продукция рассматривается  как результат деятельности или  процесса.

Согласно ГОСТ 15467—79 «Управление  качеством продукции. Основные понятия, термины и определения» качество продукции — это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением[1]. Продукция здесь рассматривается как материализованный результат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами и предназначенный для удовлетворения потребностей общественного или личного характера.

Результаты труда могут  быть овеществленными (сырье, материалы, технические устройства, пищевые продукты и т.д.) и неовеществленными (энергия, информация). Термины и понятия, рассматриваемые ниже, относятся только к овеществленным результатам труда. Учитывая, что свойство продукции является исходной характеристикой ее качества, рассмотрим связанные с ним понятия и термины.

Свойство продукции — это объективная особенность, которая проявляется при создании, эксплуатации или потреблении изделия. Термин «эксплуатация» применяется к такой продукции, которая в процессе использования расходует свой ресурс, а «потребление» относится к такой, которая при ее использовании расходуется сама. Свойства можно разделить на простые и сложные, например: надежность изделия является сложным свойством, которое обусловлено относительно простыми его свойствами — безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью и сохраняемостью[1].

Признаком продукции  является качественная или количественная характеристика любых ее свойств или состояний. К качественным признакам можно отнести цвет материала, форму изделия, наличие на поверхности детали антикоррозийного или декоративного покрытия, способ скрепления деталей изделия (сварка, клепка), способ настройки или регулировки технических устройств (ручной дистанционный, полуавтоматический).

Качественные признаки могут носить альтернативный характер и имеют только два взаимоисключающих варианта, например наличие или отсутствие защитного покрытия на деталях, наличие или отсутствие дефектов. Количественный признак является параметром продукции  может быть одним из показателей ее качества.

Показатель качества продукции — количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации и потребления[2]. Многие показатели качества продукции являются функциями ее параметров. Так, показатель долговечности сверла зависит от ширины направляющей ленточки (геометрического параметра) и от механических характеристик материала сверла (структурных параметров).

Под управлением в  широком смысле понимается общая  функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию ее программы, цели. Выделяют управление хозяйственными структурами, в частности управление организацией. Под организационной структурой понимают распределение ответственности, полномочий и взаимоотношений между работниками. Рассмотренные понятия «признак», «параметр», «показатель качества продукции» позволяют определить взаимосвязи между ними, что и показано на Рисунке 1.

Рисунок 1. Взаимосвязь признаков, параметров и показателей качества продукции

В управление включают не только целенаправленные управляющие  воздействия, но и саму постановку целей, выработку политики, принятие решений. Управление связывают с упорядочением  какого-либо многообразия или отождествляют понятие управления с понятием контроля, руководства, менеджмента[4].

1.2. Модели и методы управления качеством продукции

Системный подход к управлению базируется на совокупности принципов, которые по своей сути отражают его содержание и особенности: целостности, совместимости элементов целого, функционально-структурного строения целого, развития, лабилизации функций, полифункциональности, итеративности, вероятностных оценок, вариантности.

Системный подход к управлению качеством в настоящее время предусматривает функционирование системы качества, направленное на реализацию политики в области качества посредством осуществления основных управленческих функций на различных стадиях жизненного цикла объекта управления в этой системе. Важнейшей составляющей данного подхода является устойчивость функционирования системы управления качеством. Устойчивость – это обобщающее понятие, которое складывается из большой группы факторов, непосредственно на нее влияющих. Потеря устойчивости в общем случае может произойти из-за изменения параметров системы (в ходе бифуркации), из-за наличия не предусмотренных при создании системы воздействий внешней среды либо из-за нарушения связей в системе, когда меняется ее структура.

Системный подход обусловливает  создание на каждом предприятии гибкой системы менеджмента, которая включает определенный состав подсистем. Используя сложившуюся в отечественной теории и практике управления терминологию, среди таких подсистем можно выделить, например подсистему общего линейного менеджмента, целевые, комплексные функциональные и обеспечивающие подсистемы. При этом различные ученые, занимающиеся проблемами менеджмента, предлагают свое видение их содержания. На наш взгляд, наиболее полно состав приведенных подсистем характеризует В.М. Мишин. В частности, им предложен один из вариантов модели системы менеджмента промышленного предприятия, представленный на Рисунке 2.

 


 

 

 

          

          

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. Структурная функционально-целевая модель системы менеджмента предприятия

Модели, к комплексным функциональным подсистемам следует отнести:

  • во-первых, производственную подсистему, в которой реализуются такие функции, как организация основного, обеспечивающего и обслуживающего производства, оперативное управление производством;
  • во-вторых, техническую подсистему, связанную с организацией работ по унификации и стандартизации, организацией технической подготовки производства, технологических процессов, организацией метрологического обеспечения, техническим контролем, испытанием и сертификацией продукции;
  • в-третьих, экономическую подсистему, связанную с реализацией таких функций, как долгосрочное, среднесрочное и оперативное технико-экономическое и социальное планирование, организация труда, заработной платы и финансовой деятельности, учет и экономический анализ;
  • в-четвертых, внешнеэкономическую систему, которая включает материально-техническое снабжение, сбыт, организацию и обеспечение внешнеэкономических связей;
  • в-пятых, подсистему капитального строительства;
  • в-шестых, подсистему, характеризующую кадровую и творческую деятельность коллектива.

Информация о работе Управление качествои продукции на предприятии