Управление качеством продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связанно с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных – уровень цены и качество продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ

5
1.1 Понятие и функции управления качеством продукции
5
1.2 Современная концепция менеджмента качества
9
1.3 Сертификация продукции и систем качества
14
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
В ОАО «ХЛЕБОЗАВОД №2»

21
2.1 Краткая характеристика ОАО «Хлебозавод №2»
21
2.2 Организация управления качеством продукции в ОАО «Хлебозавод №2»

23
2.3 Анализ планирования и контроля качества продукции
24
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ОАО «ХЛЕБОЗАВОД №2»


29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Управление качеством продукции на предприятии Каролина.doc

— 648.50 Кб (Скачать файл)

Сами планы повышения  качества продукции вытекают из заключенных  договоров на поставку продукции. Поэтому в ОАО «Хлебозавод №2» имеются значительные резервы по улучшению планирования качества продукции.

Субъектами контроля качества в ОАО «Хлебозавод №2», различающимися по уровню управления и по видам контроля являются: директор предприятия, заместитель директора по производству, начальники цехов, инженеры по сбыту и снабжению, менеджер по кадрам, юрисконсульт, рабочие основного и вспомогательного производства, кладовщики, а также заказчики и потребители продукции.

Необходимо подчеркнуть, что контроль качества, осуществляемый соответствующими подразделениями предприятий, является первичным (предшествующим во времени) по отношению к контролю со стороны других субъектов управления качеством.

Операции контроля качества, осуществляемые персоналом предприятия, являются неотъемлемой составной частью технологического процесса производства изделий, а также их последующей упаковки, транспортировки, хранения и отгрузки потребителям. Без проведения работниками предприятия (цеха, участка) необходимых проверочных операций в процессе производства или по завершении отдельных этапов обработки изделий последние не могут считаться полностью изготовленными и поэтому не подлежат отгрузке покупателям. Именно это обстоятельство определяет особую роль контроля качества в процессах реализации изготовленной продукций и формировании прибыли ОАО «Хлебозавод №2».

Сущность самоконтроля как одной из функций управления качеством продукции на рабочем  месте исполнителя заключается  в осуществлении им всех предусмотренных операций контроля качества изготовляемых деталей, узлов и изделий в полном соответствии с требованиями контрольной документации.

Необходимость существенного  повышения качества выпускаемых  изделий в современных рыночных условиях предопределила основные направления дальнейшего развития принципов бездефектного труда и бездефектного изготовления продукции, нашедшие свое выражение в увеличении масштабов использования, углублении и совершенствовании различных форм самоконтроля в ОАО «Хлебозавод №2».

При правильной организации самоконтроля в производстве основная масса контрольных операций переносится на наиболее ранние стадии процесса формирования качества изделий. Одно из главных преимуществ самоконтроля основных производственных рабочих ОАО «Хлебозавод №2» заключается, таким образом, в возможности повсеместного внедрения на его основе наиболее оперативных методов и приемов технического контроля, способствующих своевременному обнаружению и быстрому исправлению или изоляции брака.

На предприятии при  работе бригады по методу самоконтроля формируется коллективная ответственность за качество изделий, что способствует своевременному выявлению брака и усилению взаимного контроля членов бригады. Необходимыми предпосылками внедрения бригадного самоконтроля служат: стабильная номенклатура изделий, выпускаемых бригадой; достаточно высокая квалификация всех рабочих бригады; коллективная ответственность членов бригады за качество изготовления и достоверность контроля выпускаемых изделий.

В работу по контролю качества вовлечены все основные службы и подразделения предприятия. За ними закреплены ограниченные специфические объекты контроля по месту работы каждого. Таким образом, на исследуемом предприятии осуществляется планирование качества продукции, под которым понимается установление обоснованных заданий по выпуску продукции с требуемыми значениями показателей качества. Планирование повышения качества происходит на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий. Однако, в ОАО «Хлебозавод №2» отсутствует специальное структурное подразделение или отдельные работники, профессионально занимающиеся планированием качества продукции. В результате возникают трудности в информационном и нормативном обеспечении процессов планирования качества, встречаются методологические недостатки. Сами планы повышения качества продукции вытекают из заключенных договоров на поставку продукции. Поэтому в ОАО «Хлебозавод №2» имеются значительные резервы по улучшению планирования качества продукции.

На предприятии отсутствует координирующий штабной орган, выполняющий контрольные функции. Такой орган (отдел) или инженер по техническому контролю должен осуществлять координацию и организационно-методическое руководство всеми работами по контролю и управлению качеством продукции.

 

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ОАО «ХЛЕБОЗАВОД №2»

 

Организация работ по управлению качеством продукции  на предприятиях предполагает создание системы качества и принятие необходимых  мер по обеспечению их эффективного функционирования.

Создание систем качества в ОАО «Хлебозавод №2» целесообразно  проводить в следующей последовательности:

1. Информационное совещание.

Проведение такого совещания  необходимо для того, чтобы довести  до руководства и управленческого  персонала информацию, содержащую следующие сведения: роль и значение системы качества для обеспечения успешной деятельности предприятия; сравнение существующей системы в работе по качеству с рекомендациями международных стандартов; основные обязанности и ответственность руководства предприятия, управленческого и производственного персонала в создаваемой системе; структура системы качества и принцип ее функционирования; структура и функции службы качества и ее статус; процедура создания и сертификации системы качества.

2. Принятие решения  о создании системы качества.

Следующий шаг в создании системы качества – принятие руководством официального решения о ее создании. Такое решение может быть оформлено в виде приказа, в соответствии с которым устанавливаются основные этапы, исполнители и сроки разработки и внедрения системы качества.

3. Разработка плана-графика  создания системы качества.

Во исполнение решения  руководства разрабатывается план-график создания системы качества, в котором предусматривается выполнение следующих работ: разработка политики в области качества; определение функций и задач (элементов) системы качества с учетом рекомендаций стандартов и особенностей предприятия; определение состава структурных подразделений, которые должны выполнять функции в системе качества, разработка структурной и функциональной схем системы качества; определение состава и состояния документации системы качества; разработка новых и корректировка действующих нормативных документов системы качества и выпуск «Руководства по качеству»; внутренние проверки системы качества в процессе ее внедрения и доработка системы по результатам проверок.

4. Определение функций  и задач (элементов) системы  качества.

На этой стадии сначала  нужно провести тщательный анализ процесса создания продукции и представить его в виде подробного перечня этапов работ. Основу этого перечня составляют стадии жизненного цикла продукции, характерные для данного предприятия. Полный цикл охватывает проектирование, изготовление, монтаж, испытания продукции и ее обслуживание при эксплуатации.

5. Определение состава  структурных подразделений системы  управления качеством.

После определения этапов создания продукции и функций (элементов) системы качества нужно определить структурные подразделения, которые  будут выполнять эти функции.

Для этого необходимо проанализировать функции существующих подразделений и сравнить их с перечнем функций, принятым для создаваемой системы качества. В результате устанавливаются исполнители каждой функции и каждому исполнителю его новые функции официально включаются в функциональные обязанности. В состав исполнителей, кроме подразделений службы качества, входят, как правило, конструкторские, технологические, производственные и другие подразделения, вносящие существенный вклад в формирование (обеспечение) качества продукции. После определения исполнителей и их функций система качества обретает вполне конкретное очертание, которое может быть представлено на двух схемах: структурной и функциональной.

6. Разработка структурной  схемы системы качества.

Структурная схема системы качества строится на основе структурной схемы предприятия и дает возможность показать «устройство» системы – состав и взаимосвязь всех структурных подразделений в системе качества и ее управляющее ядро – службу качества, в которую, как было отмечено, включаются, как правило, отдел технического контроля, метрологическая служба, центральная заводская лаборатория, служба стандартизации, а также отдел управления качеством, выполняющий функции организации, координации и методического руководства работой по качеству. Дополнительно на схеме целесообразно указать основные функции представленных подразделений. Состав подразделений и выполняемые ими функции в совокупности должны охватывать весь объем работ, потребный для обеспечения качества выпускаемой продукции.

7. Разработка функциональной  схемы управления качеством.

В отличие от структурной  схемы, показывающей «устройство» системы  качества, построение функциональной схемы позволяет наглядно представить  «работу» системы качества – процесс управления качеством. Такая схема строится в виде петли качества.

При разработке функциональной схемы необходимо учитывать все  этапы производства и все управленческие функции, приведенные на петле качества: политику и планирование качества, организацию работ, обучение и мотивацию персонала, контроль качества, информацию, разработку мероприятий, принятие решений и внедрение их в производство, а также – взаимодействие с внешней средой.

При этом для каждой функции  на схеме целесообразно указать  структурные подразделения, которые будут их выполнять на всех этапах производства. Например, функцию контроля качества на этапе разработки будут выполнять экспертная комиссия и научно-технический совет, а на этапе изготовления отдел технического контроля, а также – технологический и конструкторский отделы, осуществляющие контроль за соблюдением технологической дисциплины и авторский надзор за изготовлением продукции в цехах.

8. Определение состава  и состояния документации системы  качества.

После определения состава  и взаимосвязи структурных подразделений и их функций в системе качества следующий этап – определение состава нормативно-методических документов системы качества. В самом деле, определив, кто и что должен делать в системе качества, нужно сказать, какими методами это должно делаться, по какой документации.

Для этого отделу управления качеством совместно со службой  стандартизации необходимо рассмотреть состав всей имеющейся на предприятии нормативной документации и определить те документы, которые служат для выполнения функций (элементов), указанных в первой графе таблицы. При этом для выполнения большинства функций потребуется, как правило, несколько документов.

9.Разработка нормативных  документов и «Руководства по  качеству».

После определения состава  и состояния документации системы качества следующий этап – разработка и корректировка конкретных нормативных документов, в которых должны быть изложены методы выполнения функций и задач в системе качества. Это будет этап наполнения системы качества внутренним содержанием.

Для выполнения этих работ  отделу управления качеством потребуется  составить, утвердить у руководства и отслеживать план-график разработки конкретных документов с указанием исполнителей и сроков работ.

Наиболее распространенными  документами системы качества являются стандарты предприятия. Но кроме них могут использоваться инструкции, предписания и другие нормативные документы.

«Руководство», как правило, служит не только для внутреннего  использования, но и для представления заказчикам при заключении контрактов, а также — независимым экспертам при проверках системы качества с целью ее сертификации.

10. Внедрение системы  качества.

После разработки системы  качества необходимо проверить ее функционирование и если потребуется, провести ее корректировку. Для этого проводятся внутренние проверки системы качества.

По результатам проверок, как правило, проводится корректировка  системы, с тем, чтобы устранить выявленные недостатки для обеспечения ее четкого функционирования.

Разумеется, что решение проблем качества будет зависеть не только от того, как разработана система качества, но и от того, как она функционирует, т.е. как выполняются на практике функции и задачи системы всеми ее участниками: от руководства до рядового исполнителя.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Ключевой задачей менеджмента компаний является создание, практическая реализация и последующая сертификация системы менеджмента качества (современный термин, заменивший ранее использовавшийся термин – «системы управления качеством»), и поставляемой продукции в течение определенного периода времени (действия контракта, срока выпуска продукции данного вида и т. д.).

Информация о работе Управление качеством продукции на предприятии