Управление качеством продукции на машиностроительном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

Под определением качества продукции следует понимать совокупность свойств продукции, обуславливающие удовлетворять в соответствии с её назначением определённые потребности. Качество продукции (включая новизну, технический уровень, отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации) является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Поэтому фирмы уделяют особое внимание обеспечению высокого качества продукции, устанавливая контроль на всех стадиях производственного процесса, начиная с контроля качества используемых сырья и материалов и заканчивая определением соответствия выпущенного продукта техническим характеристикам и параметрам не только в ходе его испытаний, но и в эксплуатации, а для сложных видов оборудования - с предоставлением определенного гарантийного срока после установки оборудования на предприятии заказчика.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Условия управления качеством продукции
2. Универсальная схема управления качеством продукции
3. Функции управления качеством
3.1 Политика в области качества
3.2 Планирование качества
3.3 Организация работ по качеству
3.4 Обучение и мотивация персонала
3.5 Обучение персонала вопросам качества
3.6 Мотивация персонала
3.7 Контроль качества
3.8 Статистические методы контроля качества
3.9 Информация о качестве
3.10 Разработка мероприятий
3.11 Принятие решений руководством предприятия
3.12 Реализация мероприятий
3.13 Взаимодействие с внешней средой по вопросам качества
4. Главные аспекты качества продукции
5. Показатели качества продукции
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 56.82 Кб (Скачать файл)

Основными носителями информации о качестве являются:

предъявительские записки, акты о браке, протоколы испытаний, акты инспекционного контроля, претензии  и сообщения с мест эксплуатации, материалы отделов маркетинга, информации и патентов.

Каналами и средствами передачи информации служат существующие средства внешней связи и внутренняя почта предприятия. При организации  информационных потоков очень важно  установить обратную связь, исключить  возможные искажения.

В условиях жесткой  конкуренции и наличия у крупных  фирм филиалов в разных странах оперативное  получение и передача информации о новейших достижениях в области  техники и технологии приобретает  первостепенное значение. Цена информации чрезвычайно высока, и для ее получения  используются все дозволенные, а  зачастую и недозволенные методы, в том числе - промышленный шпионаж.

3.10 Разработка мероприятий

Разработка мероприятии  производится на основе анализа информации и должна предусматривать:

корректирующие мероприятия, направленные на устранение выявленных дефектов и несоответствий;

предупредительные мероприятия - для устранения причин выявленных дефектов и несоответствий, чтобы  не допустить их повторения;

профилактические мероприятия, предназначенные для устранения причин потенциальных дефектов, чтобы  предотвратить их появление.

В соответствии с принципами обеспечения качества эти мероприятия  могут быть направлены на улучшение  материальной базы, на активизацию  человеческого фактора или на совершенствование управления.

Стабильность обеспечения  качества может быть достигнута только в том случае, если в системе  качества предусмотрена возможность  принятия полного комплекса указанных  мер, хотя в каждом конкретном случае может потребоваться только какая-то часть этих мероприятий.

Разработка мероприятий  начинается с доведения информации по качеству до соответствующих подРазделений, которые анализируют ее, разрабатывают  необходимые меры, согласовывают  их с другими подРазделениями  и представляют на утверждение руководству  предприятия.

Оформление мероприятий  производится в виде приказов, распоряжений, планов или графиков работ. Важно, чтобы  все планируемые меры были обеспечены необходимыми ресурсами и предусматривался контроль их исполнения.

3.11 Принятие решений руководством  предприятия

В курсах менеджмент а функции "принятие решений" уделяется особое внимание, ибо без принятия решений нет управления.

При этом, как правило, рассматриваются различные виды, модели и методы принятия решений, а  само решение понимается как выбор  альтернативы. Однако, решение - это, по-видимому, не только выбор альтернативы, но и  принятие оптимального варианта между  альтернативами.

Технология принятия решений в области качества базируется на общих подходах и методах, принятых в менеджмент е: интуитивные решения, решения, основанные на суждениях, рациональные решения с учетом прошлого опыта.

Не отрицая полезности различных способов принятия решений, наиболее основательными представляются рациональные решения. Эти решения  предусматривают определенную последовательность их принятия и включают несколько  этапов:

1. Диагностика проблемы.

2. Формулировка ограничений  и критериев.

3. Определение и  оценка альтернатив.

4. Выбор альтернативы  или, добавим, оптимального решения.  Так же, как и разработка мероприятий,  принятие решений требует учета  всех факторов качества, чтобы  решение было результативным. Иначе  говоря, нужно учитывать не только  технические, но и организационные  и, в особенности, человеческие  факторы.

Решения обычно - принимаются  при утверждении мероприятий, подготовленных в виде различных документов, в  которых обязательно должны быть предусмотрены необходимые ресурсы  и контроль за выполнением мероприятий.

3.12 Реализация мероприятий

В соответствии со стандартом ИСО 8402 реализация мероприятий может  осуществляться применением корректирующих действий для оперативного устранения выявленных несоответствий а также - предупреждающих или профилактических мер - в зависимости от характера  разработанных мероприятий.

Реализация мероприятий - заключительная функция цикла управления качеством. Осуществляется она после  принятия решений, которые в виде приказов, планов мероприятий или  графиков работ направляются всем исполнителям, а также - в службу качества для  контроля и учета их выполнения.

В процессе реализации мероприятий в них могут вноситься  коррективы, от некоторых мероприятий  иногда приходится отказываться или  переносить сроки их выполнения. Служба качества в таких случаях оформляет  необходимые изменения.

По результатам работ  могут составляться акты, протоколы, которые утверждаются руководством предприятия.

После реализации мероприятий  цикл управления качеством повторяется: вновь осуществляется контроль качества (но уже с учетом принятых мер), анализируется  полученная информация, при необходимости  вновь разрабатываются мероприятия  и так далее, продвигаясь по петле  качества.

И если по результатам  контроля и анализа информации были подготовлены и успешно внедрены в производство все необходимые  мероприятия, то следующий цикл управления повторяется уже на более высоком  уровне качества.

3.13 Взаимодействие с внешней средой  по вопросам качества

Эта функция предусматривает  выполнение следующих основных работ:

изучение рынка и  активное взаимодействие с потребителями  и заказчиками для определения  требований к качеству продукции;

установление тесного  взаимодействия с поставщиками трудовых ресурсов, капитала, услуг и энергии;

выбор квалифицированных  поставщиков с целью получения  качественных материалов и покупных изделий;

выполнение существующего  законодательства в области качества;

рекламная деятельность;

сбор и анализ информации о научно-техническом прогрессе  и достижениях конкурентов, патентно-лицензионная работа.

Здесь мы не будем рассматривать  содержание и методы выполнения этих работ. Отметим только, что одно их перечисление говорит о том, насколько  важны указанные направления  работ не только с точки зрения качества, но и вообще для успешной деятельности предприятия.

4. Главные аспекты качества продукции

Качество продукции  рассматривается с разных сторон. В связи с этим существует несколько  аспектов качества.

Фундаментальным является философский аспект. В философии  под качеством понимается вся  совокупность, свойств, характеризующая  предмет как таковой, выделяющая его среди предметов окружающего  мира.

С технической же точки  зрения изготовителей и потребителей интересуют только те свойства продукции, которые определяют ее техническую  сторону. Это физические, химические, технологические и другие свойства (масса, химический состав, температура, коэффициент полезного действия, скорость). Технические свойства играют определенную роль в формировании качества таких сложных видов продукции  как машины.

Правовой аспект - это  изучение и регулирование взаимоотношений  людей при создании и использовании  продукции.

Продукция создается  и используется коллективами людей, которые вступают в индивидуальные и коллективные взаимоотношения. Они  складываются между проектировщиками, изготовителями, потребителями продукции, торгово-сбытовыми организациями, а  также внутри каждого из этих коллективов. К таким отношениям относятся: определение  ответственности за низкое качество деталей, узлов и продукции в  целом; за брак, и отступление от требований стандартов и технических  условий на продукцию; регулирование  взаимоотношений между поставщиками и потребителями; установление ответственности  за поставку продукции, не соответствующей  требованиям заказчика и др. Особое внимание сегодня уделяется международным  взаимоотношениям по поставкам продукции.

Экономический аспект - это исследование качества продукции  с точки зрения затрат, а также  исследование затрат в сравнении  с результатами. Экономический аспект имеет не менее важное значение, чем социальный, особенно для продукции  машиностроения. С экономической  точки зрения, любая продукция  является результатом труда. Поэтому  для создания продукции и формирования при всём этом отделенных ее свойств  нужны затраты труда (живого и  овеществленного). Затраты необходимы и при использовании многих видов  продукции. Имеются в виду затраты  не только на эксплуатацию машин, но и  на ремонт и содержание производственных и жилых помещений, транспортных коммуникаций, мебели и т.п. Также  создание машин с определенным качеством  и его улучшение имеют одну основную общую для всех их видов  цель - снижение затрат труда при  выполнении необходимых работ. Экономия обязательно должна перекрывать  затраты: при первичной механизации  экономия живого и общественного  труда по механизируемым работам  должна быть больше затрат, связанных  с применением машин; в случае же замены одних машин другими  общая сумма затрат живого и общественного  труда при использовании новых  машин должна быть меньше, чем при  эквивалентном количестве старых.

Улучшение качества машин  может обеспечивать экономию затрат не только в сфере их эксплуатации, но и в сфере создания.

Вместе с тем следует  обратить внимание на то, что использование  современных машин решает и социальные задачи улучшаются условия работы, ликвидируется тяжелый труд, повышается доля умственного труда и т.д.

5. Показатели качества продукции

Говоря о качестве продукции, его улучшении, необходимо знать, каково достигнутое качество, и иметь возможности сравнивать его с качеством аналогичных  изделий. Чтобы улучшить качество, необходимо измерять его, количественно оценивать. Тогда можно говорить о том, в  какой степени оно соответствует  потребностям людей, современным требованиям  производства, насколько его надо улучшить.

В связи с этим основу управления качеством составляет оценка качества продукции. Оценка, количественное измерение качества - как очень  важная, так и очень сложная  проблема. Потребности производства решении обусловили формирование нового научного направления в теории и  практике управления качеством продукции - квалиметрия. Слово квалиметрия  образовано от: латинского - какой, какого качества и древнегреческого - мерить, измерять. Следовательно, квалиметрия - это наука об измерении.

Она представляет собой  науку о количественных методах  оценки качества, используемых для обоснования решений при управление качеством продукции. Квалиметрия разрабатывает принципы и методы сбора, обработки исходных данных и на их основе определяет количества показатели качества продукции. Оценка качества необходима для аттестации качества продукции, анализа динамики качества, контроля качества, планирования, стимулирования его улучшения и т.д. В квалиметрии широко используются математические методы, особенно статистические, так как многие показатели качества носят вероятностный характер. Но прежде чем перейти к методам измерения качества необходимо рассмотреть свойства продукции, входящие в ее качество, и с помощью чего их можно измерить.

Свойство продукции  объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании, эксплуатации или потреблении.

Всю совокупность свойств  продукции можно Разделить на две группы: простые и сложные. Простое свойство характеризует  какую-либо одну сторону или особенность  продукции. Сложное свойство объединяет в себе несколько простых. Для  измерения свойств продукции  используются показатели - показатели качества. Показатель качества продукции - количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество. Рассматривается  применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления. Показатель качества продукции называют также параметром качества.

Показатели назначения характеризуют свойства машины, определяющие основные функции, для которых она  предназначена, и обуславливают  область ее применения. Примеры показателей: мощность, грузоподъемность, скорость точность, габаритные размеры, масса.

Эргономические показатели характеризуют машину в системе "человек - машина" и оценивают  ее приспособленность к гигиеническим, антропометрическим, физиологическим  и психологическим свойствам  человека. Включают четыре подгруппы  показателей:

а) гигиенические - оценивают  приспособленность машины к гигиеническим  условиям жизнедеятельности и работоспособности  человека при взаимодействии его  с машиной. К ним относятся  показатели освещенности, температуры, влажности, запыленности, излучения, шума, вибрации, перегрузок (ускорений) и  др.;

б) антропометрические - определяют приспособленность машины к размерам, форме и массе тела человека;

в) физиологические  определяют соответствие машины физиологическим  свойствам человека и особенностям функционирования его органов чувств. Эти показатели оценивают соответствие силовым, скоростным, зрительным, слуховым и осязательным возможностям человека;

г) психологические  определяют соответствие психологическим  особенностям, то есть возможностям по восприятию и переработке

Эстетические показатели характеризуют такие свойства: выразительность, целостность композиции, рациональность формы, совершенство исполнения и стабильность товарного вида. Включают четыре подгруппы  показателей: выразительности - художественная выразительность, соответствие моде и  др.; рациональности формы например, соответствие внешнего вида машины ее структуре и конструкции; целостности  композиции - взаимосвязь и целостность  элементов, пластичность внешнего вида и др.; совершенства исполнения и  стабильности товарного вида - тщательность нанесения покрытия, отделки.

Все эти показатели оцениваются экспертной комиссией.

Показатели технологичности  характеризуют свойства машины, которые  определяют затраты труда, материалов, денежных средств при подготовке её производства, при изготовлении и эксплуатации.

Основные показатели - трудоемкость, материалоемкость, себестоимость; дополнительные - транспортабельность  и унификация. Основные показатели могут быть; суммарными - в сумме  на одну машину; удельными - на единицу  ее основного параметра; сравнительными - по отношению к базовой модели. Показатели транспортабельности характеризуют  приспособленность машины к транспортированию, а также к подготовительно-заключительным операциям, связанным с транспортированием.

Информация о работе Управление качеством продукции на машиностроительном предприятии