Управление качеством и конкурентоспособностью продукции на внутреннем рынке (на примере ОАО «Хлебозавода № 1»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 01:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - на основании анализа деятельности предприятия и теоретических исследований, оценки инновационного потенциала и конкурентоспособности предприятия, разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности на основе инновационной деятельности.
Достижение поставленной цели реализуется с помощью следующих задач:
-количественный анализ конкурентоспособности предприятия;
-анализ инновационного потенциала предприятия;
-анализ основного конкурента предприятия.

Содержание

Введение.....................................................................................................................4
1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия.........................6
2. Методы оценки конкурентоспособности………………………………………9
2.1. Показатели конкурентоспособности предприятия ОАО «Хлебозавод №1»………………………………………………………………………………...12
3. Основные направления повышения устойчивости ОАО «Хлебозавод № 1» в конкурентной среде………………………………………………..…….……..16
3.1 Резервы повышения конкурентоспособности продукции (услуг)…..….…………………………………………………………………….16
3.2 Мероприятия по росту устойчивости ОАО «Хлебозавода № 1» в конкурентной среде………………………………………………………………21
Заключение …..………………………………………………………………….23
Список использованной литературы …………………………………………....24
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая хлебозавод1.. нов.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

Тема  курсовой работы: « Управление качеством и конкурентоспособностью продукции на внутреннем рынке » (на примере ОАО «Хлебозавода № 1») .

 

28 с.: Табл. 9. Библиогр. 19 назв.

 

Ключевые  слова: конкуренция, конкурент, конкурентоспособность предприятия, мезоконкурентоспособность, микроконкурентоспособность, SWOT-анализ.

 

Объект исследования: ОАО «Хлебозавод № 1»

В работе рассмотрено  понятие и сущность конкурентоспособности предприятия, ее факторы , принципы и функции, показатели, выявлена роль конкурентоспособности в деятельности предприятия, изучены методы конкурентоспособности, проанализированы основные элементы  деятельности ОАО «Хлебозавода № 1»

 

Область возможного практического применения проведенных  исследований: Приведенные практические исследования возможно применять на всех предприятиях Республики Беларусь, которые производят продукцию, сами ее реализовывают.

 

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней цифровой материал правильно и объективно отражает состояние исследуемой проблемы.

 

 

 

 

 

                                                                                     _________________

                                                                                                         (Подпись)

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.....................................................................................................................4

1 Понятие  и сущность конкурентоспособности предприятия.........................6

2. Методы оценки конкурентоспособности………………………………………9

2.1. Показатели конкурентоспособности предприятия ОАО «Хлебозавод №1»………………………………………………………………………………...12

3. Основные направления повышения устойчивости ОАО «Хлебозавод № 1» в конкурентной среде………………………………………………..…….……..16

3.1 Резервы повышения конкурентоспособности продукции (услуг)…..….…………………………………………………………………….16

3.2 Мероприятия по росту устойчивости ОАО «Хлебозавода № 1» в конкурентной среде………………………………………………………………21

Заключение   …..………………………………………………………………….23

Список использованной литературы …………………………………………....24

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях высокой  насыщенности товарных рынков, превышения на них предложения над спросом, каждый товар (и стоящие за ним  товаропроизводитель и продавец) вынужден вести жестокую борьбу за предпочтения потребителя. Множество товаров одновременно предлагают одинаковые или различные способы удовлетворения одной и той же потребности покупателей на равных или незначительно отличающихся ценовых условиях. В этой ситуации предпочтения потребителя отдается товару, который в маркетинге определяется как конкурентоспособный.

Конкурентоспособность предприятия – это его свойство, характеризующееся степенью реального  или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению  с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

На современном  этапе экономического развития проблема конкурентоспособности занимает центральное  место в экономической политике государства. Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности предприятия.

В сложившейся  ситуации для успешной конкурентной борьбы предприятиям необходимо не только обновлять технологии и технологическое оборудование, изучать внутренний и внешний рынок и вести маркетинговые исследования, также выявлять свои возможности, слабые стороны и уязвимые места конкурентов, но и оказывать управляющее воздействие на собственную конкурентоспособность и определять ее основные направления.

В настоящее  время предприятие, если оно желает выжить и не быть настигнутым конкурентами, обязано быть инноватором, таким, которое  изменяется, развивается, создает, производит и предлагает новые продукты, а  также применяет или внедряет новые процессы производства и системы управления ими.

Развитие инноваций  на предприятии, является основными  предпосылками в создании конкурентных преимуществ на рынке. При этом, чем  быстрее осуществляется инновационный  процесс, тем большая вероятность успешной деятельности. На основании вышесказанного выбранная тема является актуальной на современном этапе, так как инновационная деятельность и ее результаты являются главным условием успеха и эффективности работы предприятия.

Цель курсовой работы - на основании анализа деятельности предприятия и теоретических исследований, оценки инновационного потенциала и конкурентоспособности предприятия, разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности на основе инновационной деятельности.

Достижение поставленной цели реализуется с помощью следующих задач:

-количественный анализ конкурентоспособности предприятия;

-анализ инновационного потенциала предприятия;

-анализ основного конкурента предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ГЛАВА.  ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Конкуренты  являются важной составляющей маркетинговой  среды фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке.

Конкуренция (в переводе с лат. — соревнование) в узком смысле — это соперничество между отдельными лицами, различными, хозяйственными субъектами на каком-либо сегменте рынка  с целью достижения лидерства в данной сфере. Конкуренция заставляет предпринимателей снижать цены и постоянно совершенствовать свою продукцию, чтобы удерживать свои позиции на рынке

Конкуренты – это субъекты маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинга.

Наличие конкурирующих фирм порождает такое явление в  экономике как конкуренция - это соперничество между отдельными лицами и хозяйственными единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели [11, c. 236].

В условиях высокой насыщенности товарных рынков, превышения на них предложения над спросом, каждый товар (и стоящие за ним товаропроизводитель и продавец) вынужден вести жестокую борьбу за предпочтения потребителя. Множество товаров одновременно предлагают одинаковые или различные способы удовлетворения одной и той же потребности покупателей на равных или незначительно отличающихся ценовых условиях. В этой ситуации предпочтения потребителя отдается товару, который в маркетинге определяется как конкурентоспособный.

Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

«Европейский  форум по проблемам управления»  определил, что конкурентоспособность – это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов [18,с.23].

Р.А. Фатхутдинов  определяет конкурентоспособность  как "... свойство объектов, характеризующее  степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими  аналогичными объектами, представленными  на данном рынке. Конкурентоспособность  может рассматриваться относительно таких объектов, как нормативные акты, научно-методические документы, проектно-конструкторская документация, технология, производство, выпускаемая продукция (выполняемая услуга), недвижимость, работник, информация, фирма, регион, отрасль, любая макросреда, страна в целом".

Конкурентоспособность организации возникает в процессе функционирования товаропроизводителей, объединенных в компании и фирмы, когда они поставлены перед необходимостью обеспечивать выпуск конкурентоспособного товара. К важнейшим факторам конкурентоспособности предприятия следует отнести:

♦ рентабельность производства;

♦ характер инновационной  деятельности;

♦ уровень производительности труда;

♦ эффективность  стратегического развития и управления фирмой или предприятием;

♦ способность  адаптироваться и быстро реагировать  на меняющиеся условия и требования рынка.

Уровень конкуренции  на рынке определяется не только числом его участников, но и рыночной долей  каждого из них. Часто складывается ситуация, когда на рынке действуют много мелких компаний и одна достаточно крупная. При этом крупная фирма будет иметь значительное влияние на рыночную цену. Поэтому при оценке состояния рынка необходимо учитывать не только число, но и концентрацию продавцов и покупателей.

Все многообразие конкурентных отношений можно подразделить на три уровня:

♦ микроуровень (конкретные виды продукции, производства, предприятий);

♦ мезоуровень (отрасли, корпоративные объединения  предприятий и фирм);

♦ макроуровень (народно-хозяйственные комплексы).

Конкурентные факторы на микроуровне – это качество и цены на производимую продукцию и оказываемые услуги, а микроконкурентоспособность – это соотношение между этими показателями по отдельным товарам или товарным группам на уровне предприятий и фирм [7].

Мезоконкурентоспособность характеризует эффективность работы отдельных отраслей и их динамическое развитие на уровне данной страны, а мезоуровневые конкурентные факторы обеспечивают улучшение показателей эффективности использования ресурсов, отраслей технико-технологических параметров, форм организации и управления, мотивации и др.

Конкурентоспособность на уровне отрасли (мезоуровень) можно  оценить, используя следующие основные экономические показатели или их комбинированное сочетание:

♦ производительность труда;

♦ удельный вес  оплаты труда;

♦ капиталоемкость;

♦ наукоемкость и технический уровень продукции;

♦ степень экспортной ориентации или импортной зависимости;

♦ динамику цен  на продукцию отрасли и других хозяйственных структур;

♦ степень использования  продукции отрасли и наличие продуктивных шлейфов (запасов).

Конкурентные  факторы макроуровня определяют общее состояние хозяйственных  систем, их сбалансированность, инвестиционный климат, налоговый режим и т. п.

При оценке степени  конкурентоспособности учитываются следующие аспекты:

♦ уровень экономического объекта (предприятие, отрасль, страна, группа стран);

♦ уровень рынка (местный, региональный, рынок одной  страны, рынок группы стран, мировой  рынок);

♦ уровень товара (один товар, отрасль, сектор или совокупность отраслей, народное хозяйство в целом);

♦ временной  уровень (краткосрочный, среднесрочный  и долгосрочный периоды).

Таким образом, конкурентоспособность продукции и предприятия являются взаимосвязанными понятиями. Тем не менее, предприятие является опосредованным носителем свойства конкурентоспособности через свои товары и услуги. Однако конкурентоспособность предприятия определяется характеристиками, отличными от используемых при определении конкурентоспособности товара;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ГЛАВА. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Существуют  различные методики определения  конкурентоспособности организации. Каждое предприятие оценку своих  конкурентных позиций на рынке товаров  или услуг осуществляет, руководствуясь методикой принятой на предприятии  или пользуясь уже существующей методикой, которая частично или полностью адаптирована к условиям функционирования организации. Оценка конкурентоспособности является сложной задачей, решение которой должно начинаться с определения наиболее значимых показателей конкурентоспособности.

Как правило, литературе выделяются следующие методы оценки конкурентоспособности предприятия:

1) SWOT-анализ (от англ. strenghts-weaknesses-opporrtunities-threats) -данный метод позволяет проанализировать слабые и сильные стороны внутренней среды предприятии, потенциальные опасности внешней среды и на основе анализа выявить существующие возможности для развития предприятий. SWOT -анализ  -  это сравнение со стратегическим балансом, где сильные стороны - это активы предприятия в конкурентной борьбе, а слабые стороны пассивы [11]. Выбранные сильные, слабые стороны, угрозы и возможности заносятся в SWOT-таблицу .

Данная методика оценки конкурентоспособности предприятия  не дает интегрального показателя конкурентоспособности  и как следствие затруднительно произвести сравнение конкурентных преимуществ организаций.

Информация о работе Управление качеством и конкурентоспособностью продукции на внутреннем рынке (на примере ОАО «Хлебозавода № 1»)