Техническое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 14:00, контрольная работа

Краткое описание

Вступивший 1 июля 2003 г. в силу Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» определил новую систему установления и применения требований к продукции, процессам производства, работам и услугам. Закон направлен на создание основ единой политики в областях технического регулирования, стандартизации и сертификации, отвечающей современным международным требованиям. В результате принятия закона появились новые правовые акты, прежде всего технические регламенты, существенно меняющие повседневную экономическую жизнь Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1.Техническое регулирование.
1.1. Определение регулирования 4
1.2. Принципы технического регулирования 5
2. Технические регламенты
2.1 Понятие, виды и содержание технических регламентов 8
2.2. Порядок разработки и принятия технического регламента 11
Заключение 17
Список используемой литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

4 Управ. кач-ом зо спец..docx

— 38.82 Кб (Скачать файл)

В техническом регламенте должны содержаться требования только к характеристикам объектов, но не к конструкции, технологии и методам  их разработки, с помощью которых  эти характеристики обеспечиваются. Это задача разработчиков, конструкторов, технологов. Исключение составляют случаи, когда без соблюдения определенных правил разработки объекта заведомо невозможно обеспечить защиту жизни  и здоровья граждан, имущества, охрану окружающей среды и растений, жизни  и здоровья животных.

Технический регламент может  содержать специальные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения (объектам), которые применяются  в зависимости от того, в каких  географических и климатических  зонах эти объекты производятся. Это обусловлено тем, что продукция, произведенная в таких зонах, может обладать повышенной опасностью именно из-за их географических и климатических  особенностей. К таким требованиям  могут быть отнесены, в частности, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры.

Как минимальный законом  предусмотрен 6-месячный срок со дня  официального опубликования технического регламента до вступления его в силу. Это сделано для того, чтобы  изготовители продукции и контролирующие органы могли подготовиться к  исполнению принимаемого Федеральным  законом или постановлением Правительства  Российской Федерации технического регламента. Поскольку этот срок может  оказаться слишком малым для  выполнения всех мер организационного, технического, экономического характера, подготовка к моменту вступления технического регламента в силу должна начинаться в процессе его разработки.

Закон устанавливает два  вида технических регламентов: общие  и специальные. Требования общих  регламентов обязательны для  применения и соблюдения в отношении  любых видов продукции, процессов  производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Специальные регламенты устанавливают  требования к видам продукции, безопасность которых не обеспечивается требованиями общих технических регламентов. Специальные регламенты не должны противоречить  общим регламентам и представляют собой нормативные акты прямого  действия. Общие регламенты, оформленные  как Федеральные законы, должны содержать  основные нормы, распространяемые на очень  широкий круг объектов. Специальные  регламенты устанавливают требования к технологическим и иным особенностям отдельных видов продукции, процессов  производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

2.2. Порядок разработки и принятия технического регламента

Технический регламент может  быть принят Федеральным законом, указом Президента РФ, международными договором  Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством  РФ, постановлением Правительства РФ.

Проект технического регламента имеет право разработать любое  лицо независимо от вида продукции  или процесса, формы собственности  и юридического статуса разработчика. Это, несомненно, демократично и позволит полнее использовать интеллектуальный потенциал без ограничений.

Федеральный закон «О техническом  регулировании» в качестве одного из основных принципов заложил публичность  подготовки и прохождения проектов технических регламентов. Это принципиальное новшество. Важно, чтобы на каждом из этапов разработки новой нормативной  базы общество в целом и структуры  государственной власти были подробно информированы о том, как идет процесс, какие есть противоречия, кто  автор тех или иных предложений.

Итак, чтобы исключить  возможность проведения через Государственную  думу технических регламентов в  целях некорректной конкурентной борьбы, Федеральный закон РФ «О техническом  регулировании» предусматривает специальную  процедуру подготовки и рассмотрения проектов технических регламентов. Данная процедура включает ряд обязательных этапов, без которых проект не может  быть внесен в Государственную думу. Это, в частности, публикация, уведомления  об его разработке в печатном издании  федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и  в информационной системе общего использования в электронно-цифровой форме (Интернете). Уведомление должно содержать информацию о продукции, для которой разрабатывается  регламент. Сюда также требуется  внести обоснование необходимости  разработки, указание отличий разрабатываемого регламента от международных стандартов или от требований, действующих на территории Российской Федерации. Необходимы также сведения о способе ознакомления с проектом регламента и, кроме того, реквизиты разработчика.

Кстати, обязанность последнего - обеспечить доступность проекта  регламента для ознакомления с момента  опубликования уведомления. Более  того, он должен будет дорабатывать проект технического регламента с учетом полученных замечаний, проводить не менее чем в течение двух месяцев  публичное обсуждение проекта.

По существу обсуждение проекта  технического регламента начинается с  момента опубликования уведомления  о разработке технического регламента. Настоящий закон обязывает разработчика предоставлять копию технического регламента любому заинтересованному  лицу. Заинтересованные лица направляют разработчику свои, замечания и предложения. Разработчик рассматривает эти  замечания и предложения, принимает  решение об их принятии, частичном  принятии или отклонении. Завершается  этот этап разработки технического регламента публичным обсуждением редакции технического регламента, в которой  учтены принятые замечания и предложения. Настоящим законом установлена  длительность этого этапа - менее  двух месяцев.

Этап обсуждения проекта  технического регламента завершается  публикацией федеральным органом  исполнительной власти по техническому регулированию уведомления, в котором  содержится информация о способе  ознакомления с проектом технического регламента и перечнем полученных в  письменной форме замечаний заинтересованных лиц, а также сведения о разработчике технического регламента.

Девятой статьей закона установлен 10-дневный срок уведомления федеральным  органом исполнительной власти по техническому регулированию в своем печатном издании о разработке проекта  технического регламента и о завершении публичного обсуждения этого проекта  с момента оплаты опубликования  уведомлений. Подобным образом обеспечивается информирование заинтересованных лиц  о разрабатываемом техническом  регламенте с момента начала его  разработки и в ходе разработки. Это дает возможность исполнителям технического регламента выражать свое мнение по существу разрабатываемого технического регламента и заблаговременно  начинать подготовку к его применению и исполнению.

В соответствии с законом  время от момента опубликования  уведомления о разработке проекта  технического регламента до момента опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения должно быть не менее двух месяцев.

С внесения субъектом права  законодательной инициативы проекта  Федерального закона о техническом  регламенте в Государственную думу начинается этап принятия технического регламента. Регистрация проекта  Федерального закона о техническом  регламенте осуществляется при наличии  следующих основных документов:

- обоснование необходимости  принятия;

- финансово-экономическое  обоснование;

- документы, подтверждающие  опубликование уведомления о  разработке проекта;

- документы, подтверждающие  опубликование уведомления о  завершении публичного обсуждения  проекта;

- перечень полученных  в письменной форме замечаний  всех заинтересованных лиц.

Внесенный проект Федерального закона о техническом регламенте с приложением документов направляется Государственной думой в Правительство  Российской Федерации.

На проект Федерального закона о техническом регламенте Правительство  Российской Федерации в течение  месяца направляет в Государственную  думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

Период времени на подготовку Государственной думой к принятию закона о техническом регламенте в первом чтении после получения  отзыва от Правительства Российской Федерации настоящим законом  не установлен. Принятый в первом чтении проект Федерального закона о техническом  регламенте должен быть опубликован  в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в  электронно-цифровой форме.

Поправки к принятому  в первом чтении проекту закона о  техническом регламенте после окончания  срока их подачи должны быть опубликованы не позднее, чем за месяц до рассмотрения Государственной думой проекта  технического регламента втором чтении. Проект закона о техническом регламенте, подготовленный ко второму чтению, Государственная дума направляет в  Правительство Российской Федерации  не позднее, чем за месяц до рассмотрения проекта Государственной думой  во втором чтении. На проект Федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации  в течение месяца посылает в Государственную  думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

В состав экспертных комиссий на паритетных началах включаются представители  федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений  предпринимателей и потребителей. Как  указано в пп. 7 и 8 данной статьи, эти комиссии дважды участвуют непосредственно в процессе принятия технического регламента - при подготовке закона о техническом регламенте в первом и во втором чтении. Члены экспертных комиссий имеют возможность готовить свое мнение о разрабатываемом техническом регламенте на более ранней стадии: разработчик обязан предоставлять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц на проект технического регламента по их запросам, и сам проект должен быть доступен всем заинтересованным лицам с момента опубликования уведомления о его разработке.

Внесение изменений и  дополнений в технический регламент  или его отмена рассматривается  как разработка нового технического регламента. Внесение изменений может  быть осуществлено принятием Федеральным  законом, указом Президента РФ, международным  договором, постановлением правительства.

В исключительных случаях  при возникновении особых обстоятельств (угроза жизни или здоровью граждан, окружающей среде и т.д.) Президент  РФ вправе издать технический регламент  без его публичного обсуждения.

При принятии технического регламента международным договором  применяется порядок его разработки, предписанный п. 6 ст. 9 ФЗ «О техническом  регулировании».

При необходимости сокращения срока введения в действие технического регламента он может быть введен постановлением Правительства РФ. При этом проект закона направляется на экспертизу в  соответствующую экспертную комиссию по техническому регулированию. При  принятии постановления об издании  технического регламента учитывается  заключение экспертной комиссии.

Отметим, что в последнее  время соответствующими техническими комитетами разработаны проекты  группы технических регламентов, а  также составлены и опубликованы методические рекомендации по разработке общих и специальных технических  регламентов Р 50.1.044-2003 «Рекомендации по разработке технических регламентов».

 

Заключение

Итак, данный ФЗ «О техническом  регулировании» направлен на создание основ единой политики в областях технического регулирования, отвечающей современным международным требованиям. Теперь базой решения многих вопросов стандартизации, сертификации, а также  лицензирования стали техническое  регулирование и технические  регламенты, а также подтверждение  соответствия продукции и услуг. Введение технических регламентов  в ранг государственного регулирования  для выполнения обязательных норм вместо привычных стандартов позволяет  уровнять состояние отечественной  стандартизации с международной. Это происходит за счет рекомендательного характера использования любых стандартов при применении технических регламентов, которые могут использовать их отдельные нормы и положения. Тем самым, стандарты остаются, как нормативная база, и будут разрабатываться, но никто не сможет использовать их в качестве основного регулятора взаимоотношений между производителем и потребителем.

Под техническим регулированием понимается правовое регулирование  отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам  производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. При техническом регулировании  на добровольной основе устанавливаются  и применяются требования к продукции, к упомянутым процессам, к выполнению работ или оказанию услуг, а также  осуществляется правовое регулирование  отношений в области оценки их соответствия. Технический регламент-документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования. Технический регламент устанавливается  федеральным законом или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, а также международным  договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации. Техническое  регулирование осуществляется на основе единых правил и соответствия уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития.

 

Список литературы

  1. Герасимов Б.И. Управление качеством. Учебное пособие. /Б.И. Герасимов, Н.В. Злобина, С.П. Спиридонов. – М.: КНОРУС, 2005. – 272 с.
  2. Ильенкова С.Д. Управление качеством. Учебник для студентов вузов спец. экономики и управления 080100 /С.Д.Ильенкова М.: ЮНИТИ-ДАНА, - 2007. – 352 с.
  3. Мазур И.И. Управление качеством /И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. – М.: Изд-во Омега-Л», 2006. - 400 с.
  4. Методы менеджмента качества, журнал 
  5. Мишин В.М. Управление качеством. Учебник для вузов /В.М. Мишин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 – 463 с.
  6. Проблемы современной экономики, журнал
  7. Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: учебное пособие. – М.: «Дело и Сервис», 2007. – 288 с.
  8. Салимова Т.А. Управление качеством / Т.А. Салимова – М.: Изд-во «Омега-Л», 2008. – 414 с.
  9. Семенова Е.И. Управление качеством.  Учебник для вузов  /Е.И. Семенова, В.Д. Коротнев, А.В. Пошатаев.- М.: КолоС,  2005. – 184 с.
  10. Стандарты и качество, журнал изд-во  Москва
  11. Федеральный закон Российской Федерации «О техническом регулировании» от 1 июля 2003 г. № 184-ФЗ
  12. Фомин В.Н. Комментарий к Федеральному закону РФ «О техническом регулировании»: Постатейный. М.: Ось-89, 2003.

Информация о работе Техническое регулирование