Техническое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 14:00, контрольная работа

Краткое описание

Вступивший 1 июля 2003 г. в силу Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» определил новую систему установления и применения требований к продукции, процессам производства, работам и услугам. Закон направлен на создание основ единой политики в областях технического регулирования, стандартизации и сертификации, отвечающей современным международным требованиям. В результате принятия закона появились новые правовые акты, прежде всего технические регламенты, существенно меняющие повседневную экономическую жизнь Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1.Техническое регулирование.
1.1. Определение регулирования 4
1.2. Принципы технического регулирования 5
2. Технические регламенты
2.1 Понятие, виды и содержание технических регламентов 8
2.2. Порядок разработки и принятия технического регламента 11
Заключение 17
Список используемой литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

4 Управ. кач-ом зо спец..docx

— 38.82 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение           3

1.Техническое регулирование.

1.1. Определение регулирования       4

1.2. Принципы технического регулирования     5

2. Технические регламенты

2.1 Понятие, виды и содержание технических регламентов   8

2.2. Порядок разработки и принятия технического регламента         11

Заключение                 17

Список используемой литературы              19

 

Введение

Вступивший 1 июля 2003 г. в силу Федеральный  закон РФ «О техническом регулировании» определил новую систему установления и применения требований к продукции, процессам производства, работам  и услугам. Закон направлен на создание основ единой политики в  областях технического регулирования, стандартизации и сертификации, отвечающей современным международным требованиям. В результате принятия закона появились  новые правовые акты, прежде всего  технические регламенты, существенно  меняющие повседневную экономическую  жизнь Российской Федерации. Основными  инструментами технического регулирования  станут технические регламенты, которые  представляют собой обязательные правила, вводимые Федеральными законами, национальные стандарты - правила для добровольного  использования, процедуры подтверждения  соответствия, аккредитация, государственный  контроль и надзор.

Федеральный закон Российской Федерации "О техническом регулировании" направлен на создание механизма  обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, обороны  и национальной безопасности страны. Формирование в стране комплекса  технических регламентов в первую очередь направлено на защиту национальных научно-технических разработок и  использование результатов научно-технической  деятельности в интересах национальной экономики, т.е. на обеспечение технологической  безопасности государства.

  
1.Техническое регулирование.

1.1. Определение регулирования

Техническое регулирование  является разновидностью государственного регулирования, которое предполагает использование юридических инструментов для реализации целей социально-экономической  политики государства. В рамках государственного регулирования происходит принуждение  индивидов или организаций к  соблюдению определенных обязательных требований под угрозой официальных  санкций со стороны специализированных государственных структур и органов.

В Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) под  государственным регулированием понимается разнообразное множество инструментов, с помощью которых государство  устанавливает требования к предприятиям и гражданам. Такое регулирование включает законы, формальные и неформальные предписания и вспомогательные правила, устанавливаемые государством, а также негосударственными организациями или организациями саморегулирования, которым государство делегировало регуляторные полномочия.

В статье 2 ФЗ «О техническом  регулировании» дается следующее определение: техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области  установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам  производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг  и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Достаточно упрощенно этот термин можно пояснить так: техническое регулирование - обязательные условия нефинансового характера для предпринимательской деятельности, которые устанавливает государство. Очевидно, что характеристики продукции, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации должны иметь общие требования. То же самое относится к выполнению всевозможных работ и услуг.

В понятие «техническое регулирование» входят также и оценка соответствия продукции, процессов, работ и услуг  установленным нормам, а также  контроль за их соблюдением. Кроме обязательных постулатов данный термин включает в себя функции соблюдения добровольных правил в той сфере деятельности, которой занят предприниматель.

1.2. Принципы технического регулирования

На законе «О техническом  регулировании» отрабатывается новый  формат государственного регулирования  экономики в целом. Основной принцип  технического регулирования - законодательный  уровень всех ограничений, которые  существуют в отношении предпринимательской  деятельности. Поэтому декларирование в законе принципов технического регулирования влечет необходимость  их реализации при организации технического регулирования, разработке регламентирующей документации и практической деятельности предпринимателей в этой области.

1. Принцип «применение  единых правил установления требований»  означает, что требования формулируются  единообразно, независимо от вида  продукции или процесса, формы  собственности юридического статуса  разработчика технического регламента  или стандарта, предпринимателя,  выпускающего продукцию или оказывающего  услугу.

2. Принцип «соответствие  технического регулирования уровню  развития национальной экономики,  развития материально-технической  базы, а также уровню научно-технического  развития» показывает, что требования, закладываемые в технические  регламенты и национальные стандарты,  должны быть выполнимыми с  учетом достигнутого уровня развития  отечественной промышленности, обеспеченности  обладающими нужными свойствами  материалами и оборудованием,  технологическими процессами, необходимой  информацией.

3. Принцип «независимость  органов по аккредитации, органов  по сертификации от изготовителей,  продавцов, исполнителей и приобретателей»  декларирует то, что органы и  по аккредитации и сертификации  не должны быть связаны ни  с изготовителями (продавцами, исполнителями), ни с приобретателями никакими  договорными обязательствами за  исключением тех, которые предусмотрены  действующими правилами.

Персонал этих органов  должен быть защищен от попыток незаконного  давления или других воздействий, которые  могли бы повлиять на принимаемые  решения. Руководители этих организаций  должны разрабатывать меры, направленные на то, чтобы сотрудники не вступали в незаконные сделки с лицами, заинтересованными  в финансовых результатах аккредитации и сертификации.

4. Принцип «единой системы и правил аккредитации» означает, что аккредитация органов по сертификации, испытательных лабораторий и центров должна осуществляться в единой системе, а терминология, правила и процедуры аккредитации, применяемые в этой системе, должны быть основаны на единых принципах с учетом международного опыта, отраженного в руководствах ИСО и МЭК, международных и европейских стандартах в области аккредитации.

5. Принцип «единство правил  и методов исследований (испытаний)  и измерений при проведении  процедур обязательной оценки  соответствия» устанавливает единство  правил, относящихся к организации  испытаний и измерений, применяемой  документации, общих, т. е. независимых  от физической или химической  природы контролируемых параметров, критериев соответствия оцениваемых  объектов установленным требованиям.

6. Принцип «единство применения  требований технических регламентов  независимо от видов и особенностей  сделок» декларирует обязательность  требований технических регламентов  независимо от того, на основе  каких договорных обязательств  поставляется продукция, оказывается  услуга или выполняется работа.

7. Принцип о недопустимости  ограничения конкуренции при  осуществлении аккредитации и  сертификации запрещает возможность  создания преимуществ отдельным  заявителям, искусственного затормаживания  решения вопросов или их необоснованного  ускорения.

8. Принцип недопустимости  совмещения полномочий органа  государственного контроля (надзора)  и органа по сертификации разграничивает  сферы их деятельности.

В обязанности этих органов  входит контроль за сертифицированной продукцией и другими сертифицированными объектами, однако уровень этого контроля различен: орган по сертификации контролирует выполнение его решений, а орган госнадзора контролирует деятельность органа по сертификации, проверяет, насколько точно выполняются его решения.

9. Принцип недопустимости  совмещения одним органом полномочий  на аккредитацию и сертификацию  вводит запрет на возможность  одной и той же организации  быть и исполнителем, и контролером  своей деятельности.

10. Принцип недопустимости  внебюджетного финансирования государственного  контроля (надзора) за соблюдением  требований технических регламентов  отрицает возможность влияния  частного капитала на деятельность, являющуюся по закону деятельностью  государственного органа.

 

2. Технические регламенты

2.1 Понятие, виды и содержание технических регламентов

Согласно статье 2 ФЗ «О техническом  регулировании» технический регламент - документ, который принят международным  договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации, или федеральным  законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства  Российской Федерации и устанавливает  обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том  числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Принятие технических  регламентов направлено на защиту граждан  и их имущества, живой природы, а  также на предупреждение неправильных действий, которые могут привести к нежелательным последствиям для  пользователей продукции.

Согласно п. 2 статьи 6 технические  регламенты включают только те требования, которые обеспечивают решение вопросов, сформулированных в предыдущем абзаце. Принятие же технических регламентов  в каких-либо иных целях попросту не допускается. Соблюдение прочих технических  норм, напрямую не связанных с упомянутыми  в статье закона вопросами, становится факультативными делом.

Технические регламенты должны устанавливать минимально необходимые  требования, обеспечивающие безопасность по ряду специфических вопросов. В узком смысле безопасность - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба, в широком - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз или опасностей.

Требования технических  регламентов не должны быть завышенными  по отношению к тем, которые надлежащим образом обеспечивают защиту жизни и здоровья граждан, имущества, охрану окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, так как это может обусловить усложнение и удорожание продукции и услуг и, как следствие, стать препятствием осуществлению предпринимательской деятельности. Например, на стадии разработки и согласования проектов технических регламентов вполне могут возникнуть решения, которые поставят отечественных товаропроизводителей в менее выгодные условия, нежели зарубежных. Поэтому при согласовании показателей по безопасности и проведении экспертной оценки важно неукоснительно соблюдать принципы конкурентного права. Наши законы должны защищать, а не разорять отечественных предпринимателей.

В техническом регламенте должны быть перечислены все те объекты, на которые он распространяется. К  таким объектам относятся: продукция; процессы производства; процессы эксплуатации; процессы хранения; процессы перевозки; процессы реализации; процессы утилизации.

В техническом регламенте должны быть прописаны правила идентификации  объектов, т. е. правила признания  тождественности реального объекта  тем его характеристикам, которые  содержатся в техническом регламенте, и признаки его опознания. Кроме  того, технический регламент может  содержать следующие данные:

- правила и формы оценки соответствия;

- схемы подтверждения соответствия;

- предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования;

- терминологию, в которой дается определение терминам, специфических для данного технического регламента;

- требования к упаковке, конструкции, способу исполнения, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Очевидно, технический регламент  будет противодействовать введению в заблуждение покупателя товаров. Для этого необходимо разработать  и принять на уровне Федерального закона технический регламент о порядке доведения сведений о товарах до потребителей с помощью маркировки и оформления этикеток. Сегодня информация, наносимая на товары и включаемая в сопроводительную документацию, зачастую оказывается недостоверной, в результате чего получается неправильное представление о реальном качестве предлагаемой продукции. Когда установятся единые строгие правила, это позволит в значительной мере лишить недобросовестных товаропроизводителей и продавцов возможности безнаказанно заимствовать для обозначения собственной продукции наименования известных изделий существенно иного качества, приписывать полезные свойства предметам, которые на самом деле ими не обладают, придавать продукции оформление, вводящее потребителя в заблуждение.

Информация о работе Техническое регулирование