Система менеджмента качества в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в разработке рекомендаций по внедрению системы менеджмента качества. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
описание сущности, содержания и принципов СМК;
описание структуры СМК и требований к ней;
анализ проблем, возникающих при внедрении СМК;
изучение российского и зарубежного опыта;
изучение характеристики организации и её проблем;
разработка рекомендаций по внедрению СМК на предприятии.

Вложенные файлы: 1 файл

!ГОТОВА.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

Процессный  подход обеспечивает:

    • взаимосвязь всех видов деятельности, их согласованность и направленность на достижение целей организации;
    • ориентирование подразделений и служб на достижение конечного результата, определенного общей целью;
    • наглядность и понятность для персонала деятельности на предприятии;
    • возможность анализа процесса, оценки влияния на другие процессы, его совершенствования и приспособления к изменениям;
    • обозримость всех сфер деятельности предприятия и их согласованность;
    • измеримость результатов числовыми характеристиками;
    • облегчение управления организацией;
    • объединение людей и усиление коллективной (командной) работы, мотивация персонала для достижения целей процессов и организации.

Системный подход к менеджменту. Этот принцип тесно взаимосвязан с  принципом «Процессный подход»  и с представлением системы качества как совокупности взаимосвязанных процессов. Создание, обеспечение и управление системой взаимосвязанных процессов существенно повышает результативность и эффективность деятельности предприятия и является эффективным с точки зрения обеспечения гарантий выполнения требований потребителей. При системной подходе стало возможным полное использование обратной связи и потребителем для выработки стратегических планов предприятия и планов по качеству с учетом планирования по качеству каждой составной части системы.

Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует  рассматривать как ее неизменную цель. Применение этого принципа –  это осуществление на предприятии  деятельности, направленной на:

    • установление целей по управлению и изменению постоянного улучшения:
    • оценку, признание и подтверждение улучшений;
    • использование согласованного подхода к постоянному улучшению во всей организации;
    • предоставление работникам возможности обучения методам и средствам постоянного улучшения;
    • формирование потребности у каждого работника предприятия в постоянном улучшении продукции, процесса и системы в целом, мотивация персонала, участвующего в улучшениях;
    • постоянное повышение эффективности всех процессов;
    • регистрацию улучшений.

Принятие решений, основанное на фактах. Принятие решения, базирующегося на тщательно изученных и представленных в ясной форме фактах, должно быть основой деятельности любого организации.

Взаимовыгодные отношения с  поставщиками. Основной целью данного  принципа является изменение стратегии  предприятия в отношении взаимодействия со своими поставщиками. Только взаимовыгодные отношения обеспечивают обеим сторонам наилучшие возможности и выгоды.

Таким образом, применение принципов менеджмента качества не только дает организации непосредственные выгоды, но и вносит важный вклад в менеджмент затрат и рисков. Соображения, связанные с выгодами, менеджментом затрат и рисков, важны для организации, ее потребителей и других заинтересованных сторон.

1.3. Требования к СМК

СМК как система состоит из следующих  элементов: организация, процессы, документы, ресурсы.

По определению ISO, организация  это группа сотрудников и необходимых  средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений. Другими  словами, под организацией понимается совокупность элементов организационно-штатной структуры, связанных с качеством, правила их взаимодействия, а также персонал, отвечающий за качество.

Процесс – совокупность взаимосвязанных  и взаимодействующих элементов  деятельности, преобразующих «входы»  в «выходы». При этом «входами» процесса обычно являются «выходы» других процессов. Процессы в организации, как правило, планируются и осуществляются с целью добавления ценности (от «входа» к «выходу»).

Документ – информация (значимые данные), размещенная на соответствующем  носителе. С документами системы качества должны быть связаны другие организационно-распорядительные документы предприятия, например «Положения о подразделениях» и «Должностные инструкции».

Документы системы менеджмента  качества:

    • Приказы и положения по предприятию, относящиеся к СМК («О совершенствовании системы качества», «О представителе руководства», «О руководителе проекта», «О службе системы качества»).
    • Политика в области качества – основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные руководством
    • Процедуры системы качества.
    • Руководство по качеству – документ, излагающий политику в области качества и описывающий систему качества.
    • Рабочие инструкции, связанные с качеством.
    • Контрольные инструкции, связанные с качеством.

Ресурсы СМК – все то, что обеспечивает менеджмент качества (человеческие, временные).

Любая деятельность или комплекс деятельности, в которой используются ресурсы  для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс.

Чтобы результативно функционировать, организации должны определять и управлять многочисленными взаимосвязанными и взаимодействующими процессами. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. Систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов, и особенно взаимодействия таких процессов могут считаться «процессным подходом». Предназначение СМК – побуждать принятие процессного подхода к менеджменту организации. СМК – это система, состоящая из организации, процессов, документов и ресурсов, направленная на формирование политики и целей в области качества, а также на достижение этих целей.

Для успешного и продуктивного  функционирования СМК в организации  необходимо, чтобы она соответствовала  определенным требованиям.

Стандарт ISO 9000 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего применения в организациях, в целях сертификации или заключения контрактов. Он направлен на эффективность системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей.

Требования распространяются как  на организацию в целом, так и  на отдельные аспекты: ведение документации, ответственность руководства, менеджмент ресурсов, процессы жизненного цикла  продукции, измерения, анализ и улучшения.

Организация должна создать, документально оформить, внедрить и поддерживать систему менеджмента качества и постоянно улучшать ее результативность. Для создания системы необходимо определить процессы, необходимые для системы менеджмента качества, установить их последовательность и взаимодействие, определить критерии и методы управления этими процессами. Обеспечить мониторинг процессов, ресурсы, регистрацию данных и др. информации, необходимой для поддержания функционирования и контролирования этих процессов.

Требования к документации. Стандарт ISO 9000 предписывает включить в документацию:

Документированное заявление о  политике в области качества и  целях в области качества.

Руководство по качеству – организация  должна создать и поддерживать в  рабочем состоянии руководство  по качеству, определяющее область действия системы, а также применяемые исключения, описания взаимодействия процессов, включенных в систему менеджмента качества, документированные процедуры и ссылки на них.

Документированные процедуры –  разработка процедуры по управлению документацией системы менеджмента качества, отличной от регистрации данных, в которой описывается порядок для: утверждения, пересмотра, актуализации, а при необходимости и повторного утверждения документов, а также внесения изменений; учета и контроля за состоянием, а также обеспечения использования на местах разрешенных или актуализированных редакций применяемых документов и обеспечения управления рассылкой документации; предотвращения несоответствующего использования или использования устаревших документов, их учета, хранения.

Документы, необходимые организации  для обеспечения эффективного осуществления  процессов и управления ими.

Записи, требуемые стандартом, –  от организации требуется вести  записи по качеству с целью подтверждения  соответствия системы менеджмента качества установленным требованиям, а также результативности ее функционирования.

Глубина документации системы менеджмента  качества зависит от размера и  вида организации, сложности и взаимодействия процессов, компетенции персонала.

Ответственность руководства. Высшее руководство должно обеспечить создание политики в области качества и установление целей по качеству, включая те, которые необходимы для выполнения требований к продукции, по всем необходимым функциям и уровням организацию. Цели в области качества должны быть измеримыми и согласованы с политикой в области качества.

Высшее руководство должно обеспечить определение и доведение до сведения сотрудников организации ответственности  и полномочий.

Менеджмент ресурсов. Организация  должна определить потребность и своевременно выделять необходимые ресурсы для разработки и поддержания процессов системы менеджмента качества, улучшения ее эффективности и большей удовлетворенности потребителя.

Что касается человеческих ресурсов, то сотрудники, работа которых влияет на качество продукции, должны быть компетентны. Основанием для определения компетентности является образование, обучение, навыки и опыт.

Важными составляющими менеджмента  ресурсов является инфраструктура и  производственная среда.

Организация должна определить, обеспечить и поддерживать в рабочем состоянии инфраструктуру, необходимую для достижения соответствия выпускаемой продукции предъявленным к ней требованиям (производственные помещения и связанные с ним средства, оборудование, транспорт и связь).

Организация должна определить производственную среду, необходимую для обеспечения  соответствия продукции предъявляемым  к ней требованиям и управлять  ею, то есть определить и управлять  всеми факторами производственной среды, которые необходимы для поставки соответствующей продукции. К этим факторам относятся: человеческий фактор (методы творческой работы, возможности более широкого вовлечения персонала, эргономика); физические факторы (тепло, шум, вибрация, загрязнения).

Процессы жизненного цикла продукции. Организация должна планировать и разрабатывать процессы, необходимые для выпуска продукции. Планирование производственных процессов необходимо согласовывать с другими требованиями системы менеджмента качества организации, и оформлять документально в виде, наиболее подходящем для методов работы, используемых в организации.

Организация должна определить, где  это необходимо:

    • цели в области качества применительно к продукции;
    • необходимость разработки процессов, документации, а также обеспечения ресурсами, определенными для данной продукции;
    • соответствующая деятельность по проверке, утверждению, мониторингу, контролю и испытаниям применительно к данной продукции и критерии приемки продукции;
    • записи, необходимые для подтверждения соответствия производственных процессов и готовой продукции.

Измерения, анализ и улучшения. Организация  должна планировать и внедрять измерения, мониторинг, анализ и улучшение процессов, необходимые для:

    • подтверждения соответствия продукции;
    • обеспечения соответствия СМК;
    • постоянного улучшения эффективности СМК.

Таким образом, соответствие СМК приведенным  требованиям позволяет организации  повысить конкурентоспособность своей  продукции, улучшить организацию труда  и эффективность использования  ресурсов.

 

 

 

 

Глава 2. Внедрение СМК

2.1. Этапы создания  СМК

Создание эффективной системы  качества невозможно без знания этапов формирования системного подхода к  управлению качеством продукции, как  в отечественной практике, так  и за рубежом.

Этапы построения СМК: 

Этап 1. Решение руководства

Руководитель должен принять решение  о начале проекта, известить сотрудников  компании, а также создать предпосылки  для быстрого осуществления всех остальных этапов. Также следует  сформулировать цели построения СМК, выделить на верхнем уровне процессы СМК, которые нужно контролировать, и критерии оценки их качества. Впоследствии цели СМК необходимо зафиксировать в документе под названием «Политика в области качества», в котором также описываются принципы их достижения. Этот документ является основополагающим в системе нормативной документации СМК компании.

Этап 2. Обучение персонала 

Для дальнейшей успешной работы СМК  персонал компании должен изучить теорию менеджмента качества, стандарты ISO серии 9000, освоить теорию процессного  подхода, а также основные требования к внедрению СМК. Обучение пользованию системой можно провести как с помощью консультантов, так и самостоятельно, если в компании есть сотрудник, имеющий опыт постановки СМК.

Этап 3. Формирование программы внедрения  СМК 

Внедрение СМК следует рассматривать как сложный и длительный проект (сроком до полутора-двух лет). Поэтому необходимо составить программу внедрения СМК, которая должна включать: описание этапов внедрения; список ответственных за каждый этап проекта. Как правило, их выбирают из числа топ-менеджеров, а также специалистов, которые лучше всех знают специфику работы своих подразделений;  бюджет внедрения СМК. В него включаются как расходы на сертификацию, так и оплата услуг консультантов в случае их привлечения, а также стоимость дальнейшего обучения персонала и стоимость отвлечения менеджмента от основной работы для ведения проекта.

Информация о работе Система менеджмента качества в организации