Сертификация продукции. Международная стандартизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 14:21, реферат

Краткое описание

В экономике и управлении термин "качество" прежде всего, связан с созданием и использованием продукции и услуг, поэтому объектом исследования и управления здесь является в первую очередь качество продукции и услуг, причем его восприятие потребителем во многом зависит от роли, которую он играет в процессе их производства и использования. Авторы книги "Что такое качество?" в середине 20 века провели исследования. Они проанализировали множество литературных источников, где, так или иначе, определяется термин "качество". Только в отечественной научной литературе ими было выявлено более сотни различных формулировок, определяющих понятие "качество продукции".

Содержание

1.Введение
2. Качества продукции и управление им
3. Показатели качества продукции и оценка его уровня
4. Учет и анализ брака
5. Сертификация продукции. Международная стандартизация
6. Библиографический список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 124.03 Кб (Скачать файл)

            1.Введение 

2. Качества продукции и управление  им

3. Показатели качества продукции и оценка его уровня

4. Учет и анализ брака

5. Сертификация продукции. Международная  стандартизация

6. Библиографический список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время появилось  огромное разнообразие аспектов понятия "качество": экономический, социальный, управленческий, личностный и другие. Каждый из подходов содержит свои трактовки и понимание содержания данной категории в зависимости от объекта исследования.

В экономике и управлении термин "качество" прежде всего, связан с  созданием и использованием продукции  и услуг, поэтому объектом исследования и управления здесь является в  первую очередь качество продукции  и услуг, причем его восприятие потребителем во многом зависит от роли, которую  он играет в процессе их производства и использования. Авторы книги "Что такое качество?" в середине 20 века провели исследования. Они проанализировали множество литературных источников, где, так или иначе, определяется термин "качество". Только в отечественной научной литературе ими было выявлено более сотни различных формулировок, определяющих понятие "качество продукции".

В современный период экономического развития нашей страны,  сопровождаемой  изменениями, социальной и политической жизни , а также модернизации в области управления старой административно-командной системы на рыночную перед предприятиями  открываются новые перспективные рынки сбыта , вследствие чего на арену выходит новое понятия качества .

Грамотное, квалифицированное управление  — это основа успешной работы предприятия.

Особенностью современного менеджмента  является его направленность на эффективное  ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов и жёсткой  конкурентности, удовлетворяющих требованиям международных стандартов. В работе приведены различные системы контроля, используемые на предприятиях зарубежных стран с развитой экономикой которые долгое время занимают лидирующие позиции.

 

 

 

 

2. Качества продукции и управление им

 

В жизни мы часто употребляем  понятие «качество»: деловые качества, качество продукции, услуг, труда, качество жизни и др.

Значительное влияние на качество образа жизни оказывает материальная среда – качество товаров и  услуг. Поэтому проблема качества продукции  и услуг была и остается актуальной. Она является стратегической проблемой, от решения которой зависит стабильность экономики нашего государства. Процесс  улучшения качества, объединяющий деятельность многих производств, коллективов конструкторов, сферы услуг, необходим не только для получения прибыли при  сбыте товаров и услуг, но главное  – обществу в целом и его  интересам.

Товары, которые обладают соответствующей  прибыльностью (разностью между  продажной ценой и себестоимостью), должны находить постоянный сбыт. Покупая  товары, мы оплачиваем их стоимость не только потому, что они необходимы, но и потому, что они нам понравились. Поскольку внешний вид этих товаров, удобство в обращении, срок службы, технические характеристики, условия гарантийного обслуживания – решающие моменты при определении их цены, то мы оплачиваем покупку в соответствии с фактором «возлагаемых надежд» или «степенью полезности товара». Таким образом, необходимыми условиями определяющими сбыт товара, является убежденность потребителя в его гарантированном качестве и его цена.

Качество – совокупность характерных  свойств, формы, внешнего вида и условий  применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению. Все эти элементы определяют требования к качеству изделия, которые конкретно  воплощены на этапе проектирования в технической характеристике изделия, в конструкторской документации, в технических условиях. Предусматривающих качество сырья, конструктивные размеры и т.д.

В литературе понятие качества трактуется по-разному. Однако основное различие в понимании качества определяется различиями в условиях командно административной и рыночной экономик. В условиях первой качество трактуется с позиции производителя, а в рыночной - с позиции потребителя.

Понятие качества неоднократно обсуждалось  научной общественностью и практиками. В результате ее деятельности сформировалось концептуальное видение качества как  одной из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного  развития человека и общества.

Основные элементы пригодности  товаров, определяемые технической  характеристикой изделия, называют качеством конструкции. При усовершенствовании качества конструкции возрастает стоимость  изделия.

На рис. 1 показана зависимость качества конструкции от ее цены и себестоимости. Часть графика, заключенная между  кривыми себестоимости и цены изделия, ограниченная точками их пересечения Q1 и Q2, отражает рентабельность, которая является основой существования предприятия.

Точка Q0, фиксирующая наибольшее отдаление кривых, соответствует качеству конструкции, обеспечивающему максимальную прибыль.

Рынок сбыта при наличии конкурирующих  изделий представляет предприятию выбор между различными вариантами экономической стратегии и тактики. Можно остановиться на качестве конструкции Q3, нацеливающей на производство изделий высокого класса, пожертвовав при этом незначительной долей собственной прибыли, и наметить массовое производство не взирая на низкую прибыль, либо решиться принять качество конструкции Q4 с низкой себестоимостью.

Итак, всё зависит от того, каким  будет управленческое решение.

Рис. 1 – Качество конструкции

 

 

 

Что же представляет собой управление? Как в повседневной жизни. Так  и в условиях предприятия управление является круговым циклом: планирование – осуществление – контроль –  управляющее воздействие.

Управление качеством на предприятии  является одним из звеньев описываемого цикла управления. Иначе говоря, это круговой цикл, который вверен группе предварительного контроля и  анализа конструкций изделий  и является основой в управлении качеством. (Рис. 2)

 

 

Рис. 2 – Управление качеством на предприятии

 

Функция планирования, подразумевающая  проектирование, заключается в использовании  руководством предприятия стратегии  и тактики при анализе и  учете результатов изучения рынков, коэффициента эффективности капитальных  затрат, технического уровня своего предприятия, эффективности контроля, предполагаемой себестоимости, ожидаемой реализации и т.д. и предусматривает определение  уровня качества изделий.

Функция осуществления – это  воплощение запроектированного качества конструкции в готовую продукцию. Она предусматривает проектирование технологических процессов, определение  вида используемого оборудования, машин, инструментов, а также методов  работы и контроля. Функцией осуществления  предусматриваются обучение и тренировка исполнителей работ. Все это в  комплексе преследует цель – сохранить  степень соответствия продукции  техническим требованиям или  по возможности улучшить эти показатели.

Функция контроля осуществляется как  на стадии изготовления продукции, так  и путем выявления истинных достоинств товара после поступления его  на рынок. Иными словами пригодность  товара подтверждается посредством  сбыта.

Функция управляющего воздействия  подразумевает меры по реализации продукции  и соблюдению способов продажи товара, предусмотренных планом, проведение мероприятий по техническому обслуживанию (сервису) в случае, когда реализованный  товар не отвечает требованиям качества. Кроме этого она включает сбор информации о качестве реализованного на рынке товара, выявление возможности  улучшения качества, изучение мнения потребителя о качестве товара для внесения необходимых изменений в процессе производства.

Для четкого управления перечисленными функциями планирования – осуществления  – контроля – управляющего воздействия  необходимо, чтобы все службы и  отделы предприятия, владея техникой управления и контроля, специальной технологией, а также статистическими методами и располагая представлениями о  важном значении качества, с ответственностью за его уровень выполняли возложенные на них обязанности.

Система управления качеством представляет собой согласованную рабочую  структуру, действующую в фирме  и включающую эффективные технические  и управленческие методы, обеспечивающие наилучшие и наиболее практичные способы взаимодействия людей, машин, а также информации с целью  удовлетворения требований потребителей, предъявляемых к качеству продукции, а также экономии расходов на качество. Мировой опыт сформировал не только общие признаки действующих систем управления качеством, но также принципы и методы, которые могут применяться  в каждой из них.

В настоящее время можно выделить 3 уровня систем управления качеством, имеющие некоторые концептуальные различия:

системы, соответствующие требованиям  стандарта ИСО серии 9000;

общефирменные системы управления качеством (TQM – всеобщее управление качеством – Total Quality Management);

системы, соответствующие критериям  национальных или международных (региональных) премий дипломов по качеству.

Системы, соответствующие стандартам ИСО серии 9000. Главная целевая  установка систем качества, построенных  на основе стандартов ИСО серии 9000 –  обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и представление ему  доказательств в способности предприятия сделать это. Механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель. Вместе с тем в стандарте ИСО серии 9000 целевая установка на экономическую эффективность выражена слабо, а на своевременность поставок – просто отсутствует.

Общефирменная система управления качеством (TQM). История формирования и развития принципов качества, сертификации имеет глубокие корни. Достаточно вспомнить этапы развития, которые приводят отечественные исследователи В.Е. Швец, В.А. Лапидус. Историю развития управления качеством можно представить графиком на рис. 3

 

 

Рис.3 – История развития системы  качества

 

TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставки точно в срок. Основная философия TQM базируется на принципе – улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка – ноль дефектов, к затратам – ноль непроизводительных затрат, к поставкам – точно в срок. При этом осознается, что достичь этих пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться и не останавливаться на достигнутых результатах. Эта философия имеет специальный термин – «Постоянное улучшение качества» (quality improvement).

Системы качества, соответствующие  критериям национальных или региональных премий по качеству. Премии по качеству как стимул создания на предприятиях эффективных систем качества широко используются в мире – премия Деминга в Японии, премия Малкольма Болдриджа в США, Европейская премия в станах Европы и др. Следует отметить, что критерии премии по качеству, учитывая все передовое, что имеется в системах по ИСО 9000 и в TQM, еще в большей мере обращены к человеческому фактору.

Суть метода распределения функций  качества (QFD) заключается, образно говоря, в переводе требований к качеству с одного языка на другой.

Метод анализ причин и последствий  отказов (FMEA) впервые был разработан и применен в программе «Шаттл». Чаще всего он используется на стадии проектирования. Суть его заключается в том, что экспертно предполагаются наиболее критические отказы изделия, возможные в эксплуатации. Оцениваются (экспертно) возможные последствия этих отказов. В зависимости от серьезности этих последствий с определенной глубиной анализируются возможные причины отказов и принимаются конструктивные и технологические решения по недопущению этих причин.

Методы Тагути можно отнести к инженерно-эконмическим методам, позволяющим наиболее коротким способом с меньшими затратами прийти к правильному инженерному решению. Тагути создал надежный метод расчета, использовав отношение сигнал/шум, применяемое в электросвязи.

Групповые методы анализа и решения  проблем получили достаточное воплощение в форме кружков качества. Однако в зарубежной практике групповая  организация улучшения качества имеет много разновидностей. Саму по себе идею нельзя вырвать и насадить как нечто самостоятельное. Она  должна быть органической частью продуманного проекта построения на предприятии  системы качества.

Такие методы, как QFD, FMEA, Тагути, в зарубежной практике применяются очень широко и эффективно, входят неотъемлемой частью в программы подготовки специалистов по качеству.

Семь инструментов качества японской экономики изложены в переводной литературе японских авторов (Исикава, Куме) и в отечественных публикациях. Одно из достоинств этих методов – в их простоте и возможности использования работниками любого уровня – от директора до рабочего.

Статистические методы. Начальный  опыт японской революции в качестве связан именно с массовым применением  статистических методов. Использование  статистических методов предполагает, что на предприятии имеется группа специалистов, квалифицированно владеющих  этими методами и осуществляющих постановку их применения на предприятии. Статистические методы широко отражены в стандартах, справочниках и других материалах.

Таким образом, можно утверждать, что  управление качеством на предприятии  – это «такой вид руководящей  деятельности, который обеспечивает проектирование, изготовление и реализацию товаров, обладающих достаточно высокой  степенью полезности и удовлетворяющих  запросы потребителей.

 

3. Показатели качества продукции и оценка его уровня

 

Качество продукции согласно ГОСТу 15467-79 – это совокупность свойств продукции, обусловливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением.

Информация о работе Сертификация продукции. Международная стандартизация