Российский и международный опыт управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 14:59, реферат

Краткое описание

Мировой опыт управления качеством продукции показал что обеспечить стабильное качество изделия невозможно, если не добиться стабильности качества исходных материалов. Поэтому отмечается тенденция к все более тесному взаимодействию изготовителя изделий с поставщиками сырья, материалов, комплектующих деталей. Это имеет место как в развитых, так и развивающихся странах, хотя и в разной форме. Не случайно процедуру выбора поставщика международный стандарт предлагает как элемент системы обеспечения качества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Основные понятия качества и управления качеством
Российский опыт управления качеством
Японский опыт управления качеством
Опыт управления качеством в США
Европейский опыт управления качеством
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

КАЧЕСТВО РЕФЕРАТ.docx

— 42.40 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

  1. Основные понятия качества и управления качеством
  2. Российский опыт управления качеством
  3. Японский опыт управления качеством
  4. Опыт управления качеством в США
  5. Европейский опыт управления качеством

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Мировой опыт управления качеством  продукции показал что обеспечить стабильное качество изделия невозможно, если не добиться стабильности качества исходных материалов. Поэтому отмечается тенденция к все более тесному взаимодействию изготовителя изделий с поставщиками сырья, материалов, комплектующих деталей. Это имеет место как в развитых, так и развивающихся странах, хотя и в разной форме. Не случайно процедуру выбора поставщика международный стандарт предлагает как элемент системы обеспечения качества. 

В различных странах мира проблема повышения качества занимает ведущее место в обеспечении конкурентоспособности продукции и услуг, построении новых отношений между потребителем и производителем, удовлетворении материальных потребностей, социальных интересов и духовных запросов общества. Особую значимость эта проблема приобретает в условиях экономического кризиса, сопровождающегося распадом экономических связей, снижением производства, утратой позиций на внутреннем и внешнем рынках. При этом наибольшего успеха достигли страны, в которых решение проблем качества становилось национальной идеей, носило всеобщий характер за счет создания системы непрерывного обучения работников всех категорий, от которых зависит обеспечение качества продукции и услуг, профессиональной подготовки и переподготовки всех слоев общества от рядового работника до руководителя любого уровня.

 

 

 

 

 

 

1. Основные понятия качества и управления качеством

 

Существует огромное разнообразие определений понятию качества. Первым, кто в литературе упомянул о качестве как о понятии, был Аристотель (3 век до н. э.). Он вкладывал в понятие  качество различие между предметами по признаку «хороший - плохой». По Гегелю: «Качество есть в первую очередь  тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно  теряет свое качество». Японский ученый К. Исикава и американец Д. Джуран вложили в понятие качество степень  удовлетворения потребностей потребителя  продукции.

Более строгое определение  понятию качества дано в ГОСТ 15467-93: «Качество продукции - совокупность свойств продукции, обуславливающих  ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с  ее назначением». В соответствии с  международным стандартом ИСО 8402-94: «Качество - это совокупность характеристик  объекта, относящихся к его способности  удовлетворять установленные и  предполагаемые потребности». Это последнее, официальное определение понятия  качества.

В ИСО по сравнению с  ГОСТ произошли уточнения: вместо «свойства» -«характеристики», вместо «продукции» - «объект».

Характеристика это взаимосвязь  между зависимыми и независимыми переменными, выраженная формулами, таблицами, графиками. Под характеристикой  понимаются показатели качества, которые  можно измерить, вычислить или  ощутить. Объект это то, что может  быть индивидуально описано или  рассмотрено. К объектам можно отнести  любую деятельность или процесс, продукцию, услугу, систему или отдельное  лицо.

Потребность это состояние  неудовлетворенности требований организма, личности или общества, необходимых  для его нормального функционирования.

Таким образом, качество объекта  одновременно определяется рядом его  характеристик, приданных ему изготовителем  и независимых от потребителя, и  субъективным отношением к объекту самого потребителя, которое как дополняет эти характеристики, так и снижает их ценность.

Управление качеством  начало свое развитие в конце 19 века. Под управлением в широком  смысле понимается общая функция  организованных систем (биологических, технических, социальных), обеспечивающих сохранение их структуры, поддержание  режима деятельности, реализация ее программы  и целей. По стандарту ИСО административное управление качеством это функции  управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют с помощью  таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение  качества и улучшение качества в  рамках системы качества. То, что  обычно называют управление качеством, в стандарте ИСО определяется как методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.

 

  1. Российский опыт управления качеством

 

На российское хозяйство  ведется своеобразное «наступление»  со стороны США, Японии, европейских  стран, новых индустриальных стран  Азии. Многие российские товары и услуги не выдерживают конкуренции на мировом  рынке. Российский экспорт сократился.

Следует отметить, в России ведутся фундаментальные исследования в области качества. Об этом свидетельствует, в частности, ГОСТ 1. - 68 «Государственная система стандартизации. Основные положения», в котором было установлено определение принципов стандартизации: «Стандартизация - установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации (использования) и требований безопасности».

С 1967 г. в СССР был утвержден «Государственный знак качества», который проставлялся на товарах народного потребления и производственно-технического назначения, качество которых признавалось «высоким». Ставился такой знак непосредственно на товаре или на упаковке, а также в товаросопроводительной документации, на ярлыках и этикетках (независимо от «товарного знака»). Право использования Государственного знака качества предоставлялось предприятиям министерствами (ведомствами) сроком на 2 - 3 года на основании результатов государственной аттестации качества выпускаемой этими предприятиями промышленной продукции.

В 1970 г. вышли постановление Правительства «О повышении роли стандартов в улучшении качества выпускаемой продукции» и Указ «О преобразовании Комитета стандартов, мер и измерительных приборов». Практическое значение имел изданный в 1985 г. справочник «Управление качеством продукции». Эффективные системы управления качеством создавались и использовались в военно-промышленном комплексе, в архитектуре и строительстве, в сфере производства товаров народного потребления.

В обеспечении конкурентоспособности  уже в 80-е годы XX в. требования к качеству стали определяющими. Более 80% покупателей, приобретая продукцию на мировом рынке, теперь предпочитают цене качество (и эта проблема известна еще с античных времен). Опыт показывает: объективно необходимо, чтобы расходы на обеспечение качества составляли не менее 15-25% совокупных производственных затрат. В ряде европейских стран действуют законы, по которым одни товары вообще не допускаются на рынок без сертификата качества, подтверждающего соответствие требованиям стандартов международной организации по стандартизации - ИСО, другие, не сертифицированные товары должны продаваться вдвое дешевле.

Исследования и разработки в области качества велись в нашей  стране и в прошлые десятилетия, однако самые эффективные системы  управления качеством создавались  и использовались преимущественно  в военно-промышленном комплексе (ВПК). ВПК включал в свое время, большинство  основных отраслей промышленности. В  отраслях ВПК производилась и  продукция гражданского назначения, но, как правило, на отсталой технической  базе и зачастую путем переработки  отходов военного производства. Например, знаменитые тульские самовары изготовляли  из отходов производства латунных артиллерийских гильз.

Основные достижения в  области управления качеством в  ВПК представляли собой методы технологического обеспечения качества на стадии исследований и разработок по созданию новой продукции, статистическое регулирование качества с использованием контрольных карт, в том числе автоматизированное, а также специализированные государственные  и отраслевые стандарты. К этим достижени  ям можно отнести:

- комплексные системы  управления качеством продукции  (КСУКП);

- комплексные системы управления качеством работ предприятий 
и отдельных подразделений;

- формы и методы работы с поставщиками.

Впервые эти разработки были реализованы на практике в Японии и США, а также в СССР (отраслях ВПК).

Организационно-методическая стандартизация была направлена на упорядочение производственной или управленческой деятельности в разных областях, а  внедрение организационно методических стандартов не только повышало эффективность  деятельности в определенной области, но и способствовало повышению качества результатов деятельности, например качества выполнения проектов.

Дальнейшее развитие стандартизации в области качества было связано  с повышением роли стандартов в обеспечении  методов оценки качества продукции. Методические документы Госстандарта СССР предусматривали оценку качества промышленной продукции по следующим группам показателей:

- техническим;

- эксплуатационным;

- надежности;

- технологичности;

- эстетическим;

- эргономическим;

- уровню стандартизации и унификации.

По отдельным отраслям, например по строительству, не были стандартизированы  номенклатуры и методы оценки показателей  ни по одной из этих групп. Отсутствие единства методов оценки качества продукции  затрудняло (или делало невозможным) проведение таких важнейших мероприятий  по управлению качеством, как государственная  аттестация продукции.

При переходе к рыночным условиям исчезли директивные методы управления, появилась конкуренция  товаропроизводителей, которые напрямую ощутили требования мирового сообщества к качеству продукции. Большой заслугой Госстандарта в переходный период к  рынку явилась работа по гармонизации отечественных стандартов на системы  качества с международными, в которых  нашел отражение и отечественный  опыт по УКП. Несмотря на отрицательные  последствия экономического кризиса  в России определенно делается ставка на улучшение качества продукции.

Проблема качества - комплексная, то есть ее можно решить только при  проведении одновременно соответствующей  политики в сферах законодательства, экономики, техники, образования и  воспитания, а также на основе скоординированной  работы производителей, эксплуатационников и потребителей, научных и инженерных структур, законодательных и исполнительных органов управления. Координирующим федеральным органом исполнительной власти в трех важнейших для обеспечения  решения проблемы качества сферах деятельности - стандартизации, сертификации и метрологии - является Госстандарт России.

Техническая политика Госстандарта в области управления качеством  предусматривает содействие отечественным  товаропроизводителям во внедрении  систем качества на предприятиях в  соответствии с требованиями международных  стандартов ИСО семейства 9000.

Отечественная школа управления качеством базируется на работах  таких ученых, как Ю.П. Адлер, В.Л. Шпер, В.А. Лапидус, Ю.Т. Рубаник, Т.М. Полховская.

Отечественный опыт комплексного управления качеством является хорошим  фундаментом освоения стандартов ИСО 9000, представляющих собой более высокий  уровень развития науки управления качеством. Основные отличия систем качества (по ИСО 9000) от КСУКП следующие:

* ориентация на удовлетворение  требований потребителя;

* возложение ответственности за качество продукции на конкретных исполнителей;

проверка потребителем производства поставщика;

выбор поставщика комплектующих  изделий и материалов;

* сквозной контроль качества  продукции, начиная от материалов  и кончая утилизацией продукции;

маркетинг;

организация учета и анализа  затрат на качество;

прослеживаемость материалов и комплектующих изделий по всему  циклу производства;

* решение вопросов утилизации  продукции после эксплуатации.

Для освоения прогрессивного мирового опыта по управлению качеством  необходимо реализовать комплекс обеспечивающих мероприятии, включающий разработку и  реализацию системы мер и преимуществ, стимулирующих работу. На это должны быть нацелены создаваемая в стране организационная структура, проводящая оценку и признание систем качества, а также обучение специалистов, способных выполнять все виды работ в области обеспечения, контроля и улучшения качества.

 

3. Японский опыт управления качеством

 

В Японии, как практически  и во всех других странах мира, работы в области повышения качества продукции развертывались сначала  в направлении более широкого применения методов контроля качества. Особое место при этом в начальный  период отводилось статистическим методам  контроля и «Закону о промышленной стандартизации», принятому в 1949 г. К середине 50-х годов в сфере внедрения статистических методов контроля и во всей сфере контроля были достигнуты существенные успехи, но при этом выявились недостатки: принципы стандартизации в производстве реализовывались формально; существовало сильное противодействие в сфере производства внедрению передовых методов контроля и статистических методов, в частности руководители фирм крайне мало уделяли внимания вопросам контроля качества продукции.

Информация о работе Российский и международный опыт управления качеством