Опыт управления качеством в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:36, реферат

Краткое описание

После войны США поставили своей целью изменить менталитет Японии и застраховаться от возможных конфликтов с ней. Была принята новая конституция, ограничившая военные расходы на уровне 1 % ВВП, в страну направлены специалисты в различных областях, которые должны были перестроить экономику Японии по американскому образцу и заложить основы будущего сотрудничества Японии и США. Среди этих специалистов в Японию в 1947 году прибыл Э. Деминг, бывший сотрудник У. Шухарта, специалист в области статистических методов контроля качества продукции. В 1954 году Союзом ученых и инженеров Японии был приглашен известный американский специалист в области качества Дж. Джуран.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ЯПОНИИ 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10

Вложенные файлы: 1 файл

Опыт управления качеством в японии.docx

— 45.83 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ИСТОРИЯ  РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ  В ЯПОНИИ 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

До и во время Второй мировой войны японская продукция была дешевой, но уровень ее качества был крайне низким. Такое качество являлось следствием низкого уровня развития науки и техники, что, в свою очередь, объяснялось закрытым характером экономики Японии, почти полным отсутствием связей с внешним миром вплоть до XX века и милитаристским уклоном в менталитете общества, когда основное внимание уделялось армии, а не развитию экономики.

После войны США поставили  своей целью изменить менталитет Японии и застраховаться от возможных конфликтов с ней. Была принята новая конституция, ограничившая военные расходы на уровне 1 % ВВП, в страну направлены специалисты в различных областях, которые должны были перестроить экономику Японии по американскому образцу и заложить основы будущего сотрудничества Японии и США. Среди этих специалистов в Японию в 1947 году прибыл Э. Деминг, бывший сотрудник У. Шухарта, специалист в области статистических методов контроля качества продукции. В 1954 году Союзом ученых и инженеров Японии был приглашен известный американский специалист в области качества Дж. Джуран. Эти специалисты сыграли важную роль в формировании японской модели управления качеством и ее популяризации во всем мире.

К началу 1960-х годов Япония вышла на передовые позиции в мире в ряде ведущих отраслей. Лежавшая в руинах после Второй мировой войны страна смогла за 4 года восстановить свой потенциал, а за 10 лет вытеснить продукцию ряда развитых стран с их традиционных рынков сбыта. Во многом это связано с успешной работой по обеспечению качества продукции.

 

 

 

1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ  УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ЯПОНИИ

 

Начало деятельности по контролю качества в Японии относится к 1946 году, когда контроль качества был  введен на заводе Tamagawa фирмы Tokio Denki (ныне – Toshiba).

В 1949 году в Японии был  издан Закон о промышленной стандартизации, которым было положено начало созданию JIS (японского промышленного стандарта). В 1949 году в Японии впервые были организованы краткосрочные курсы по контролю качества на базе Японской ассоциации стандартизации (ЯАС), созданной в  декабре 1945 года. Японская ассоциация стандартизации организовала Научное  общество контроля качества (JSA-OCC). Оно  разрабатывало проекты стандартов по контролю качества, организовало исследовательскую  группу при Японском союзе ученых и инженеров (ЯСУИ), начавшую глубокие исследования проблем управления качеством.

1950-е годы в Японии  были годами фундаментальных  исследований вопросов контроля  качества и внедрения на японских  промышленных предприятиях карт  контроля и инспекционных методов  контроля.

Существовавшие ранее  статистические методы регулирования  и контроля качества были существенно  упрощены профессором Г. Тагути. Это способствовало их широкому распространению.

В 1960-е годы проблемы контроля качества начинают выходить за рамки  одного только процесса производства. Начинает звучать голос потребителя, требующего точного соответствия характеристик  изделия характеристикам, заложенным в проекте. Как мера, направленная на решение этой проблемы, в 1960-е  годы начинается движение за внедрение  всеобщего контроля качества. В декабре 1967 года на 7-м симпозиуме по управлению качеством были сформулированы 6 особенностей японской системы управления качеством:

- всеаспектное управление качеством на уровне фирмы, участие всех работников фирмы в управлении качеством;

- подготовка и повышение квалификации кадров в области управления качеством;

- деятельность кружков качества;

- инспектирование и оценка деятельности по управлению качеством (премия Деминга предприятию и проверка деятельности руководства);

- использование статистических методов;

- общенациональная программа по контролю качества.

Основным инструментом в  реализации комплексного управления качеством  стали кружки качества – небольшие (5-10 человек) организационно оформленные  группы рабочих, объединенных для совместного  обучения и применения статистических методов контроля качества и решения  проблем, возникающих на рабочем месте. Был взят курс на вовлечение в деятельность по обеспечению качества самих исполнителей в сотрудничестве с лицами, осуществляющими контроль за качеством на рабочем месте.

Постепенно была создана  японская модель управления качеством  – всеобщий контроль качества, представляющий собой единый процесс обеспечения  качества повсеместно в фирме, выполняемый  всем персоналом фирмы – от президента до работников первой линии производства.

В 1970-е годы еще более  совершенствуется контроль качества в  той форме, которая была выработана к этому времени. Кроме того, из-за быстрого экономического роста начинают проявляться определенные несоответствия в экономике страны. В эти годы разразился нефтяной кризис. База для  решения таких проблем, как управление фирмой в условиях сокращения производства, совершенствование структуры управления и т. д., уже была подготовлена в результате достаточно длительной работы по внедрению контроля качества в фирмах.

Происходит переход от статистического контроля качества (SQC) к всеобщему контролю качества (TQC). Придавая большое значение статистическим методам контроля качества всех процессов  создания и эксплуатации продукции, некоторые специалисты используют в Японии термин TQSC – всеобщий контроль качества продукции статистическими методами.

С 1970-х годов начинается широкое применение компьютерных технологий в управлении качеством.

На рубеже перехода в 1990-е  годы термин TQC (всеобщий контроль качества) как переставший отражать сущность явления было предложено заменить термином UQC (универсальный контроль качества).

На японских предприятиях для персонала разработана программа  участия в обеспечении качества, получившая название «пять нулей». Она сформулирована в виде коротких правил:

- не создавать (условия для появления дефектов);

- не передавать (дефектную продукцию на следующую стадию);

- не принимать (дефектную продукцию с предыдущей стадии);

- не изменять (технологические режимы);

- не повторять (ошибок).

Эти правила детализированы для этапов подготовки производства и собственно производства и доведены до сведения каждого работника.

Японская система управления качеством установила и четырехуровневую иерархию качества (рисунок 1), в которой угадывается основной принцип будущей концепции TQM – ориентации на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей.

Рисунок 1 - Японская модель иерархии качества

Широкое использование методов  контроля (управления) качества на всех этапах производства позволило повысить стабильность производства, улучшить его организацию и создать предпосылки для возникновения в Японии в конце 1950-х годов системы JIT (от англ. Just-in-time – «точно вовремя» или «точно в срок»). Целью этой системы явилось дальнейшее повышение эффективности производства за счет экономии ресурсов, постоянного улучшения качества продукции и надежности процессов. Основным принципом системы JIT является поставка комплектующих и изготовление отдельных деталей, узлов и машин только тогда, когда они нужны соответственно для производства или продажи.

Практической реализацией  системы JIT является система KANBAN («Канбан»). В основе системы KANBAN лежит вытягивание подразделением фирмы более высокого уровня в технологической цепочке комплектующих изделия из подразделения, предшествующего данному в технологической цепочке.

Метод «точно в срок» применяется  в различных сферах, но наиболее наглядным примером является крупное  конвейерное производство. Цель производственной системы, построенной по методу «точно в срок», – гибкая перестройка производства при изменении спроса. Метод «точно в срок» представляет собой информационную систему, обеспечивающую оперативное регулирование произведенной продукции на каждой стадии производства.

Рисунок 2 - Схема организации производства по методу «точно в срок» («Канбан»)

При создании систем качества в Японии использовались в основном принципы и методы, разработанные в США. При этом развитие этих систем началось с применения статистических методов контроля качества. Однако в Японии все эти методы оказались значительно эффективнее, чем в США и в странах Европы.

В японских фирмах контроль качества продукции охватил все  этапы производства и превратился  в контроль качества процессов. Вместо узкоспециальной области знания он стал неотъемлемым элементом каждой фазы производственной деятельности.

«Отцом» кружков качества по праву считается профессор  К. Исикава. В апреле 1962 года вышел первый номер журнала «Контроль качества для мастера», одним из основных авторов которого был Исикава. В журнале прозвучал призыв создать на предприятиях кружки контроля качества.

В мае 1962 года был зарегистрирован  первый кружок качества на заводе государственной  телефонно-телеграфной компании Nihon Denden Kosha в г. Масцуяма. В мае 1963 года состоялся первый съезд кружков качества (г. Сендай). В съезде участвовали 149 человек; были заслушаны 22 доклада, а в работе четвертого съезда, проходившего в 1964 году в г. Нагоя, уже приняли участие 563 человека и были заслушаны 92 доклада. С самого начала в основу организации кружков качества был положен принцип добровольности. К началу 1965 года в Японии было зарегистрировано 3700 кружков. В 1966 году японские кружки качества заявили о себе в Стокгольме на десятом конгрессе Европейской организации контроля качества. Сегодня в Японии зарегистрировано свыше 300 тыс. кружков качества.

Большое значение для эффективности  систем качества в Японии имеет высокий  уровень подготовки рабочих, их стремление к постоянному образованию, заинтересованность в развитии производства, традиционные добросовестность, дисциплинированность и трудолюбие. Благодаря системе  пожизненного найма (гарантия работнику  рабочего места в фирме без  ограничения времени контракта), которая была введена в крупных  фирмах Японии после Второй мировой войны, рабочий не боится нововведений, а заинтересован в них, так как они улучшают условия его труда. 

Для всех сотрудников фирм Японии характерно постоянное повышение  квалификации, практически непрерывное  обучение на различных курсах и семинарах.

В Японии разработаны подробные  программы подготовки кадров для  всех уровней, включая президента фирмы, членов правления, директоров-распорядителей, начальников отделов и участков, инженеров, мастеров, организаторов, руководителей  и членов кружков качества и производственных рабочих, созданы также специальные  курсы для работников отдела сбыта  и материально-технического снабжения.

С начала 1950-х годов радиокорпорация NHK организовала обучение методам контроля качества для всей страны. В журнале «Хедзюнка то хинсицу канри» («Стандартизация и контроль качества») публиковались основные лекционные материалы. С 1956 года журнал стал публиковать материалы, касающиеся практики осуществления контроля качества в отраслях и на других предприятиях сферы обслуживания.

Фирма может также составить  собственную программу обучения. Ha некоторых предприятиях разрабатываются свои учебные пособия и осуществляются свои программы обучения и подготовки кадров.

Обучение не ограничивается получением рабочими формального инструктажа  – он составляет лишь малую часть  общей программы подготовки кадров. Обязанностью каждого руководителя является обучение своих подчиненных  на практике.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Успешному развитию в Японии систем менеджмента качества способствовали: привлечение к созданию и развитию систем качества высшего руководства фирм; высокая эффективность деятельности руководства фирм, связанная с высоким уровнем их подготовки, применением коллективных методов руководства, долгосрочного планирования деятельности фирмы; широкое привлечение всех сотрудников фирм к работам по обеспечению качества, в том числе с помощью кружков качества; высокая мотивация сотрудников, благоприятный моральный, психологический климат в фирмах; постоянный рост квалификации всех работников фирм с помощью систем повышения квалификации; заинтересованность работников фирм в условиях пожизненного найма в совершенствовании работы фирмы, в самообразовании, традиционные для Японии трудолюбие, добросовестность, дисциплинированность работников; острая конкуренция среди фирм Японии за создание новой качественной продукции, рост продаж и прибылей; государственная поддержка всех направлений работ по повышению качества продукции; высокий уровень технологии проектирования, создания продукции, управления ее качеством, подготовки кадров, активный поиск и быстрое внедрение новых прогрессивных технических решений.

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Опыт управления качеством  в Японии // http://fictionbook.ru

2. Особенности японской  системы управления качеством  // http://referatplus.ru/menejment

3. Современные концепции и модели управления качеством // http://www.dist-cons.ru

4. Управление качеством в Японии // http://cribs.me

5. Японские методы управления качеством // http://quality.eup.ru

 


Информация о работе Опыт управления качеством в Японии