Российские премии по качеству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 12:49, курсовая работа

Краткое описание

Успех премий выражается в улучшении показателей деятельности и повышении конкуренто-способности компаний. Этот факт привлек внимание к премиям со стороны бизнес-сообщества. Во многих странах были учреждены собственные программы качества на базе ведущих мировых премий. Один из ярких примеров применения критериев премии М. Болдриджа для разработки национальной программы качества — Японская премия по качеству. В основе же Премии Правительства РФ в области качества лежат критерии и модель европейской премии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….................3
Основные характеристики премий по качеству………………………………….5
Международные премии по качеству……………………………………………10
2.1 Премия Деминга…………………………………………………………………..10
2.2 Национальная награда за качество Мэлкома Болдриджа………………………13
2.3 Европейская награда за качество………………………………………………..19
3. Российские премии по качеству…………………………………………………...27
Другие национальные премии по качеству……………………………………….33
Заключение………………………………………………………………...…………..38
Список литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Основные характеристики премий по качеству.docx

— 104.38 Кб (Скачать файл)

Удовлетворение  покупателей имеет наивысшую оценку — 20 %. Люди (включая управление людьми и их удовлетворение) набирают 18 %. Результаты бизнеса — 15% — следующий из наиболее важных критериев, позволяющий: компании преуспевать в решении:

  • своих финансовых целей и задач;
  • своих нефинансовых целей и задач: это может иметь отношение к внутренним процессам и усовершенствованию продуктов/сервиса, жизненно необходимых для преуспевания компании.

С 1994 г. EQA включает:

Европейскую Награду  за качество (The European Quality Award), которой награждается наиболее успешный исполнитель TQM в Западной Европе. Награда находится у победителя номинально в течение одного года.

Европейские призы  за качество (The European Quality Prizes), присуждаемые тем компаниям, которые продемонстрировали выдающееся мастерство в управлении качеством, как их основного процесса в непрерывном улучшении. Для участия в конкурсе на EQA каждый кандидат направляет в EFQM заявку об участии в конкурсе с соответствующим приложением, составленным по форме, приведенной в приложении 12. Процесс составления приложения к заявке об участии в конкурсе имеет существенное значение для претендующей на награду компании, даже если компания не получит ее в конечном результате. Составление приложения позволит компании оценить с позиций TQM своей уровень. Знаменательность процесса составления обзора состоит в том, что он заставляет компанию для обоснования своей специфики применения TQM, позволяющей ей претендовать на награду, тщательно проанализировать, в какой мере положения TQM разворачиваются по вертикали на каждом уровне организации и по горизонтали для всех сфер деятельности компания. Помимо этого проведение самооценки (с привлечением экспертов) позволяет компании взглянуть со стороны на ключевые черты стратегии бизнеса и программу по усовершенствованию своей деятельности. Поэтому, как правило, выгода от самооценки превышает затраты компании на подготовку документов, представляемых для участия в конкурсе. Более того, подача заявки для участия в конкурсе может быть полезным средством сосредоточения усилий всего персонала на улучшении качества как пути к процветанию бизнеса. После завершения оценки приложения конкурсным Комитетом компания получает отчет, показывающий сильные ее стороны и области деятельности, подлежащие дальнейшему совершенствованию в управлении качеством. В этом также заключается положительный эффект участия в конкурсе EQA.

Процесс оценки претендента на премию EQA осуществляется командой экспертов, состоящей из шести человек, каждый из которых предварительно прошел идентичную подготовку, обеспечив тем самым максимальную согласованность в подсчете очков. В качестве экспертов используются ученые университетов и профессионалы в области качества из числа опытных менеджеров западноевропейских фирм. Команда экспертов изучает представленные претендентами документы и оценивает их по критериям. Так, максимальное число очков за "Политику и Стратегию", может быть 80, в то время как за "Удовлетворение потребителя" — 200.

Если число  очков, составляющих 50 %, соответственно для возможностей и результатов принять за 100 % для каждой группы критериев, то подсчет очков осуществляется экспертами с учетом масштаба применения используемого организацией подхода к выполнению соответствующего критерия оценки EQA.

Оценивающие пользуются счетом для взвешивания каждого  критерия.

Для оценки возможностей и результатов используются различные факторы.

Под подходом подразумеваются  методы, используемые компанией для  адресации частей критериев. Счет будет  зависеть от:

  • степени соответствия используемых методов и инструментов;
  • степени, в которой подход систематичен и предупредителен;
  • использования циклов пересмотра; проведения улучшений по результатам циклов пересмотра;
  • степени, в которой подход интегрирован в нормальные операции.

     Под масштабом применения подразумевается степень, в которой подход реализован к полному потенциалу. Счет будет зависеть от соответствующего и эффективного применения подхода:

  • вертикально через все задействованные уровни;
  • горизонтально через все задействованные сферы деятельности;
  • во всех процессах, имеющих отношение к делу; ко всем видам продукции и сервиса. Результаты. Каждая часть критериев результатов оценивается согласно степени отличия и масштабу результатов. Отличие результатов будет зависеть от:
  • наличия положительных тенденций;
  • сопоставления с собственными целями;
  • сопоставления с внешними организациями, включая "лучшие в классе";
  • способности компании поддерживать свои характеристики;
  • показателей того, что результаты вызваны соответствующими подходами.
 
 

    Масштаб применения результатов будет зависеть от:

  • степени, в которой результаты покрывают все задействованные области компании;
  • степени, в которой представлен весь диапазон результатов, имеющих отношение к критерию;
  • степени, в которой осознано это отношение результатов.

На базе этой начальной оценки жюри, выявившее  наиболее перспективных претендентов, принимает решение о посещении  претендентов. Эти визиты должны прояснить  возникшие у жюри вопросы и  подтвердить соответствие представленных в документах данных действительности. Визиты включат беседы экспертов  с сотрудниками компании и наблюдение качества на практике у ведущих кандидатов на награду. После окончательного решения  жюри призы EQA присуждаются компаниям, подтвердившим наилучшее применение TQM. Презентация победителей проводится на Форуме Европейского Управления Качеством — EFQM. Победитель признается лучшей компанией Западной Европы в текущем году, продемонстрировавшей наиболее успешное практическое применение TQM в конкретных для данной компании условиях. Победителю предоставляется возможность использовать знак награды EFQM и в рекламных целях. Признание достижений победителя в TQM позволяет считать его образцовым поставщиком. После присуждения награды победитель делится опытом по TQM на конференциях и семинарах, организуемых EFQM, что служит отличной рекламой для повышения статуса компании как лидера в Западной Европе по TQM. Результатом, как правило, является приток новых покупателей и расширение возможностей для бизнеса.

    Однако следует еще раз подчеркнуть, что все без исключения компании, участвующие в конкурсе, оказываются в выигрыше и в первую очередь за счет того, что они вынуждены проводить самооценку с оглядкой на Комитет по присуждению награды. Процесс самооценки качества очень полезен для любой компании, желающей развиваться и демонстрировать свой уровень качества. Этот процесс систематического пересмотра и контроля состояния компании — один из наиболее важных видов управленческой деятельности для любой системы Всеобщего Управления Качеством.

    Самооценка позволяет компании четко локализовать свои сильные стороны и сферы совершенствования, фокусируясь на взаимоотношениях между людьми, процессами и результатами. В организации, понимающей значение качества, самооценка может идеально выполнять функции регулирования ее деятельности. Приложение к заявке на премию первым делом требует самооценки, так что для компании не должно составить трудностей использовать ее собственные исследования в модели, на которой основана оценка премии. Национальные награды за качество создают благоприятные условия для:

  • привлечения внимания ведущих организаций страны к стратегической роли качества: правительство, экономические учреждения, ассоциации управления и т.п.;
  • подключения прессы;
  • стандартизации и сертификации;
  • появления консалтинговых центров;
  • появления лидирующих национальных организаций.

Вот почему наряду с рассмотренными престижными наградами  за качество во многих странах мира существуют свои награды за качество.

    Надо отметить, что модель EFQM году претерпела ряд изменений, несколько слов о сути новой концепции, в которую были заложены новые принципы: 
- Универсальность; 
- Простота использования и доступность для применения; 
- Учет накопленного опыта и нацеленность в будущее. 
 Пересмотру подвергся понятийный аппарат и используемая терминология, были уточнены формулировки и содержание Фундаментальных концепций Совершенства, Критериев и их составляющих, и заменена логика РАДАР. 
С точки зрения терминологии особое внимание уделяется задаче достижения сбалансированных результатов относительно всех заинтересованных сторон. Введено понятие ключевых показателей, которые согласуются с видением и стратегией. Понятие создания добавленной стоимости трактуется с позиций созданий добавленной стоимости для Потребителей. Это согласуется с современной трактовкой инновационного процесса, как процесса использования нововведений, приводящих к формированию добавленной стоимости (ценности) для потребителей. Предлагается новая трактовка ключевого процесса, как процесса связанного разработкой и реализацией стратегии, а не просто процесса управления. Эти термины заявители очень часто путали, например, иногда предлагая в качестве ключевых процессов мегапроцессы, в рамках которых осуществляется вся основная деятельность организации.

    Фундаментальные концепции претерпели радикальные, но достаточно существенные изменения. Прежде всего, они коснулись формулировок концепций и их содержания. Так, например, старая концепция "Ориентация на результаты" замена на "Достижение сбалансированных результатов". Речь идет о сбалансированности целей организации относительно требований и ожиданий всех заинтересованных сторон, о проектировании системы результатов, учитывая, что отдельные цели могут быть альтернативны (например, максимализация прибыли и полное удовлетворение клиентов компании).

    Результаты для потребителей заменены на Создание ценностей для Потребителей, подчеркивая инновационную направленность модели, понимая под инновационным процессом процесс создания новой потребительской ценности через введение новаций. 
 Изменилось содержание критериев, посвященные управлению финансами, технологии, знаниям. Новым в понимании модели EFQM 2010 года является введение термина "оптимизация" для процессов. Есть изменения и в других составляющих критерия "Процессы".

    Эти изменения учитывают, прежде всего, тот факт, что важно не только произвести продукт, но и то, чтобы он был востребован и приобретен потребителем5. Такого критерия в модели старой версии не было. В порядке общей предварительной оценки изменений можно отметить сбалансированность новой версии Модели, акценты на стратегическое планирование, универсальность подходов к оценке, ориентация на концепцию устойчивого развития, существенную социализацию бизнес - модели. В 2010 году оценки новых заявителей на приз EFQM за совершенство уже будут проходить, используя новую Модель. Для ее применения на уровнях Совершенства 2010 год будет переходным, когда заявители вправе выбирать, какую версию модели использовать, а с 2011 года новая модель будет использоваться всеми. Насколько эффективными окажутся эти изменения, может показать только практика ее применения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Российские  премии по качеству

    Премия Правительства Российской Федерации в области качества. Особенность российской премии в том, что, как и другие национальные премии в области качества, она призвана не только выделять и награждать лидеров в этой области, но и ориентировать те предприятия, которые намерены ликвидировать или же сократить свое отставание от них. Основу такого ориентирования составляет процедура самооценки по критериям премии.

    Конкурсы на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества проводятся ежегодно, начиная с 1997 года.

В отличие от многочисленных как общероссийских, так и региональных конкурсов, направленных на оценку качества отдельных товаров, конкурс на соискание премий Правительства  Российской Федерации в области  качества направлен на оценку организации  в целом: ее деятельности по качеству и результатов, достигнутых организацией в области качества.

    Участие организаций в конкурсе добровольное. Информация об участниках конкурса и информация, содержащаяся в представленных ими на конкурс материалах, является конфиденциальной.

    В основу модели премии заложены принципы всеобщего менеджмента качества. Модель премии включает оценку организации в баллах по двум группам универсальных критериев, применяемых для оценки организаций разной величины и видов производств.

    Критерии российской премии гармонизированы с моделью Европейской премии по качеству. Порядок проведения конкурса на соискание премий, в том числе критерии их присуждения, устанавливается Советом по присуж-дению премий Правительства Российской Федерации в области качества для каждой категории конкурсантов и излагается в руководстве для организаций-участников конкурса, утверждаемом Советом.

    Определение порядка проведения конкурса, экспертизы материалов и подготовку предложений по присуждению премий осуществляет Совет по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области качества, который возглавляет Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Б.С. Алешин.

Организационно-техническое  обеспечение деятельности Совета по присуждению премий осуществляет Госстандарт  России.

По результатам  экспертизы Совет подготавливает предложения  по присуждению премий и представляет их в Правительство Российской Федерации, а также определяет организации, которые награждаются дипломом Совета. Ежегодно присуждается не более 12 премий.

Начиная с 2002 года, присуждаются:

  • не более 3 премий – организациям с численностью работающих не более 250 человек
  • и не более 9 премий – организациям с численностью работающих свыше 250 человек.

    Методическое обеспечение конкурса возложено на ВНИИС cертификации Госстандарта России
Технический секретариат Совета, сформированный на базе ВНИИС, осуществляет:

Информация о работе Российские премии по качеству