Развитие и становление элементов управления качеством в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 23:50, реферат

Краткое описание

Качество продукции и услуг прямо и косвенно влияет на решение главной задачи в социальной сфере – обеспечение высокого уровня жизни граждан России. Приобретая качественную продукцию, они получают возможность удовлетворять свои физические, культурные и иные потребности. С другой стороны, высокое качество, обеспечивая подъем экономики и увеличивая занятости населения, способствует росту заработной платы, социального обеспечения и платежеспособного спроса.

Содержание

Введение………………………………………………………………..2

1 Развитие и становление элементов управления качества

в России………………………………………………………………....5

1.Развитие понятия «управлении» и «управление качеством »......5
2.Основные этапы становления …………………………………...15
3.Вклад Российских ученых в формирование научных
подходов к управлению качеством ………………………….….18

Заключение …………………………………………………………...26

Библиографический список………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

реферат управ.кач. готов.docx

— 53.33 Кб (Скачать файл)

    Содержание 

Введение………………………………………………………………..2

1 Развитие  и становление элементов управления  качества 

в России………………………………………………………………....5

    1. Развитие  понятия «управлении» и «управление качеством »......5
    2. Основные этапы становления …………………………………...15
    3. Вклад Российских ученых в формирование научных

    подходов  к управлению качеством ………………………….….18

Заключение  …………………………………………………………...26

Библиографический список………………………………………27 

    Введение

    Проблема  качества в настоящее время  является во всем мире одной из наиболее  актуальных,  и интерес к ней неуклонно  возрастает.   Это связано с  тем, что качество продукции определяет приоритеты на рынке, экономическую  безопасность государства; во многом обеспечивает устойчивое развитие цивилизации, сохранения окружающей среды, здоровья и благополучие человека. 

      В большинстве стран мира на  разных континентах – в Европе, Америке, Азии – повышение  качества  стало национальной  идеей в результате огромных  усилий правительства, руководства  фирм и компаний, направленных  на обеспечение   высокого качества  продукции, услуг и работ процессов.

    В конце XX в. международное сообщество занялось качеством управления, создав международные стандарты по менеджменту качества , экологическому менеджменту, стандарты ИСО серии 9000, попавшие как самые известные в мире  в Книгу рекордов Гиннеса. В их идеологию внесли большой вклад отечественные ученые – создатели первых систем управления качеством.

    Достижение  в области качества обусловили развитие новых направлений в науке, сферах производства, образования, обеспечения  физического и нравственного  здоровья человека и окружающей среды, предотвращения техногенных и антропогенных  катастроф.

    В  недалеком будущем в наиболее выгодном положении  окажутся именно те государства, которые смогут обеспечить не только наивысшую производительность общественного труда,  но и высокое  качество,  новизну и конкурентоспособность  продукции, выпускаемой  национальной промышленностью. А это прямой путь к процветанию экономики  и  достойному уровню жизни граждан. Не случайно  XX в. объявлен многими международными  организациями веков качества.

    Большую роль играет в распространения эффективных  методов управления качеством международные  и национальные организации в  этой  области – Международная  академия качества (IAQ), Европейская организация качества (EOK), Российская Академия качества, Всероссийская организация качества (ВОК).

    В России в течение продолжительного времени проблеме качества не уделялось  должного внимания, не смотря на большие  достижения в области организации  системного управления качеством и  обеспечение высокого уровня отдельных  видов  продукции,  прежде всего  в оборонной промышленности. Многие методы  и формы работы по качеству были  впервые найдены и апробированы именно на отечественных предприятиях.  В целом же в стране разработки и достижения в области управления  качеством не были образом востребованы.  И, несмотря на высокие объемы  производство выпускаемых в стране товаров, большинство  этих товаров, пользовалось ограниченным спросом населения внутри страны и не являлось конкурентоспособным  на мировом рынке.

    Качество  продукции и услуг прямо и  косвенно влияет на решение главной  задачи в социальной сфере – обеспечение  высокого уровня жизни граждан России. Приобретая качественную продукцию, они  получают возможность удовлетворять  свои физические, культурные и иные потребности. С другой стороны, высокое  качество, обеспечивая подъем экономики  и увеличивая  занятости населения, способствует росту заработной платы, социального обеспечения и платежеспособного  спроса. 

    Подъем  экономики  России и повышение  качества жизни ее граждан возможны только в том случае, если продукция  российских предприятий будет соответствовать  потребностям во всем мире.

    В нашей стране, успешно преодолевающей глубокий экономический кризис, качество продукции, работ и услуг являются одним из наиболее эффективных факторов успешного осуществления рыночных реформ.

    Качество  – это не только свойства товаров  и услуг, интересующие потребителя, но и характеристика экономической  безопасности страны. Низкий уровень  качества наносит ущерб экономике  в национальном масштабе и напрямую влияет  на уровень жизни населения.

    Качество  входит в формулу стратегических задач, поставленных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному собранию 2005 г.: улучшения  качества жизни через удвоение валового внутреннего продукта (ВВП) к 2010 г. и  повышению конкурентоспособности  страны.

    Для реализации этой стратегии необходимо мобилизовать все многообразие ресурсов, которая богата наша страна. 
 
 
 
 
 
 
 

    1Развитие  и становление элементов управления  качеством в России

    1.1Развитие  понятия «управление» и «управление качеством»

    История развития  управления  качеством  уходит в глубину веков. 

    Еще в XVIII веке до  н. э. вавилонский царь Хаммурапи заложил основы ответственности за качество продукции, написав свод законов, впоследствии названных кодексом Хаммурапи. Согласно этому кодексу «строителя, если тот построит дом и сделает свою работу непрочно,  из-за чего построенный дом обвалится и причинит смерть хозяину жильца, должно убить; если погибнет сын хозяина дома, должно убить сына строителя; если погибнет достояние, строитель должен возместить все, что  погубил». Эти чрезмерно суровые законы впервые заложили принципы  ответственности производителя за качество своей продукции. Подобные меры служили наказанием за выпуск продукции низкого качества на протяжении многих веков. Не являлась исключением и Россия.

      Начало процесса восстановления в России связано с реформами Петра 1. Вопросами промышленной стандартизации во время его правления был посвящен целый ряд соответствующих указов, направленных на внедрение элементов стандартизации. Так, например, в одном из указов предписывалось изготовлять огнестрельное оружие разных систем и видов только одного калибра.

    Петровская  эпоха характеризовалась  не только бурным развитием промышленного  производства, но и значительной активизации  и расширением внешней торговле, что   в свою очередь диктовало  видение высоких технических  требований к качеству отечественных  товаров, поставляемые на европейские  рынки. Контроль за высоким уровнем  качеств экспортируемого Россией  сырья осуществляли специально созданные  бракеражные комиссии, которые  условно  выполняли роль современных ОТК.

    Система мер наказания определялась условиями  времени, но всегда  была построена  таким образом, чтобы ответственность  за воздействие плохого качества продукции на заказ или потребителя  несли все причастные к ее выпуску.

    Должное внимание уделялось и системе  государственного надзора, введению контроля качества и мер воздействия (физических, материальных и моральных) за выпуск бракованных изделий.

    Дальнейшее  развитие процесса стандартизации было связано с бурным экономическим  подъемом страны во второй половине Х1Х  века. В это время мерилом промышленного роста был уровень развития железных дорог, железнодорожного транспорта, проката черных металлов. Стандартными нормативами устанавливаются:

    • размер железнодорожной колеи;
    • габаритные нормы подвижного состава и железнодорожных сооружений;
    • единые технические требования на проектирование и сооружение железнодорожных строений и коммуникаций;
    • единый перечень технических требований для основных комплектующих изделий и материалов;
    • единая инструкция по проектированию и эксплуатации электротехнических устройств;
    • единые требования к выпуску прокатной стали.

    Характерной особенностью функционирования российских национальных стандартов и единых требований к качеству продукции было одновременное  распространение трех измерительных  систем (аршинной, дюймовой и метрической). Данный феномен объяснялся наличием большого числа иностранных концессий, иностранные специалисты которых обычно применяли свои национальные стандарты. Они вносили разнобой в процесс производства продукции, затрудняли контроль ее качества.

    На  повестке дня стоял вопрос о введении единой метрической системы мер. Однако осуществление этого столь необходимого мероприятия было реализовано лишь уже после Октябрьской революции, в сентябре 1918 года. Декретом революционного правительства принималась международная метрическая система мер и весов. Задачи восстановления и развития национальной экономики, прогресса в области науки и техники обусловили необходимость создания координирующего органа в вопросах стандартизации. Руководство деятельностью по стандартизации в стране ложится на Комитет по стандартизации, который осуществляет и утверждает введение единых стандартов. Начиная с 1926 года, Общесоюзные стандарты становятся обязательными для всех отраслей народного хозяйства. Принимаются единые стандарты:

    • на селекционные сорта зерна;
    • на сортамент стального проката;
    • на метрическую и дюймовую резьбу;
    • на допуски и посадки.

    Единая  система стандартов на метрическую  и дюймовую резьбу, на допуски и  посадки способствовала внедрению  массового и серийного производства стандартных изделий в области  машиностроения. Данное нововведение позволило овладеть прогрессивными методами контроля качества продукции, осуществляемыми на основе проверки изделий методом сортировки и  разбраковки на бездефектные и дефектные, которые применялись в то время  на таких передовых предприятиях, как заводы Форда в США.

    Формирование  управления качеством как самостоятельной  области знаний  происходит значительно  позднее – в первой половине XX столетия. Долгое время управление качеством развивалось в недрах теории и практики управления.

    В одном из первых учебников по научным  основам управления производством  подчеркивалось, что управление в  широком смысле слова представляет собой целенаправленную координацию  общественного воспроизводства. Причем в этой координации необходимо различать  управление машинами, механизмами и  процессами. Кроме того в обществе происходит управление людьми, которые  как его главная созидательная  сила познают и используют законы природы и общества производства, распределения, обмена и потребление  материальных благ. Поэтому управление было определено как целенаправленное воздействие на коллективы людей  для организации и координации  их деятельности в процессе производства

    Большой энциклопедический  словарь трактует  управление как элемент, функцию  организованных систем различной природы (биологических,  социальных, технических), обеспечивающую сохранение их определенной структуры, поддерживание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Социальное управление определяется как воздействие  на общество с целью его упорядочения, сохранения специфики, совершенствования  и развития.

    В настоящее время различных информационных источниках содержится многообразные  определения термина «управления», т. е. это достаточно распространенное, но не стандартизованное в общем смысле понятие. Обобщая существующие подходы к управлению, можно отразить их в виде схемы (рис.1.1) 
 
 
 
 
 
 
 

    

    

    

<

Информация о работе Развитие и становление элементов управления качеством в России