Процессно-ориентированная модель системы менеджмента качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время для предприятий, как производящих продукцию на экспорт, так и целиком ориентированных на национальный рынок, важным условием является необходимость подтверждения соответствия своей продукции международному стандарту качества ISO 9001. Сам же стандарт нацелен на применение процессного подхода в управлении. В тексте стандарта сказано: «Для успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и выполняемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться «процессным подходом». Таким образом, система менеджмента качества утверждает, что управление предприятием на основе процессного подхода является залогом эффективной работы предприятий. Этим обусловлена актуальность данной курсовой работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Процессный подход.
1.1 Сущность процессного подхода……………………………………………...4
1.2 Виды процессов……………………………………………………………….7
1.3 Модель системы менеджмента качества…………………………………...15
Глава 2. Построение блок-схемы производственного процесса на примере ОАО «Дубиновское хлебоприемное предприятие»
2.1 Характеристика предприятия, основной вид деятельности………………18
2.2 Модель системы менеджмента качества ОАО «Дубиновское хлебоприемное предприятие»…………………………………………………..21
2.3 Технологический процесс на ОАО «Дубиновское ХПП»………………...22
Приложение 1…………………………………………………………………….25
Приложение 2 ……………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………...28

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 132.21 Кб (Скачать файл)

 

Рис. 2. Пример выделения сети процессов для крупной организации 

Пример 2.

 Для небольшой  организации (численностью менее  300-:-400 человек) содержать специальную  службу подготовки, обучения и  аттестации кадров нецелесообразно. 

Как правило, в  таких организациях каждый руководитель сам организовывает обучение персонала. В этом случае централизованного  вспомогательного процесса подготовки, обучения и аттестации кадров не будет. Но при разработке документации для такой организации необходимо учесть в положениях о подразделении и должностных инструкциях руководителей работу или функцию «Организация подготовки, обучения и аттестации персонала». В данном случае этот процесс как самостоятельный не выделяется, будет носить распределенный характер, и в виде функций или работ будет возложен на самих руководителей.

3) Бизнес-процесс — это совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определенного продукта или услуги для потребителей. Для наглядности бизнес-процессы визуализируют при помощи блок-схемы бизнес-процессов. Каждый бизнес-процесс должен иметь ответственного. Бизнес-процесс начинается со спроса потребителя и заканчивается его удовлетворением. Процессно-ориентированные организации стараются устранять барьеры и задержки, возникающие на стыке двух различных подразделений организации при выполнении одного бизнес-процесса. Бизнес-процесс может быть декомпозирован на несколько подпроцессов, которые имеют собственные атрибуты, однако также направлены на достижение цели основного бизнес-процесса. Такой анализ бизнес-процессов обычно включает в себя составление карты бизнес-процесса и его подпроцессов, разнесенных между определенными уровнями активности.

Бизнес-процессы должны быть построены таким образом, чтобы создавать стоимость и  ценность для потребителей и исключать  любые необязательные или вовсе  лишние активности. На выходе правильно  построенных бизнес-процессов увеличиваются  ценность для потребителя и рентабельность (меньшая себестоимость производства товара или услуги).

4) Обслуживающие.

Обеспечивают взаимосвязь между основными и вспомогательными. К таковым могут быть отнесены складские, логистические, погрузочно-разгрузочные, транспортные, контрольные, комплектовочные процедуры.

5) Управленческие.

К ним относят  те виды производственных процессов, которые  предназначены для координирования  всей работы предприятия, регулирования  совместимости прочих процессов, определения  их целесообразности и экономической  эффективности. Зачастую они тесно  сплетены с основными, вспомогательными и обслуживающими процессами.

2. С точки  зрения характера протекания  процессы могут быть разделены  на прерывные и непрерывные.

  • Прерывные (дискретные), внутри которых этапы производственного процесса разделены временными интервалами.
  • Непрерывные виды производственных процессов предполагают отсутствие разрывов между технологическими операциями.

3. По степени  механизации процессы подразделяются  на:

  • Ручные, осуществляемые, как следует из названия, без применения механизмов.
  • Машинно-ручные группы производственных процессов, предполагающие использование механизмов или механизированных инструментов с обязательным участием рабочего. К примеру, к ним относится обработка деталей на токарном или фрезерном станках.
  • Машинные – протекающие с применением механизмов, станков или машин и требующие незначительного участия человека.
  • Автоматизированные — процессы, производство внутри которых осуществляется автоматически, роль человека сводится к контролю работы механизмов.
  • Автоматические линии, производство продукции на которых не требует участия человека.

4. В зависимости  от сложности выпускаемой продукции  виды производственных процессов  могут быть:

  • Простыми, включающими в себя операции, направленные на изменение свойств однотипных предметов труда. Например, производство партии деталей.
  • Сложными, состоящими из простых операций, выполнение которых направлено на производство конечного изделия либо его промежуточного блока. Например, окончательная сборка автомобиля.

5. Исходя из  масштабов производства продукции  одного типа производственные  процессы подразделяют на:

  • Индивидуальные, предназначенные для производства неповторяющейся продукции. Применяются в цехах, выпускающих изделия часто обновляющейся номенклатуры. Они требуют высокой квалификации рабочих  и применения сложной многопрофильной техники. Пример — экспериментальное производство.
  • Серийные, предназначены для выпуска продукции небольшими сериями, повторяющимися с определенной периодичностью. В этом случае за участком закрепляются  конкретные операции, которые выполняются в заданной последовательности.
  • Массовые  применяются в тех случаях, когда производство нацелено на выпуск однородных изделий в большом количестве и в течение длительного времени.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Система менеджмента качества

     Менеджмент  качества - область менеджмента, встроенная в общую систему управления, предназначенная для формирования политики в области качества и достижения поставленных целей. В рамках системы менеджмента качества, качество воспринимается как способность совокупности характеристик объекта удовлетворять поставленным требованиям.

Признается, что  качество итоговой продукции определяется качеством процессов. Таким образом, менеджмент качества нацелен на обеспечение  качества продукции через качество процессов.

Менеджмент качества основывается на процессном подходе и включает в себя 2 ключевых направления деятельности:

  • описание процессов
  • менеджмент процессов (контроль, актуализация, совершенствование)

Модель  системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе  

Элементами стратегии  качества являются:

  1. Ориентация на потребителя
  2. Лидерство руководителя
  3. Вовлеченность сотрудников
  4. Процессный подход
  5. Системный подход к менеджменту
  6. Непрерывное улучшение
  7. Обоснованность решений
  8. Взаимовыгодное отношение с поставщиками

     Менеджмент  качества является высоко стандартизированной  областью управленческой деятельности, и существует ряд стандартов, описывающих  требования к СМК, способной в  итоге удовлетворять качество продукции  через качество процессов. Наиболее популярными являются стандарты семейства ISO - стандарты обеспечения качества. Данные стандарты являются одними из наиболее известных стандартов в области качества. Всего насчитывается более десятка тысяч стандартов, опубликованных с момента основания ISO(International Organization for Standardization) в 1946 году.

В настоящий  момент широко применяются стандарты  семейства ISO 9000:2000:

  • ISO 9000: «Системы менеджмента качества - основы и словарь»
  • ISO 9001: «Системы менеджмента качества. Требования»
  • ISO 9004: «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению деятельности»
  • ISO 19011: «Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества»

Таким образом, стандарты ISO позволяют определить требования для построения системы  менеджмента качества. Этапы внедрения  СМК на основе ISO 9001:2000 можно представить  следующим образом:

  • Разработка политики в области качества
  • Создание организационной структуры СМК
  • Идентификация бизнес-процессов
  • Документирование СМК
  • Обеспечение функционирования СМК в соответствии с установленными требованиями
  • Подготовка к сертификации СМК

К эффектам от внедрения  системы менеджмента качества на основе стандартов можно отнести:

  • повышение конкурентоспособности продукции
  • возможность минимизировать риск отказа потребителей от продукции или ее возврата
  • повышение престижа в глазах потребителей и общества
  • получение выгодных заказов
  • улучшение экономических показателей
  • преимущество в тендерах на поставку продукции и услуг
  • повышение эффективности внутреннего управления
  • облегчение получения банковских кредитов

Глава 2. Построение блок-схемы производственного процесса на примере

ОАО «Дубиновское хлебоприемное предприятие»

2.1 Характеристика предприятия, основной вид деятельности.

     Открытое  акционерное общество «Дубиновское хлебоприемное предприятие» расположено  на территории Кувандыкского района, в 45 километрах от районного центра города Кувандыка, в 155 километрах от областного центра города Оренбурга и в 140 километрах от города Орска. Транспортная связь осуществляется по Южно – Уральской железной дороге. Ближайшая железнодорожная станция – Дубиновка. Станция Дубиновка является сельским населенным пунктом с численностью населения 2000 человек, проживающих в частном секторе и являющихся основным источником трудовых ресурсов предприятия.

     Емкость Дубиновского элеватора составляет 36 тысяч тонн. Кроме емкостей для  хранения зерна имеются вспомогательные  помещения: два автогаража, мастерские, пожарное депо, лаборатория, зернодробилка  и не так давно открывшийся  комбикормовый завод. Основной вид деятельности: прием, хранение, подработка зерна, семян, подработка отходов в корма. Целью ОАО «Дубиновское ХПП» является объединение финансовых, трудовых и материальных ресурсов, более рационального их использования и в конечном итоге получения прибыли для удовлетворения потребностей участников производства и населения. Миссией предприятия является удовлетворение материальных и культурных потребностей работников и покупателей и предоставления полного пакета услуг. Имиджем предприятия является голубая униформа рабочих предприятия, нагрудный значок с эмблемой предприятия работников управления, голубая эмблема предприятия на мешках с готовой продукцией.

     Основными поставщиками зерна на ХПП являются колхозы, СПК, крестьянско-фермерские хозяйства близлежащих населенных пунктов. Все поступаемое зерно  переводится на клиентское хранение. В 2000 году была пущена в эксплуатацию мельница турецкого производства. Теперь приобретаемое зерно в основном не ниже 3 класса идет на помол. После помола получают муку высшего, первого и второго сортов по ГОСТу 26574-85 и побочные продукты в виде отрубей и зерноотходов. Основные покупатели муки – это различные хлебокомбинаты региона, предприниматели и частные лица близлежащих населенных пунктов. В 2002 году был пущен в действие комбикормовый завод. Теперь зерно 3 класса и выше идет на помол муки, а ниже 3 класса идет на производство комбикорма. Пока основными покупателями комбикорма является население близлежащих населенных пунктов, так как не налажены связи по сбыту данной продукции более крупным покупателям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Модель  системы менеджмента качества  ОАО «Дубиновское хлебоприемное предприятие» 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Технологический процесс на ОАО «Дубиновское ХПП»

     Каждое  сельскохозяйственное предприятие  имеет свои специфические организационные  основы, обусловливающие различия в уровне обобщения средств производства, структуре управления, распределении валовой продукции и денежных доходов, оплате труда, технологическом процессе. Технологический процесс на ОАО «Дубиновское ХПП» изображен на рисунке 2.3.1

     Для длительного хранения влажность  зерна необходимо снизить до базисных кондиций. Снижение влажности достигается  на зерносушилках. Все поступаемое  засоренное зерно и просушенное  зерно очищают на воздушно – ситовых  сепараторах. Семенное зерно очищают  по общей схеме в воздушно –  ситовых машинах, но увеличивают  скорость воздушного потока и применяют  подсевные сита с большими отверстиями. Очищенное и просушенное зерно  складируют в зерносклады по партиям  однородной продукции. После обработки, зерно попадает на мельницу, в результате чего получают муку и отруби. Затем  отруби поступают в комбикормовый  цех, в результате чего получают комбикорм. И, в конце концов, мука и комбикорм  идут на реализацию. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Процессно-ориентированная модель системы менеджмента качества