Организационно правовые основы стандартизации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 10:50, реферат

Краткое описание

В современных условиях управление качеством во многом базируется на стандартизации. Стандартизация представляет собой нормативный способ управления. Ее воздействие на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативного документа и имеющих юридическую силу. Стандарты определяют порядок и методы планирования повышения качества продукции на всех этапах жизненного цикла, устанавливают требования к средствам и методам контроля и оценки качества продукции. Управление качеством продукции осуществляется на основе: государственных, международных, отраслевых стандартов и стандартов предприятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3 1. Основные понятия стандартизации в управлении качеством………...4
2. Организационно-правовые основы стандартизации в РФ………...….5
2.1. Правовые основы стандартизации в РФ……………………………...5
2.2. Цели, задачи и принципы стандартизации в РФ………………….....7
2.3. Категории стандартов и их характеристика………………………….8
2.4. Организация работ по стандартизации……………………………...12
Заключение………………………………………………………………..16
Список литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Управление качеством.docx

— 33.16 Кб (Скачать файл)
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ


 
 
 
 

Реферат по дисциплине

«Управление качеством»

НА ТЕМУ:

Организационно-правовые основы стандартизации в России

Вариант 10 
 
 
 
 

                                                                                     

                                                                    Выполнил :

                                                                                                Студент гр. З-3275

                                                                                          Сисягина М.Е. 

                                                                                    Проверил :

                                                                                          Преподаватель

                                                                                                        Громова Т.В. 
 
 

Томск 2012

Содержание

 
Введение…………………………………………………………………….3                                   1. Основные понятия стандартизации в управлении качеством………...4 
2. Организационно-правовые основы стандартизации в РФ………...….5  
2.1. Правовые основы стандартизации в РФ……………………………...5  
2.2. Цели, задачи и принципы стандартизации в РФ………………….....7 
2.3. Категории стандартов и их характеристика………………………….8  
2.4. Организация работ по стандартизации……………………………...12 
Заключение………………………………………………………………..16 
Список литературы……………………………………………………….17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В современных условиях управление качеством во многом базируется на стандартизации. Стандартизация представляет собой нормативный способ управления. Ее воздействие на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативного документа и имеющих юридическую силу. Стандарты определяют порядок и методы планирования повышения качества продукции на всех этапах жизненного цикла, устанавливают требования к средствам и методам контроля и оценки качества продукции. Управление качеством продукции осуществляется на основе: государственных, международных, отраслевых стандартов и стандартов предприятий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Основные понятия стандартизации в управлении качеством

     Ученые, работающие в области теории стандартизации, приводят ряд формулировок понятия «стандартизация». По определению Международной организации по стандартизации (International Standard Organization – ISO) стандартизация представляет собой «процесс установления и применения правил с целью упорядочения в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей максимальной экономии с соблюдением функциональных условий и требований безопасности» .  
     Таким образом, стандартизация – это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определённой области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации и требований безопасности .  
     Существуют две разновидности стандартизации: фактическая и официальная. Фактическая стандартизация отражает некоторые исторически сложившиеся особенности и правила жизни общества (календарь, письменность, счет). Официальная стандартизация является результатом целенаправленной деятельности и всегда завершается выпуском нормативной документации, составляемой по установленной форме, имеющей определенную сферу и конкретные сроки действия .  
     Введем еще одно понятие. Стандарт – нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждённый компетентным органом. Стандарты разрабатывают как на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), так и на нормы, правила, требования к объектам организационно-методического и общетехнического характера. Стандарты содержат показатели, которые гарантируют возможность повышения качества продукции и экономичности её производства, а также повышения уровня её взаимозаменяемости.  
     Стандартизации весьма динамична, она всегда должна отвечать изменениям, происходящим во всех сферах жизни общества, прежде всего в технике и экономике, стремиться успевать и предвосхищать эти изменения с тем, чтобы нормативные документы (стандарты) способствовали развитию, а не торможению производства и сферы услуг.  
 

2. Организационно-правовые основы стандартизации в РФ

 
2.1. Правовые основы стандартизации в РФ

     Стандартизация сегодня развивается по следующим основным направлениям:  
1) традиционная (организуется и осуществляется в России в соответствии с Конституцией Российской Федерации ), Федеральным законом «О техническом регулировании» 2002 г. и ГСС РФ);  
2) образовательная (организуется и осуществляется в России в соответствии Конституции и федеральными законами «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);  
3) медицинская (организуется и осуществляется в исполнении федерального закона «О государственной системе здравоохранения»);  
4) социальная (организуется во исполнение Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 769 «Об организации подготовки государственных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов») .  
     Основными терминами и понятиями современной Государственной системы стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ) с учетом международной практики стандартизации являются – стандартизация; объект стандартизации; нормативный документ по стандартизации; стандарт; государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р); технический регламент и многие другие . Федеральный закон «О техническом регулировании» устанавливает правовые основы стандартизации в РФ, обязательные для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей, общественных объединений, и определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.  
     Федеральный закон «О техническом регулировании» регламентирует:  
1) организацию работ по стандартизации в РФ;  
2) международное сотрудничество в области стандартизации;  
3) виды и применение нормативных документов по стандартизации;  
4) информационное обеспечение работ по стандартизации, издание и реализацию нормативных документов;  
5) порядок поведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;  
6) финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору;  
7) ответственность за нарушение положений Федерального закона «О техническом регулировании»;  
8) экономическое стимулирование применения государственных стандартов .   

     Положения Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественными объединениями.  
Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении. Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ. Это связано с последующим пересмотром стандарта, он будет иметь силу лишь после того, как будут внесены изменения в регламент:  
1) ссылка со скользящей идентификацией, то есть стандарт (стандарты) идентифицируются (указываются в регламенте) только с помощью номера. Это дает возможность пересматривать стандарт и вводить его в действие независимо от внесения изменений в регламент;  
2) ссылка общего характера, то есть указание в регламенте всех стандартов, которые действуют в определенной области и (или) приняты конкретным органом. Идентификация каждого стандарта в отдельности отсутствует .  
     Ответственность существует за нарушение стандарта, на который имеется обязательная ссылка. Эта ссылка указывает, что соблюдение идентифицированных в ней стандартов (стандарта) – единственный путь достижения соответствия товара требованиям технического регламента.  
Технический регламент может включать индикативную ссылку. Этот вид ссылки на стандарт по существу представляет собой форму положения, направленного на достижение соответствия. Другими словами, соблюдение стандартов, содержащихся в этих ссылках, рассматривается как один из путей достижения соответствия требованиям регламента. Ответственность за нарушение положений несут юридические и физические лица, органы государственного управления. В соответствии с действующим в России законодательством ответственность носит уголовный, административный либо гражданско-правовой характер. Нарушения выявляются службами государственного контроля и надзора за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов. Нарушение должностными лицами или гражданами, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, обязательных требований государственных стандартов при реализации, эксплуатации, транспортировке и хранении продукции влечет наложение штрафа. Такое же наказание определено за уклонение юридических и физических лиц от предъявления продукции, а также сведений о ней и соответствующей документации органам государственного надзора. Уголовная ответственность за нарушение требований стандартов по продукции производственного назначения не предусмотрена, а административная ответственность установлена за несоблюдение обязательных требований при ее продаже (поставке), использовании, транспортировке и хранении. Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований к качеству определяется на основе положений гражданского законодательства.  

2.2. Цели, задачи и принципы стандартизации в РФ

 
     На основании правовых норм закона определены принципы и задачи стандартизации в России.  
Принципы стандартизации следующие:  
1) целесообразность разработки стандарта определяется путем анализа его необходимости в социальном, экономическом и техническом аспектах;  
2) добровольность применения стандартов;  
3) стандарты не должны быть техническим барьером в торговле. Для этого необходимо учитывать международные стандарты (и их проекты), правила, нормы международных организаций и национальные стандарты других стран;  
4) разработка стандарта должна быть основана на взаимном согласии заинтересованных и участвующих в ней сторон (консенсусе). При этом должно быть учтено мнение каждого по всем вопросам, представляющим взаимный интерес;  
5) разработчики нормативных документов должны соблюдать: нормы законодательства, правила в области государственного контроля и надзора, взаимосвязанность объектов стандартизации с метрологией и с другими объектами стандартизации; оптимальность требований, норм и характеристик, включаемых в стандарты;  
6) стандарты должны своевременно актуализироваться, чтобы не быть тормозом для научно-технического прогресса в стране;  
7) обеспечения условий для единообразного применения стандартов;  
8) стандарты, применяемые на данных уровнях управления, не должны дублировать друг друга .  
     Основными целями стандартизации в РФ являются:  
1) защита интересов потребителя и государства в вопросах номенклатуры и качества продукции, услуг и процессов (далее продукция), обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей, сохранность имущества и охрану окружающей среды;  
2) повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и народного хозяйства;  
3) обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;  
4) содействие экономии людских и материальных ресурсов, улучшению экономических показателей производства;  
5) устранение технических барьеров в производстве и торговле, обеспечение конкурентоспособности продукции на мировом рынке и эффективного участия государства в межгосударственном и международном разделение труда;  
6) обеспечение безопасности народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;  
7) повышения уровня технической и информационной совместимости.

            Трудности, характерные для переходного периода в России, ставят перед стандартизацией и более узкие, конкретизированные задачи, к которым можно отнести насыщение рынка безопасными потребительскими товарами и установление цивилизованных барьеров поступлению на российский рынок некачественных импортируемых товаров. В этом направлении необходимо тесное взаимодействие стандартизации и сертификации.  
 

2.3. Категории стандартов и их характеристика

  
     Нормативный документ по стандартизации – это документ, устанавливающий правила, принципы, нормы, характеристики, касающиеся объектов стандартизации, различных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу пользователей.  
     К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся: национальные стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, стандарты организаций.  
     В зависимости от объекта стандартизации и уровня утверждения (принятия) документа, стандарты различаются по категориям :  
1) международный (ИСО);  
2) государственный стандарт РФ (ГОСТ Р);  
3) межгосударственный (ГОСТ);  
4) стандарт отрасли (ОСТ);  
5) стандарт научно-технического или инженерного общества (СТО);  
6) стандарт предприятия (СТП);  
7) технические условия (ТУ) .  
     Международный стандарт – стандарт, принятый какой-либо международной (всемирной) организацией по стандартизации. Такими общепризнанными организациями являются неправительственные организации ИСО (ISO). Статус стандартов, принятых ИСО – рекомендательный, добровольный.  
     ГОСТ – государственные стандарты бывшего СССР, действующие в качестве межгосударственных стандартов для стран – бывших республик, входивших в свое время в состав СССР. Применяются без переоформления по постановлениям национальных комитетов по стандартизации. ГОСТ по существу является международным стандартом регионального характера.  
     ГОСТ Р – стандарт, принимаемый Госстандартом России или Госстроем России (Государственным комитетом РФ по жилищной и строительной политике). Государственные стандарты обязательны для всех предприятий, организаций и учреждений страны в пределах сферы их действия. Государственные стандарты устанавливают требования преимущественно к продукции массового и крупносерийного производства широкого и межотраслевого производства, к изделиям, прошедшим государственную аттестацию, экспортным товарам; они устанавливают также общие нормы, термины. Исходя из этого, можно указать на следующие объекты государственной стандартизации:  
1) общетехнические и организационно-методические правила и нормы;  
2) нормы точных изделий межотраслевого применения;  
3) требования к продукции, поставляемой для эксплуатации в различных климатических условиях, методы их контроля;  
4) межотраслевые требования и нормы техники безопасности и производственной санитарии;  
5) научно-технические термины, определения и обозначения;  
6) единицы физических величин;  
7) государственные эталоны единиц физических величин и общесоюзные поверочные схемы;  
8) методы и средства поверки средств измерений;  
9) государственные испытания средств измерений;  
10) допускаемые погрешности измерений;  
11) системы конструкторской, технологической, эксплуатационной и  
ремонтной документации;  
12) системы классификации и кодирования технико-экономической информации.  
     ОСТ – отраслевые стандарты, устанавливаются на аналогичные с ГОСТ Р и ГОСТ объекты, однако имеющие сугубо отраслевое значение. ОСТ применяют предприятия и организации, подведомственные соответствующему министерству, утвердившему (принявшему) отраслевой стандарт, и все прочие предприятия и организации, применяющие (потребляющие) продукцию данной отрасли. Отраслевые стандарты устанавливают требования к продукции, не относящейся к объектам государственной стандартизации, к технологической оснастке, инструменту, специфическим для отрасли, а также на нормы, правила, термины и обозначения, регламентация которых необходима для обеспечения взаимосвязи в производственно-технической деятельности предприятий и организаций отрасли и для достижения оптимального уровня качества продукции. Объектами отраслевой стандартизации могут быть машины, оборудование, приборы и другие изделия серийного производства, детали и составные части этих изделий; сырьё, материалы, топливо, полуфабрикаты, применяемые в отрасли; типовые технологические процессы внутриотраслевого применения.  
     СТО – стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Объектами СТО являются новые оригинальные виды продукции и услуг, методы испытаний, технологии, новые принципы организации и управления производством.  
     СТП – стандарты предприятий, организаций. Разрабатываются и принимаются самим предприятием. Объектами стандартизации на предприятии могут быть детали, узлы и агрегаты изготовляемых (разрабатываемых) изделий, нормы и правила в области организации и управления производством, нормы для разработки продукции предприятия и методы расчета, технологические нормы и требования, типовые технологические процессы, оснастка и инструмент. СТП обязателен для предприятия, принявшего этот стандарт. Но если в договоре на разработку, производство, поставку продукции или предоставление услуг имеется ссылка на стандарт предприятия, он становится обязательным для всех субъектов хозяйственной деятельности – участников договора.  
     Технические условия (ТУ) – документ, разрабатываемый предприятиями и организациями в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ может быть пробная продукция или продукция разовой поставки, выпускаемая небольшой партией, а также произведения художественных промыслов.  
Нормативные документы могут содержать обязательные требования, подлежащие безусловному исполнению в соответствии с законодательством РФ и добровольные (альтернативные) требования и положения.  
При сертификации продукции, работ, услуг наиболее широкое использование в качестве ссылочных документов находят государственные стандарты России ГОСТ Р и межгосударственные стандарты ГОСТ. Рассмотрим состав и обязательность требований стандартов данной категории.

Информация о работе Организационно правовые основы стандартизации в России