Производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 11:10, курсовая работа

Краткое описание

В связи с эти поставлена цель: раскрыть особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Задачами курсовой работы являются:
- дать общую характеристику производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних;
- исследовать предварительное расследование по делам несовершеннолетних;
- раскрыть судебное разбирательство по делам несовершеннолетних.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ……………….. 5
1.1.Понятие несовершеннолетнего возраста……………………………… 5
1.2. Предмет доказывания по уголовным делам в отношении
несовершеннолетних……………………………………………………….. 11
2. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ ПО ДЕЛАМ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ………………………………………………. 15
2.1. Общая характеристика предварительного расследования по делам несовершеннолетних………………………………………………………. 15
2.2. Участие законного представителя несовершеннолетнего в ходе досудебного разбирательства………………………………………………. 18
3. СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО ПО ДЕЛАМ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ………………………………………………. 21
3.1. Особенности судебного разбирательства по делам
несовершеннолетних ……………………………………………………….. 21
3.2. Особенности постановления и обжалования приговора…………… 26
3.3. Применение мер воспитательного воздействия с прекращением
уголовного преследования………………………………………………….. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………… 32

Вложенные файлы: 1 файл

ugolovny_protsess_kursovaya.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

По территории действия можно выделить:

а) международные правовые акты. В их числе: Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Женевская декларация прав ребенка 1924 г.; Декларация прав ребенка 1959 г.; Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г.; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. (Пекинские правила) 9  и др.;

б) федеральные нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), действующие на всей территории РФ. В их числе Конституция РФ, Семейный кодекс РФ10, Гражданский кодекс РФ11, Уголовный кодекс РФ12, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»13, Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. от 04.11. 2014 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942 «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)», Постановление Правительства от 18 декабря 1997 г. № 1565 «О Плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998 - 2000 годы» и др.;

в) региональное законодательство, включающее, например, Закон ЧР от 24.11.2004 № 48 (ред. от 26.06.2014) «О социальной поддержке детей в Чувашской Республике»14, Закон ЧР от 24.11.2004 № 46  (ред. от 27.06.2008) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»15;  Закон ЧР от 24.07.2009 № 43 «О некоторых мерах по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие»16; Закон ЧР от 17.12.2008 № 66 (ред. от 24.07.2009)»Об установлении нормативов распространения на территории Чувашской Республики печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой детям для пользования до достижения возраста 18 лет»//Собрание законодательства ЧР», 2009, № 3, ст. 123817, Постановление Кабинета Министров ЧР от 31.03.2009 № 108 (ред. от 13.09.2012)»О республиканской целевой программе «Дети Чувашии» на 2010 - 2020 годы»18.

 

1.2. Предмет  доказывания  по уголовным делам в отношении

несовершеннолетних

 

При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, в котором подозревается или обвиняется несовершеннолетний, наряду с общим предметом доказывания (ст. 73 УПК) подлежат обязательному установлению также следующие обстоятельства (ст. 421):

а) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год его рождения;

б) уровень психического развития и иные особенности его личности;

в) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего;

г) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

Возраст (число, месяц и год рождения) может быть установлен свидетельством о рождении, паспортом (либо их копиями). В случае противоречия между данными о возрасте в указанных документах делается запрос по месту регистрации рождения. При установлении возраста несовершеннолетнего следует учитывать, что лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток. Если документы о возрасте отсутствуют или вызывают сомнение, то в обязательном порядке проводится судебно-медицинская экспертиза (п. 5 ст. 196). При установлении судебно-медицинским экспертом определенного года рождения несовершеннолетнего днем его рождения считается последний день того года, который назван в заключении эксперта. Когда же возраст определяется в заключении эксперта минимальным и максимальным числом лет, следует исходить из предлагаемого минимального возраста такого лица.

Если несовершеннолетний достиг возраста, с которого он может быть привлечен к уголовной ответственности, однако у него обнаружено отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством, но ограничивающее его способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности (ч. 3 ст. 20 УК РФ). Умственная отсталость несовершеннолетнего, не связанная с психическим заболеванием, представляет собой значительное отставание от нормального для данного возраста уровня развития мыслительной, познавательной деятельности, запаса знаний и представлений, развития эмоционально-волевой сферы. При наличии данных, указывающих на такую отсталость, может быть назначена судебно-психологическая либо комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Психологическая экспертиза обычно назначается с целью выяснения наличия и степени умственной отсталости. При этом эксперту ставятся следующие вопросы: а) имеется ли у несовершеннолетнего отклонение от нормального для данного возраста уровня развития, которое влечет умственную отсталость; б) если да, то в чем оно выражается; в) полностью ли осознавал несовершеннолетний значение своих действий и мог ли руководить ими. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза назначается в случаях, когда умственная отсталость связана с болезненными состояниями психики: олигофренией в степени дебильности, психофизическим инфантилизмом, астеническим синдромом и т.д.

Установление иных особенностей личности несовершеннолетнего состоит в выяснении основных черт его характера, круга интересов, привычек, состояния здоровья, степени проявления возрастных особенностей психики, таких как внушаемость, склонность к подражанию, фантазированию и т.д.

Установление условий жизни и воспитания несовершеннолетнего предполагает собирание и исследование данных, касающихся:

- родителей или заменяющих их  лиц, их образования, профессии, места  работы; моральных качеств; отношения друг к другу и детям; выполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего;

- материально-бытовых условий семьи, наличия у несовершеннолетнего  собственного имущества, заработка  и их размеров;

- учебы или работы несовершеннолетнего, в том числе успеваемости, отношения к работе или учебе; внимания, проявляемого образовательным учреждением к его воспитанию, поддержанию связей с семьей и т.д.;

- причин, по которым несовершеннолетний  не учился и не работал, и  мер, которые были приняты в связи с этим семьей и органами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, управления здравоохранением, службы занятости, внутренних дел);

- поведения несовершеннолетнего, включая его отношение к старшим  и сверстникам, совершение им  ранее иных правонарушений.

Обычно для получения указанных данных проводится допрос родителей, учителей (классного руководителя и др.), воспитателей учебно-воспитательного учреждения, соседей, знакомых, товарищей по учебе и работе несовершеннолетнего. Сведения об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего могут быть собраны также с помощью истребования акта обследования, которое может быть поручено, например, органу опеки и попечительства.

По делам несовершеннолетних обычно проверяется версия о подстрекательстве или соучастии в совершении преступления со стороны взрослых лиц. При рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних, совершенных с участием взрослых, выясняется характер взаимоотношений между взрослыми и подростком, характер и степень влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. Эти данные могут не только повлиять на определение оснований и меры уголовной ответственности самого несовершеннолетнего, но и иметь существенное значение для установления роли взрослого в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления. Если совершению преступления несовершеннолетним предшествовало неправомерное или провоцирующее поведение взрослых лиц, в том числе признанных потерпевшими по делу, суд вправе признать это обстоятельство смягчающим наказание виновного.

 

 

 

 

2. Предварительное  расследование по делам несовершеннолетних

 

2.1. Общая характеристика  предварительного расследования по делам  несовершеннолетних

При изучении особенностей досудебной подготовки материалов в отношении несовершеннолетних необходимо учитывать, что они сформулированы не только в нормах гл. 50 УПК, но и нормах Общей части УПК.

Особенности досудебной подготовки материалов по уголовным делам несовершеннолетних заключаются в следующем.

1. При участии несовершеннолетнего  лица в совершении преступления  вместе со взрослыми дело в  отношении его деяния должно  быть по возможности выделено в отдельное производство, если это не создает существенных препятствий для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела. Если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, то к несовершеннолетнему обвиняемому, привлеченному по одному уголовному делу вместе со взрослыми, применяются правила, регулирующие порядок производства в отношении несовершеннолетних лиц (ст. 422 УПК).

  По уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, законодатель предусмотрел необходимость установления дополнительных обстоятельств, входящих в предмет доказывания, наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК.

При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, дознаватель, следователь, прокурор и суд должны обращать особое внимание на выяснение:

1) возраста несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения);

2) условий жизни и воспитания  несовершеннолетнего лица, уровня  психического развития и иных  особенностей его личности. При  наличии данных, свидетельствующих  об отставании в психическом  развитии, не связанном с психическим расстройством, должно быть установлено, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Для установления этих обстоятельств должны быть допрошены родители несовершеннолетнего, его учителя и воспитатели и другие лица, могущие дать нужные сведения, а равно истребованы необходимые документы и проведены иные следственные и судебные действия, в частности комплексная психолого-психиатрическая экспертиза 19 ;

3) влияние на поведение несовершеннолетних  старших по возрасту лиц. При  рассмотрении дел о преступлениях  несовершеннолетних, совершенных с  участием взрослых, необходимо тщательно  выяснять характер взаимоотношений  между взрослым и подростком, поскольку эти данные могут иметь существенное значение для установления роли взрослого лица в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступного посягательства или иных антиобщественных действий.

  Задержание и заключение под стражу в качестве меры пресечения могут быть применены к несовершеннолетнему лишь в исключительных случаях, когда это вызывается тяжестью совершенного преступления, а также при наличии оснований, указанных в ст. 91, 97, 99, 100 и 108 УПК (ст. 423 УПК). При решении вопроса об избрании меры пресечения к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому в каждом случае подлежит обсуждению возможность отдачи их под присмотр родителей или других лиц. О задержании, заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно извещаются их законные представители.

  По уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, обязательно участие защитника (ст. 51 УПК). С учетом социально-психологических особенностей личности несовершеннолетних обязательное участие защитника по их уголовным делам выступает в качестве одной из дополнительных гарантий, обеспечивающих их права, свободы и законные интересы.

  Определенной особенностью отличается вызов несовершеннолетних подозреваемого и обвиняемого к должностным лицам, осуществляющим уголовное судопроизводство (ст. 424 УПК). Вызов несовершеннолетних подозреваемого, обвиняемого, не находящихся под стражей, к следователю, дознавателю или в суд производится через их родителей или других законных представителей. Несовершеннолетний, содержащийся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, вызывается через администрацию этого учреждения.

  Существенными особенностями обладает допрос несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого (ст. 425 УПК). Допрос указанных лиц не может продолжаться непрерывно более двух часов, а в общей сложности - не более четырех часов в день. В допросе этих лиц принимает участие защитник, который вправе задавать им вопросы, знакомиться по окончании допроса с его протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. В допросе несовершеннолетнего лица, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, обязательно участие педагога или психолога. Следователь и дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетних подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

Педагог - сведущее лицо (специалист), имеющее высшее педагогическое образование и работающее преподавателем в учебном заведении (школе, специальной школе и т.п.). Психолог - сведущее лицо (специалист), имеющее высшее психологическое образование и работающее по специальности в различных учреждениях.

Информация о работе Производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних