Производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 11:10, курсовая работа

Краткое описание

В связи с эти поставлена цель: раскрыть особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Задачами курсовой работы являются:
- дать общую характеристику производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних;
- исследовать предварительное расследование по делам несовершеннолетних;
- раскрыть судебное разбирательство по делам несовершеннолетних.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ……………….. 5
1.1.Понятие несовершеннолетнего возраста……………………………… 5
1.2. Предмет доказывания по уголовным делам в отношении
несовершеннолетних……………………………………………………….. 11
2. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ ПО ДЕЛАМ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ………………………………………………. 15
2.1. Общая характеристика предварительного расследования по делам несовершеннолетних………………………………………………………. 15
2.2. Участие законного представителя несовершеннолетнего в ходе досудебного разбирательства………………………………………………. 18
3. СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО ПО ДЕЛАМ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ………………………………………………. 21
3.1. Особенности судебного разбирательства по делам
несовершеннолетних ……………………………………………………….. 21
3.2. Особенности постановления и обжалования приговора…………… 26
3.3. Применение мер воспитательного воздействия с прекращением
уголовного преследования………………………………………………….. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………… 32

Вложенные файлы: 1 файл

ugolovny_protsess_kursovaya.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3

1. Общая характеристика  производства  по уголовным делам  в  отношении несовершеннолетних……………….. 5

1.1.Понятие несовершеннолетнего  возраста……………………………… 5

1.2. Предмет  доказывания  по уголовным делам в отношении

несовершеннолетних……………………………………………………….. 11

2. Предварительное  расследование по делам 

несовершеннолетних………………………………………………. 15

2.1. Общая характеристика  предварительного расследования по делам  несовершеннолетних……………………………………………………….  15

2.2. Участие  законного представителя  несовершеннолетнего   в ходе досудебного разбирательства………………………………………………. 18

3. Судебное  разбирательство по делам 

несовершеннолетних ………………………………………………. 21

3.1. Особенности  судебного  разбирательства  по делам 

несовершеннолетних ……………………………………………………….. 21

3.2. Особенности  постановления  и обжалования  приговора…………… 26

3.3. Применение  мер  воспитательного  воздействия  с прекращением 

уголовного преследования………………………………………………….. 27

Заключение……………………………………………………………… 30

Список использованной литературы………………………… 32

 

Введение

В настоящее время проблемы производства уголовных  дел в отношении  несовершеннолетних становятся все более актуальными, привлекая внимание видных отечественных юристов, педагогов, психологов, практических сотрудников органов внутренних дел, суда, прокуратуры, других правоохранительных органов, иных министерств и ведомств, работающих с несовершеннолетними.

В последние десятилетия XX века мировое сообщество обратило внимание на необходимость особой правовой защиты несовершеннолетних. Знаковым событием стало принятие 20 ноября 1989 г. на 44-й сессии Генеральной ассамблеи ООН Конвенции о правах ребенка, к которой 13 июня 1990 г. присоединилось наше государство.

Подписав главный международный документ в сфере защиты прав несовершеннолетних, Россия взяла на себя обязательство привести в соответствие с ним национальное законодательство. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. В России в соответствии с международными документами созданы основы национального законодательства, направленного на защиту интересов детей. Так, был принят Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; разработаны Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. (Национальный план действий в интересах детей), утвержденные Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942 , а также План действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998 - 2000 гг., утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. № 1565 , и др.

Эти документы подчеркивают важность дальнейшего совершенствования законодательного регулирования правового статуса несовершеннолетних и укрепления правовой защиты детства в РФ. Немалая роль в связи с этим должна быть отведена формированию зарождающейся отрасли российского права - ювенальной, которая представляет собой совокупность норм, регулирующих права, обязанности, гарантии и ответственность несовершеннолетних во всех сферах их жизнедеятельности. Главной задачей Российского общества должно стать комплексное воздействие на общественные отношения с участием несовершеннолетних, которые в настоящее время регулируются различными отраслями российского права: конституционным, гражданским, семейным, трудовым, административным, уголовным, уголовно-исполнительным, гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным и др.

  Актуальность   выбранной  темы несомненна, так  как    имеются  определенные  сложности   в особенностях   производства   по уголовным  делам  в отношении   несовершеннолетних, которые  попытаюсь   раскрыть   в  курсовой  работе.

 В  связи  с эти  поставлена   цель:   раскрыть  особенности   производства  по  уголовным делам   в  отношении  несовершеннолетних.

Задачами курсовой работы  являются:

-  дать общую характеристику  производства  по уголовным делам в  отношении несовершеннолетних;

- исследовать предварительное расследование по делам несовершеннолетних;

-   раскрыть судебное разбирательство по делам несовершеннолетних.

 Методологической  основой  курсовой работы  явились  Конституция  Российской  Федерации,  уголовно-процессуальное  законодательство, учебная  и  методическая  литература.

 

 

 

1. Общая характеристика  производства  по уголовным делам в  отношении несовершеннолетних

1.1.Понятие несовершеннолетнего  возраста

 

 

В главе 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина» понятия «ребенок» и «дети» употребляются только в трех статьях: в ст. 38, которая закрепляет обязанность государства и родителей заботиться о детях; в ст. 39, содержащей нормы о социальной защите детей; в ст. 43, устанавливающей право на образование. В остальных нормах ребенок подразумевается в качестве субъекта правоотношений и включается в термины «гражданин», «каждый»1 . Следовательно, несовершеннолетний обладает всеми правами и свободами, присущими любому гражданину России.

Как уже было сказано, конституционно-правовой статус ребенка основывается на обладании лицом не только правами, но и обязанностями.

Важнейшей обязанностью гражданина является соблюдение Конституции РФ и законов. Данная обязанность зафиксирована в ст. 15 Основного Закона. Помимо этого ст. 44 устанавливает, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; ст. 57 закрепляет обязанность платить законно установленные налоги и сборы; ст. 58 гласит, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Примером нормативного акта, закрепляющего конкретно обязанности ребенка, является Закон Республики Саха от 1 июля 1994 г. № 23-I «О правах ребенка», где, в частности, установлено, что ребенок обязан заниматься самовоспитанием и самообразованием, заботиться о своем здоровье, развивать свои лучшие природные задатки, учиться применять их в жизни, овладевать знаниями, готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, управлять своими поступками и поведением в семье, в кругу друзей и в обществе и нести моральную и нравственную ответственность за них.

Юридические гарантии как элемент правового статуса представляют собой все правовые средства, обеспечивающие реализацию прав и свобод человека и гражданина2. В первую очередь к ним относится конституционное закрепление принципа гарантии прав, который получает детальное обоснование в действующих отраслях российского права.

В понятие конституционно-правового статуса включается и институт гражданства, который регламентируется Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»3 (далее - Закон о гражданстве).

В соответствии со ст. 12 указанного Закона ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка);

б) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

Ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его обнаружения.

Для приобретения или прекращения гражданства РФ ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие. Гражданство РФ ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства РФ он станет лицом без гражданства.

Гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, лишенных родительских прав.

В соответствии с п. 3 ст. 26 Закона о гражданстве при отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления обоих усыновителей ребенок приобретает гражданство РФ со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на территории РФ (п. 4 ст. 26).

Дети и недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство гражданина РФ, приобретают гражданство РФ в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя.

Ребенок или недееспособное лицо, находящееся на полном государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении РФ, приобретает гражданство РФ в упрощенном порядке по заявлению руководителя учреждения, в котором содержится ребенок или недееспособное лицо.

Ребенок или недееспособное лицо, над которым установлены опека или попечительство иностранного гражданина, приобретающего гражданство РФ, может приобрести гражданство РФ одновременно с указанным гражданином по его заявлению.

Ребенок или недееспособное лицо, которое является гражданином РФ и над которым установлены опека или попечительство иностранного гражданина, сохраняет гражданство РФ (ст. 27).

Под правовой защитой несовершеннолетних следует понимать систему нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус несовершеннолетних как участников общественных правоотношений (права, обязанности, гарантии соблюдения прав и обязанностей) и закрепляющих основы организации деятельности системы органов по работе с несовершеннолетними и защите их прав и законных интересов.

Правовая защита охватывает все сферы жизнедеятельности несовершеннолетнего: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение, досуг и др.

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. наиболее важными стратегическими задачами российского государства и общества в сфере улучшения положения детей являются следующие:

1) максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация их потерь в уровне жизни; обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;

2) приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях, - детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для России доктрине - гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер;

3) создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков - беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;

4) законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров4.

Во исполнение указанных задач за последнее десятилетие в России практически заново создана целостная система правовой защиты интересов детей применительно к новым социально-экономическими условиям. Так, начиная с 1992 г. принято более 200 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, включая федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. Особенно важное значение имеет принятие 24 июля 1998 г. Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который установил основные гарантии прав и законных интересов детей, определил направления обеспечения и организационные основы гарантий прав детей в РФ. Пользуясь предоставленными им правами, субъекты РФ также принимают законы по различным аспектам регулирования прав и законных интересов детей 5.

По назначению нормы ювенального права подразделяются на:

а) общие нормы, провозглашающие основные права и свободы человека, распространяющие свое действие и на несовершеннолетних, являющихся полноправными членами общества, и содержащиеся в Конституции и ряде отраслевых федеральных законов;

б) нормы, специально созданные для охраны прав несовершеннолетнего. Например, нормы гл. 14 УК РФ «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»6, гл. 42 ТК РФ «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет»7, гл. 50 УПК РФ «Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних»8.

Информация о работе Производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних