Правовой статус следователя в уголовном судопроизводстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы выпускного исследования выражается в следующем: во-первых, определение понятия и полномочий следователя, его правовой статус в уголовном судопроизводстве не достаточно четко регламентированы уголовно-процессуальным законодательством; во-вторых, несмотря на подробную разработку в литературе, по сути, всех важных аспектов, связанных с участием следователя в уголовном судопроизводстве, целый ряд вопросов до сих пор не находит единообразного понимания, причем как со стороны учёных, так и практиков; нормы уголовно-процессуального закона толкуются неоднозначно.

Вложенные файлы: 1 файл

П3571_Диплом_Правовой статус следователя в уголовном судопроизводстве.docx

— 101.49 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем классификация участников состязательного процесса в зависимости от выполняемых ими функций не универсальна и хотя является главной, все же недостаточна для их всесторонней характеристики. Можно также разделить участников и по другим, вспомогательным критериям, в основе которых лежат особенности их правового статуса. Так, например, в зависимости от способности участников влиять на направление производства по делу, т.е. на принятие решений о начале производства по делу, или прекращении или продолжении производства, или передаче дела из одной стадии в другую, их можно классифицировать на субъектов уголовно-процессуальной деятельности (стороны обвинения и защиты) и иных участников судопроизводства. Среди иных участников судопроизводства можно выделить лиц, оказывающих техническое содействие властным субъектам (секретари судебного заседания, специалисты), и лиц, являющихся источниками доказательств (свидетели, эксперты, понятые и др.).

По критерию отношения к властным полномочиям самих субъектов можно подразделить на государственные органы, ведущие процесс и имеющие полномочия принимать решения по делу (суд, прокурор, органы предварительного расследования), и лиц, участвующих в судопроизводстве, — обвиняемый, потерпевший (его представитель), защитник, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители и т.д., которые не имеют властных полномочий и не вправе принимать официальных решений по делу. Однако они могут занимать ту или иную процессуальную позицию, влияющую на направление дела. Так, согласие обвиняемого с предъявленным ему обвинением может при определенных условиях повлечь постановление приговора без проведения судебного разбирательства (так называемый особый порядок принятия судебного решения — гл. 40). Примирение потерпевшего с обвиняемым или прощение обвиняемого потерпевшим (ст. 25) при определенных условиях способно повлечь прекращение уголовного дела и т.д.

Конечно, в литературе встречаются и другие не менее обоснованные классификации участников уголовного судопроизводства, но вряд ли можно отойти от законодательных дефиниций. 

Итак, участники уголовного процесса – это не просто субъекты, наделенные процессуальными правами и обязанностями и выполняющие определенную функцию в ходе процессуальной деятельности, а, прежде всего, любые юридические, должностные и физические лица, принимающие участие в уголовном судопроизводстве, которые в предусмотренном законом порядке, в соответствии со своим процессуальным статусом, приобретают или наделяются конкретными уголовно–процессуальными правами и обязанностями, а так же реализуют их, вступая в соответствующие процессуально-правовые отношения в ходе уголовного судопроизводства.

 

1.2 Следователь в уголовном судопроизводстве: спорные аспекты в определении

Следователь - это специфический участник уголовного судопроизводства, наделенный в соответствии с российским законодательством, присущими только ему чертами и признаками, отличающими его от других участников досудебного производства, и предающими ему статус самостоятельной процессуальной фигуры в уголовном процессе.

Важные уголовно-процессуальные нормы о следователе законодателем закреплены в ст. 38 УПК РФ (именуемой - «Следователь»), которая регламентирует основополагающие процессуальные вопросы, касающиеся следователя как участника уголовно-процессуальных отношений, участника (субъекта) уголовного судопроизводств. Исходя из процессуальных норм части первой статьи 38 УПК РФ, «следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу»7.

Итак, по определению законодателя следователь является должностным лицом. Данный признак является первостепенным, одним из существенных черт, свойственных не всем участникам уголовного процесса (например,  прокурор, дознаватель тоже должностные лица; потерпевший,  обвиняемый – это физические лица; адвокат, состоящий в коллегии, - юридическое лицо).

Сразу же оговоримся, что в уголовно-процессуальном законодательстве определение должностного лица отсутствует. Однако данный термин встречается в других отраслях российского права, например административном и уголовном законодательствах.

В более приемлемой форме термин «должностное лицо» дается Е.В. Бутенко, по мнению которого должностное лицо - представитель власти в момент выполнения должностных обязанностей либо реализации должностных прав, при этом должностные обязанности - совокупность правил и требований, которые необходимо выполнять лицу, замещающему конкретную должность8, а термин «представитель власти» – понимается как должностное лицо в момент исполнения своих должностных обязанностей по отношению к лицам, не подчиненных ему по службе9. Таким образом, приходим к выводу, что следователь – это представитель власти, исполняющий в соответствии с занимаемой в органах предварительного следствия штатной должностью определенные уголовно-процессуальные обязанности субъекта уголовного судопроизводства.

Следующим, основным отличительным признаком следователя является то, что он, будучи должностным лицом, уполномочен осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. При этом, осуществление предварительного следствия по уголовному делу напрямую связано с соблюдением следователем установленных УПК РФ пределов компетенции (ч. 1 ст. 38 УПК РФ).

Итак, исходя из законодательной дефиниции отметим, что следователь, во-первых, является должностным лицом, во-вторых, имеет предусмотренную уголовно-процессуальным законодательством компетенцию, реализуемую в уголовном процессе в качестве исполнения им своих юридических (должностных) обязанностей и, в-третьих, уполномочен осуществлять предварительное следствие по конкретному уголовному делу.

Вместе с тем, положения части первой статьи 38 УПК РФ находятся в единстве с другими частями приведенной статьи, а закрепленные в ней правовые нормы дополняются и конкретизируются в других статьях УПК РФ, касающихся процессуальной деятельности органов предварительного следствия.

В связи с этим, анализ только части второй ст. 38 УПК РФ позволяет сделать вывод о том, что следователь уполномочен осуществлять не только предварительное следствие по уголовному делу (в предыдущем параграфе определились, что данная категория означает одну из форм предварительного расследования, которое является второй стадией досудебного производства, следующей за стадией возбуждения уголовного дела).

Нормы части второй ст. 38 УПК РФ уполномочивают следователя: возбуждать уголовное дело (п. 1); принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности (п. 2); обжаловать с согласия руководителя следственного органа решение прокурора о возвращении уголовного дела для дополнительного следствия (п. 5), что само по себе не входит в круг полномочий по осуществлению предварительного следствия; кроме того, значимым является то обстоятельство, что согласно п. 6 следователь уполномочен осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ10. Именно поэтому, формулируя понятие следователь, в его объективном значении, сказанное важно и необходимо обязательно учитывать.

С учетом изложенного, отметим, что законодательное определение, сформулированное в части первой ст. 38 УПК РФ не является единственным в отечественном законодательстве. Следует иметь в виду, что законодательное определение понятия «следователь» приведено и в ст. 5 УПК РФ (именуемой - «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе»11), изложение которой начинается с акцента законодателя на то, что «если не оговорено иное, основные понятия, используемые в УПК РФ, имеют следующие значения». Так, в соответствии с п. 41 ч. 1 ст. 5 УПК РФ, следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Приведенное понятие  в большей степени отражает смысл, придаваемый правоприменительной практикой положениям о следователе с позиций участника уголовного судопроизводства, реализующего свои процессуальные функции в соответствии с имеющимися у него уголовно-процессуальными правами и обязанностями (полномочиями).

Нельзя не принимать во внимание, что понятие «следователь» выработано отечественной теорией уголовно-процессуального права, пройдя довольно длительный путь развития, начав становление как такового в Судебном уставе от 20 ноября 1864 г., УПК РСФСР от 27 октября 1960 г., а затем и УПК РФ от 18 декабря 2001 г. (в ред. ФЗ-87 от 05 июня 2007 г.), в нормах которых данному понятию придавалось различное значение. Именно поэтому данный вопрос в современной теории уголовно-процессуального права, не относится к числу столь уж остродискуссионных проблем уголовного процесса.

Все же следует признать, что среди процессуалистов встречаются различные взгляды по этому поводу и в юридической литературе встречается множество различных мнений ученых и практиков к вопросу о понятии следователя. Однако нужно заметить, что все эти мнения основаны на законодательном определении данного понятия, как основополагающего. Проведенный анализ имеющихся в литературе по данному вопросу мнений показал, что каждый автор, формулируя понятие «следователь», вкладывает свое понимание данной проблемы, но с учетом законодательного определения и, что не маловажно отметить, без существенных противоречии с мнениями других ученых, что обычно происходит в теории права, в том числе и уголовно-процессуального.

 Отметим наиболее обоснованные  в структурном содержании и понимании мнения процессуалистов к вопросу о понятии «следователь».

Так, по мнению профессора В.Н.  Галузо, «следователь – это должностное лицо, наделенное властными полномочиями по рассмотрению и разрешению заявлений и сообщений о преступлениях и производству предварительного следствия по уголовному делу»12. С таким мнением нельзя не согласиться. Ранее уже было отмечено, что следователь - это лицо, занимающее штатную должность (следователя, старшего следователя, следователя по особо важным делам), и всегда обладающее единым статусом следователя, имеющего определенный круг процессуальных прав и обязанностей. Субъектом уголовного процесса, т.е. носителем процессуального статуса, а также соответствующих прав и обязанностей, следователь становиться после принятия уголовного дела (материала проверки) к своему производству.

Но, одновременно следует признать и недоказанность такого определения, поскольку «…в уголовно-процессуальном законодательстве определена классификация следователей в зависимости от ведомственной принадлежности к конкретному правоохранительному органу»13.

Такая классификация учитывается большинством процессуалистов. Так, основной формой предварительного  расследования по уголовному  делу в ходе досудебного производства, отмечают С.А. Колосович и Е.А. Зайцева, является предварительное следствие, полномочия по осуществлению которого, возлагаются на следователей14. Аналогичные точки зрения, по этому поводу, высказывали В.П. Божьев15, А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский16, Р.Х. Якупов17 и многие другие. Авторы, в большинстве своём, придерживаются позиции законодателя в том, что следователь, прежде всего, должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а так же иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Приведенная позиция  ряда специалистов, вполне обоснованна  и применима. Здесь же можно сделать акцент, по аналогии, на законодательное понятия дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Как мы видим, дознаватель не просто должностное лицо, а в первую очередь - органа дознания. Полагаем, что этот акцент важно сделать и в понятии следователь при том, что он является должностным лицом органов предварительного следствия. 

В завершении, следует особо подчеркнуть, что спор о понятии следователя – это спор не о терминологии. Правильное определение понятия следователь имеет не только важное теоретическое, но и практическое значение в правоохранительной деятельности, в деле охраны законных интересов, прав и свобод личности – как совершившей преступление, так и жертвы данного преступления18.

В данной связи понятие следователь должно отвечать смыслу и духу нашего законодательства, отражать не только то, что имеется в жизни, в практике борьбы с преступностью, в повседневной деятельности органов предварительного следствия, но и то, что должно быть, к чему государство и его регулятор общественных отношений – право – обязаны стремиться.

Именно поэтому, подытоживая все выше сказанное, при этом, учитывая важность и необходимость правильного и точного определения понятия следователя, можно говорить о том, что следователь – это должностное лицо следственного комитета РФ (ФСБ, ОВД, Госнаркоконтроля), участвующее в досудебном производстве по уголовному делу, уполномоченное осуществлять предварительное расследование в форме предварительного следствия, а также иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

 

1.3 Следователь: процессуальное положение и полномочия

При распространенных и во многом справедливых нареканиях, которые высказывались и высказываются в адрес нового УПК РФ, вступившего в силу с 1 июля 2002 года, следует отметить, что он разрешил, и успешно, ряд важных вопросов правоприменительной практики. Пусть недостаточно четко, но определил положение и полномочия следователя, установив, что следователь – это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а так же иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Действительно, согласно УПК РФ  следователь – самостоятельная  процессуальная фигура в уголовном процессе с достаточно широкими полномочиями. Но вместе с тем, о чем уже было сказано, УПК РФ не определяет в должной степени полно и ясно не только понятие следователь, но и исчерпывающий перечень его полномочий, делая ссылку лишь на иные полномочия, предусмотренные УПК РФ, а также пределы процессуальной самостоятельности. 

Информация о работе Правовой статус следователя в уголовном судопроизводстве