Порядок применения заключения под стражу в качестве меры пресечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 16:21, реферат

Краткое описание

Актуальность темы состоит в том, что законодательство постоянно совершенствуется, соблюдая при этом принципы гуманности и уважения личности, в связи с чем правовой статус лиц, заключенных под стражу в порядке меры пресечения, приобретает особую значимость. Нормы, определяющие правовой статус лиц, заключенных под стражу, показывают, что большинство из них ориентировано на признание за данными лицами определенных прав, а также на обеспечение их защиты. К сожалению, современное законодательство, регулирующее отношения с участием лиц, заключенных под стражу, требует более полного исследования и совершенствования.
Целью данной работы является ознакомление с таким видом меры пресечения, как заключение под стражу, на примере законодательства Российской Федерации и Кыргызской Республики.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат УПП.docx

— 58.63 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Темой данной работы является «Порядок применения заключения под стражу в  качестве меры пресечения». Каждый человек  рождается свободным, и имеет  право на личную неприкосновенность – данные принципы записаны в Конституции, во Всеобщей декларации прав человека и многих других правовых документах. Право на свободу – это возможность  совершать любые правомерные  действия. Личная же неприкосновенность распространяется на жизнь, здоровье, честь и достоинство человека. Никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-то действиям, подвергать его истязанию, обыску или наносить вред здоровью. Но бывают такие обстоятельства, при которых человек теряет некоторые права. Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает случаи, когда к гражданину, вовлеченному в сферу уголовного судопроизводства (подозреваемому, обвиняемому) могут быть применены меры уголовно-процессуального принуждения. Из них самыми строгими являются меры пресечения, в особенности – заключение под стражу, которое Уголовно-процессуальное законодательство определяет как исключительную меру.

Актуальность темы состоит в  том, что законодательство постоянно  совершенствуется, соблюдая при этом принципы гуманности и уважения личности, в связи с чем правовой статус лиц, заключенных под стражу в порядке меры пресечения, приобретает особую значимость. Нормы, определяющие правовой статус лиц, заключенных под стражу, показывают, что большинство из них ориентировано на признание за данными лицами определенных прав, а также на обеспечение их защиты. К сожалению, современное законодательство, регулирующее отношения с участием лиц, заключенных под стражу, требует более полного исследования и совершенствования.

Целью данной работы является ознакомление с таким видом меры пресечения, как заключение под стражу, на примере  законодательства Российской Федерации  и Кыргызской Республики.

Структура работы состоит из введения, двух глав, трех подглав, заключения и списка использованных источников.

 

  1. Заключение под стражу в системе мер пресечения

 

Меры уголовно-процессуального  пресечения являются основной составной  частью института мер уголовно-процессуального  принуждения и представляют собой  способ обеспечения деятельности правосудия в отношении лиц, привлекаемых к  головной ответственности, а в исключительных случаях, в отношении лиц, подозреваемых  в совершении преступления. Меры пресечения составляют весьма значительную часть  мер уголовно-процессуального принуждения. Их применение всегда связано со значительным ущемлением прав и свобод определенных категорий лиц, вовлеченных и  сферу уголовно - процессуальной деятельности.

Меры пресечения, вопреки утверждениям отдельных процессуалистов, обладают свойством принудительности – вне  зависимости от того, соответствует  ли применение таковых их желаниям и интересам. Практически любая  из форм уголовно-процессуального принуждения  всегда влечет за собой то или иное ограничение личной свободы граждан (свободы воли, передвижения, неприкосновенности и т.д.).

Рассматриваемую меру пресечения называют по-разному: «содержание под стражей», «арест», наконец, «заключение под  стражу». Последнее наименование употребляется  в УПК РФ для ее обозначения. «Содержание  под стражей» - это, скорее всего  о процессе реализации данной меры .

Заключение под стражу – самая  строгая мера пресечения, существенно  ограничивающая права и свободы  гражданина и, прежде всего одно из важнейших прав – право на свободу  и личную неприкосновенность. Поэтому  заключение под стражу избирается лишь тогда, когда другие меры пресечения не могут обеспечить надлежащее поведение  и не уклонение обвиняемого (подозреваемого) и при строгом соблюдении ряда гарантий, установленных законом  в целях обеспечения обоснованности применения этой меры пресечения. В то же время неприменение или несвоевременное применение заключения под стражу к опасным преступникам, совершившим тяжкие преступления, может привести к совершению новых преступлений. Заключение под стражу – мера, обеспечивающая реальное пресечение противоправных действий обвиняемого (подозреваемого) на предупреждение которых направлены названные в ст.98 УПК РФ меры пресечения.

Сущность данной меры пресечения состоит  в принятии решения о заключении под стражу обвиняемого (подозреваемого), водворении его в следственных изолятор (в иное место, заменяющее следственный изолятор) и содержании его там  под стражей до начала фактического исполнения обвинительного приговора  к лишению свободы, если данная мера пресечения не будет отменена либо изменена.

 

    1. Основания для применения мер пресечения – заключение под стражу

 

Правовые основы заключения под  стражу, содержания под стражей и  освобождения из-под стражи устанавливают:

  • Конституция РФ (ст.22, 63);
  • УПК РФ 2001г.;
  • Федеральный закон от 18 декабря 2001 года «О введении в действие УПК РФ» (ч.3 ст.10);
  • Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (с изменениями и дополнениями от 21 июля 1998 г., 9 марта 2001 г.);
  • Международные договоры РФ (Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, международные договоры и правовой помощи по уголовным делам, Конвенции ООН о привилегиях и иммунитетах 1946 г. и др.).

Заключение под стражу – самая  тяжелая мера пресечения, поэтому  она должна применяться лишь при  невозможности применения иной, более  мягкой меры пресечения.

Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному  решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным  законом предусмотрено наказание  в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности  применения иной, более мягкой, меры пресечения. В исключительных случаях  эта мера пресечения может быть избрана  в отношении подозреваемого или  обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание  в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из следующих обстоятельств:

1) подозреваемый или обвиняемый  не имеет постоянного места  жительства на территории Российской  Федерации;

2) его личность не установлена;

3) им нарушена ранее избранная  мера пресечения;

4) он скрылся от органов предварительного  расследования или от суда.

К несовершеннолетнему, подозреваемому или обвиняемому заключение под  стражу, в качестве меры пресечения, может быть применено в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо  тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может  быть избрана в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого  в совершении преступления средней  тяжести1.

Для некоторых категорий граждан  в связи с особой ответственностью выполняемых ими функций установлены  дополнительные гарантии против необоснованного  применения к ним заключения под стражу. В соответствии со ст.58 Конституции РФ члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. В соответствии с ч.3 ст. 450 УПК РФ судебное решение об избрании в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы. Судебное решение об избрании в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу исполняется с согласия соответственно Конституционного Суда Российской Федерации или квалификационной коллегии судей. При этом мотивированное решение Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска принимается в срок не позднее 5 суток со дня поступления представления Генерального прокурора Российской Федерации и соответствующего судебного решения.

 

    1. . Порядок избрания меры пресечения в виде заключения под стражу

 

Согласно части 2 статьи 22 Конституции  Российской Федерации арест, заключение под стражу и содержание под стражей  допускаются только по судебному  решению, а до судебного решения  лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов2.

Указанное правило должно служить  гарантией судебной защиты для ситуаций, связанных с ограничением одного из основных прав человека – права  на свободу и личную неприкосновенность, что признается помимо Конституции  РФ также Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным  пактом о гражданских и политических правах. Согласно этим международно-правовым актам, являющимся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо незамедлительно доставляется к судье или к другому должностному лицу, которому принадлежит по закону полномочие осуществлять судебную власть, и ему должно быть обеспечено право на судебное разбирательство в течение разумного срока или право на освобождение (пункт 3 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод , пункт 3 статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах).

В Конституции Российской Федерации и в Федеральном законе "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" сохранение действия положений уголовно-процессуального закона, которыми регламентируются порядок задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, и порядок применения заключения под стражу, рассматривается как переходная мера, ограниченная по времени периодом, необходимым лишь для внесения в законодательство соответствующих изменений. Соответствующие изменения в уголовно-процессуальное законодательство были внесены лишь в новой редакции Уголовно-процессуального кодекса РФ. Однако часть вторая его статьи 29, согласно которой только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, о продлении срока содержания под стражей, а также другие нормы, касающиеся передачи судам в ходе досудебного производства по уголовному делу полномочий по применению меры пресечения в виде заключения под стражу и продлению срока содержания под стражей, Федеральным законом от 18 декабря 2001 года "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" вводились в действие лишь с 1 января 2004 года; до этого момента решения по таким вопросам по-прежнему должен был принимать прокурор. Мотивация данного решения объяснялась необходимостью дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета в связи с требуемым увеличением численности судей и работников аппаратов судов, а также значительными материальными ресурсами на функционирование судов общей юрисдикции.

При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу прокурор, а также следователь  и дознаватель с согласия прокурора  возбуждают перед судом соответствующее  ходатайство. В постановлении о  возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых  возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства3. Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном статьями 91 и 92 УПК РФ, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания.

Подсудность рассмотрения вопроса  о первичном заключении под стражу является исключительной компетенцией судьи районного суда или гарнизонного военного суда. К их же компетенции  относятся продление срока содержания под стражей (сверх общего 2-месячного) на срок до 6 месяцев, а при особой сложности дел о тяжких и особо  тяжких преступлениях – до 12 месяцев. Дальнейшее продление к компетенции  судей указанных уровней не относится (п.3 ст.109 УПК), равно как и рассмотрение вопроса о продлении срока ознакомления с материалами дела (пп.7 и 8 ст.109 УПК РФ). УПК РФ подчеркивает, что не допускается возложение полномочий, предусмотренных настоящей статьей, на одного и того же судью на постоянной основе. Эти полномочия должны распределяться между судьями соответствующего суда в соответствии с принципом распределения уголовных дел.

Процессуальный порядок рассмотрения постановления о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 108 УПК РФ.

Содержание указанных норм, а  также приложений 81 и 82 показывает, что судья обязан рассмотреть  ходатайство органов предварительного следствия с участием:

– прокурора (либо по его поручению  следователя или дознавателя, возбудившего ходатайство);

– подозреваемого (обвиняемого), а  если он несовершеннолетний - и его  законного представителя (принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под  стражу в отсутствие обвиняемого  допускается только в случае объявления обвиняемого в международный  розыск);

– защитника (если он уже участвует  в деле в соответствии с ч.3 ст.49, ст.51, 52 УПК РФ).

По инициативе потерпевшего или  его законного представителя  они также могут участвовать  в судебном заседании (без извещения  и вызова).

Информация о работе Порядок применения заключения под стражу в качестве меры пресечения