Меры пресечения: понятие, основания и условия применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Институт избрания меры пресечения в отношении лица, которому пока еще нет оснований предъявить обвинение, предусмотрен ст.100 УПК РФ. По общему правилу в случае применения меры пресечения в отношении такого лица, в течение 10 дней после этого (после фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления) мера пресечения в отношении подозреваемого перестает действовать, заключенный под стражу подлежит освобождению, или же в отношении данного человека выносится постановление о привлечении в качестве обвиняемого и соответственно он перестает быть подозреваемым, наделяется статусом обвиняемого.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ОТМЕНЫ
МЕР ПРЕСЕЧЕНИЯ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЗАКЛЮЧЕНИЕМ ПОД СТРАЖУ……………......6
1.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МЕР ПРЕСЕЧЕНИЯ……………………………………………6
1.2 ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ДЛЯ ИЗБРАНИЯ МЕР ПРЕСЕЧЕНИЯ,
НЕ СВЯЗАННЫХ С ЗАКЛЮЧЕНИЕМ ПОД СТРАЖУ………………………………..…11
1.3 ИЗБРАНИЕ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ПОДОЗРЕВАЕМОГО……………16
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ В ВИДЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
ПОД СТРАЖУ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, ПОДОЗРЕВАЕМЫХ ИЛИ ОБВИНЯЕМЫХ
В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ………………………………………………….20
2.1 ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ В ВИДЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
ПОД СТРАЖУ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, ПОДОЗРЕВАЕМЫХ ИЛИ ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ В ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ
108 УПК РФ……………………………………………………………………...20
2.2 ПРИМЕНЕНИЕ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ В ВИДЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПОД
СТРАЖУ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ………………….…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….….…32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая УПП.rtf

— 305.19 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Актуальность темы. Институт избрания меры пресечения в отношении лица, которому пока еще нет оснований предъявить обвинение, предусмотрен ст.100 УПК РФ. По общему правилу в случае применения меры пресечения в отношении такого лица, в течение 10 дней после этого (после фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления) мера пресечения в отношении подозреваемого перестает действовать, заключенный под стражу подлежит освобождению, или же в отношении данного человека выносится постановление о привлечении в качестве обвиняемого и соответственно он перестает быть подозреваемым, наделяется статусом обвиняемого.

Итак, 10 дней человек может быть подозреваемым в связи с применением ему меры пресечения. Причем такой мерой пресечения вполне может по решению суда быть и заключение под стражу, и домашний арест.

Федеральным законом от 22 апреля 2004 г. № 18-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" ст.100 УПК РФ была исправлена и дополнена. В нее введена новая часть, согласно содержанию которой при определенных обстоятельствах промежуток времени между применением меры пресечения к подозреваемому (лицу, подозреваемому в совершении преступления) и предъявлением ему обвинения может увеличиться до 30 суток.

Федеральным законом 20091 года список составов преступлений, на которые распространяется закрепленное здесь дозволение, пополнен еще одним - организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней) (ст.210 УК РФ). То, что мы слышим из уст нашего Президента РФ по телевизору, позволяет предположить, что перечень составов преступлений, за подозрение в совершении которых лицо можно будет на 30 суток лишать свободы без предъявления обвинения, со временем еще более расшириться. Причем всем понятно, что введение увеличенного срока нахождения лица в статусе подозреваемого, прежде всего предполагает содержание такового под стражей.

Допустимость содержания под стражей лица, которому нет оснований предъявить обвинение в совершении преступления, более 10 суток пока еще не было подвергнуто серьезному научному анализу. В основном потому что она появилась не так давно. Однако остальные правила, согласно которым возможно применение меры пресечения к заподозренному, существуют уже десятки лет.

Целью курсовой работы является раскрытие понятия мер пресечения основания и условия их применения в отношении подозреваемых.

Задачами нашего исследования являются такие превентивные меры, как меры уголовно-процессуального пресечения, не связанные с заключением под стражу. Необходимо остановиться на целях и основаниях избрания этих мер пресечения, а также на обстоятельствах, учитываемых при их избрании.

Как показало изучение практики, в 25% случаях основания избрания меры пресечения не соответствовали закону. В 12 % случаев органы дознания, следователи, прокуроры и суды при вынесении постановления об избрании меры пресечения вообще не указывают основания принятия этого решения.

Так же необходимо подробнее разобраться в правовом институте, позволяющем содержать лицо под стражей, когда у органа предварительного расследования нет доказательств, позволяющих заявить, что это лицо причастно к совершению какого-либо преступления. Ведь если такие доказательства имеются, ему может быть предъявлено обвинение.

Статья 100 УПК РФ, а тем более появившаяся в ней часть вторая существенно затрагивают наиболее значимые права и свободы человека и гражданина, поэтому результаты исследования ее составляющих будут интересны не только должностным лицам, осуществляющим уголовно-процессуальную деятельность (избирающим меру пресечения и предъявляющим обвинение), но и любому другому гражданину, как вовлеченному в сферу уголовного судопроизводства, так и нет.

Необходимо выявить, что понимается под основаниями, какими способами можно определить их наличие или отсутствие в уголовном деле.

Объектом исследования являются уголовно-процессуальные отношения, возникающие в связи с применением мер пресечения.

Предметом исследования является уголовно-процессуальный институт мер пресечения.

Методологической основой исследования является общие положения и принципы материалистической диалектики, а также такие частнонаучные методы, как: логический, исторический, системно-структурный и сравнительно-правовой.

Курсовой работы состоит из ведения, двух глав, заключения.

Источниками данной работы являются Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, различные нормативно-правовые акты и ряд научных работ.

 

Глава 1. Понятие, порядок избрания, изменения и отмены мер пресечения, не связанных с заключением под стражу

1.1 Понятие и виды мер пресечения

 

Природа мер пресечения берет свое начало в понятии превенции. Превенция в праве - это предупреждение отклоняющегося от нормы поведения физических и юридических лиц, недопущение предполагаемых вредных последствий, которые можно заранее предвидеть.

Уголовно - процессуальное право располагает самым широким "набором" превентивных мер процедурного характера. Причем по степени выраженности принуждения и интенсивности ограничения, основных прав и свобод граждан уголовно - процессуальные превентивные меры значительно превосходят аналогичные меры в других отраслях права.

Общим для всех превентивных мер является то, что они имеют целью в принудительном порядке предупредить противоправное или иное нежелательное, с точки зрения достижения задач уголовного процесса, поведение соответствующих участников уголовного судопроизводства. Здесь следует остановиться на понятии надлежащего поведения обвиняемого. Согласимся с позицией В.М. Корнукова2, который говорит о надлежащем поведении в широком смысле этого слова применительно к каждому человеку, и в узком, то есть в том, в котором оно употребляется в нормах права.

Таким образом, надлежащее поведение, в широком смысле, должно означать поведение лица соответствующее общепринятым социальным и правовым нормам; в узком же смысле, это поведение лица, поставленного в особое процессуальное положение, т.е. обвиняемого (подозреваемого), которое не препятствует нормальному осуществлению процессуальной деятельности.

Здесь необходимо подчеркнуть, что превентивные меры, в частности, меры пресечения, нельзя отождествлять с уголовной ответственностью. Однако вопрос о том, можно ли считать меры пресечения разновидностью уголовно-процессуальной ответственности, является спорным.

З.Д. Еникеев3, например, говорит, "что ни одна из перечисленных в уголовно-процессуальном законе мер пресечения не может быть отнесена ни к процессуальной, ни к какой другой разновидности юридической ответственности". На это указывают и ряд других процессуалистов, таких как И.С. Самощенко, М.Х. Фарукшин, О.Э. Лейст, В.М. Корнуков.

Надо сказать, что существует и другое мнение. Так, например, по мнению М.С. Строговича4 и Г.Н. Ветровой5, уголовно-процессуальная ответственность возникает с момента возложения процессуальной обязанности, а не с момента ее нарушения; участник процесса несет позитивную ответственность за добросовестное исполнение своих обязанностей и негативную - за их виновное нарушение.

О мерах пресечения можно говорить как о превенции, так и о уголовно-процессуальной ответственности. Характер превенции они носят тогда, когда доказывание ненадлежащего поведения обвиняемого носит прогностический характер, т.е. обращено в будущее: как поведет себя обвиняемый, будет ли препятствовать достижению целей судопроизводства. Меры пресечения становятся разновидностью уголовно-процессуальной ответственности, когда доказывание ненадлежащего поведения обвиняемого носит ретроспективный характер, т.е. обвиняемый уже повел себя ненадлежащим образом. Мера пресечение подозреваемый подсудимый

Поэтому, однозначно говорить о том, что меры пресечения не могут носить характер уголовно-процессуальной ответственности нельзя. Подтверждается это тем, что к свойствам уголовно-процессуальных отношений применительно к мерам пресечения относятся:

фактическими основаниями такой ответственности может быть только уголовно-процессуальное нарушение, т.е. поведение, запрещенное нормами именно данной отрасли права;

юридическим основанием применения уголовно-процессуальной ответственности являются нормы уголовно-процессуального права, предусматривающие как обязанность, нарушение которой составляет правонарушение, так и меру ответственности за нарушение соответствующей правовой обязанности;

субъектами уголовно-процессуальной ответственности могут быть только субъекты уголовного судопроизводства, т.е. лица, выполняющие определенные уголовно-процессуальные функции, имеющие уголовно-процессуальные права и несущие соответствующие процессуальные обязанности;

уголовно-процессуальная ответственность всегда выражается в форме правоотношения, урегулированного нормами уголовно-процессуального права общественного отношения между лицом, нарушившим требование закона и поэтому подвергаемым ответственности, и компетентным органом государства, возлагающим на него такую ответственность.

Применение превентивных мер, как правило, не сопровождается грубым физическим насилием над личностью. И все же в этих случаях имеет место применение к обвиняемому (подозреваемому) процессуального принуждения, так как по общему правилу люди добровольно не лишают себя права передвижения, не лишаются по собственному желанию денежных средств или имущества, и тем более не отправляются добровольно в заключение.

Превентивные меры в уголовном процессе чаще всего применяются для предотвращения нежелательного поведения конкретного лица (частная превенция), а не для устрашения других граждан (общая превенция), поскольку мерами наказания они не являются. Все ограничения, которым может подвергаться обвиняемый в уголовном судопроизводстве, вытекают из факта его постановления в соответствующее положение. Уголовно-процессуальные ограничения, применяемые по отношению к нему, - лишь средства, позволяющие исключить возможность его отрицательного влияния на выполнение задач уголовного судопроизводства.

Меры пресечения - это процессуальные средства ограничения личной свободы обвиняемого, а в исключительных случаях подозреваемого, применяемые для предотвращения возможных процессуальных нарушений с их стороны, а также для обеспечения исполнения приговора. В общем виде меры пресечения обеспечивают надлежащее поведение обвиняемого или подозреваемого (надлежащее поведение обвиняемого (подозреваемого) - это выполнение им процессуальных обязанностей: своевременно являться по вызову и сообщать о месте своего пребывания, не продолжать преступную деятельность, не препятствовать выяснению истины по делу и т.д.) .

По виду принуждения меры пресечения делятся на физически-принудительные и психологически-принудительные6.

Физически-принудительные меры пресечения - это домашний арест и заключение под стражу. Такие меры физически ограничивают личную свободу обвиняемого или подозреваемого, изолируя его от общества.

Остальные меры пресечения - психологически-принудительные - также ограничивают личную свободу, но не связаны с изоляцией от общества. К ним относятся подписка о невыезде, личное поручительство, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним обвиняемым, залог.

На каждой из данных мер пресечения мы остановимся подробнее.

- Подписка о невыезде. Это мера пресечения, смысл которой состоит в получении у подозреваемого письменного обязательства не выезжать с места жительства или временного нахождения до окончания расследования. Чаще всего избирается в отношении обвиняемых, совершивших преступления легкой или средней тяжести.

- Личное поручительство. Состоит в принятии на себя заслуживающими доверия лицами письменного обязательства в том, что они ручаются за явку подозреваемого или обвиняемого по вызову лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда. Поручителем может выступать лицо, заслуживающие доверие следователя (имеет стабильное социальное положение, пользуется в обществе уважением, авторитетом, известностью, ранее не допускал нарушения закона), обвиняемого (подозреваемого) и получившее согласие обвиняемого на избрание его в качестве личного поручителя. Отказ от поручительства может быть заявлен в любой момент применения данной меры пресечения, он влечет замену поручителей, применение другой меры пресечения или отмену меры пресечения.

- Наблюдение командования воинской части. Состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, для того, чтобы обеспечить надлежащее поведение и явку подозреваемого или обвиняемого по вызовам лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда. Основным условием избрания данной меры пресечения является особый статус обвиняемого (подозреваемого) - прохождение им военной службы (по призыву или контракту) или призыв на военные сборы.

- Присмотр за несовершеннолетним (не достигшим восемнадцатилетнего возраста) подозреваемым или обвиняемым. Состоит в обеспечении его надлежащего поведения, родителями, опекунами, попечителями или другими заслуживающими доверия лицами, а также должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором он находится, о чем эти лица дают письменное обязательство.

Информация о работе Меры пресечения: понятие, основания и условия применения