Меры пресечения: понятия, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 13:45, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является раскрыть тему: "меры уголовно-процессуального принуждения". Из цели работы вытекают задачи:
- дать понятие и объяснить значение мер уголовно-процессуального принуждения;
- раскрыть основания применения мер уголовно-процессуального принуждения;
- раскрыть виды мер уголовно-процессуального принуждения.

Содержание

Введение
1. Понятие мер уголовно-процессуального принуждения, их значение и основания применения
2. Понятие мер уголовно-процессуального принуждения, их значение
3. Основания применения мер пресечения
4. Виды и система мер уголовно-процессуального принуждения
5. Задержание подозреваемого
6. Меры пресечения
7. Иные меры процессуального принуждения

Вложенные файлы: 1 файл

Реверат по УПП.docx

— 42.86 Кб (Скачать файл)

                       Министерство образования и науки  Российской Федерации

                                Уральский финансово-юридический  институт

 

 

 

 

 

Реферат по уголовно-процессуальному  праву

на тему: Меры пресечения: понятия, виды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

1. Понятие мер уголовно-процессуального принуждения, их значение и основания применения

2. Понятие мер уголовно-процессуального принуждения, их значение

3. Основания применения мер пресечения

4. Виды и система мер уголовно-процессуального принуждения

5. Задержание подозреваемого

6. Меры пресечения

7. Иные меры процессуального принуждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Право на свободу и личную неприкосновенность - одна из существенных гарантий прав личности. Поэтому его  нарушение может свидетельствовать  о несоблюдении прав человека. Уровень  реализации права на свободу и  личную неприкосновенность, его защиты и гарантированности нормами  права является важным показателем  демократизации общества, служит необходимой  предпосылкой становления и формирования правового государства. Поэтому  государство и все его структуры  должны быть заинтересованы в реализации права на свободу и личную неприкосновенность. Движение к правовому государству неразрывно связано и с кардинальным укреплением законности и правопорядка, усилением контроля над преступностью, обеспечением неотвратимости ответственности за правонарушения и полным использованием в этом деле всей силы законов, чтобы ни один преступник не ушел от заслуженного наказания. Для государства и общества одинаково важны как успешная борьба с преступными посягательствами, так и успешная защита прав и свобод человека. Уголовно-процессуальное право предусматривает возможность применения мер государственного принуждения к лицам, не исполняющим требования закона, или для предупреждения такого неисполнения.

 

Целью данной работы является раскрыть тему: "меры уголовно-процессуального принуждения". Из цели работы вытекают задачи:

- дать понятие и объяснить значение мер уголовно-процессуального принуждения;

- раскрыть основания применения мер уголовно-процессуального принуждения;

- раскрыть виды мер уголовно-процессуального принуждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие мер  уголовно-процессуального принуждения,  их значение и основания применения

Права - это не только определенные социальные возможности, но и определенные социальные необходимости, не свобода  вообще, но мера свободы. Любой индивид  обязан действовать в определенных рамках, согласуя свои желания с правами других членов общества, неся при этом бремя ответственности за свое поведение. Для обеспечения своего благополучного существования общество вынуждено сдерживать негативную активность граждан.

Существуют ситуации, когда  общественные интересы диктуют необходимость  прямого вторжения государства  в сферу прав людей: это необходимость  борьбы с преступниками и другими правонарушителями, преодоление неблагоприятной ситуации, вызванной эпидемией или стихийным бедствием и их последствиями, осуществление военного положения. Среди них особое место, в силу непрерывности и значительного распространения, занимает обеспечение общественного порядка и борьба с преступностью, которая "не просто является одной из функций государства, но есть часть правового режима, в рамках которого только и возможны действительная защита и уважение прав и достоинства личности". Перед уголовным судопроизводством Российской Федерации стоят задачи, по быстрому и полному раскрытию преступлений, изобличению виновных и обеспечению правильного применения закона для того, чтобы лицо, совершившее преступление, было подвергнуто справедливому наказанию, а невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. Зачастую процессуальные обязанности граждане выполняют добровольно и добросовестно. Но нередки ситуации, когда отдельные лица не выполняют возложенные на них процессуальные обязанности, всячески противодействуют органам расследования: прокурорам, судам, осуществляющим производство по уголовным делам (уничтожают вещественные доказательства, скрывают похищенное имущество, запугивают или подговаривают очевидцев не давать показания, скрываются от органов уголовного судопроизводства, противодействуют исполнению судебных приговоров и других судебных решений). В целях пресечения, предупреждения, нейтрализации и искоренения такого противодействия наше государство обязывает органы расследования: прокуратуру и суды проводить с такими лицами разъяснительную и воспитательную работу, убеждать их в необходимости добросовестного выполнения гражданского долга перед органами уголовного судопроизводства, а при отсутствии положительных результатов от проводимых мероприятий разъяснительного и воспитательного характера, а также убеждения - применять к несознательным участникам уголовного процесса меры государственного принуждения, в том числе (в установленных законом случаях, связанные с ограничением личной свободы).

Меры государственного принуждения  как составная часть государственных  функций призваны обеспечивать реализацию норм права. Меры государственного принуждения  в случаях, определенных уголовно-процессуальным законом, применяются и независимо от проводимых мероприятий воспитательного  и разъяснительного характера в  порядке обеспечения с их помощью  надлежащего поведения участников процесса для гарантирования интересов  уголовного судопроизводства. Учитывая, что государственное принуждение связано с существенными ограничениями установленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина, в уголовном процессе оно допустимо лишь в строго установленных законом случаях, при соблюдении соответствующих гарантий законности и обоснованности его применения.

 

Меры государственного принуждения, применяемые в уголовно-процессуальной деятельности органов расследования, прокуроров, судов, именуются мерами процессуального принуждения. Меры уголовно-процессуального принуждения - это предусмотренные уголовно-процессуальным правом решения и действия органов, ведущих производство по делу, ограничивающие права остальных участников процесса помимо их воли. Общей для всех мер уголовно-процессуального принуждения является возможность их осуществления независимо от воли и желания лица, к которому они применяются. Такая возможность, однако, не всегда превращается в действительность, так как граждане нередко не только не препятствуют должностному лицу исполнять свои обязанности, но добровольно и сознательно выполняют предписания норм права. В то же время сама возможность принудительного исполнения этих мер придает им объективно-принудительный характер. Меры уголовно-процессуального принуждения не одинаковы по своему характеру, и их применение преследует разные цели. Одни из них призваны пресечь возможность продолжения обвиняемым (подозреваемым) преступной деятельности, его уклонения от следствия или суда либо воспрепятствование процессуальной деятельности (меры пресечения, задержание, отстранение от должности, удаление лиц из зала судебного заседания). Другие связаны с необходимостью доставления лиц в следственные или судебные органы (привод). Третьи направлены на обнаружение и процессуальное закрепление доказательств (обыск, выемка, освидетельствование, получение образцов для сравнительного исследования, помещение обвиняемого или подозреваемого в медицинское учреждение для экспертного исследования). Меры пресечения имеют ярко выраженный принудительный характер, относятся к пресекательным средствам. В конкретном случае следственное действие может и не иметь принудительного характера, если лицо, в отношении которого оно осуществляется, не возражает против его производства. Например, лицо добровольно участвует в освидетельствовании, предоставляет образцы для сравнительного исследования, выдает предметы или документы, имеющие значение для дела, и др. Поскольку меры уголовно-процессуального принуждения ограничивают конституционные права и свободы граждан, нужны твердые процессуальные гарантии, которые бы обеспечивали их законность и обоснованность. В правовом государстве имеет важное значение то, насколько применение мер процессуального принуждения вызвано действительной необходимостью ограничения прав гражданина. Цели уголовного судопроизводства должны достигаться при наименьшем ограничении прав и свобод гражданина. Конституция РФ, действующее уголовно-процессуальное законодательство устанавливают важные процессуальные гарантии этого (статья 55, 56 Конституции РФ). Также, при наличии обоснованного подозрения о совершении преступления данным лицом предусматривается возможность ограничения некоторых прав этого лица (например, права на свободу передвижения, на личную свободу и т.д.) в предусмотренном законом порядке. Совместимы ли такие меры с презумпцией невиновности? Цель этих правоограничений заключается не в карательном или исправительном воздействии на лицо, привлеченное к уголовной ответственности, а в создании условий для законного и обоснованного разрешения уголовного дела. Наиболее существенное, чем отличаются меры процессуального принуждения от уголовного наказания - их условный, временный характер. Решения о мерах процессуального принуждения исполняются лишь постольку, поскольку существуют обстоятельства, которыми они вызваны.

 

Значение мер уголовно-процессуального  принуждения огромно, они обеспечивают функции уголовного преследования  и разрешения дела по существу, а  также обеспечивают собирание доказательств и гарантируют гражданский иск по уголовному делу. Так, задержание подозреваемого и применение меры пресечения призваны обеспечить функции уголовного преследования и разрешения дела; привод свидетеля или потерпевшего - собирание доказательств в виде показаний названных участников уголовного судопроизводства, а наложение ареста на имущество - гражданский иск, предъявленный по уголовному делу. Таким образом следует, что содержанием мер уголовно-процессуального принуждения являются: лишение личной свободы, которое составляет суть задержания по подозрению в преступлении и меры пресечения в виде заключения под стражу; ограничение личной свободы, которое имеет место, например, при применении меры пресечения в виде подписки о невыезде; ограничение права собственности, которое имеет место при наложении ареста на имущество; угроза значительной имущественной потери, которая образует суть меры пресечения в виде залога; временное лишение должности, которое имеет место при применении временного отстранения от нее; иные лишения и правоограничения (например, доставление в правоохранительный орган лица вопреки его воле, которое является содержанием привода, денежное взыскание, означающее причинение убытков, особый режим военной службы, который применяется при избрании меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основания применения мер пресечения

Государство обязано гарантировать  законное и обоснованное применение мер пресечения. Обеспечивается это  законодательным перечнем мер пресечения, установлением в законе оснований, условий и порядка применения каждой из выбранных мер пресечения, определением четких и точных границ применения мер пресечения, исключающим  тем самым произвол органов расследования, прокуроров, судей в избрании и  применении мер пресечения. Урегулированность законодателем оснований, видов и порядка применения мер пресечения автоматически не гарантирует от нарушений законности и прав личности, поскольку все это не исключает личного усмотрения следователя, лица, производящего дознание, прокурора, судей при избрании и применении мер пресечения. В этой связи необходимы надежные гарантии беспристрастности и юридической грамотности, профессионализма субъектов уголовного процесса, применяющих меры пресечения, их высокой нравственности и гражданственности. При применении мер уголовно-процессуального принуждения должна совершаться правомерность этих действий. Основными критериями правомерности применения уголовно-процессуального принуждения являются:

1) Соразмерность объема  ограничений прав лица при  применении принуждения с действительной  необходимостью, диктуемой обстоятельствами  дела. Если тяжесть воздействия  на охраняемое основным правом  благо перевешивает общественный  интерес, то ограничение принимает  форму несоразмерного. Это означает, что при определенных обстоятельствах  государство должно отказаться  от преследования законного общественного  интереса, так как частный интерес  в охраняемом основным правом  благе имеет перевес.

2) Достижение целей, ради  которых применяется принуждение.  Государственная мера, которая наносит  вред охраняемым основными правами  благам, не достигая при этом  своей цели, есть излишнее и  тем самым чрезмерное посягательство.

3) Соблюдение пределов "применения" и пределов "интенсивности". Пределы  "применения" - это продолжительность  действий мер уголовно-процессуального  принуждения в рамках уголовно-процессуальных  сроков и в силу обстоятельств,  диктующих необходимость сохранения  принятых мер. Пределы "интенсивности" - предельный круг благ, который  может быть ограничен при применении  принуждения в ходе осуществления расследования по делу.

Уголовно-процессуальный закон  строго регламентирует порядок, и основания  применения мер пресечения и мер  принуждения. Основной гарантией соблюдения прав и свобод граждан является тот  факт, что все меры процессуального  принуждения применяются лишь по возбужденному уголовному делу. Таким  образом, без установления необходимых  фактов и выявления определенных условий меры принуждения применены  быть не могут. Одной из основных гарантий в настоящее время является также  и то, что наиболее жесткие, наиболее ограничивающие конституционные права и свободы меры принуждения, применяются только с санкции суда и впоследствии проходят под постоянным судебным контролем.

После возбуждения уголовного дела лицо, осуществляющее расследование, на основании полученных данных решает вопрос о том, есть ли необходимость  применения меры пресечения в отношении, подозреваемого или обвиняемого. В  случае, если есть основания полагать, что лицо может скрыться либо продолжить преступную деятельность или каким - либо образом помешать объективному расследованию, в отношении этого лица избирается мера пресечения. Кроме того, мера пресечения, в частности, содержание под стражей, может быть избрана судом для обеспечения исполнения приговора.

При решении вопроса о  необходимости и виде меры пресечения учитываются также тяжесть совершенного преступления, данные о личности подозреваемого либо обвиняемого, семейное положение (в том числе и наличие малолетних и несовершеннолетних детей), род занятий, место жительства и другое. По основанию применения меры уголовно-процессуального принуждения делятся на: меры последующего или превентивного характера. Последующее принуждение применяется как санкция за процессуальное нарушение и как мера восстановительного характера, а превентивное принуждение предупреждает возможное в будущем нарушение;

Информация о работе Меры пресечения: понятия, виды