Контрольная работа по "Уголовному процессу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 09:03, контрольная работа

Краткое описание

1 Раскройте понятие и круг участников уголовного процесса.
2 Охарактеризуйте принципы уголовного процесса.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема УПП_участники_принципы.docx

— 71.44 Кб (Скачать файл)

Прокурор обеспечивает защиту прав и законных интересов личности – потерпевших от преступлений и иных лиц, участвующих в деле, принимает необходимые меры к охране их жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества. В целях обеспечения возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, прокурор предъявляет гражданский иск или поддерживает гражданский иск, заявленный потерпевшим. Прокурор следит за своевременным принятием мер, направленных на обеспечение предъявленного или возможного в будущем гражданского иска. Особое место занимает прокурорский надзор за соблюдением прав и законных интересов лиц, в отношении которых ведется уголовное преследование, – подозреваемого и обвиняемого. Прокурор обязан следить за тем, чтобы этим лицам были разъяснены их права и обеспечена возможность их реального осуществления.

Изложенное позволяет сделать вывод, что субъектом уголовного процесса признается лицо, наделенное процессуальными правами и несущие процессуальные обязанности и вступающие с другими участниками процесса в процессуальные отношения в процессе реализации своих прав и исполнения обязанностей.

 

 

 

2 Охарактеризуйте принципы уголовного процесса

 

Принципы уголовного процесса - это, прежде всего, основные положения, характеризующие уголовный процесс в целом, его институты, стадии, процессуальный статус субъектов процессуальной деятельности.

Поскольку каждый принцип - это закрепленное в законе основное положение, его содержание раскрывается и конкретизируется во многих других нормах уголовно-процессуального закона. Принципы имеют подчиненный характер по отношению к целям процесса.

Это промежуточное звено между задачами, которыми определяется уголовнопроцессуальная деятельность, с одной стороны, и конкретными нормами, регулирующими порядок этой деятельности, с другой.

Существует ряд признаков (свойств), присущих принципам уголовного процесса и позволяющих отличить их от иных правовых положений. По мнению большинства ученых, определяющим критерием наличия того или иного принципа является его формальная определенность и закрепление в законодательном акте, т.е. их нормативный характер.

Безусловно, каждый принцип закреплен в уголовно-процессуальном законе. Причем абсолютное большинство из них получили закрепление в Конституции Республики Беларусь.

Поэтому принцип - не просто руководящее положение, идея, но, прежде всего, норма уголовно-процессуального закона, имеющая прямое действие и подлежащая неукоснительному соблюдению, исполнению и применению.

 Принципы уголовного процесса  закреплены законодателем в гл. 2 УПК, носящей название «Задачи  и принципы уголовного процесса». Анализируя данную норму, следует  отметить, что, во-первых, не все нормы, закрепленные в данной главе, отражают содержание какого-либо  принципа уголовного процесса. Во-вторых, то, что закреплено в статьях, из которых состоит гл. 2 УПК, не  исчерпывает содержания провозглашенных  в них принципов. Содержание каждого  принципа раскрывается во многих  других нормах уголовно-процессуального  закона.

 В-третьих, как известно, нормы, закрепленные в Конституции, имеют  приоритетное значение по сравнению  с правилами, вытекающими из норм  Уголовно-процессуального кодекса, и в случае противоречия между  ними применению подлежат конституционные  нормы.

. В-четвертых, анализ норм УПК  позволяет сделать вывод, что  в нем отражаются и прослеживаются  некоторые касающиеся хода всего  уголовного производства важные, существенные, общие положения, которые, тем не менее, не сформулированы  в гл. 2 УПК.

Вместе с тем некоторые конституционные положения хотя и относятся, казалось бы, только к судебной деятельности, считаются общепроцессуальными принципами.

Одновременно другие положения Конституции, распространяющиеся в полной мере только на судебное производство (например, гласность судебного разбирательства), по мнению некоторых ученых, относится не к числу принципов, а к числу основных начал судебного разбирательства, хотя начало гласности находит свое отражение и на других стадиях уголовного процесса.

Некоторые принципы в неравной степени реализуются на различных стадиях уголовного процесса. Например, принцип состязательности в полной мере реализуется лишь на судебных стадиях уголовного процесса, в досудебном производстве получают свое отражение лишь некоторые его элементы. Тем не менее положение о состязательности может считаться принципом уголовного процесса в целом в силу своего важного значения для процесса. Принципы уголовного процесса взаимосвязаны, реализация одного из них связана с реализацией другого.

Все принципы уголовного процесса по существу есть принципы конституционного значения. Всякая попытка оспорить правовую равноценность процессуальных начал, установить среди них внутрисистемную иерархию, верховенство одних над другими заведомо обречена на неудачу.

 Точно так же нет никаких  предпосылок для установления  иерархических отношений между  самими конституционными принципами  правосудия. Все они являются  выражением общеправовых принципов, закрепленных в Конституции, и  ни один из них не группирует  вокруг себя другие принципы  правосудия и не подчиняет  их себе. В противном случае  подчиненные принципы неизбежно  оказались бы поглощенными доминирующими  и растворились бы в них» [13, с. 325].

М.С. Строгович указывал, что принципы уголовного процесса - «.это уголовно-процессуальные нормы общего и определяющего характера в отношении других уголовно-процессуальных норм; они получают конкретизацию и детализацию в более частных процессуальных нормах, относящихся к отдельным институтам уголовного процесса и к отдельным его стадиям.

 Принципы правосудия делятся  на судоустройственные и процессуальные.

Связь принципов судоустройства и принципов уголовного процесса не исключает, а предполагает их различие.

Принципы процесса - это принципы деятельности суда, прокуратуры, органов следствия и дознания, они определяют характер и направление расследования и разбирательства уголовных дел.

Принципы же судоустройства - это принципы организационные, они определяют построение судебной системы, взаимосвязь всех звеньев судебной системы. Иначе говоря, принципы судоустройства - принципы организационные, а принципы процесса - принципы функциональные. Мнения о разделении принципов правосудия на судоустройственные и судопроизводственные, но по иным основаниям, придерживался В. И. Тыричев.

В своей работе он указывал: «Система принципов правосудия по уголовным делам состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных процессуальных (функциональных) и судоустройственных (организационных) начал.

 Т. Н. Добровольская считала, что  «по смыслу действующего законодательства  такое деление принципов правомерно  и необходимо» [11, с. 16].

«Принципы судоустройства и процесса, будучи взаимосвязанными, образуют вместе с тем самостоятельные отраслевые системы, каждая из которых регулирует свой предмет, свой особый круг общественных отношений.

Судопроизводственные принципы касаются отношений, возникающих в связи с расследованием и судебным рассмотрением уголовных дел; судоустройственные принципы обращены к отношениям, возникающим независимо от конкретного дела, в связи с организацией и структурой судебных органов, т. е. к организационным отношениям», - указывал В.И. Тыричев [13, с. 16].

С учетом многообразия возможных форм объективизации, закрепления в законе принципов уголовного процесса, при решении вопроса о том, является ли то или иное существенное, важное положение принципом уголовного процесса либо нет, следует обращать внимание на то, насколько общим оно является для уголовного процесса: распространяется ли оно на уголовный процесс в целом либо на отдельные уголовно-процессуальные институты.

По этому критерию (степени общности) все основные положения, действующие в уголовном процессе, можно подразделить на три группы:

1) общепроцессуальные принципы, действие которых прямо или косвенно распространяется на все этапы, на каждую стадию уголовного процесса;

2) принципы, характеризующие либо  досудебное, либо судебное производство;

3) наконец, принципы, относящиеся к  каждой отдельной стадии уголовного  процесса. Чаще всего их называют  «общими началами». По общему  правилу к числу принципов  уголовного процесса следует  относить только такие основные, важные положения, действие которых  распространяется на все уголовное  судопроизводство.

Таким образом, все принципы можно классифицировать (разделить) по группам:

    • конституционные принципы (установленные Конституцией Республики Беларусь);
    • специальные принципы (устанавливаемые УПК Республики Беларусь и другими законодательными актами).

Все принципы действуют двояко: одни распространяют свое действие на все стадии (например, принцип законности), другие относятся только к судебным стадиям (например, принцип состязательности и равенства сторон в процессе).

К конституционным принципам относятся принципы: законности; публичности; равенства граждан перед, законом и равенства защиты прав и законных интересов; презумпции невиновности; обеспечения обвиняемому права на защиту; неприкосновенности жилища и иных законных владений граждан; охраны личной жизни, в том числе тайны корреспонденции, телефонных и иных сообщений, чести и достоинства; язык, на котором ведется судопроизводство; осуществления правосудия только судом; независимости судей и подчинение их только закону; гласности судебного разбирательства; состязательности и равенства сторон в процессе; обеспечения прав граждан на судебную защиту и другие.

К специальным принципам относятся всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств дел; оценка доказательств по внутреннему убеждению; непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства.

Такая классификация принципов имеет важное значение, поскольку с ее помощью раскрываются место, соотношение и роль каждой группы принципов в общей системе.

Законность

Законность как принцип есть неукоснительное и точное соблюдение и исполнение законов всеми участниками уголовного процесса.

Утверждение верховенства закона во всех сферах государственной и общественной жизни возможно лишь при условии последовательного проведения в жизнь принципа законности.

Принцип законности является общеправовым принципом. Он относится к любой отрасли права, к деятельности органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, а также ко всем лицам, участвующим в уголовном процессе. Этот принцип иногда называют принципом принципов, так как неисполнение любого из принципов квалифицируется как нарушение не только данного принципа, но и принципа законности.

Во многих статьях Конституции содержится принцип законности. Так, ст. 1 Конституции провозглашает Республику Беларусь демократическим правовым государством. В ст. 7 Конституции устанавливается верховенство Конституции, а в ст. 52 - правило о том, что каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы. В ст. 112 Конституции определяется порядок осуществления правосудия: «Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов». В части второй этой статьи закрепляется, что в случае обнаружения несоответствия нормативного акта Конституции суд принимает решение в соответствии с Конституцией.

Следует иметь в виду, что требование соблюдения законности относится не только к органам дознания, следствия, прокуратуры и суда, но и ко всем участникам уголовного процесса - обвиняемым, потерпевшим и другим. Все они вправе действовать не иначе, как в пределах прав, предоставленных им законом.

Публичность

Сущность этого принципа состоит в том, что уполномоченные на ведение уголовного процесса государственные органы и должностные лица обязаны в пределах своей компетенции принимать все предусмотренные законом меры к обнаружению преступлений и выявлению лиц, их совершивших, возбуждению уголовных дел, привлекать виновных к предусмотренной законом ответственности и создавать условия для вынесения судом законного, обоснованного и справедливого приговора (ст. 15 УПК).

В силу принципа публичности органы дознания, следователь, прокурор обязаны при наличии повода и основания возбудить уголовное дело, принять все меры, необходимые для его законного разрешения, независимо от воли и желания каких-либо учреждений, организаций, граждан. Исключение составляют дела частного и частно-публичного обвинения, возбуждаемые не иначе, как по заявлению потерпевшего. Кроме того, по делам частного обвинения допускается прекращение дела за примирением потерпевшего с обвиняемым.

В то же время прокурор вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении частного или частно-публичного обвинения и при отсутствии заявления потерпевшего, если оно затрагивает существенные интересы государства и общества или совершено в отношении лица, находящегося в служебной или иной зависимости или по иным причинам не способного самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Такое дело прекращению за примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежит (ст. 26 УПК).

Суд выполняет публично-правовое предназначение путем осуществления правосудия.

Равенство граждан перед законом и равенство защиты их прав

и законных интересов

Данный принцип нашел свое отражение во многих законодательных актах. Так, в ст. 22 Конституции Республики Беларусь записано: «Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов». Ни имущественное положение и должность, ни пол, ни расовая и национальная принадлежность, ни образование, ни язык, ни отношение к религии, ни место жительства, ни убеждения, ни другие обстоятельства не создают никаких привилегий или оснований для дискриминации ни одному лицу, участвующему в уголовном процессе.

Равенство граждан перед законом проявляется в равной обязанности всех подчиняться закону и нести равную ответственность за его нарушение. Например, лица, совершившие преступления, привлекаются к уголовной ответственности и подвергаются действию одного и того же уголовного закона независимо от занимаемой должности, рода занятий и других факторов.

Информация о работе Контрольная работа по "Уголовному процессу"