Институт мировых судей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Эта трудность не была преодолена и в ходе реформы
прошлого века. Созданная тогда судебная система не стала единой.
Существует надежда, что в нынешнее время введение института мировых судей все
же будет доведено до конца и единство судебной системы не будет нарушено,
ведь мы уже имеем опыт создания института мировых судей и нужно
воспользоваться этим опытом, дабы не повторить ошибок прошлого.

Содержание

Введение ............................. 2
Глава 1. Причины появления мирового суда в России XIX в. и его возрождения в России современной ........ 4
1.1 Предпосылки появления мировых судейв России в XIX в................... 4
1.2 Явления, предопределившие возрождение мирового суда в нынешнее время....... 6
1.3 Аналогии и различия причин введения
института мировых судей ............... 8
Глава 2. Основные положения о мировых судьях:
история и современность................. 10
2.1 Мировые судьи в XIX в. .............. 10
2.2 Мировые судьи в РФ............... 17
2.3 Сравнительная характеристика положения мировых судей в XIX в. и в современной России... 26

Глава 3. Проблемы, связанные с установлением института мировых судей и попытка их решения..... 29
3.1 Основные проблемы установления и деятельности мировых судей.................. 29
3.2 Предполагаемые пути решения указанных проблем.................. 30

Заключение.......................... 32


Список использованной литературы.................... 34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая УПП.docx

— 64.16 Кб (Скачать файл)

территории соответствующего судебного округа, должен осуществляться судебный

надзор за применением мировыми судьями мате­риального и процессуального

законов. Законом о мировых судьях установ­лено, что до назначения (избрания)

на должность мировых судей дела, от­носящиеся к их компетенции,

рассматриваются районными судами.

Мировой судья также вправе рассматривать дела по вновь открывшимся

обстоятельствам в отношении решений, принятых им по первой инстанции и

вступивших в силу (п.2 ст.3 ФЗ «О мировых судьях в РФ»). При осуществлении

правосудия мировой судья заседает в мантии или имеет другой отличительный

знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта

Федерации. Мировой судья также должен иметь удостоверение, являющееся его

основным документом, подтверждающим его личность и полномочия мирового судьи.

В зале судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг РФ и

изображение Государственного герба РФ, а также может устанавливаться флаг и

помещаться изображение герба соответствующего субъекта РФ.

Работа мирового судьи обеспечивается его аппаратом. Структура и штатное

расписание аппарата мирового судьи устанавливается в порядке, предусмотренном

законом субъекта Федерации. В Ростовской области структура и штатное

расписание аппарата мирового судьи устанавливаются органом Администрации

Ростовской области по обеспечению деятельности мировых судей по согласованию

с Управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

в Ростовской области. Работники аппарата мирового судьи являются

государственными служащими соответствующего субъекта РФ; им могут

присваиваться классные чины и иные специальные звания, установленные для

работников федеральных судов.

Федеральным законом устанавливается порядок финансирования и материально-

технического обеспечения деятельности мировых судей. Финансирование мировых

судей должно осуществляться  на основе утвержденных федеральным законом

нормативов и производится из федерального бюджета. Это установление Закона о

судебной системе призвано обеспечивать единство судебной системы РФ (ст. 3).

Финансирование расходов на заработную плату мировых судей и социальные

выплаты, предусмотренные для судей федеральными законами, осуществляются из

федерального бюджета через органы Судебного департамента при Верховном Суде

РФ.

Согласно ФЗ «О финансировании судов РФ» финансирование мировых судей

осуществляется ежемесячно равными долями в размере одной двенадцатой суммы,

предусмотренной на их содержание федеральным законом о федеральном бюджете на

истекший финансовый год. Если федеральный бюджет на текущий финансовый год не

утвержден, мировые судьи финансируются ежемесячно в размере одной двенадцатой

суммы, предусмотренной на их содержание федеральным законом о федеральном

бюджете на истекший финансовый год. При разработке проекта федерального

бюджета на очередной финансовый год в части финансирования мировых судей

Правительство РФ должно учитывать в числе прочих расходов расходы на

материальное обеспечение мировых судей, их социальные гарантии и т. п.

ФЗ «О мировых судьях в РФ» должностной оклад мирового судьи устанавливается в

размере 60% от должностного оклада Председателя Верховного Суда РФ.

Должностной оклад мирового судьи, осуществляющего свою деятельность в городах

федерального значения, устанавливается в размере 64% от должностного оклада

Председателя Верховного Суда РФ.

Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей возлагается на

органы юстиции либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ

в порядке, установленном законом субъекта РФ.

               2.3 Сравнительная характеристика  положения               

              мировых судей в XIX в. и в современной  России             

Что же изменилось в положении мировых судей за период более чем в сто лет?

Что же осталось неизменным? На эти вопросы поможет ответить подробный анализ

положения мировых судей в веке XIX и веке XX.

Как и в прошлом веке, сейчас мировые судьи являются государственными

служащими, а их должность – выборной, причем выбираются мировые судьи сейчас

по той же схеме, что и в прошлом веке. В XIX в. мировой судья имел особый

знак отличия – золотую цепь с изображением закона. Сейчас мировой судья также

должен иметь определенный знак отличия, вот только вопрос в том, какой?

Этого, к сожалению, ни в федеральном законе, ни в областном не прописано.

Условия вступления в должность мирового судьи остались практически

неизменными (российское гражданство, двадцатипятилетний возраст, отсутствие

порочащих обстоятельств жизни), но кое-что и изменилось: не стало

имущественного ценза и ценза оседлости, что касается образовательного ценза,

то сейчас его ужесточили – высшее юридическое образование обязательно, а в

XIX в. достаточно было иметь  среднее образование и даже  не юридическое, это

объяснялось недостатком подготовленных кадров.

Сейчас, как и в прошлом веке, для мировых судей установлено изъятие из общего

принципа несменяемости судей. Мировые судьи в нынешнее время избираются

сроком на 3 года с возможностью дальнейшего переизбрания на новый срок, в XIX

в. мировые судьи избирались также на 3 года.

Составителями уставов XIX в. для должности мировых судей было сделано

специальное запрещение: принимать на себя звание мирового судьи не могли

священнослужители и церковные причетники. Сейчас такого ограничения не

существует, потому что это было бы нарушением прав человека.

В России XIX в. мировые судьи подразделялись на участковых, почетных и

почетных участковых. Сейчас же такого деления не существует,  есть просто

мировой судья.

В прошлом веке присутствовало такое звено мировой юстиции, как мировой съезд

в качестве апелляционной инстанции и кассационной по делам меньшей важности.

Сейчас же мирового съезда не существует, хотя областным законом

предусмотрено, что «для  выражения интересов мировых судей ими могут быть

образованы самостоятельные органы судейского сообщества» (п.2 ст.10

областного закона «О мировых судьях в Ростовской области»). Однако мировой

съезд мог бы существовать, если бы был принят проект ФКЗ «О мировых судьях в

РФ», отвергнутый Президентом. В этом проекте предусматривалось, что съезд

мировых судей создается для обсуждения и решения вопросов, имеющих значение

для деятельности мировых судей, а также для обсуждения вопросов судебной

практики. Съезд мировых судей по этому проекту мог выступать с

законодательной инициативой в законодательных органах субъекта РФ (ст.10

проекта ФКЗ «О мировых судьях в РФ»). На самом деле, для решения

перечисленных вопросов, но без права законодательной инициативы, создан

Департамент по обеспечению деятельности мировых судей (в Ростовской области).

К компетенции мирового суда как в прошлом веке, так и в нынешнем, отнесены

споры по маловажным гражданским делам, некоторым уголовным делам. В настоящее

время в компетенцию мировых судей также входят дела об административных

правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи кодексом Российской

Федерации об административных правонарушениях.

Сейчас мировой судья рассматривает дела единолично, так же как и его

предшественник из прошлого века, вот только тогда для мирового судьи

существовал особый ускоренный порядок рассмотрения дел, а теперь мировые

судьи рассматривают дела, руководствуясь общими положениями процессуального

законодательства. Здесь можно выявить как положительные так и отрицательные

стороны. Ускоренное рассмотрение дел приводило к тому, что обвиняемый в

мировом суде имел меньший объем гарантий постановления справедливого

приговора, чем в общем суде. Но и общий способ рассмотрения дел в мировом

суде тоже негоден, все-таки дела должны рассматриваться быстро.

В настоящий момент существуют ограничения в деятельности мировых судей. Так

мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов

государственной власти и органов местного самоуправления, принадлежать к

политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую

деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой

оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной или иной

творческой деятельности. Такие ограничения связаны с обеспечением

независимости мировых судей. В прошлом веке мировой судья также имел

ограничения в деятельности, так он не мог совмещать свою должность  с другой

должностью по государственной или общественной службе, за исключением

почетных должностей в местных богоугодных и учебных заведениях. Однако такие

ограничения были связаны с тем, что мировой судья должен был неотлучно

находиться на своем рабочем месте.

В отношении увольнения мировых судей правила практически  не изменились, то

есть увольнение происходит по окончании срока полномочий, по собственному

желанию судьи, по состоянию здоровья, при утрате дееспособности, при утрате

какого-либо ценза и т. д.

В случае временного отсутствия мирового судьи, дела, поступающие на его

рассмотрение, передаются другому мировому судье. Это правило не изменилось и

сейчас.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что положения о мировых судьях в

большей степени заимствованы из уставов XIX века. Хотя в XIX веке положение

мировых судей было гораздо более тщательно проработано.

     3. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ  С УСТАНОВЛЕНИЕМ 

    

ИНСТИТУТА МИРОВЫХ СУДЕЙ И

 

 

ПОПЫТКА ИХ РЕШЕНИЯ

 

   

3.1

Основные проблемы установления и

 

 

деятельности мировых судей

 

 

Проблема, которая обуславливает успех современной судебной реформы,

заключается в степени ее связанности и взаимодействия с другими реформами:

конституционной, правовой и др., и, в частности, с реформой местного

самоуправления. Органы местного самоуправления в России традиционно

участвовали в отправлении правосудия, в комплектовании выборного элемента

суда. В свою очередь суд может стать известным гарантом самостоятельности

местного самоуправления.

Судебная власть основывается прежде всего на двух принципах: независимости и

несменяемости судей. Первый является гарантом реальной судебной власти.

Подлинная независимость суда – идеал, стремлением к достижению которого были

проникнуты и судебные реформы прошлого. Говоря о принципе несменяемости судей

мы сталкиваемся с кадровой проблемой. Судейский корпус должен быть

укомплектован лицами, отвечающими необходимым цензам: положительным моральным

качествам, а главное – высокому профессионализму. Эти задачи пыталось решить

в прошлом веке Министерство юстиции, являвшееся проводником реформы в жизнь.

Недостаток образованных юристов в стране был одной из причин поэтапного

проведения судебной реформы, затянувшейся на тридцать пять лет. Вот и сейчас

применительно к нашему региону можно сказать о нехватке кадров. Ведь из

двенадцати мировых судей в городе Новочеркасске на должность назначены только

шесть. Такое положение дел может свидетельствовать не только о нехватке

кадров, но и о нехватке финансовых средств на содержание мировых судей.

Кадровая проблема может стать известным препятствием и на пути современной

судебно-правовой реформы.  Никого не может ввести в заблуждение значительное

число юристов в ряде крупных российских городов. В провинции их и сейчас

недостаточно, а с развитием мировой юстиции этот недостаток станет весьма

ощутим.

            3.2 Предполагаемые пути решения  указанных проблем           

Опыт проведения государственно-правовых реформ в России показывает, что

наибольший эффект в обновлении форм и сущности институтов достигался в том

случае, когда реформы проводились в комплексе, взаимозависимости, когда

изменениям скоординированно подвергались различные сферы общественной и

государственной жизни: социальной, духовной, экономической, культурной,

политической.

Вместе с тем ясно и то, что, реформируя судебную систему, невозможно оставить

без изменения судопроизводство, систему иных правоохранительных органов.

Исход судебной реформы во многом будет зависеть и от успеха реформы

самоуправления, органы которого должны участвовать в комплектовании судебных

органов представителями общественности, и, наоборот, без сильной судебной

власти не будет гарантирована самостоятельность органов самоуправления.

Позитивный результат этих реформ зависит, в свою очередь, от продвижения

экономической реформы, без чего невозможно создать материальные, финансовые

гарантии как судебной власти, так и местного самоуправления.

Необходимое условие для реализации реформ – установление конституционной

законности.

Для жизнеспособности и эффективности деятельности новых, создаваемых в ходе

реформ институтов, необходимы три рода гарантий: юридические, экономические,

идеологические. Без осознания обществом необходимости реформ успех их не

может быть обеспечен. Общество всегда более консервативно, чем группа

реформаторов. Потому реформаторам прежде всего надо создать социальную базу

Информация о работе Институт мировых судей