Институт мировых судей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Эта трудность не была преодолена и в ходе реформы
прошлого века. Созданная тогда судебная система не стала единой.
Существует надежда, что в нынешнее время введение института мировых судей все
же будет доведено до конца и единство судебной системы не будет нарушено,
ведь мы уже имеем опыт создания института мировых судей и нужно
воспользоваться этим опытом, дабы не повторить ошибок прошлого.

Содержание

Введение ............................. 2
Глава 1. Причины появления мирового суда в России XIX в. и его возрождения в России современной ........ 4
1.1 Предпосылки появления мировых судейв России в XIX в................... 4
1.2 Явления, предопределившие возрождение мирового суда в нынешнее время....... 6
1.3 Аналогии и различия причин введения
института мировых судей ............... 8
Глава 2. Основные положения о мировых судьях:
история и современность................. 10
2.1 Мировые судьи в XIX в. .............. 10
2.2 Мировые судьи в РФ............... 17
2.3 Сравнительная характеристика положения мировых судей в XIX в. и в современной России... 26

Глава 3. Проблемы, связанные с установлением института мировых судей и попытка их решения..... 29
3.1 Основные проблемы установления и деятельности мировых судей.................. 29
3.2 Предполагаемые пути решения указанных проблем.................. 30

Заключение.......................... 32


Список использованной литературы.................... 34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая УПП.docx

— 64.16 Кб (Скачать файл)

у. с. у.). Помимо этого съезд мировых судей осуществлял “непосредственный

надзор за мировыми судьями” округа. Высший надзор за съездами мировых судей,

сосредоточивался в кассационном департаменте Сената и в лице министра юстиции

(ст. 64 у. с. у.).

Анализируя статус мировой юстиции нельзя не обратить внимания на то, что

мировой суд, с одной стороны, был обособлен от общей судебной системы, а с

другой – подчинен высшему судебному органу – сенату. Такое противоречие

объяснялось отсутствием единой концепции мировой юстиции среди реформаторов

судебной системы России. Славянофильские воззрения, доминировавшие

превоначально, отступили перед традиционным взглядом на суд как на орган,

призванный разрешать споры на основании закона.

                          2.2 Мировые судьи в РФ                         

Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ» предусмотрено

создание в субъектах РФ института мировых судей (ст. 4, 21, 28). Тем самым

принято решение о возрождении и включении в судебную систему России нового

звена - ми­ровых судей.

Мировые судьи субъектов Российской Федерации являются судьями общей

юрисдикции и входят в единую судебную систему Российской Феде­рации.

Полномочия, общая организация деятельности мировых судей и порядок создания

должностей мировых судей устанавливается Конституци­ей РФ, Федеральным

конституционным законом «О судебной системе Рос­сийской Федерации», иными

федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О мировых судьях

в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности

мировых судей устанавлива­ется также законами субъектов Федерации.

Мировые судьи являются носителями судебной власти, обладают еди­ным с

федеральными судьями правовым статусом. При осуществлении правосудия они

независимы и подчиняются только Конституции РФ, феде­ральным законам,

конституции (уставу) и законам соответствующего субъ­екта Федерации. В своей

деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Мировые

судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок

осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным

законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об

административных правонарушени­ях, может устанавливаться также законами

субъекта Федерации.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также законные требования и

распоряжения, поручения, вызовы и другие обращения, вынесенные в пределах их

компетенции, обязательны для всех без исключения федеральных органов

государственной власти, органов государственной пласта субъектов Федерации,

органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц,

граждан, юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей

территории Российской Фе­дерации.

На мировых судей распространяются установленные Законом «О стату­се судей в

Российской Федерации» и иными федеральными законами гарантии независимости и

неприкосновенности судей, их материального обеспе­чения и социальной защиты.

Законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены

дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты мировых

судей и членов их семей.

В соответствии с Федеральным законом «О мировых судьях в Россий­ской

Федерации» мировые судьи осуществляют свою деятельность в пре­делах судебных

участков (п.1 ст.4). Общее число мировых судей и количество судебных участков

субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по

законодательной инициативе соответствующего субъекта Феде­рации,

согласованной с Верховным Судом РФ или по инициативе Верховного Суда РФ,

согласованной с соответствующим субъектом Федерации. Таким Федеральным

законом является закон «Об общем числе мировых судей и количестве судебных

участков в субъектах РФ» от 29.12. 99 г. В частности в Ростовской области

действует 196 судебных участков. Количество и границы судебных участков

внутри одного судебного района определяются решением органа законодательной

власти субъекта Федера­ции. Областным законом Ростовской области от

10.05.2000 (ред. от 04.10.2000) "Об  образовании судебных участков  и

установлении должностей мировых судей в Ростовской области" в городе

Новочеркасске действует 6 мировых судебных участков, в каждом из которых по

два мировых судьи, но согласно Постановлению Законодательного собрания РО от

15.06.2000 N 291 "Об избрании  мировых судей в Ростовской  области" на

должности мировых судей избраны лишь 6 мировых судей.

Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздня­ются законами

субъектов Российской Федерации. Судебные участки созда­ются из расчета

численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. В административно-

территориальных образованиях с численностью населе­ния менее 15 тыс.

создается один судебный участок. Однако закон устанав­ливает, что судебный

участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если

отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно

переданы в юрисдикцию другого судьи или суда (п.5 ст.4 ФЗ «О мировых судьях в

РФ»).

                           Мировым судьей может быть:                          

-         гражданин Российской Федерации,

-         достигший 25 лет,

-         имеющий высшее юридическое образование,

-         стаж работы по юридической  профессии не менее 5 лет,

-         не совершивший порочащих его  поступков,

-         сдавший квалифи­кационный экзамен,

-         получивший рекомендацию квалификационной  кол­легии судей

соответствующего субъекта Федерации.

Закон освобождает от сдачи квалификационного экзамена и предостав­ления

рекомендации квалификационной коллегии судей лиц, имеющих стаж работы в

должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

В целях обеспечения независимости мировых судей закон устанавливает

определенные ограничения в их праве участвовать в общественно-поли­тической и

иной трудовой деятельности. Мировой судья, как и судьи феде­ральных судов, не

вправе быть депутатом представительных органов госу­дарственной власти или

органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и

движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать

работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме

научной, преподавательской, литера­турной и иной творческой деятельности.

Независимость судей и их самостоятельность в профессиональной деятельности во

многом обусловливается порядком наделения их полномо­чиями и сроком, на

который они избираются (назначаются).

В нашей области мировые судьи избираются на должность Законодательным

Собранием Ростовской области по представлению Председателя Ростовского

областного суда, согласованному с Главой Администрации (Губернатором)

Ростовской области и с учетом предложений представительных органов местного

самоуправления соответствующих муниципальных образований. Каждый мировой

судья избирается на должность в индивидуальном порядке открытым голосованием.

Избранным на должность мирового судьи считается лицо, получившее большинство

голосов от установленного числа депутатов (ст. 6 закона Ростовской области «О

мировых судьях в Ростовской области» от 26.04.99 г.).

Наиболее демократичным же является порядок, при котором мировые судьи будут

избираться населением судеб­ного участка путем прямых выборов, тайным

голосованием на альтернативной основе. Именно такой способ избрания мировых

судей предполагал проект ФКЗ «О мировых судьях в РФ», отвергнутый

Президентом. Порядок назначения (избрания) мировых судей устанавливается

отдельным законом субъекта Федерации. Получение власти вершить правосудие

непосредственно от населения судебного участка в наибольшей мере способствует

обеспечению самостоятельности мирового судьи - наи­более приближенного к

населению звена судебной системы, его авторитету, независимости от местных

органов власти и управления. При таком поряд­ке стимулируется участие

населения в формировании указанных судебных органов и контроле за их

деятельностью.

Для мировых судей Федеральный закон устанавливает определенные изъятия из

принципа несменяемости. Мировой судья назначается (изби­рается) на срок,

установленный законом соответствующего субъекта Феде­рации, но не более чем

на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность

мирового судьи, вправе вновь выдвинуть свою кан­дидатуру для назначения

(избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях

(избраниях) на должность мирового судьи он назначается (избирается) на срок,

устанавливаемый законом соответствую­щего субъекта Федерации, но не менее чем

на пять лет (ст. 7 Закона о ми­ровых судьях). Нашим областным законом о

мировых судьях установлены следующие сроки полномочий: впервые мировой судья

избирается на три года; при повторном избрании – на пять лет; при последующих

избраниях – на десять лет.

Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной

коллегии судей субъекта Федерации в случаях и в по­рядке, установленном

Законом «О статусе судей в Российской Федерации». Прекращение полномочий

мирового судьи происходит по истечении срока, на который он был назначен

(избран), либо в случаях  и в порядке, установ­ленных Законом о статусе судей.

Итак, полномочия мирового судьи прекращаются в следующих случаях:

1) по письменному заявлению  судьи об отставке;

2) ввиду неспособности  по состоянию здоровья или  по иным уважительным

причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи.

Квалификационная коллегия судей может прекратить полномочия судьи по этим

основаниям, однако она не вправе принять такое решение, если судья вернулся к

исполнению своих обязанностей;

3) по письменному заявлению  судьи о прекращении его полномочий  в связи с

переходом на другую работу или по иным причинам;

4) истечение срока полномочий  судьи;

5) при прекращении гражданства  Российской Федерации;

6) занятие деятельностью, не совместимой с должностью  судьи;

7) вступление в законную  силу обвинительного приговора  суда в отношении судьи

либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского

характера;

8) совершение поступка, позорящего  честь и достоинство судьи  или умаляющего

авторитет судебной власти;

9) вступление в законную  силу решения суда об ограничении  дееспособности

судьи либо признании его недееспособным;

10) смерть судьи или  вступление в законную силу  решения суда об объявлении

его умершим;

     11) отказ судьи  от перевода в другой суд  в связи с упразднением или

реорганизацией суда.

В случае временного отсутствия мирового судьи председатель соответ­ствующего

районного суда передает дела, поступающие на рассмотрение этого мирового

судьи, другому мировому судье либо принимает указанные дела в производство

районного суда.

­          ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает общие

рамки компетенции мировых судей: мировые судьи в пределах своей компетенции

должны рассматривать гражданские, административные и уголовные дела в

качестве суда первой ин­станции. Федеральный закон «О мировых судьях в

Российской Федерации» к компетенции мировых судей относит рассмотрение:

- уголовных дел о преступлениях  наибольшей тяжести, за совершение  которых

может быть назначено максимальное наказание, не превышающее  двух лет лишения

свободы (ст. 15 УК РФ);

- гражданских дел - по  искам и заявлениям, отнесенных  к их подсудно­сти

федеральным гражданским процессуальным законодательством, в частности:

1) дел о выдаче судебного  приказа;

2) дел о расторжении  брака, если между супругами отсутствует  спор о детях;

3) дел о разделе между  супругами совместно нажитого  имущества;

4) иных дел, возникающих  из семейно-правовых отношений, за  исклю­чением дел

об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцов­ства, о лишении

родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

5) дел по имущественным  спорам при цене иска, не превышающей  пя­тисот

минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент

подачи заявления;                                           I

6) дел, возникающих из  трудовых отношений, за исключением  дел о

восстановлении на работе;

7) дел об определении  порядка пользования земельными  участками, строениями и

другим недвижимым имуществом;

8) дел об административных  правонарушениях, отнесенных к компетен­ции

мирового судьи КоАП (ст. 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской

Федерации»).

Все эти дела мировой судья рассматривает единолично. Судопроизвод­ство по

уголовным, гражданским и административным делам осуществля­ется мировым

судьей в порядке, установленном уголовно-процессуальным, гражданским

процессуальным, а также административно-процессуальным законодательством.

Со стороны федерального районного суда, который является непосред­ственно

вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, дей­ствующим на

Информация о работе Институт мировых судей