Возбуждение уголовного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 08:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение уголовно-процессуальной характеристики стадии возбуждения уголовного дела.
Задачами работы являются:
1. Определение понятия и значения стадии возбуждения уголовного дела;
2. Исследование поводов и оснований к возбуждению уголовного дела;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Поводы к возбуждению уголовного дела…………………………………..6
2. Заявление о преступлении……………………………………………………8
3. Явка с повинной……………………………………………………………….12
4. Сообщение о совершённом или готовящемся преступлении, полученное из иных источников……………………………………………………………..…17
5. Основание для возбуждения уголовного дела………………………………21
Заключение………………………………………………………………………25
Список использованной литературы и источников…………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

Готовый (В.У.Д.).docx

— 51.09 Кб (Скачать файл)

Такие лица не подлежат предупреждению о подаче заведомо ложных заявлений. Однако о факте проведения с малолетним заявителем разъяснительной беседы целесообразно сделать запись в  протоколе принятия устного заявления  с удостоверением данной записи подписью заявителя. Если описанная в заявлении  информация весьма расплывчата и  по ней трудно оценить ситуацию есть смысл рекомендовать заявителю  переоформить это письменное заявление  по форме устного. Если заявитель  не возражает, то принимающее заявление  лицо составляет соответствующий протокол, с соблюдением всех требований, предписываемых рассматриваемой статьей.6 Заявителю выдается документ о принятии и регистрации его заявления.7

  1. Явка с повинной

 

Явка с повинной — это  добровольное сообщение лица о совершенном  им преступлении (ст.142 УПК).

Явка с повинной в узком  смысле — как повод для возбуждения  дела — имеет значение только тогда, когда она является первичной  информацией о преступлении.

Если уже зарегистрирован  другой повод для возбуждения  дела (заявление о преступлении или  рапорт) или тем более возбуждено уголовное дело, то явка с повинной собственно поводом не является.

В широком смысле явка с  повинной — это не только повод  для возбуждения дела. Кроме того, она может рассматриваться как  обстоятельство8:

           а) смягчающее наказание (п. «и» ч.1 ст.61 УК РФ);

 б) освобождающее от  уголовной ответственности в  специально предусмотренных уголовным  законом случаях (например, явка  с повинной взяткодателя – примечание к ст.291 УК РФ);

 в) учитываемое в  пользу избрания более легкой  меры пресечения (ст.99 УПК РФ);

 г) свидетельствующее  о деятельном раскаянии как  основании освобождения от уголовной  ответственности (ст. 75 УК РФ; ст.28 УПК РФ);

 д) свидетельствующее  о признании своей вины, т.е.  обвинительное доказательство. В  связи с большим (в том числе  уголовно-правовым) значением явки  с повинной она должна приниматься  и после начала производства  по уголовному делу. В отличие  от заявления явка с повинной  в широком смысле сохраняет  свое значение и при отсутствии  удостоверительной подписи явившегося  с повинной. Значение смягчающего  обстоятельства за явкой с  повинной должно сохраниться  и в том случае, если протокол или сообщение не обладают необходимыми реквизитами. Например, гражданин по телефону сообщает о совершенном им преступлении. При этом называет полные данные о себе и о преступлении.

При этом непосредственным поводом к возбуждению дела будет  рапорт, составленный в порядке предусмотренном  УПК.

Главное условие явки с  повинной и в узком, и в широком  смысле — это добровольность. Данное условие означает, что сообщение  о собственном преступлении сделано  по инициативе самого лица и при  отсутствии для него реальной угрозы уголовного преследования за совершение тех преступлений, о которых он сообщает. Добровольность явки с повинной может иметь место и после  возбуждения уголовного дела, если лицо обоснованно предполагало о  том, что органам уголовного преследования  не известно об одном из следующих  обстоятельств:

а) о совершенном им преступлении;

 б) о его участии  в совершении преступления;

 в) о его месте  нахождения.

В то же время условие  добровольности соблюдается, если содержащийся под стражей подозреваемый или  обвиняемый заявляет о своей явке с повинной по другим преступлениям, когда он обоснованно предполагает о том, что органам уголовного преследования еще не известно его  участие в совершении этих преступлений. Добровольность явки с повинной, прежде всего, обеспечивается реализацией права на защиту, в том числе помощью защитника, разъяснением права не свидетельствовать против себя. Признание задержанного в совершении других преступлений может быть явкой с повинной, только если оно дано не вследствие незаконных мер принуждения9.

При этом разъяснения уголовно-правовых обязанностей и юридических последствий  признания сами по себе не являются незаконными мерами принуждения.

Явка с повинной является уголовно-процессуальным доказательством  в виде иного документа или  протокола. Одним из требований к  содержанию явки с повинной является указание на конкретное преступление (время, место, определенное деяние, потерпевшие  и др.). Уголовно-правовое и процессуальное значение явки с повинной не утрачивается при последующем отказе от нее  подозреваемого или обвиняемого. Эта  позиция неоднократно подтверждена судебной практикой.

От уголовно - процессуального  понятия "явка с повинной" следует  отличать чистосердечное раскаяние, а  также показания, сделанные подозреваемым  на допросах после его задержания в порядке ст. 92 УПК РФ, в которых  он признал свою вину. Оформление протоколом явки с повинной показаний, данных лицом  после предъявления изобличающих его  доказательств, является нарушением уголовно - процессуального закона.

С повинной может явиться  лишь физическое лицо. Даже если явившийся  с повинной является должностным  лицом и заявляет о совершении им должностного преступления, в уголовном  процессе он выступает как физическое лицо, а не как должностное лицо и не как представитель юридического лица. Явка с повинной не может исходить от законного представителя или  представителя (близкого родственника) лица, совершившего преступление. Сообщение  указанных лиц должно расцениваться  как предусмотренное п. 1 ч. 1 ст. 140, ст. 141 УПК РФ заявление о преступлении.10

Явиться с повинной гражданин  должен лично. Во - первых, сам термин "явка" предполагает, что лицо приходит (является) в орган. Явиться к следователю, не придя к нему, думается, невозможно. Уже одно это обстоятельство, то, что законодатель для определения данного повода к возбуждению уголовного дела выбрал наименование "явка с повинной", указывает на то, что лицо, совершившее (совершающее и т.п.) преступление, должно лично прийти (явиться) в компетентный возбуждать уголовные дела орган.

 Во-вторых, исходя из  содержания ч. 3 ст. 141 УПК РФ, лицо, принимающее явку с повинной, должно установить личность явившегося (как правило, путем ознакомления с имеющимися при нем документами или другими способами), а так же определить, содержатся ли в деянии, о котором сообщает явившийся с повинной, признаки преступления, выяснить место и время совершения деяния, в чем оно выразилось, какие последствия наступили, кто может быть вызван в качестве свидетеля, имеются ли вещественные доказательства, какие мотивы побудили лицо явиться с повинной и способствовали формированию его волеизъявления.11 Далее составляется протокол явки с повинной, который подписывается явившимся с повинной и должностным лицом, принявшим заявление. 

В отличие от явки с повинной заявление о явке с повинной - это единовременное действие - добровольное личное обращение к дознавателю, следователю, руководителю или члену  следственной группы, начальнику следственного  отдела или прокурору физического  лица с письменным или устным заявлением о совершенном, совершаемом или  готовящемся им преступлении, из которого указанный орган впервые узнает об этом преступлении. Заявление может  быть и о покушении на совершение преступления, основные результаты которого еще не наступили.12

 Именно заявление о  явке с повинной, все равно  письменное оно было или устное, а не явка с повинной как  деятельность, должно признаваться  поводом для возбуждения уголовного  дела.

Заявление о явке с повинной не может быть сделано по телефону или путем использования иных средств связи. Чтобы явка с повинной имела место, лицо должно непосредственно (воочию) обратиться к дознавателю, следователю, руководителю или члену  следственной группы, начальнику следственного  отдела или прокурору с письменным или устным заявлением о явке с  повинной.

По общему правилу лицо, явившееся с повинной, не предупреждается  о предусмотренной ст. 306 УК РФ уголовной  ответственности за заведомо ложный донос. Так должны обстоять дела тогда, когда явившийся с повинной рассказывает о своих действиях или бездействии. Если же в заявлении о явке с  повинной лицо сообщает о действиях (бездействии) соучастников или иных лиц, без которых невозможно описать  событие совершенного им самим преступления, явившийся с повинной должен быть предупрежден об уголовной ответственности  за заведомо ложный донос о совершении преступления другими (не им лично) людьми.

Когда же явившийся с повинной рассказывает не только о совершении им самим преступления (преступлений), но и о других фактах преступной деятельности, в которых он лично  не принимал участия, составляется два  документа: протокол явки с повинной и протокол принятия устного заявления. В первом отражается информация о  совершении преступления лицом, явившимся  с повинной, а во втором - уголовно - процессуально значимые признаки совершенного другими лицами общественно  опасного деяния.

 

 

  1. Сообщение о совершённом или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

 

Сообщение о преступлении, полученное из иных источников, как  повод для возбуждения дела, в  действительности, предстает в виде рапорта об обнаружении признаков  преступления (п. 43 ст. 5; ст. 143 УПК).

Рапорт как повод к  возбуждению дела — это официальное  письменное сообщение должностного лица правоохранительного органа об обнаружении им признаков преступления13.

Рапорт как повод к  возбуждению дела возникает тогда, когда нет ни заявления, ни явки с  повинной, а признаки преступления все же попали в поле зрения правоохранительных органов, которые обязаны выявлять преступления и изобличать виновных. Поэтому рапорт является универсальным  поводом для возбуждения дела, оформляющим сообщения из так  называемых иных источников.

Рапорт об обнаружении  признаков преступления составляют сотрудники правоохранительных органов, в том числе сотрудники оперативно-розыскных  подразделений, иных органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры. При этом составление рапорта  при обнаружении признаков преступления является обязанностью не только лиц, уполномоченных возбуждать уголовные  дела, но и иных сотрудников правоохранительных органов (иногда вне зависимости  от выполнения в данный момент служебных обязанностей). Так, сотрудник полиции независимо от занимаемой должности, места нахождения на территории Российской Федерации и времени суток обязан принять меры к предотвращению и пресечению преступления и сообщить об этом в ближайшее подразделение полиции. Рапорт адресуется начальнику следственного органа или органа дознания. Однако адресация его иному должностному лицу органов уголовного преследования не исключает процессуального значения рапорта. В отличие от заявления в содержании рапорта нет требования о привлечении к уголовной ответственности, в нем лишь содержится информация о признаках преступления. Если же сотрудник правоохранительного органа лично заинтересован в деле (например, сам является пострадавшим), то его требование о привлечении кого-то к уголовной ответственности должно быть оформлено в виде заявления в порядке предусмотренном УПК.

Чтобы рапорт мог служить  доказательством по делу, он должен отвечать следующим условиям: быть удостоверенным подписью сотрудника правоохранительного  органа, содержать необходимые сведения о нем, признаках обнаруженного  преступления и — что самое  существенное — об источнике полученных сведений14. Рапорт без указания конкретного источника информации о преступлении не является допустимым доказательством. Вместе с тем если точные сведения об источнике составляют государственную тайну, то в рапорте они приводиться не могут. Например, если о преступлении стало известно от лиц, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность, то при отсутствии их письменного согласия в рапорте сведения о таких лицах не указываются. Когда источник оперативно-розыскной информации в силу этой причины не назван, рапорт может рассматриваться как повод к возбуждению уголовного дела, но не может быть доказательством.

Содержание рапорта различается  в зависимости от источника  («иного источника») информации о преступлении. Таким источником может быть:

а) первоначальное сообщение  о преступлении, не обладающее признаками самостоятельного повода (которое как бы дублируется, пересказывается в рапорте). Оно не должно иметь признаков заявления о преступлении или явки с повинной.

б) непосредственное обнаружение признаков преступления (в частности, непосредственное обнаружение прокурором, следователем или дознавателем признаков преступления, статей, заметок и писем, опубликованных в печати, интервью и любых других публикаций в периодической печати, содержащих сведения о готовящихся или совершенных преступлениях; а также заявления, сделанные по телевидению или распространенные через интернет и т.п.).

Непосредственным  обнаружением признаков преступления следует считать факты выявления кем-либо из названных лиц в процессе осуществления служебной деятельности сведений об обстоятельствах, указывающих на совершение или подготовку к совершению уголовно-наказуемых деяний, если ранее они не располагали заявлением (сообщением) или другим источником информации о преступлении, которое можно отнести к поводам, предусмотренным п.1 и 2 ч.1 ст.140 УПК РФ.

 Однако в нормах УПК прямо не указаны в качестве повода к возбуждению уголовного дела результаты оперативно-розыскной деятельности, хотя такая возможность их использования предусмотрена ст. 11 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - ФЗ "об ОРД").

Информация о работе Возбуждение уголовного дела