Экологические преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:14, курсовая работа

Краткое описание

Природа есть объективная реальность, которая изменяется вследствие сознательной деятельности человеческого общества. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется

Содержание

Введение
§1. Понятие экологических преступлений
1.1 Понятие и общая характеристика экологических преступлений
1.2 Виды экологических преступлений
1.3 Понятие, состояние, структура, динамика экологической преступности
§ 2. Социальная обусловленность экологических преступлений.
2.1 Особенности детерминации экологической преступности
2.2 Общественная опасность экологических преступлений
2.3 Ответственность за экологические преступления и их наказуемость
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ 2.docx

— 89.37 Кб (Скачать файл)

 5По характеру и способу совершения экологические преступления можно разделить на:

  1. Преступления, связанные с незаконным завладением (незаконным природопользованием) природными ресурсами (ст. 253, 256, 258, 260 УК РФ);
  2. Преступления, связанные с ухудшением качества природной среды путем негативного воздействия на нее (ст. 246, 247, 248, 249, 250, 251, 252, 254, 255, 257, 259, 261,262 УК РФ).

Одни ученые предлагают, исходя из содержания гл. 26 УК, выделить преступления, посягающие на основы:

1) Целостности природы  (ст. 246-248, 250-252, 254, 262 УК РФ);

2) Должной сохранности недр (ст. 253, 255 УК РФ);

3) Целостности животного и растительного мира (ст. 249, 256-261 УК РФ).

Другие ученые - сторонники трехчленной классификации. В зависимости  от объекта уголовно-правовой защиты, его предметной экологической выраженности они выделяют преступления:

1) Нарушающие правила  экологически значимой деятельности, непосредственным объектом которой  является порядок деятельности;

2) Посягающие на отдельные  элементы окружающей среды (воды, атмосферу, почву, леса, недра, континентальный шельф, особо охраняемые природные территории и объекты;

3) Посягающие на объекты  флоры и фауны как составную  часть окружающей среды, условия  биологического разнообразия и сохранения биосферы земли.

В литературе времен действия уголовного кодекса 1960 г., когда экологические преступления как самостоятельная группа выделялись только в доктрине уголовного права, предлагались и иные классификации. Например, основу классификации составляли способ совершения преступления - путем загрязнения, повреждения, уничтожения, противоправного использования либо субъективные признаки - корыстные, вандалистские, должностные и пр.

6Представляется, что каждая из классификаций экологических преступлений, включенных законодателем в гл. 26 УК, имеет право на существование. Однако в отношении специальных экологических преступлений в силу их многообразия и различия предметов (компонентов) окружающей природной среды следует с учетом этого последнего признака провести дальнейшую классификацию, в соответствии с которой могут быть выделены следующие виды специальных экологических преступлений. Это посягательства:

(1) На водную и воздушную  среду (ст. 250-252 УК РФ);

(2) На землю и ее недра (ст. 253-255 УК РФ);

(3) На животный мир – фауну (ч. 1 ст. 249, 256-259 УК РФ);

(4) На растительный мир  – флору (ч. 2 ст. 249, 260, 261УК РФ).

Ответственность за преступные посягательства на окружающую природную  среду предусмотрена уголовным законодательством подавляющего большинства стран мирового сообщества.

Так, в уголовном кодексе Испании имеются такие главы, как "о преступлениях против естественных ресурсов и окружающей среды" (гл. 3 разд. 16); "о преступлениях, связанных с охраной флоры и фауны" (гл. 4 того же раздела); "общие положения" (гл. 5), в которой дифференцировано наказание за преступления против окружающей среды в зависимости от причиненного ущерба и посткриминального поведения виновного.

В уголовный кодекс ФРГ разд. 29 "преступные деяния против окружающей среды" был включен в 1980 г. позднее, в 1994 г., была изменена редакция некоторых статей и криминализированы отдельные деяния, посягающие на окружающую среду. Однако некоторые параграфы о посягательстве на окружающую среду помещены законодателем в другие разделы. Например, браконьерство и браконьерский лов рыбы отнесены к корыстным преступным деяниям , видимо, на том основании, что охрана окружающей среды понимается законодателем как охрана среды обитания в первую очередь людей.

Одной из самых благополучных  с экологической точки зрения стран мира являются Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Новый кодекс ОАЭ, целиком посвященный экологическим правонарушениям, состоит из 105 статей и подробно регламентирует виды наказаний за загрязнение воды, почвы, ущерб заповедникам, зеленым насаждениям и т.п. За особо тяжкое преступление против природы - загрязнение ядерными отходами - в этом кодексе предусмотрена возможность осуждения к смертной казни.

Много внимания уделяется  охране окружающей среды в ряде других дальневосточных стран, например в Малайзии.

Развернутая система норм об ответственности за посягательства на окружающую среду разработана  в Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане, Казахстане, Белоруссии. В уголовных кодексах этих стран в основном предусмотрена ответственность за посягательства на окружающую среду, аналогичные тем, которые установлены кодексом РФ.

1.3 Понятие, состояние,  структура, динамика экологической  преступности

 

Определив, какие из преступлений следует отнести к экологическим, можно сформулировать и понятие экологической преступности. Как известно, определений преступности в криминологической, правовой, социологической, философской литературе множество. С известной долей условности, присущей всякому определению, экологической преступностью следует считать негативное, отрицательное, сложное по характеру социально-правовое явление, складывающееся из совокупности экологических преступлений, совершенных в определенный период на определенной территории (регионе или в стране в целом), и подрывающее биологические основы существования человеческого общества.

7Экологические правонарушения и преступления относятся к категории наиболее распространенных. Так, по России только зарегистрированных нарушений правил охоты насчитывается до 70 тысяч в год. Нарушений правил занятия водными добывающими промыслами регистрируется ежегодно в два раза больше.

8На Нижней Волге, на Камчатке, Дальнем Востоке и в ряде других мест преступное занятие водными добывающими промыслами (ст. 253 УК) приняло промышленный размах.

 Положение с выделением  и распределением квот на вылов биоресурсов, охраной и использованием осетра на Каспии позволяет утверждать, что рыбная отрасль глубоко криминализирована, в ней действуют хорошо организованные преступные группировки.

9Прокурорскими проверками в 2000 году выявлены грубые отступления от соблюдения законодательства в деятельности как государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, так и органов власти субъектов федерации, местного самоуправления, юридических лиц. Наиболее характерными нарушениями в области охраны морских биоресурсов являются вылов морепродуктов сверх установленных квот с одновременным занижением количества добытой продукции в судовых документах, ведение промысла без выделенных квот, в запрещенное время, недозволенными орудиями лова

10Общее количество правонарушений и преступлений, посягающих на водные биоресурсы, с 1998 по 2000 год выросло на 17% и составило 5502. Привлечен к ответственности 7121 человек (увеличение на 30%). При этом отмечается рост преступлений, совершенных группой лиц, а также вовлечение в процесс незаконной добычи должностных лиц рыбодобывающего флота.

11Несмотря на то, что в северо-западном и дальневосточном регионах добывается 70% всего улова России, эффективность работы контролирующих и правоохранительных органов по выявлению и пресечению правонарушений в сфере охраны рыбных запасов составляет 1,5% от объемов совершаемых правонарушений соответствующей направленности в целом по России. По данным специалистов, в портах Японии сдается ценных пород рыбы и морепродуктов в 7-10 раз больше выделенных квот, а неучтенный доход только от продажи крабов в Японию составляет 576 млн. долларов США в год. Сложившаяся к 2001 г. практика выделения и распределения квот на вылов продукции не учитывает интересы государства и не способствует пополнению государственного бюджета. Правоохранительными органами принимаются определенные меры по усилению борьбы с преступными посягательствами на рыбные запасы. Так, по выборочным данным, за 7 месяцев 2000 г. органами морской охраны ФПС России за нарушения действующего законодательства задержано 223 российских судна и 23 иностранных, изъято 3,4 тысячи тонн незаконно выловленной рыбной продукции, применены в административном порядке штрафные санкции к нарушителям на общую сумму 13,3 млн. руб. и 579,2 тыс. долларов США.

12Вместе с тем на местах не в полной мере соблюдаются требования совместного указания генеральной прокуратуры РФ, МВД России, госкомрыболовства России "Об усилении координации и взаимодействия в борьбе с посягательствами на рыбные запасы, о порядке формирования и передачи материалов о нарушениях правил охраны рыбных запасов и незаконной добычи водных животных и растений в правоохранительные органы" от 19 декабря 1996 г., не выполняются решения координационного совещания руководителей правоохранительных органов российской федерации от 18 февраля 1998 года.

13На состояние законности в данной сфере заметное влияние оказывает и несовершенство действующего законодательства, ведомственных нормативных актов. Должностные лица государственных органов вмешиваются в хозяйственную деятельность коммерческих организаций, не всегда обоснованно ограничивают их самостоятельность, зачастую распределяют квоты на вылов морепродуктов с нарушением действующего законодательства, издают приказы, противоречащие федеральным законам. Нуждается в качественном улучшении прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере охраны рыбных запасов. Надзорные мероприятия носят эпизодический, несистемный характер. Так, существенные недостатки выявлены генеральной прокуратурой РФ в деятельности прокуратур Чукотского и Корякского автономных округов, Архангельской, Камчатской, Сахалинской областей.

Десятками и сотнями тысяч  исчисляется количество регистрируемых нарушений правил землепользования. Как указывалось, угрожающие масштабы приняло загрязнение природной среды.

14Тенденции к росту экологической преступности отмечались исследователями и в советский период действия УК РСФСР, например, в 1975-1985 гг., причем и в то время случаи осуждения за загрязнение природной среды были единичными. Есть несколько причин, вследствие которых уголовно-правовая борьба с загрязнением природной среды правоохранительными органами ведется неудовлетворительно:

- дела данной категории  достаточно сложны в расследовании,  требуют специальных знаний, назначения  ряда дорогостоящих экспертиз, на проведение которых средства выделяются плохо;

- отсутствует необходимый  профессионализм у работников следственных органов;

- не обеспечены в должной  мере методическими рекомендациями  прокурорские работники по расследованию экологических преступлений;

- 15статьи главы 26 "экологические преступления" УК РФ о загрязнении природной среды, как и ряд других, несовершенны, что затрудняет, а иногда и делает невозможным применение их на практике;

- загрязнение природной  среды промышленными предприятиями с изношенным оборудованием и устаревшими технологиями, по сути, узаконено, так как соответствующими постановлениями правительства РФ допускается устанавливать им временно согласованные предельно допустимые концентрации сбросов и выбросов, иных видов вредного воздействия на природную среду, существенно превышающие обычные нормативы, на период, установленный соответствующими планами и проектами модернизации производства. Как отмечалось, таких предприятий в РФ, злостно загрязняющих природную среду, насчитывается свыше 20 тысяч. Даже если привлечь к уголовной ответственности руководителей всех этих предприятий, экологическая ситуация не изменится, поскольку не устраняется сама причина негативного воздействия на природу.

Социальная обусловленность  экологических преступлений

 

2.1 Особенности  детерминации экологической преступности

 

Состояние научной разработки проблемы, причин экологических правонарушений и преступлений неадекватно отражает резкое обострение экологических проблем в Российской Федерации и общественную опасность экологических правонарушений.

В эколого-правовой литературе представлен богатый теоретический материал о состоянии правовой охраны природы и правовой характеристике экологических правонарушений. Вместе с тем мало работ, специально посвященных причинам экологических преступлений и правонарушений. В криминологической характеристике причин общей преступности остается много неясного, спорного, неисследованного. Общая теория причин преступности нуждается в адаптации применительно к группе рассматриваемых преступлений.

Недостаточно разработаны  гносеологические основы исследования причин экологических правонарушений.

Многие вопросы охраны природы не решаются годами и служат питательной почвой вседозволенности, безнаказанности, экологической преступности.

Пассивность государственных органов в решении экологических проблем имеет свои корни и нуждается в самостоятельном исследовании.

Нуждается в разработке само понятие причин экологических правонарушений, ибо в общей теории не достигнуто единства в определении этой категории.

В самой общей форме  их можно определить как совокупность социальных явлений, порождающих экологические преступления и правонарушения.

Требует также самостоятельного исследования специфика действия причин отдельного преступления, которые анализируются в связи с изучением личности преступника, и механизма преступного поведения.

Информация о работе Экологические преступления