Шпаргалка по "Уголовному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 14:52, шпаргалка

Краткое описание

Понятие и виды источников УИП
Общественно полезный труд как основное средство исправления осуждённых. Привлечение осужденных к труду
Контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы и его виды

Вложенные файлы: 49 файлов

8.docx

— 16.11 Кб (Скачать файл)

Несмотря на то, что и  режим отбывания наказания, и  труд осужденных в местах лишения  свободы, как и их общеобразовательное  и профессиональное обучение, выполняют  воспитательную функцию, законодатель в качестве самостоятельного основного  средства пенитенциарного воздействия  на осужденных определил воспитательную работу.

 

Воспитательная работа как  одно из средств достижения цели наказания - исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых преступлений представляет собой комплексную  систему форм, методов и средств  целенаправленного позитивного  воздействия на личность и поведение  осужденных.

 

Поскольку воспитательная работа в ИУ осуществляется в специфических  условиях и с лицами, совершившими преступления, то наиболее важные вопросы  ее организации урегулированы уголовно-исполнительным законодательством (ст. 109, 110 УИК) и принимаемыми на его основе нормативными актами. В них, в частности, устанавливается  порядок проведения клубной, библиотечной и физкультурно-спортивной работы с  осужденными; определяются нормативы  материально-технической базы для  организации воспитательной работы в ИУ и т.д.

 

Однако в силу того, что  воспитательная работа с осужденными  носит прежде всего психолого-педагогический характер, законодатель не преследует цели урегулировать все вопросы ее организации. Такой подход дает возможность администрации ИУ творчески применять наиболее эффективные средства, методы и приемы педагогического и воспитательного воздействия, если они не противоречат закону и требованиям режима отбывания наказания.

 

Законодатель (ч. 1 ст. 109 УИК) определил следующие основные направления воспитательной работы с осужденными к лишению свободы: их исправление; формирование у этих лиц уважительного отношения к человеку, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития; повышение образовательного и культурного уровня осужденных.

 

Воспитательные мероприятия  должны оказывать позитивное воздействие  на сознание, поведение, взгляды и  привычки осужденных, на формирование у них общественно полезных качеств  и навыков. Ставить же, как это  было раньше, перед органами, исполняющими наказания, задачу искоренения всех антисоциальных свойств личности осужденных нереально - она не может быть достигнута в неблагоприятных для этого условиях отбывания наказания.

 

Закон устанавливает норму: участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается  при определении степени их исправления, а также при применении к ним  мер поощрения и взыскания. Это  оправдано практикой, так как  активное участие или безразличное отношение осужденных к проводимым воспитательным мероприятиям является одним из реальных критериев их исправления. К тому же этот критерий учитывается  при решении весьма важных юридических вопросов и, в частности, при представлении осужденных к условно-досрочному освобождению, применению актов об амнистии, помиловании и т.д.

 

Необходимо отметить, что  в учреждениях и органах, исполняющих  наказания, распорядок дня предусматривает  проведение мероприятий воспитательного  характера, участие в которых  является обязательным для осужденных.

 

Основным структурным  звеном, в рамках которого в ИУ организуются и проводятся воспитательные мероприятия  с осужденными, является отряд, а  главным лицом, на которое возложено  постоянное проведение воспитательных мер в ИУ, является его начальник.

 

Важнейшие направления воспитательной работы в местах лишения свободы  реализуются через определенные формы и методы, к которым законодатель относит прежде всего нравственное, трудовое и физическое воспитание.

 

До недавнего прошлого воспитательная работа с осужденными  в местах лишения свободы в  значительной степени строилось  на идеологических принципах и догмах марксистско-ленинского учения. В настоящее  время провозглашены деидеологизация  воспитательной работы и деполитизация деятельности ИУ в целом, что ставит в центр этой работы не политические, а нравственные аспекты формирования личности осужденных. Речь, как и раньше, идет прежде всего о привитии этим лицам уважения к человеческой личности, собственности, обще­ству, государству и закону, адекватного отношения к добру и злу, чувства долга, порядочности, ответственности и т.д. Так, трудовое воспитание призвано развивать у осужденных сознательное, добросовестное отношение к труду, как к первой жизненной необходимости. Правовое воспитание предполагает формирование у них навыков сознательного соблюдения законов, правовой культуры и стойкой правопослушной поведенческой установки личности. В воспитательном процессе осужденных применяются и такие формы, как эстетическое и экономическое воспитание.

 

Кроме того, следует отметить и относительно новую форму воспитания-религиозное воспитание, которое реализуется в том числе и в виде отправления осужденными религиозных обрядов в возводимых ими в колониях церквях.

 

Воспитательная работа с  осужденными организуется дифференцирование  с учетом вида ИУ, срока наказания  и условий содержания. Она проводится в индивидуальных, групповых и  массовых формах.

 

В ИУ общего и строгого режимов  воспитательные мероприятия проводятся, как правило, в клубах, общежитиях, библиотеках, спортзалах или на спортивных площадках, а в тюрьмах и колониях особого режима - по камерам.

 

Все большую значимость приобретает  психолого-педагогическое обеспечение  воспитательной работы. В штаты исправительных учреждений введены должности психологов, в отдельных учреждениях созданы  психологические лаборатории. Они  разрабатывают и внедряют психологические  методики изучения личности и групп  осужденных, методы дифференцированного  воздействия на индивидуальное и  групповое поведение лиц, находящихся  в ИУ, их ресоциализацию, прогнозирование и предупреждение негативных явлений в местах лишения свободы. Эти службы также оказывают помощь осужденным в снятии психологической напряженности, стрессовых состояний, организации самовоспитания, подготовки к жизни на свободе. Кроме того, психологи призваны проводить психопрофилактическую работу с сотрудниками этих учреждений.

 

Практика свидетельствует, что воспитательный процесс не может  быть эффективным, если сам осужденный пассивен, не проявляет инициативы. В целях развития и поощрения  полезной инициативы у осужденных, использования возможностей коллектива в воспитательном процессе, в ИУ создаются самодеятельные организации  осужденных, работающие под руководством администрации.

 

Самодеятельные организации - добровольные общественные формирования лиц, лишенных свободы. В них может  вступать любой осужденный. Примерное  положение о самодеятельных организациях определяет права и обязанности  их членов, которым предоставлено  право обращаться к осужденным с замечаниями, требовать от них должного поведения, информировать администрацию ИУ о совершении преступлений или готовящихся преступлениях. Они принимают участие в обсуждении вопросов труда, быта и досуга осужденных, вносят предложения по их улучшению. Кроме того, самодеятельные организации призваны содействовать оказанию помощи осужденным и их семьям, а также решать иные задачи, не противоречащие целям, порядку и условиям отбывания наказания. Члены самодеятельных организаций осужденных не пользуются дополнительными льготами и не могут обладать полномочиями администрации ИУ.

 

Для решения задач, стоящих  перед самодеятельными организациями, создаются соответствующие секции, например, производственная секция, секция досуга, секция поддержания дисциплины и порядка и т.п. Число и наименование секций может изменяться с учетом особенностей и задач деятельности ИУ.

 

В целях использования  элементов самоуправления и самоорганизации  в процессе отбывания наказания  в местах лишения свободы из числа положительно зарекомендовавших себя осужденных создаются советы коллективов ИУ, которые состоят из советов колоний, советов отрядов и их секций.

 

Работа самодеятельных организаций  осуществляется на основе квартального плана, утвержденного начальником  колонии, отряда. Члены советов колоний  и отрядов регулярно, но не реже одного раза в год, отчитываются о своей работе на собрании членов самодеятельных организаций осужденных.

 

В связи с особыми условиями  изоляции осужденных в процессе исполнения наказания, организации и обеспечения  режима отбывания в тюрьмах и  среди осужденных, содержащихся в  помещениях камерного типа, самодеятельные организации не создаются.

 

Кроме названных выше форм и методов воспитательной работы с осужденными в местах лишения  свободы, которые законодатель относит  к основным, в отношении этих лиц применяются и другие, направленные на исправление осужденных, например, рациональное применение мер поощрения и взыскания, которые будут освещены при рассмотрении вопросов исполнения наказания в ИУ разных видов.


Информация о работе Шпаргалка по "Уголовному праву"