Шпаргалка по "Уголовному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 21:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Уголовное право".

Вложенные файлы: 1 файл

уголовно исполнительное право(экзамен).docx

— 281.68 Кб (Скачать файл)

Таким образом, изменение условий содержания – результат оценки не только разового поступка, но и системы поведения: отсутствие взысканий и добросовестное отношение к труду в течение определенного времени: от шести месяцев до одного года в зависимости от вида исправительного учреждения.

 

 

Вопрос 41 
изменение осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения

Изменение вида исправительного учреждения

Как уже отмечалось, одной из основных задач классификации осужденных к лишению свободы является определение вида ИУ, в котором они будут отбывать назначенное наказание. Законодатель устанавливает общее правило, согласно которому осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном ИУ (ч. 1 ст. 81 УИК).

Такой подход призван создать условия  для тщательного изучения личности осужденного, эффективной организации исполнения наказания и применения средств исправления осужденных. Однако на практике нередко возникает необходимость изменения условий отбывания наказания и перевод осужденного в другое ИУ. Возможность изменения условий отбывания наказания, правового положения осужденного в зависимости от его поведения и отношения к труду является одним из важных принципов исполнения наказания в виде лишения свободы, который закреплен в ст. 78 УИК РФ. Институт изменения условий отбывания наказания отнесен законодателем к мерам поощрения и мерам взыскания, применяемым к осужденным к лишению свободы (ст. 113 и 115 УИК). Такое изменение может осуществляться как в пределах одного ИУ, так и путем перевода осужденного в другое с целью смягчения либо ужесточения режима отбывания наказания, что несет за собой наиболее значимые изменения правового статуса осужденного.

Изменение вида ИУ, предусматривающее  улучшение условий отбывания  наказания, осуществляется судом по трем основаниям: а) позитивное поведение осужденного; б) его добросовестное отношение к труду; в) отбытие осужденным установленного законом срока наказания. Вывод о позитивном поведении следует из данных о выполнении возложенных на осужденного обязанностей, соблюдении им правил отбывания наказания, досрочного возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, бережного отношения к государственному имуществу т.п. Добросовестное отношение к труду может выражаться в выполнении и перевыполнении норм выработки или установленных заданий, соблюдении трудовой дисциплины и т.д.

Закон определяет, что положительно характеризующиеся осужденные могут  быть переведены для дальнейшего  отбывания наказания:

а) из тюрьмы в исправительную колонию  при отбытии осужденными в тюрьме не менее половины срока, назначенного по приговору суда:

б) из исправительных колоний общего и строгого режимов в колонию-поселение  по отбытию осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее 1/3 срока наказания, а осужденными за совершение особо тяжких преступлений или ранее условно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся не отбытой части наказания - не менее 2/3 срока наказания.

Уголовно-исполнительное законодательство определяет категории осужденных, которые не подлежат переводу в колонию-поселение, с учетом общественной опасности личности осужденного. К ним относятся осужденные:

а) при особо опасном рецидиве преступлений;

б) к пожизненному лишению свободы  в случае замены этого вида наказания  в порядке помилования лишением свободы на определенный срок;

в) которым смертная казнь в порядке  помилования заменена лишением свободы;

г) не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях  закрытого типа;

д) не давшие согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение.

Законодательное закрепление запрета  на перевод осужденных, требующих обязательного и специального лечения, связано прежде всего с тем, что в колониях-поселениях осужденные фактически обеспечивают свое содержание за счет труда, как правило, на предприятиях лесной промышленности или сельскохозяйственных. Разумеется, что больным осужденным такая работа непосильна. Кроме того, указанное ограничение объясняется и тем, что осужденные в колонии-поселении пользуются правом свободного передвижения в пределах административного района ее дислокации, где проживают и свободные граждане. Поэтому направление в данные учреждения больных осужденных, особенно инфицированных, может привести к заражению населения.

Введение нормы о запрете  перевода в колонии-поселения без  письменного согласия самого осужденного  направлено на защиту его законных интересов. Нередко возникают ситуации, когда осужденные по разным причинам (территориальная удаленность, характер производства и т.п.) не заинтересованы в переводе в колонию-поселение.

Законодатель предусматривает  перемену вида ИУ с мягким видом  режима на другое - с более строгим режимом. Такой вид изменения предусматривается в отношении осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания (п. 4 ст. 78 УИК РФ). Понятие злостного нарушения дано в ст. 116 УИК РФ. Критерием его являются, например, употребление наркотиков, мелкое хулиганство, угроза, неповиновение представителям администрации или их оскорбление, мужеложество, лесбиянство, организация забастовок и др. Осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания постановлением начальника исправительного учреждения.

Эта категория осужденных может  быть переведена:

а) из колонии-поселения в исправительную колонию, режим которой был ранее  определен судом;

б) из колонии-поселения, в которую  они были направлены по приговору  суда, в исправительную колонию общего режима;

в) из исправительных колоний общего и строгого режимов в тюрьму на срок не свыше 3 лет с отбыванием оставшегося срока наказания  в исправительной колонии того вида режима, откуда они были отправлены в тюрьму.

Закрепление законодателем института  перевода злостных нарушителей режима на более строгий режим содержания имеет важное значение для обеспечения правопорядка в ИУ, исключения отрицательного влияния нарушителей на основную часть осужденных.

В целом же институт изменения вида ИУ направлен на реализацию принципов уголовно-исполнительного законодательства: а) дифференциацию и индивидуализацию исполнения наказания; б) стимулирование правопослушного поведения осужденных.

Изменение вида ИУ осуществляется судом  по представлению его администрации.

Вопрос 42

Материально- бытовое обеспечение  осужденных к лишению свободы

Материально-бытовое обеспечение  осужденных включает в себя комплекс жилищно-бытовых условий, вещевого довольствия, питания, коммунально-бытового и торгового обслуживания.

Норма жилой площади на одного осужденного  в исправительных колониях не может  быть менее 2 кв. м, в тюрьмах – 2,5 кв. м, в женских колониях – 3 кв. м, в воспитательных колониях – 3,5 кв. м; в лечебных исправительных учреждениях  – 3 кв. м, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы – 5 кв. м.

На  территории исправительного учреждения размещаются жилые помещения  общежитий, столовая, клуб, медицинская  часть, камеры хранения личных вещей, комнаты  свиданий, сушилки, мастерские по ремонту  одежды и обуви, помещения камерного  типа, локально-профилактический участок, радиоузел, помещение контрольно-пропускного  пункта, плац, церковь или часовня  и другие объекты.

В жилых помещениях оборудуются умывальники, туалеты, комнаты отдыха. В холодное время года они отапливаются, температура  воздуха устанавливается на уровне 18–20 °C.

Территория исправительного учреждения обносится единым ограждением.

Осужденным  предоставляются индивидуальное спальное место и постельные принадлежности, тумбочка на двух осужденных; на спинке койки вывешивается надкроватная бирка с указанием данных осужденного: фамилии, имени, отчества, статьи, срока.

Не менее одного раза в неделю организуется помывка осужденных в бане со сменой белья и постельных принадлежностей.

Осужденные  обеспечиваются одеждой по сезону, индивидуальными средствами гигиены: мылом, зубной щеткой, зубной пастой или  порошком, туалетной бумагой, одноразовыми бритвами.

Организуется  трехразовое питание. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.

Осужденные, получающие заработную плату или  пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг  и индивидуальных средств гигиены. С осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых  счетах.

Осужденным, освобожденным от работы по болезни, беременным женщинам и кормящим матерям  питание предоставляется бесплатно.

Осужденным, содержащимся в воспитательных колониях, а также инвалидам II и III группы питание, одежда, коммунально-бытовые услуги и индивидуальные средства гигиены  предоставляются бесплатно.

Беременным  женщинам, кормящим матерям, несовершеннолетним, инвалидам II и III группы и больным  создаются улучшенные жилищно-бытовые  условия и устанавливаются повышенные нормы питания.

В исправительных учреждениях, в которых  отбывают наказание женщины, имеющие детей, организуются дома ребенка, в которые помещаются дети осужденных в возрасте до трех лет.

Осужденные  могут общаться с ними в свободное  от работы время без ограничения. Им может быть разрешено совместное проживание с детьми.

С согласия осужденных женщин их дети могут  быть переданы родственникам, а с  разрешения органов опеки и попечительства – иным лицам.

Таким образом, материально-бытовое обеспечение  осужденных к лишению свободы  соответствуют требованиям и не противоречит законодательству.

 

 

Вопрос 43

Правовое регулирование  медико- санитарного обеспечения осужденных в исправительных учреждениях

Обеспечение охраны здоровья осужденных является одной из главных задач  уголовно-исполнительной системы и  обязанностью учреждений, исполняющих  наказание. 
   Основы правового регулирования медико-санитарного обеспечения осужденных к лишению свободы устанавливает Конституция РФ (ст. 41), положение которой воспроизводит и детализирует ст. 12 УИК РФ, согласно которой осужденные в качестве одного из основных прав имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения. 
   Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье. 
   Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных. 
   В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуется лечебно-профилактические учреждения (больница, специализированные больницы, психиатрические, туберкулезные, медицинские части), а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизма и наркомании, ВИЧ инфицированных осужденных – лечебные исправительные учреждения. 
   Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и проводится в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. 
   Осужденные могут реализовать свое право на получение медицинской помощи в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств бюджетов всех уровней. Они вправе получать за счет собственных средств дополнительные лечебно-профилактические услуги, а также посылки с лекарственными средствами и предметами медицинского назначения в соответствии с медицинским заключением. Осужденные беременные женщины, осужденные женщины во время родов и в послеродовой период имеют право на специализированную помощь. 
   Соблюдать требования санитарии и гигиены – основная обязанность учреждений. 
   Рассмотрим виды лечебных учреждений мест лишения свободы, образующих многоуровневую систему, в которую входят: 
   - больницы и специальные больницы (психиатрические и туберкулезные) по территории обслуживания, делящиеся на: 
   а) федеральные; 
   б) республиканские (межреспубликанские); 
   в) областные (межобластные), краевые; 
   г) центральные больницы; 
   - по правовому положению на: 
   а) пользующиеся правом юридического лица (являющиеся самостоятельным исправительным учреждением); 
   б) не пользующиеся правом юридического лица (являющиеся структурным подразделением, составной частью ИУ). Если в первом случае начальник больницы является и начальником исправительного учреждения, то во втором случае он непосредственно подчиняется начальнику исправительного учреждения. По мощности больницы бывают на 50, 100, 150, 200 и более койкомест; 
   - лечебные исправительные учреждения для содержания и амбулаторного лечения больных открытой формой туберкулеза, алкоголизма и наркомании, ВИЧ-инфицированных осужденных; 
   - санитарно-эпидемиологические станции МЮ РФ, ГУИН, УИН; 
   - аптеки и аптекобазы; 
   - зубопротезные лаборатории; 
   - медицинские части учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. 
   Главной целью деятельности лечебных учреждений мест лишения свободы является: сохранение и восстановление здоровья лиц, содержащихся в учреждениях МЮ РФ. Для достижения поставленной цели на лечебные учреждения мест лишения свободы возложен ряд специфических задач: 
   1) организацию и оказание лицам, содержащимся в исправительных учреждениях, необходимой медицинской помощи; 
   2) осуществление медицинского контроля за состоянием здоровья осужденных путем проведения систематических медицинских обследований и осмотров; 
   3) выявление лиц, нуждающихся в лечении и динамичном медицинском наблюдении, проведение в отношении их лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на поддержание трудоспособности и профилактику нарушений режима содержания и повторных преступлений; 
   4) организацию санитарно-проитвоэпидемиологического обеспечения лиц, содержащихся в этих учреждений; 
   5) пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди спецконтингента, участие в процессе исправления осужденных на основе формирования у них здорового образа жизни; 
   6) систематический анализ заболеваемости и трудопотерь спецконтингента с целью разработки и проведения лечебно-профилактических мероприятий; 
   Порядок оказания медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством РФ, нормативными правовыми актами МЮ РФ и Министерства здравоохранения РФ. 
   В соответствии со ст. 18 УИК РФ осужденным к лишению свободы больным алкоголизмом или наркоманией, а также страдающим психическим расстройствами, не исключающими вменяемости, учреждениями, исполняющими уголовные наказания, по решению суда применяются принудительные меры медицинского характера, в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра. Лечение таких осужденных осуществляется медицинской частью ИУ. 
   Если во время отбывания наказания будет установлено, что осужденный к лишению свободы болен алкоголизмом или наркоманией, администрация учреждения, исполняющего наказания, направляет в суд представление о применении к такому осужденному принудительных мер медицинского характера. 
   К больным токсикоманией, ВИЧ-инфицированный осужденным, а также осужденным, больным острой формой туберкулеза или не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, учреждением, исполняющим наказание в виде лишения свободы, по решению медицинской комиссии применяется обязательное лечение. 
   Рассмотрев вопросы материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных к лишению свободы, можно констатировать, что они являются одним из существенных условий отбывания наказания осужденных, направленных на сохранение их жизни, здоровья. 
   Именно два этих института уголовно-исполнительного права составляют ядро специального правового статуса осужденных, определяют и контролируют состояние и качество условий жизни осужденных в местах лишения свободы, которые являются объективным мерилом гуманности государственной политики в области исполнения уголовного наказания.

Вопрос 44.

Виды, основания и порядок  применения мер поошрения к лицам, лишенным свободы. Участие психолога(социального работника) в применение мер поощрения.

В числе самых разнообразных  мероприятий воспитательного характера  немаловажное значение государство  придает поощрению рабочих и  служащих, добившихся успехов в труде. Поощрить - значит одобрить что-нибудь содействием, сочувствием, наградой, возбудить  желание делать что-нибудь. 
   Целью поощрения является не только награждение, одобрение отличившихся, но и содействие дальнейшему развитию трудовой активности, укреплению дисциплины и повышению производительности труда. Следовательно, поощрение является реакцией общества на определенное положительное поведение работника и одновременно стимулом на будущее, т.е. призывом к определенному виду правомерного поведения. 
   В качестве как бы первотолчка, побуждающего людей к правомерному поведению и производительному труду, всегда выступает потребность. Осознание ее человеком приводит к формированию внутренних побудительных сил, направленных на удовлетворение потребности. Наличие подобной потребности определяет сущность поощрения как стимула, который порождает соответствующие внутренние мотивы поведения. 
   Потребности человека, стремление к удовлетворению которых является мотивом его поведения, не могут быть сведены лишь к желанию получить какие-то моральные и материальные блага. Существуют потребности в положительной самооценке, в сознании правильно исполненного долга и т.д. Мотивами поведения человека могут быть совесть, патриотические чувства, понимание целей общества. 
   Наличие в поощрении таких элементов, как стимулирование, одобрение, доверие, вознаграждение со всей убедительностью подтверждает то обстоятельство, что понятие поощрения многогранное, выражающее различные ассоциации. 
   Намаловажную роль играют поощрения в исправлении лиц, осужденных к лишению свободы. Поощрение, как и другие средства исправительного воздействия, стимулируют не только успехи в труде, но и играет значительную роль в воспитании дисциплинированности, сознательного отношения к правовым нормам положительных черт характера осужденных. 
   Согласно ст. 113 УИК РФ, за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие в работе самодеятельных организаций осужденных и в воспитательных мероприятиях к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры поощрения: 
   - благодарность; 
   - награждение подарком; 
   - денежная премия; 
   - разрешение на получение дополнительной посылки или передачи; 
   - предоставление дополнительного краткосрочного или длительного свидания; 
   - разрешение дополнительно расходовать деньги в сумме до одной четверти минимального размера оплаты труда на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости; 
   - увеличение времени прогулки осужденным, содержащимся в строгих условиях отбывания наказания в исправительных колониях, помещениях камерного типа и тюрьмах, до двух часов в день на срок до одного месяца; 
   - досрочное снятие ранее наложенного взыскания; 
   - разрешение на проведение за пределами колонии-поселения выходных и праздничных дней. 
   В соответствии со ст. 134 УИК РФ к осужденным, отбывающим наказание в воспитательных колониях, наряду с предусмотренными ст. 115 УИК РФ могут применяться следующие поощрения: 
   - предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами колоний в сопровождении сотрудников этих колоний; 
   - предоставление права выхода за пределы колонии в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников; 
   - досрочное освобождение из дисциплинарного изолятора. 
   Особенностью поощрений, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством (ст. 113 УИК РФ), является то, что они применяются к лицам, лишенным свободы, жизнь и деятельность которых регламентируется нормами уголовно-исполнительного права. Этим объясняется возможность применения к ним таких мер поощрения, которые неизвестны другим отраслям права, например, разрешение на получение дополнительно к норме посылок или передач, предоставление свиданий и т.п. Вместе с тем нормы трудового права предусматривают такие поощрения, которые применяются и к осужденным (объявление благодарности, премирование, награждение подарком). 
   В условиях лишения свободы доминируют поощрения, связанные с реальной возможностью предоставления осужденному дополнительных льгот (предоставление права дополнительно расходовать деньги на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости и др.). В этих условиях поощрения служат стимулом стремления осужденных к исправлению, так как соблюдение правил внутреннего распорядка, честное отношение к труду и обучению формируют у них правильные установки на дальнейшую жизнь в условиях свободы. Следовательно, наличие у осужденных поощрений отражает их отношение к отбываемому наказанию, а также говорит о той или иной степени исправления. 
   Целесообразно классифицировать поощрения по способу стимулирующего воздействия: меры поощрения морального (объявление благодарности, награждение подарком) и материального характера (увеличение времени прогулки, премирование и т.д.). 
   Такая классификация поощрений указывает на их значимость для осужденных и имеет практическое значение, поскольку позволяет последовательно применять меры поощрения от менее значимых к более значимым. Это подкрепляется мнением, полученным в результате опроса, как персонала исправительных учреждений, так и осужденных. Ранжирование мер поощрения, с точки зрения их предпочтительности для осужденных, содержащихся в исправительных колониях, выглядит следующим образом: 1) предоставление дополнительного длительного свидания, а также телефонного разговора; 2) разрешение дополнительно расходовать деньги на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости; 3) разрешение на получение дополнительной посылки или передачи; 4) премирование за лучшие показатели в работе; 5) досрочное снятие ранее наложенного взыскания: 6) объявление благодарности. 
   Классифицировать меры поощрения, применяемые к лишенным свободы, можно и по виду исправительного учреждения. Таким образом. Получается три группы поощрений: 1) поощрения, применяемые в исправительных колониях общего, строгого и особого видов режима, а также в тюрьмах (ч. 1 ст. 113 УИК РФ); 2) поощрения, применяемые в колониях-поселениях (ч. 1 и 2 ст. 113) и воспитательных колониях (ч. 1 ст.ст. 113, 114 УИК РФ). 
   Порядок применения мер поощрения регулируется статьями 114 и 135 УИК РФ. Так, благодарность объявляется в устной или письменной форме, остальные поощрения только в письменной форме. В порядке поощрения осужденным в течение года может быть разрешено получение дополнительно до четырех посылок или передач и предоставлено дополнительно до четырех краткосрочных или длительных свиданий. Досрочное снятие ранее наложенного взыскания допускается не ранее трех месяцев со дня отбытия взысканий, указанных в пунктах “а” и “б” части первой статьи 115, и не ранее шести месяцев со дня отбытия взысканий, указанных в пунктах “в”, “г”, “д” и “е” части первой статьи 115 УИК РФ. 
   Следовательно, можно сделать вывод о том, что меры поощрения представляют собою один из основных методов правового воздействия на осужденных путем стимулирования их правомерного поведения в целях поддержания дисциплины и правопорядка в процессе отбывания наказания.

Информация о работе Шпаргалка по "Уголовному праву"