Шпаргалка по "Уголовному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 21:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Уголовное право".

Вложенные файлы: 1 файл

уголовно исполнительное право(экзамен).docx

— 281.68 Кб (Скачать файл)

Цель  предупреждения преступлений реализуется  в двух направлениях. Во-первых, недопущение  преступлений со стороны осужденных во время отбывания наказания.

Во-вторых, предупреждение совершения преступлений, как иными лицами, так и бывшими  осужденными.

Поставленные  цели реализуются через решение  конкретных задач. Ими являются: регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний; определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений. Это задачи укрупненного плана.

Решение данных задач обеспечивается социально-экономической  базой и всем правовым механизмом государства, конкретной деятельностью  правоохранительных и иных государственных  органов, самих органов и учреждений, исполняющих наказания, а также  участием общественных формирований, трудовых коллективов и отдельных  граждан. Решить большинство указанных  задач только усилиями правоохранительных органов, учреждений и органов, исполняющих  наказания, невозможно, так как они  требуют комплексного решения.

Уголовно-исполнительное законодательство, регламентируя основы осуществления надзора за осуждёнными  в уголовно-исправительных учреждениях, основывается на принципах: законности, гуманизма, демократизма, равенства  осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных, стимулирование их правопослушного поведения, соединение наказаний с исправительным воздействием. В отличие от Уголовного кодекса Уголовно-исполнительной Кодекс РФ не раскрывает содержания указанных принципов, поэтому сущность каждого из них и всей системы вместе следует выводить из научного анализа используемых в законе терминов, характера и направленности отдельных норм Кодекса, а также многолетней практики их применения. Раскроем кратко содержание этих принципов.

Принцип гуманизма в осуществлении надзора  за осуждёнными в уголовно-исправительных учреждениях проявляется в различных  направлениях и формах. Прежде всего, из содержания норм, регулирующих порядок  и условия исполнения и отбывания  наказаний (особенно лишения свободы), изъята излишняя тюремная атрибутика, отражающая суровость наказания, –  отменены многие ограничения в отношении  осужденных.

В Уголовно-исполнительном Кодексе РФ закреплено требование, строго соблюдать  гарантии защиты осужденных от пыток, насилия и другого жестокого  или унижающего человеческое достоинство  обращения с ними. Существенно  расширены возможности поддержания  и развития социально полезных связей осужденных с родственниками и трудовыми  коллективами, а также развития их позитивной инициативы.

Реализация  принципа гуманизма поставлена в  прямую зависимость от поведения  осужденных, от их желания и настроения проявлять себя определенным образом. Так, если осужденный не нарушает установленного порядка и дисциплины, то ему предоставляется широкая возможность получения различного рода льгот и ослабления режимных требований; если же он выбирает путь неповиновения и правонарушений, то, наоборот, режимные требования могут быть существенно ужесточены (например, в исправительном учреждении – путем системы взысканий, перевода в более строгие условия содержания и даже в тюрьму).

Благодаря такой системе противовесов основная масса осужденных заинтересована в  правопослушном поведении. Это в конечном счете обеспечивает устойчивую обстановку в уголовно-исполнительной системе, по существу исключая массовые проявления недовольства со стороны осужденных. Сегодня фактическое воплощение в жизнь всех гуманистических проявлений закона затрудняет крайняя скудность материально-финансового и иного ресурсного обеспечения данной системы.

В последнее время осуществлены крупные  изменения в карательной политике, сняты или существенно уменьшены  многие ограничения в расходовании осужденными денег на приобретение продуктов питания и предметов  первой необходимости, получение посылок  и передач, сокращены сроки фактического отбытия наказания для представления  к условно – досрочному освобождению или замене наказания более мягким и ряд других.

Принцип гуманизма имеет и обратную сторону: он должен проявляться не только по отношению к осужденным, но и ко всему обществу в целом, обеспечивая  должный порядок и спокойствие  граждан, охрану их законных интересов. Поэтому в Кодексе предусматриваются  меры по надежной изоляции и охране осужденных, по пресечению различных  попыток (как с их стороны, так  и со стороны иных граждан) проникновения  на охраняемые территории, нападения  на охрану, проноса запрещенных предметов  и подобных действий.

Принцип демократизма проявляется в том, что уголовно-исполнительное законодательство, предоставляет довольно широкие  права субъектам РФ в отношении  учреждений и органов, исполняющих  наказания, расположенных на их территории. Органы власти субъектов Федерации  и органы местного самоуправления оказывают  большую финансовую помощь учреждениям  и органам, исполняющим уголовные  наказания (по приобретению продовольствия, строительству различных зданий и сооружений, освобождению от налогов, предоставлению различного рода льготных кредитов и т.п.). Принцип демократизма проявляется и в других направлениях: в порядке подачи и разрешении жалоб и заявлений осужденных; языке обращений и переписке; контроле органов государственной  власти и органов местного самоуправления, судебном и ведомственном контроле; прокурорском надзоре за деятельностью  учреждений и органов, исполняющих  наказания; контроле общественных объединений

Принцип равенства перед законом выражается в едином правовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания  или находящихся в одинаковых условиях отбывания наказания в  исправительном учреждении, независимо от национальной принадлежности, социального  положения, вероисповедания и других социально-политических, демографических  и иных признаков. Такие различия предусматриваются в зависимости  от пола, возраста, состояния здоровья, наличия беременности или малолетних детей, а главное – от поведения  осужденных.

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний предполагает рациональность мер принуждения, средств  исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения. Это, в свою очередь, есть следствие проведенных дифференциации и индивидуализации личности самих осужденных.

Осужденные  дифференцируются на разных этапах и  в зависимости от: возраста; состояния  здоровья; наличия семьи, родственников; отбытого срока наказания и их поведения; возможности досрочного (в любой форме) освобождения; наличия  профессии и т.д.

Внутри  классификационных групп осужденных выделяется личность каждого из них, выявляются ее основные характеристики, в том числе положительные  и отрицательные качества. Следует  отметить, что личность осужденного  не может быть представлена как средоточие одних лишь негативных свойств и  качеств: отдельные из них могут  быть поражены полностью, другие –  частично, а некоторые – вообще могут находиться в удовлетворительном состоянии. Задача педагогов и всего  персонала уголовно – исполнительной системы – составить подробный  психолого-педагогический портрет  личности каждого осужденного и  на этой основе разработать и осуществить  программу воспитательных воздействий, опираясь на положительные качества данной личности и разрушая, блокируя ее отрицательные свойства.

Например, в каждом исправительном учреждении разрабатываются единые режимно-педагогические требования, которые персонал всех служб предъявляет к осужденным. В зависимости от принадлежности осужденных к той или иной классификационной группе, к ним индивидуально применяется конкретный комплекс мер принуждения, стимулирования и исправления. Эффективность действия этого комплекса мер зависит от многих обстоятельств, но в целом она доказана практикой.

В законодательстве указанные аспекты  дифференциации и индивидуализации изложены достаточно полно и подробно. Система мер стимуляции правопослушного поведения сейчас намного богаче и обширнее, чем раньше. Эффективность ее реализации зависит от уровня организаторской работы и педагогического мастерства воспитателей.

Принцип соединения наказания с исправительным воздействием был закреплен и  в ранее действовавшем законодательстве, но тогда он определял собственно предмет правового регулирования, а именно лишь те наказания, которые  соединялись с мерами исправительно-трудового  воздействия (лишение свободы, исправительные работы и отмененные позднее ссылка и высылка). Теперь же этот принцип  относится ко всем видам наказаний (за исключением смертной казни) и  иным мерам уголовно-правового характера, хотя в действительности к отдельным  видам наказаний данный принцип  не применяется. Но, учитывая, что большинство  наказаний на стадии их исполнения соединяется с мерами исправительного  воздействия, этот принцип является определяющим для всего уголовно-исполнительного  права.

Под исправительным воздействием понимается широкий комплекс воспитательных мероприятий  и воздействий: труд, обучение, профессиональная подготовка, развитие самодеятельности и многое другое, что призвано формировать  позитивные свойства личности, которые  в конечном итоге, и говорят о  степени исправления осужденных.

Статья 9 Уголовно-исполнительного Кодекса  РФ определяет исправление осужденных и его основные средства. Исправление  осужденных – это формирование у  них уважительного отношения  к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого  общежития и стимулирование правопослушного поведения[18]. Таким образом, речь идет о нравственном исправлении осужденных, а не о просто юридическом исправлении (впредь не совершать преступлений). Основными средствами исправления осужденных закон называет: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательную работу, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональную подготовку и общественное воздействие. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения, т. е. с учетом рассмотренного выше принципа дифференциации и индивидуализации. Применительно к отдельным видам наказаний Уголовно-исполнительный Кодекс РФ детально регламентирует использование тех или иных средств исправления осужденных, акцентируя особое внимание на тех из них, которые соединены с исправительным воздействием.

На  основании выше изложенного можно  сделать вывод, что основное содержание надзора – обеспечения порядка  в исправительных учреждениях и  безопасности осуждённых и персонала. Надзор как сложный правовой институт состоит из совокупности элементов, и поэтому требует к себе системного подхода. Поэтому отсутствие хотя бы одного из элементов не позволяет  говорить о надзоре как целостном  правовом явлении.

Но  законодатель не уделяет надзору  за осуждёнными в уголовно-исправительных учреждениях должного внимания в  федеральных законах, за исключением  ст. 82 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ. В данной статье в порядке перечисления надзор отнесён к одному из средств режима, осуществляемому наряду с охраной за осуждёнными, в соответствии с Инструкцией о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях[19].

В Концепции реформирования уголовно-исполнительной системы (на период до 2005 года) ставится задача «укрепить режим отбывания  наказания, надежность охраны мест лишения  свободы, используя инженерно-технические  средства надзора, контроля и охраны, создание на основе современных достижений в области науки и техники»[20].

Для уяснения, что же представляет собой  средства обеспечения надзора, необходимо определиться с понятием «средство». Это:

1) приём, способ действия для  достижения чего-нибудь;

2) орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь  деятельности[21].

Для рассмотрения вопроса о средствах  надзора необходимо исследовать  вопрос о классификации этих средств. В теории нет единого подхода  к пониманию и классификации  средств обеспечения режима, а  одним из основных его требований является надзор. В основу классификации  должны быть положены определённые признаки, критерии. Их выделение и создает  некоторые затруднения в проведении классификации средств обеспечения  режима, а следовательно и надзора[22].

Среди имеющихся мер, способов, приёмов  направленных на обеспечение режима, немалая роль отводится именно средствам, ибо лишение свободы – это  изоляция преступников в специальных  учреждениях, где нельзя обойтись без  забора и вышек, иных приспособлений, обысков осужденных, досмотра вещей  граждан, входящих на территорию исправительного  учреждения, контроля за поведением осужденных, строгого внутреннего распорядка[23].

Статья 83 УИК РФ предусматривает при  осуществлении надзора за осужденными  использование аудиовизуальных, электронных  и иных технических средств надзора  и контроля для предупреждения побегов  и других преступлений, нарушений  установленного порядка отбывания  наказания и в целях получения  необходимой информации о поведении  осужденных.

Технические средства по обеспечению надзора  за осужденными предназначены:

- создать необходимые условия  для выполнения задач надзора  минимальной численностью в любое  время суток и года;

Информация о работе Шпаргалка по "Уголовному праву"