Шпаргалка по "Уголовному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 21:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Уголовное право".

Вложенные файлы: 1 файл

уголовно исполнительное право(экзамен).docx

— 281.68 Кб (Скачать файл)

Вопрос 31

Классификация осужденных к лишению свободы: понятие, категории, значение для организации исполнения наказания.

Понятие и содержание классификации осужденных к лишению  свободы 
 В Общей части настоящего пособия была дана краткая характеристика наказания в виде лишения свободы и рассмотрены общие положения дифференциации и индивидуализации его исполнения и отбывания. Необходимость соблюдения требований дифференциации и индивидуализации исполнения наказания в виде лишения свободы предопределяет классификацию осужденных. 
 Под классификацией осужденных к лишению свободы понимается разделение их на относительно однородные группы по определенным признакам (критериям) в целях создания благоприятных условий для достижения целей наказания. Согласно ст. 67 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными целями классификации являются: а) отделение заключенных от тех, кто в силу своего преступного прошлого или отрицательных черт характера грозит оказать на них плохое влияние; б) разделение заключенных на категории, облегчающие работу с ними в целях их возвращения к жизни в обществе. 
 От целей, которые ставятся перед классификацией, зависят и ее критерии, т.е. те признаки, по которым осужденные подразделяются на определенные группы. Поэтому указанные критерии (основания деления), по которым осуществляется классификация, должны быть научно обоснованными, представлять собой определенную систему. Это тем более важно, ибо классификация осужденных во многом предопределяет и влияет на формирование системы исправительных учреждений*. В этой связи отметим, что ст. 68 Минимальных стандартных правил рекомендует, что «работу с разными категориями заключенных следует вести по мере возможности в разных заведениях или же в разных отделениях одного и того же заведения». 
 * В дальнейшем - ИУ или исправительное учреждение. 
Исходные принципы классификации осужденных содержатся в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве, которые устанавливают юридические критерии классификации осужденных. 
 Так, уголовное законодательство выделяет некоторые категории преступников в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния: опасные и особо опасные рецидивисты (ст. 18 УК); несовершеннолетние (ст. 20 УК); лица, совершившие преступления по неосторожности (ст. 26 УК) и т.д. 
 Кроме того, уголовное законодательство (ст. 58 УК) определяет, каким категориям осужденных надлежит отбывать наказания в тех или иных видах исправительных учреждений. 
 Многие уголовно-правовые критерии классификации осужденных воспроизводятся и развиваются в уголовно-исполнительном законодательстве (ст. 74, 80 УИК). 
 К критериям классификации осужденных к лишению свободы относятся: возраст, пол, форма вины, срок назначенного наказания, факт отбывания ранее наказания в виде лишения свободы и др. Несовершеннолетние традиционно отделяются от взрослых осужденных к лишению свободы. Их отдельное содержание обусловливается необходимостью предотвращения негативного влияния на них со стороны взрослых преступников, психофизиологическими особенностями личности несовершеннолетних, спецификой организации исправительно-воспитательного воздействия на эту категорию осужденных. Так, в Правилах по защите несовершеннолетних, лишенных свободы, принятых ООН, специально отмечается, что «вследствие крайней уязвимости несовершеннолетние, лишенные свободы, нуждаются в особом внимании и защите». 
 
Раздельное содержание лиц мужского и женского пола позволяет обеспечить личную безопасность женщин, соблюдать специфические условия гигиены, а также проведение с ними воспитательной работы с учетом особенностей их личности. 
 Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство выделяет такую категорию осужденных, как лица, осуждаемые впервые к лишению свободы. Кроме того критериями классификации осужденных, подлежащих раздельному содержанию, согласно уголовному и уголовно-исполнительному законодательству являются: а) осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; б) осужденные к пожизненному лишению свободы; в) осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок; г) осужденные - бывшие работники судов и правоохранительных органов; д) осужденные, больные разными инфекционными заболеваниями; е) осужденные иностранные граждане и лица без гражданства. 
 Каждая из указанных ранее категорий осужденных предполагает их раздельное содержание, а в целях дальнейшей дифференциации и индивидуализации применения мер исправительного воздействия может разделяться на отдельные подкатегории, но в пределах одного вида режима исправительного учреждения. Критериями для этого могут являться криминологические признаки (криминальные запущенность и направленность личности), психолого-педагогические (поведение в период отбывания наказания), психофизиологические (психические отклонения, инвалидность) и т.д. 
 Эти критерии выделения однородных групп осужденных реализуются внутри ИУ при распределении осужденных по отрядам, бригадам и звеньям. Такой подход служит задачам реализации принципа индивидуализации исполнения наказания, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения. 

 

Вопрос 32

Распределение осужденных к лишению свободы по видам  исправительных учреждений

Статья 74. Виды исправительных учреждений

1. Исправительными  учреждениями являются исправительные  колонии, воспитательные колонии,  тюрьмы, лечебные исправительные  учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.

2. Исправительные  колонии предназначены для отбывания  осужденными, достигшими совершеннолетия,  лишения свободы. Они подразделяются  на колонии-поселения, исправительные  колонии общего режима, исправительные  колонии строгого режима, исправительные  колонии особого режима. В одной  исправительной колонии могут  создаваться изолированные участки  с различными видами режима. Порядок  создания указанных участков  определяется федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим  функции по выработке и реализации  государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере исполнения  уголовных наказаний.

3. В  колониях-поселениях отбывают наказание  осужденные к лишению свободы  за преступления, совершенные по  неосторожности, умышленные преступления  небольшой и средней тяжести,  а также осужденные, переведенные  из исправительных колоний общего  и строгого режимов на основании  и в порядке, установленных  пунктами "в" и "г" части  второй статьи 78 настоящего Кодекса.

4. В исправительных колониях общего режима отбывают наказание осужденные мужчины, кроме перечисленных в частях пятой, шестой и седьмой настоящей статьи, а также осужденные женщины.

5. В  исправительных колониях строгого  режима отбывают наказание мужчины,  впервые осужденные к лишению  свободы за совершение особо  тяжких преступлений; при рецидиве  преступлений и опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы.

6. В  исправительных колониях особого  режима отбывают наказание осужденные  мужчины при особо опасном  рецидиве преступлений, осужденные  к пожизненному лишению свободы,  а также осужденные, которым смертная  казнь в порядке помилования  заменена лишением свободы на  определенный срок или пожизненным  лишением свободы.

7. В  тюрьмах отбывают наказание осужденные  к лишению свободы на срок  свыше пяти лет за совершение  особо тяжких преступлений, при  особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся  злостными нарушителями установленного  порядка отбывания наказания,  переведенные из исправительных  колоний.

8. В  лечебных исправительных учреждениях  и лечебно-профилактических учреждениях  отбывают наказание осужденные, указанные в части второй статьи 101 настоящего Кодекса. Лечебно-профилактические  учреждения выполняют функции  исправительных учреждений в  отношении находящихся в них  осужденных. В лечебных исправительных  учреждениях и лечебно-профилактических  учреждениях могут создаваться  изолированные участки, функционирующие  как колонии-поселения. Порядок  создания указанных участков  определяется федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим  функции по выработке и реализации  государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере исполнения  уголовных наказаний.

9. В  воспитательных колониях отбывают  наказание несовершеннолетние осужденные  к лишению свободы, а также  осужденные, оставленные в воспитательных  колониях до достижения ими  возраста 19 лет. В воспитательных  колониях могут создаваться изолированные  участки, функционирующие как  исправительные колонии общего  режима, для содержания осужденных, достигших во время отбывания  наказания возраста 18 лет. Порядок  создания указанных участков  определяется федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим  функции по выработке и реализации  государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере исполнения  уголовных наказаний.

 

 

Вопрос 33.

Правовые основания и  порядок приема осужденных, лишенных свободы, в исправительные учреждения.  

Распределение осужденных и порядок приема их в исправительные учреждения

Вид исправительного учреждения в  соответствии с требованиями ст. 58 УК РФ определяется судом. Согласно ч. 1 ст. 73 УИК осужденные к лишению свободы отбывают наказание в ИУ, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. Законодательное закрепление данного положения имеет важное значение, ибо согласно ранее действовавшего законодательства (ст. 6 ИТК РСФСР) под действие этого правила подпадало незначительное число осужденных. Подавляющее же большинство осужденных направлялось к месту отбывания наказания независимо от того, в каком регионе (области) они проживали или были осуждены. Такой подход отрицательно действовал на выполнение задач и целей, поставленных законодательством перед наказанием.

Закон, определяя общее правило  относительно места отбывания лишения свободы, делает из него некоторые исключения. Так, в качестве исключительных случаев направления осужденных в соответствующие ИУ, находящиеся на территории другого субъекта Российской Федерации, признаются: а) состояние здоровья осужденных; б) обеспечение их личной безопасности; в) согласие самих осужденных. Такое направление или перевод осуществляется прежде всего в интересах самого осужденного. Вопросы эти решаются сугубо индивидуально с учетом всех факторов и обстоятельств, обусловливающих необходимость такого направления или перевода.

Кроме того, законодатель устанавливает  правило, согласно которому осужденные: 1) при особо опасном рецидиве преступлений; 2) к пожизненному лишению свободы; 3) которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; 4) к отбыванию наказания в тюрьме; 5) женщины; 6) несовершеннолетние; 7) иностранные граждане и лица без гражданства могут направляться для отбывания наказания в ИУ, которые находятся на территории других субъектов Российской Федерации.

Уголовно-исполнительный кодекс (ч. 2 ст. 73) регламентирует также ситуации, когда на территории того или иного субъекта РФ отсутствует тот вид ИУ, который назначен осужденному по приговору суда, либо он имеется, но по различным причинам в него невозможно поместить осужденного. В таких случаях закон позволяет по согласованию с соответствующими компетентными органами управления уголовно-исполнительной системы направлять осужденных в ИУ, расположенные на территории другого субъекта РФ.

Законодательные положения о распределении  осужденных по видам ИУ конкретизированы в Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и перевода их из одного исправительного учреждения в другое.

Необходимо отметить, что компетентные органы, сознавая серьезное социальное и профилактическое значение факта  отбывания наказания по месту жительства и реализуя рекомендации международно-правовых нормативных актов по исполнению наказаний, разработали Концепцию реорганизации уголовно-исполнительной системы на период до 2005 г. В ней предусматривается создание в каждом регионе такой системы учреждений, исполняющих наказания, которая бы позволила обеспечить исполнение лишения свободы в отношении основной части осужденных по месту жительства или совершения преступления.

Особое значение это имеет в  отношении несовершеннолетних осужденных. Поэтому Концепция предусматривает  создание воспитательных колоний для  содержания несовершеннолетних осужденных в тех регионах страны, где они  в настоящее время отсутствуют, при одновременном разукрупнении  существующих.

В организации исполнения наказания  в виде лишения свободы очень  важным является период, связанный  с направлением осужденных для отбывания  наказания в ИУ, ибо согласно ст. 56 УК РФ наказание в виде лишения  свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в ИУ.

Порядок этого направления определяется ст. 76 УИК РФ. а также действующей в настоящее время специальной инструкцией МВД РФ.

Закон устанавливает правило, согласно которому осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в силу. Установление 10-дневного срока необходимо для того, чтобы администрация следственного изолятора располагала временем для оформления нужной документации по определению ИУ и региона, куда следует направлять осужденного, обеспечения специальным транспортом, конвоем и т.д.

Определив место отбывания наказания  осужденного и вид ИУ, администрация  следственного изолятора обязана  поставить в известность одного из родственников осужденного (по его  выбору) о том, куда он направляется для отбывания наказания. В извещении указывается, когда осужденный выбыл из следственного изолятора, наименование и адрес ИУ, куда он направлен.

Осужденные к лишению свободы  направляются к месту отбывания наказания под конвоем. Перемещение осужденных осуществляется с соблюдением правил раздельного содержания мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых. Также раздельно перемещаются больные и здоровые.

Необходимо отметить, что в исключительных случаях лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше 5 лет, которым отбывание наказания  назначено в исправительной колонии  общего режима, с их письменного  согласия могут быть оставлены в  следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (ст. 77 УИК РФ). Закон также специально указывает, что эта категория осужденных содержится отдельно от иных лиц, содержащихся в следственном изоляторе.

Наконец, заключительным этапом определения  осужденному вида ИУ является прием  его в соответствующем месте  отбывания наказания. Согласно ст. 79 УИК порядок приема осужденных устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Прием осужденных в ИУ имеет исключительно  важное значение в деле успешной организации исполнения наказания в виде лишения свободы, их адаптации к условиям отбывания наказания.

В соответствии со ст. 2 Правил внутреннего  распорядка прием осужденных в ИУ осуществляется дежурным помощником начальника ИУ и работником специального отдела учреждения. В воспитательных колониях прием осужденных осуществляется кроме того работником медицинской части. При приеме проверяются личные дела осужденных, наличие необходимых документов, идентифицируется личность прибывшего. Основанием приема является приговор суда либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также решение компетентных органов МВД о направлении осужденного из следственного изолятора в данное ИУ.

Информация о работе Шпаргалка по "Уголовному праву"