Шпаргалка по "Уголовное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:49, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Уголовное право".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы уголовное право.docx

— 90.01 Кб (Скачать файл)

Виды диспозиции статей особенной части:

1. Простая – ст. 109 (Пример).

2. Описательная – ст. 111.

3. Бланкетная – ст. 246-264.

4. Отсылочная – ст.117.

Виды санкций:

1. Относительно определенная – ст. 105.

2. Альтернативная – ст. 105.

3. Абсолютно определенная.

4. Отсылочная.

Абсолютно определенная и  отсылочная санкции в УК ‘96 года не применяются.

14 Под толкованием понимается объяснение уголовного закона, уяснение его смысла, определение того содержания, которые вложил в него законодатель. Толкование (интерпретация) включает в себя два элемента: уяснение смысла закона и разъяснение его для других правоприменителей. Эти элементы взаимосвязаны. Однако они позволяют говорить о толковании как методе познания права, с одной стороны, и о толковании как виде юридической деятельности, с другой. Необходимость толкования уголовного закона вызвана, во-первых, общим характером норм права, во-вторых, использованием специальной юридической техники для построения уголовно-правовых норм (бланкетных диспозиций, Оценочных терминов и т. д.), в-третьих, системностью уголовно-правовых норм, их взаимосвязью и взаимозависимостью с нормами права других отраслей.

Толкование обеспечивает единообразное применение норм права, способствует устранению недостатков  в законе.

Виды толкования зависят  от различных классификационных  оснований.

По субъектам толкования оно бывает официальным и неофициальным.

Официальное толкование осуществляется специально уполномоченными государственными органами, и его результаты обязательны  для всех субъектов применения права. Официальное толкование подразделяется на два вида:

1. Нормативное толкование, которое в свою очередь бывает:

аутентическим, т. е. осуществляемым тем органом, который принял данный закон. Применительно к уголовному закону аутентическим будет толкование уголовно-правовых норм, данное Федеральным  Собранием РФ;

подзаконным, которое в  уголовном праве, в силу специфики  его источников, невозможно; правоприменительным, т. е. осуществляемым правоохранительными  органами. Именно нормативное правоприме-нительное толкование, осуществляемое судебными инстанциями, наиболее значимо в уголовном праве. Согласно Конституции РФ Верховный Суд России, являющийся высшей

судебной инстанцией по уголовным  делам, имеет право издавать разъяснения  по вопросам применения уголовного права. По закону данные разъяснения носят  обязательный характер для всех судов. Поскольку все иные правоохранительные органы, применяющие нормы уголовного права (органы дознания, следствия, прокуратуры), в конечном итоге работают на суд, то следует признать, что разъяснения  Верховного Суда РФ имеют обязательный характер и для них.

2. Казуальное толкование, под которым понимается разъяснение  закона, нормы права, обязательное  только для конкретного случая. Применительно к уголовному праву  речь идет о решениях судебных  инстанций по конкретным уголовным  делам.

Неофициальное толкование подразделяется на: доктринальное, осуществляемое научными работниками, преподавателями юридических  учебных заведений, высококвалифицированными практическими работниками в  результате теоретического анализа  норм права;

профессиональное, даваемое юристами не по конкретным уголовным делам;

обыденное, которое может осуществляться любыми непрофессиональными участниками правоотношений, любыми гражданами. По объему выделяется:

а) буквальное, адекватное толкование, возможное при полном совпадении текста ("буквы") и содержания ("духа") закона;

б) распространительное толкование, которое возникает, когда смысл  нормы шире ее текстуального выражения;

в) ограничительное толкование, которое возникает, когда смысл  нормы уже его текстуального  выражения.

По способам толкования выделяют.грамматическое, логическое, систематическое, историко-политическое, специально-юридическое и функциональное толкование.

15 Проблема выдачи преступников не имеет отношения к вопросам уголовного закона и действия уголовного закона во времени или пространстве. Лишь то обстоятельство, что законодатель поместил статью о выдаче преступников в главу 2 УК "Действие уголовного закона во времени и в пространстве", определяет необходимость рассмотрения здесь этого вопроса. Строго говоря, проблема выдачи преступника (экстрадиция) относится к международному, а не национальному законодательству. Именно там разработаны ее основные положения.

 

 Под экстрадицией понимается передача лиц, совершивших преступления, одним государством (запрашиваемым), на территории которого они находятся, другому государству (запрашивающему), на территории которого было совершено преступление либо гражданином которого является преступник.

 В международном праве  выделяют две разновидности выдачи  преступника: для осуществления  уголовного преследования и для  исполнения наказания.

 Приведем нормативные  основания экстрадиции.

1. Многосторонние соглашения  по борьбе с отдельными видами  преступлений. Так, согласно ст. 7 Конвенции о предупреждении преступления  геноцида "в отношении выдачи  виновных геноцид и другие перечисленные в статье 3 деяния не рассматриваются как политические преступления. В таких случаях Договаривающиеся Стороны обязуются осуществлять выдачу в соответствии со своим законодательством и действующими договорами".

2. Многосторонние конвенции  об оказании правовой помощи  по уголовным делам. Примером  может служить Конвенция о  правовой помощи и правовых  отношениях по гражданским, семейным  и уголовным делам, подписанная  22 января 1993 г. в Минске государствами  - членами Содружества Независимых  Государств. Ст. 56 Конвенции устанавливает,  что "Договаривающиеся Стороны  обязуются в соответствии с  условиями, предусмотренными настоящей  Конвенцией, по требованию выдавать  друг другу лиц, находящихся  на их территории, для привлечения  к уголовной ответственности  или для приведения приговора  в исполнение".

3. Двусторонние договоры  о правовой помощи по уголовным  делам либо о выдаче преступников. В послевоенные годы СССР заключил  такие договоры со всеми бывшими  социалистическими государствами  и с некоторыми капиталистическими  государствами. После распада  СССР Российская Федерация стала  его правопреемником в международных  отношениях, в том числе и по данным договорам. После 1992 г. Российская Федерация заключила договоры о правовой помощи со всеми государствами, образовавшимися на территории бывшего СССР, и с некоторыми государствами так называемого дальнего зарубежья. Примером может служить Договор с Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 19 июня 1992 г. Все они содержат нормы о выдаче преступников.

16 Понятие и признаки преступления.

Преступление — основное и системообразующее понятие уголовного права. Само по себе возникновение такой отрасли права, как уголовное право, и ее название связываются именно с понятиями преступления и наказания1.

 

Преступления – это  общественно-опасные деяния, которые  подлежат наказанию. Закон (ч.1 ст.14) даёт такое понятие преступления: "Преступлением признаётся виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое настоящим Кодексом под угрозой наказания".

 

Правонарушения происходят повсеместно. Преступление – это  аморальное деяние. Раньше считалось, что моральная ответственность  хуже юридической. Больше значение имеет  общественное мнение, оно может не совпадать с юридической ответственностью. Суть преступления заключается в  том, что когда человек объявляется  преступником, он на время изымается  из общества.

Признаки, которые определяют преступление:

общественная опасность 

противоправность 

виновность 

уголовная наказуемость

Общественная опасность (материальный признак) – нет четкого определения (также как и у ненависти). Она  не вещественна, поэтому трудно определить. Ничего и говорить, что и для  наличия преступления необходимо наличие  общественной опасности, достигшей  предела. Общественная опасность определяется теми отношениями, которые определяют преступление, то есть объектами преступления. При одних и тех же объектах, общественная опасность определяется размером причинённого вреда. Имеет  значение способ совершения преступления. Ранее пользовались общим понятием хищение, теперь различают по способам. (кража и грабеж).

Специфика общественной опасности  преступлений выражается в характере  и степени. Характер и степень  общественной опасности - это качественная и количественная характеристика всех преступлений. Характер общественной опасности содержит особенности, свойства преступления, которые позволяют  отличить его от смежных с ним, выделить из числа тех, которые составляют определённую группу преступлений, имеющих  общие признаки. Степень общественной опасности способствует сравнительному анализу преступлений одного вида, одного и того же характера

Противоправность (формальный признак) - одной общественной опасности  мало, надо чтобы деяние было запрещено  законом, если деяние опасно общественно, но не указанно в законе, тогда оно  не наказуемо.

В уголовном праве общественную опасность рассматривают как  материальную характеристику общественного  свойства всякого преступления, а  противоправность - как юридическое  выражение этого свойства. Взаимообусловленность  общественной опасности и противоправности - определяющий фактор в понимании  того, что считается законодателем  преступным. Не может считаться преступлением  общественно опасное деяние, не предусмотренное  уголовным законом. Также не может  считаться преступлением деяние, хотя формально подпадающее под  признаки статьи УК, но в силу ряда обстоятельств  лишенное общественно опасного характера (ч.2 ст.14).

Виновность - деяние должно быть виновным, должно включать умысел или  неосторожность. Умышленное преступление опаснее потому, что лицо концентрирует  свои силы на достижении преступного  результата, не прекращает свои действия, пока не достигнет результата.

 

Уголовная наказуемость - деяние должно быть уголовно наказуемым. Все  что входит в пределы действия уголовного закона, является преступлением, а наказуемость - его необходимым  свойством. Норма без санкции  с угрозой наказания не может  быть уголовно-правовой нормой. Исключение наказуемости из числа признаков  преступления стирает грань между  преступлением и непреступлением. Наказуемость как признак преступления нельзя отождествлять с наказанием за совершение конкретного преступления (от которого можно и освободить виновного).

17 В зависимости от характера и степени общественной опасности все преступные деяния классифицируются следующим образом:

· преступления небольшой  тяжести;

· преступления средней тяжести;

· тяжкие преступления;

· особо тяжкие преступления.

Согласно статье 15 УК РФ преступлениями небольшой тяжести признаются деяния, совершенные умышленно или по неосторожности, за которые максимальное наказание, предусмотренное статьей  Особенной части УК, не превышает  двух лет лишения свободы (например, злостное уклонение от уплаты средств  на содержание детей или нетрудоспособных родителей- ст. 157 УК РФ).

К преступлениям средней  тяжести относятся как умышленные, так и неосторожные деяния, максимальное наказание за которые не превышает  пяти лет лишения свободы (например, умышленное причинение средней тяжести  вреда здоровью, ст. 112 УК РФ).

Тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния, за которые максимальное наказание  не превышает десяти лет лишения  свободы (например, насильственные действия сексуального характера, предусмотренные  ч. 1 ст. 132 УК РФ).

 

К числу особо тяжких преступлений закон относит только деяния, совершенные  умышленно, максимальное наказание  за которые предусмотрено лишение  свободы на срок свыше десяти лет  или иное более тяжкое наказание (например, умышленное убийство, предусмотренное ст. 105 УК РФ).

Необходимо акцентировать  внимание на том факте, что тяжкие и особо тяжкие преступления носят  сугубо умышленный характер.

18 Отграничение преступления от других правонарушений в основном производится:

1. по объекту – по  своему социальному значению  объект преступления важнее объектов  административных, дисциплинарных и гражданских правонарушений.

2. по вопросу отграничения  преступления от административного  проступка по отношению к общественной  опасности нет единого мнения. Доводы оппонентов сводятся к следующему:

проступок отличается от преступления меньшей степенью общественной опасности (Ковалев М.И., Кузнецова Н.Ф., Лунев А.Е.);

критерием отграничения преступления от административного проступка  является «качество общественной опасности» (Мурзинов А.И.);

преступлениям и проступкам присуща общественная вредность, степень  которой при совершении преступления такова, что появляется ее новое  качество — общественная опасность (Бахрах Д.Н., Марцев А.И.).

3. по виду противоправности  и характеру санкций. Уголовно-правовая  санкция содержит максимально  строгие ограничения прав и  свобод личности – уголовное  наказание с последующей судимостью, прочие санкции не влекут судимости.  Преступление всегда запрещается  уголовным законом, правонарушения  регулируются иными кодексами  и актами.

4. по органу применяющему  наказание: лицу совершившему  преступление наказание назначает  суд, за административное, дисциплинарное  нарушение, гражданско-правовой  деликт – суд, адм.органы, должностные лица и т.п.

19 Малозначительное деяние не является преступлением при наличии одновременно двух условий. Первое: оно должно формально подпадать под признаки преступления, предусмотренного уголовным законом. Иными словами, в нем чисто внешне должна присутствовать уголовная противоправность. Второе: в нем отсутствует другое свойство преступления - общественная опасность. Как правило, она отсутствует потому, что ущерб, причиненный деянием, мизерный. Отсюда деяние в целом оказывается непреступным. Чаще всего определенный вред, некоторая антисоциальность в малозначительных деяниях имеют место. Но они - не криминальной степени, а гражданско-правовой, административной, дисциплинарной, аморальной. Поэтому, прекращая дело или не принимая его к производству ввиду малозначительности деяния, следователь или суд рассматривает вопрос о возможности иной, не уголовно-правовой меры ответственности за него.

Информация о работе Шпаргалка по "Уголовное право"