Шпаргалка по «Прокурорский надзор в РФ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 14:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по курсу «Прокурорский надзор в РФ».

Вложенные файлы: 1 файл

прокурорский надзор.docx

— 169.01 Кб (Скачать файл)

К правовым средства прокурорского  надзора относятся только те, которые  предоставлены прокурору Законом  о прокуратуре или иным федеральным  законодательством для осуществления  надзора.

Применение правовых средств  прокурорского надзора влечет за собой возникновение прокурорско-надзорных  правоотношений.

Акты прокурорского надзора  – индивидуальные акты, обращенные к тем или иным органам и  должностным лицам в

связи с определенными  фактами (нарушениями законов). Реагирование прокуроров должно быть своевременным  и оперативным, обоснованным, упреждающим, комплексным, динамичным, адекватным и  законченным. Оно должно дополняться  мерами предупредительно-профилактического  характера.

 

15. Классификация  правовых форм (средств) прокурорского  надзора.

 

По своему содержанию они  могут быть разделены на средства выявления правонарушений и средства устранения и предупреждения правонарушений.

- средства выявления  нарушений законности;

В соответствии с законодательством  о прокурорском надзоре прокуроры  принимают меры к выявлению нарушений  законности. Для этого они наделены правовыми средствами, которые закреплены в законе. К числу важнейших  средств выявления правонарушений, относятся истребование актов управления для проверки их соответствия законодательству, требование от органов управления проведения проверок и ревизий, проведение прокурорских проверок, рассмотрение предложений, заявлений  и жалоб граждан; и должностных  лиц. Кроме того, выявление нарушений  закона зачастую производится прокурором при его участии в производстве дознания и предварительного следствия, а также участии в рассмотрении дел судами. Истребование актов управления производится прокурорами в связи  с наличием сведений о нарушениях законности.

Выявлению нарушений законодательства служит требование прокурора от органов  управления проведения проверок и ревизий  в подведомственных им учреждениях. Оно применяется в тех случаях, когда прокурор приходит к выводу, что получение данных, необходимых  для правильного решения по поступившим  сведениям о правонарушениях, находится  за пределами его компетенции.

Важнейшим правовым средством  выявлений нарушений законов  являются прокурорские проверки. Они  проводятся на основании имеющихся  сведений о нарушении законности, требующих непосредственного прокурорского  вмешательства. Поводами для проведения проверок являются прямые обращения  граждан, материалы гражданских, уголовных  и арбитражных дел, контролирующих органов, средств массовой информации, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другая информация, содержащая данные о правонарушениях.

 

Средства направленные на устранение нарушений

Протест на противоречащий закону правовой акт.  Ст.23 ФЗ «О прокуратуре» - это акт прокурорского реагирования, содержащий требование об устранении имеющихся в правом акте положений, которые противоречат закону, а также  о приведении это акта в соответствие с действующим законодательством  или его отмене.

Представление – вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит обязательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, о результатах также сообщается прокурору в письменной форме. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам РФ Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ (ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Постановление. Прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, если возникают обстоятельства, на основании которых необходимо привлечение виновных лиц. В случае если имеются достаточные основания о квалификации преступления, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела. Прокурор также выносит мотивированное постановление об освобождении изпод стражи лица, арестованного в административном порядке незамедлительно, если данное лицо было арестовано без достаточных на то оснований.

Объявление предостережения  о недопустимости нарушения закона. Направляется прокурором или его заместителем в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам. Руководители организаций, не исполнившие требования, изложенные в предостережении, могут быть привлечены к ответственности в установленном законе порядке (ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Средства предупреждения нарушений - средства направленные на устранение причин и условий правонарушения.

Предостережение о недопустимости нарушения закона. Ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре». - это акт прокурорского реагирования, предъявляемого прокурором должностному лицу, попытавшемуся нарушить закон, содержащий требования о прекращении  противоправных действий и разъяснения  возможных последствий, если действия не будут прекращены.

 

16. Понятие актов  прокурорского реагирования.

 

Акты прокурорского надзора  – индивидуальные акты, обращенные к тем или иным органам и  должностным лицам в

связи с определенными  фактами (нарушениями законов).Реагирование прокуроров должно быть своевременным  и оперативным, обоснованным, упреждающим, комплексным, динамичным, адекватным и  законченным. Оно должно дополняться  мерами предупредительно-профилактического  характера.

Акт прокурорского  реагирования – широко распространенное в теории и практике прокурорского надзора понятие, означающее закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушения. Так, выявив незаконный правовой акт, прокурор применяет такое правовое средство, как опротестование. Материальным выражением этого действия, формой его реализации является протест, в котором излагаются требования прокурора об отмене незаконного акта.

 

17. Классификация  актов прокурорского реагирования

 

Закон «О прокуратуре РФ»  предусматривает перечень правовых актов прокурорского реагирования на установленные нарушения закона в порядке общего надзора. К их числу относятся: протест; представление; постановление.

 

18. Принципы прокурорско-надзорного  права. Классификация.

 

Принципы — это основополагающие положения, на которых базируется организация и деятельность органов прокуратуры РФ.

Все принципы можно поделить на:

— общеправовые;

— специальные.

К общим принципам относятся:

1) Принцип законности в деятельности прокуратуры означает, что деятельность эта направляется на неуклонное соблюдение законов и иных правовых актов всеми органами государства, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, иными субъектами правоприменения, а также на соответствие законов и иных нормативных актов объективным потребностям регулирования общественных отношений;

2) Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность ее для граждан, средств массовой информации. Посредством реализации этого принципа общество осуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры. В порядке обратной связи обеспечение принципа гласности повышает уровень информированности населения о состоянии законности и деятельности прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан и, как одно из следствий — позволяет им обращаться в органы прокуратуры.

А также к данной группе можно отнести справедливость, гуманность, презумпцию невиновности.

Ко специальным принципам относятся:

1) принцип единства. Заключается в том, что:

— прокуратура — единый государственный орган. Создание и  деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры  Российской Федерации, не допускаются;

— каждая прокуратура выступает  как представитель единого органа;

— единство целей и задач, стоящих перед Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами;

— единые полномочия и правовые средства их реализации для устранения нарушений;

2) принцип централизации органов прокуратуры. Характеризуется:

— подчинение нижестоящих  прокуроров вышестоящим;

— прокуроры назначаются  и освобождаются от обязанностей Генеральным прокурором и подотчетны ему;

— приказы Генерального прокурора  обязательны для исполнения всеми  нижестоящими прокурорами;

— вышестоящий прокурор вправе изменить, отменить акты нижестоящего прокурора, за исключением случаев, указанных в законе, например кассационное представление не может быть отменено вышестоящим прокурором;

3) принцип независимости. Данный принцип заключается в том, .что органы прокуратуры осуществляют свою деятельность независимо от федеральных органов власти, от органов субъектов РФ и органов местного самоуправления, общественных объединений.

Все свои действия прокурор осуществляет строго в соответствии с законом, на основании своего внутреннего  убеждения и материалов проверок, проведенных в соответствии с  требованиями полноты, всесторонности и объективности. Воздействие на решение прокурора или на его  деятельность влечет уголовную ответственность.

Прокурор и следователь  прокуратуры не обязаны давать каких-либо объяснений по находящимся в их рассмотрении делам и материалам.

Прокурор и следователь  не могут быть членами выборных и  иных органов, не могут быть членами  общественных объединений, которые  преследуют политические цели, и участвовать  в их деятельности. Они не могут  совмещать свою деятельность с иной, оплачиваемой или безвозмездной  деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой;

4) принцип взаимодействия с государственными органами, общественными объединениями и гражданами. Прокурор получает информацию о нарушении законодательства от различных органов контроля, служб и граждан. Вместе с тем он информирует органы о состоянии законности.

Генеральный прокурор, его  заместитель и другие прокуроры  имеют право присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания, Правительства  РФ.

 

19. Принцип единства  и централизации прокурорского  надзора.

 

Принцип централизации характеризует организацию системы Прокуратуры. Централизация органов прокуратуры вызвана необходимостью обеспечения и соблюдения единой законности на всей территории страны, единых требований осуществления прокурорского надзора во всех административно-территориальных единицах.

Централизация системы органов  прокуратуры выражается в подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим, а

всех прокуроров – Генеральному прокурору РФ, возглавляющему систему  органов прокуратуры, т.е. подчиненность  идет

только по вертикали.

Организация прокуратуры  на основе принципа централизации включает и установленный порядок назначения прокуроров. Прокуроры городов, районов  и специализированных прокуратур (прокуратур на местах) назначаются Генеральным  прокурором РФ. Назначение на должность  прокуроров субъектов РФ осуществляется Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами власти этих субъектов.

Исходя из принципа централизации, руководство и контроль за работой  подчиненных прокуроров обязан осуществлять вышестоящий прокурор.

Принцип единства означает общность целей и задач осуществления надзора в стране, выражается в единстве форм и

методов организации и  деятельности органов прокуратуры, правовых средств прокурорского  реагирования на выявленные нарушения  закона, а также принятия мер по предупреждению и пресечению правонарушений и предполагает наделение прокуроров едиными полномочиями и правовыми  средствами их осуществления в пределах установленной законом компетенции.

Принцип единства означает и  то, что действующие на территории РФ территориальные и специализированные прокуратуры составляют единую систему  органов, организация и деятельность которых осуществляется на основе единого  для всех звеньев прокуратуры  законодательства.

Осуществляя надзор за исполнением  законов, прокурор лично вносит протесты на незаконные акты, представления  об устранении нарушений закона и  т.д., что служит повышению персональной ответственности прокуроров за принимаемые  ими решения.

Кроме единоличного разрешения вопросов в системе прокуратуры  предусмотрено и коллегиальное  обсуждение и решение вопросов прокурорского  надзора. В этих целях в Генеральной  прокуратуре РФ, в прокуратурах субъектов  РФ и приравненных к ним созданы  и действуют коллегии для обсуждения наиболее важных вопросов деятельности прокуратур.

Информация о работе Шпаргалка по «Прокурорский надзор в РФ»