Шпаргалка по «Прокурорский надзор в РФ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 14:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по курсу «Прокурорский надзор в РФ».

Вложенные файлы: 1 файл

прокурорский надзор.docx

— 169.01 Кб (Скачать файл)

Прокуроры также участвуют  в рассмотрении дел судами, опротестовывают  противоречащие закону судебные решения, принимают участие в правотворческой  деятельности, участвуют в заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, рассматривают заявления, жалобы и  иные обращения.

 

7. Прокурорский  надзор в системе надзора и  контроля

 

Контрольно-надзорная деятельность – это выполнение функций государства  по средствам действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью, а также применением  принудительных мер к ее нарушителям. Является разновидностью социального  контроля.

Социальный контроль –  это совокупность процессов в  социальной системе, по средствам которой  обеспечивается следование определенным образцам поведения, а также соблюдение ограничений, нарушение которых  отрицательно скажется на функционировании системы.

Или это система наблюдений и проверки процессов функционирования объекта с целью устранения его  отклонения от заданных параметров.

Или это вся система  социальных регуляторов.

Система социального контроля. Социальный контроль складывается из государственного и общественного  контроля (контроль общественности, контроль общественных организаций, контроль со стороны гражданина – все это  проявления принципа гласности).

Разновидности государственного контроля:

  1. Конституционный контроль. КС РФ. Цель: обеспечение соответствия федеральных законов КРФ
  2. Представительный контроль или контроль представительных органов власти. ФС РФ. По любому вопросу, в связи с чем регламентами может быть предусмотрено создание временных органов. Частный случай проявления: заслушивание отчета Генерального прокурора о состоянии законности в стране.
  3. Административный контроль. Самая распространенная разновидность. Составная часть гос. управления, предполагает в том числе и организационную деятельность. Связан с решением оперативных вопросов хозяйственной деятельности организаций. Предполагает  систематический характер. Допускает вмешательства в деятельность поднадзорных субъектов.
  4. Судебный контроль. Проверка законности и обоснованности конкретных правовых актов и действий государственных органов и ДЛ в целях охраны прав и свобод. Распространяется только на правовую деятельность субъектов. Для разрешения конкретного правового спора.
  5. Прокурорский надзор.

Контроль тесно связан с подконтрольной деятельности и  предполагает вмешательство в нее. Надзор же отстранен и осуществляется из вне. Контроль систематичен, надзор по общему правилу осуществляется при  наличии информации о нарушении  закона. Контроль направлен на всю  деятельность проверяемой организации. Надзор же всегда связан с определенным параметром этой деятельности. Контроль предполагает самостоятельное устранение нарушений, надзор же по общему нарушений  нет.

 

8. Прокурорский  надзор в системе права и  законодательства.

 

Точки зрения на место

Алексеев. ПН – это комплексная  отрасль права. Противники: любая  комплексная отрасль имеет базовые  нормы. Алексеев их не выделил.

Тадевосян, Шебанов. ПН –  это подотрасль государственного права.

Ламовский. ПН как наука  выделился из науки ГП, но в качестве отрасли самостоятельного статуса  не получил.

Строгович. Выделение ПН в  качестве самостоятельной отрасль  права не имеет смысла. Деятельность прокурора подробно регулируется УПП, ГПП. Противники – деятельность прокурора  не только и не столько в УП и  ГП. Основная деятельность – надзор.

Березовская. ПН – самостоятельная  отрасль права. Деятельность П существенно  отличается от всех иных деятельности государства. Основная функция –  контроль и надзор. 4 ветвь. Предметом  регулирования являются общественные отношения которые:

  1. возникают только в рамках осуществления надзорной деятельности прокуратуры.
  2. наличие специального субъекта – прокурора.
  3. являются властеотношениями, но при этом в них отсутствует метод субординации.
  4. возникают только по поводу нарушения закона.

 

9. Предмет и  метод прокурорско-надзорного права. 

 

Под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Конституции РФ и исполнением законов юридическими и физическими (должностными) лицами.

Методы прокурорского  надзора – совокупность научно обоснованных и апробированных практикой приемов и способов применения, реализации правовых средств прокурорского надзора.

Метод:

  1. сочетание методов предписания и дозволения.
  2. неиспользование запрета

 

10. Структура прокурорско-надзорного  права

 

Прокурорско-надзорное право  – это система правовых норм, регулирующих общественное отношения, которые возникают в связи  с осуществлением генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами  надзора за исполнением законов  всеми поднадзорными органами и  должностными лицами путем выявления, пресечения, предупреждения правонарушений, восстановления нарушенной законности и привлечения к ответственности  виновных лиц.

Структура:

Состоит из норм, институтов и подотраслей:

Норма – базовое звено. Особенности нормы из ПН: санкция  обычно находится в нормах других отраслей.

Классификации:

по юр. силе:

  1. конституционные
  2. нормы, содержащиеся в законах
  3. нормы, содержащиеся в иных источниках права (позаконных актах)

по методу:

  1. обязывающие
  2. дозволяющие
  3. запрещающие

по содержанию:

  1. материальные – вопросы организации деятельности прокуратуры
  2. процессуальные – процедура

 

Институты – совокупность правовых норм, регулирующих сходные  общественные отношения. Существуют институты  выраженные в законодательстве и  невыраженные. Выраженные – институт принципов, институт проверки, невыраженные – институт сроков, институт доказывания.

Подотрасли – совокупности правовых институтов, обладающих высокой  степенью специализации входящих в  них правовых образований. Например, ПН.

 

11. Понятие и  особенности прокурорско-надзорного  правоотношения.

 

Состав правового отношения  образуют его субъекты и содержание. Субъекты прокурорско-надзорных правоотношений — прокурор (обязательный участник надзорного отношения) и любое лицо или организация, связанные с прокурором реализацией предоставленных прав или выполнением возложенных обязанностей в сфере прокурорского надзора, В общем виде круг субъектов надзорных отношений" определен в ст. 164 Конституции СССР и ст. 1 Закона о прокуратуре.

Термин «прокурор» используется здесь в широком смысле, т. е. имеются  в виду не только руководители определенных органов прокуратуры, но и их заместители, старшие помощники и помощники, прокуроры отделов и управлений. Целесообразно поэтому в Законе о прокуратуре четко определить правовое положение данных должностных лиц. Это тем более необходимо, что надзорные отношения могут складываться и между прокурорами одного или разных уровней, т. е. внутри прокурорской системы. В настоящее время законодательство главное внимание сосредоточивает на подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим. В результате многие отношения, складывающиеся в процессе осуществления надзора, остаются вне сферы прокурорско-надзорного регулирования.

Особого внимания заслуживает  проблема многосторонних прокурорско-надзорных правоотношений. В литературе в качестве примера таковых приводится отношение, возникающее при даче прокурором санкции на выселение в административном порядке. На самом же деле здесь возникает не одно, а два правоотношения (или группы отношений). В рамках административного отношения решается вопрос о необходимости и возможности выселения определенного лица. Оно устанавливается между указанным лицом и соответствующим органом, организацией, требующим освободить помещение. Надзорное отношение возникает между прокурором и тем органом, который ставит вопрос о выселении. Единственное его назначение — оценка законности выселения. Следовательно, налицо два различных правовых отношения между различными субъектами, с различным содержанием и объектами. Кроме того, прокурор не вправе вторгаться в конкретную деятельность поднадзорных органов и тем самым в те правоотношения, в рамках которых она осуществляется, т. е. не может стать дополнительным их участником. Таким образом, прокурорско-надзорные правоотношения всегда двусторонние.

Содержание правового  отношения составляют взаимосвязанные  субъективные права и обязанности  его субъектов. В общем виде содержание прокурорско-надзорного правоотношения можно определить как связь права  прокурора (одновременно это и его  обязанность в силу публичного характера  прокурорского надзора) на предупреждение правонарушений, их выявление и пресечение, выяснение обстоятельств правонарушения, принятие мер к устранению как самого правонарушения, так и его последствий, привлечение соответствующих лиц к ответственности, с одной стороны, я обязанность определенных органов, организаций, лиц выполнить законные требования прокурора — с другой. Вместе с тем государственные и общественные органы, организации, их должностные лица, а также граждане вправе (а в ряде случаев и обязаны) обратиться к прокурору с заявлением, сообщением, жалобой о совершенном или готовящемся правонарушении, которое прокурор обязан рассмотреть, принять необходимые меры и сообщить заявителю о принятом решении.

На основании изложенного  можно предложить следующее определение  прокурорско-надзорных правоотношений. Это урегулированные нормами  прокурорско-надзорного права идеологические отношения, складывающиеся в сфере  осуществления высшего надзора  за точным и единообразным исполнением  законов между прокурором и поднадзорными органами, организациями, лицами, существующие в виде индивидуально-определенной связи субъектов данных отношений, имеющие своей целью обеспечение должного их поведения и тем самым реализацию задач прокурорского надзора.

 

12. Классификация  прокурорско-надзорных правоотношений.

 

Прокурорско-надзорные правоотношения — это отношения, возникающие  между прокурором и юридическими и физическими (должностными) лицами в процессе осуществления надзора  за исполнением (соблюдением) Конституции  РФ и законов.

 

13. Объект, предмет,  пределы прокурорского надзора.

 

Объект.

1 точка зрения: деятельность  поднадзорных органов.

2 точка зрения: законность  деятельности поднадзорных органов.

3 точка зрения: сами органы

Предмет:

1 точка зрения: отождествляют  термины объект и предмет

2 точка зрения: не используют  термин предмет.

3 точка зрения: предмет  используется для конкретизации  задач надзора в определенной  сфере, а также актов и действий, законность которых оценивается.

Даев и Маршунов: читай  словарь! Объект есть внешние явления  на которые направлены внимание, деятельность. Предмет – это то, на что направлено какое лицо действие. Объектом не может  выступать вся деятельность, т.к. произойдет подмена надзора контролем. Объектом надзора не могут выступать  сами органы, т.к. как таковые они  прокурора не интересуют. Предметом  же выступают конкретные акты и действия.

Пределы – это категория, позволяющая определить компетенцию  прокурора по надзору в определенной сфере.

Определяются по 3 направлениям.

  1. Установление группы нормативных актов, за точным исполнением которых надзирает прокурор в определенной сфере.
  2. Точное установление группы поднадзорных органов и ДЛ в данной сфере.
  3. Установление характера и объема полномочий прокурора в определенной сфере.

Внешние и внутренние пределы.

К числу неподнадзорных субъектов  относятся: Президент, Правительство (как  таковое), ФС РФ, Суды, ФЛ.

 

14. Правовые формы  (средства) прокурорского надзора.

 

Средства прокурорского  надзора – совокупность правовых приемов, способов действия прокурора для достижения

целей и осуществления  задач прокуратуры, состоящая из юридических норм, прав и обязанностей, актов правоприменения, предусмотренных  исключительно законом.

Для осуществления надзора  за исполнением законов прокуроры  наделены определенными полномочиями. Эти полномочия реализуются в  результате конкретных действий и, актов, которые именуются средствами прокурорского надзора.

Информация о работе Шпаргалка по «Прокурорский надзор в РФ»