Шпаргалка по "Правоохранительным органам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:52, шпаргалка

Краткое описание

1. Правоохранительные органы. Понятие и система.
2. Предмет и система курса «Правоохранительные органы».
3. Правоохранительные органы, обеспечивающие правопорядок и безопасность в РФ. Понятие и система.

Вложенные файлы: 1 файл

билеты к зачету правоохран. ор.docx

— 76.64 Кб (Скачать файл)

Структурно Министерство юстиции  РФ состоит из управлений (департаментов) и отделов, каждый из которых возглавляет  работу по одному из направлений деятельности министерства: Управление систематизации законодательства, Управление организационно- правового обеспечения юридической помощи, Управление регистрации ведомственных нормативных актов, Управление экспертных учреждений, Отдел судебной практики и др. В качестве самостоятельного структурного подразделения в состав Министерства юстиции РФ входит центральный орган уголовно-исполнительной системы. Руководство подразделениями осуществляют начальники, назначаемые Министром.

При Министерстве юстиции РФ функционируют  Российский, федеральный центр судебной экспертизы, Научный центр правовой информации, Российская правовая академия.

Основные задачи Министерства юстиции 

- реализация государственной политики  в сфере юстиции и иных подведомственных  сферах государственного управления;  
- обеспечение прав и законных интересов личности и государства;  
- обеспечение правотворческой деятельности Президента Приднестровской Молдавской Республики, исполнительных органов государственной власти и управления;  
- осуществление организационного и методического руководства деятельностью судебно-экспертного учреждения Министерства юстиции;  
- производство судебных экспертиз по заданиям судов, органов прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, таможенных, налоговых органов, иных должностных лиц, наделенных правом назначения судебных экспертиз, а также проведение экспертных исследований в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики;  
- исполнение судебных актов Верховного суда Приднестровской Молдавской Республики, Арбитражного суда Приднестровской Молдавской Республики, судов общей юрисдикции и предусмотренных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики актов других органов;  
- обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности;  
- осуществление государственной регистрации юридических лиц и юридических фактов;  
- управление сферой предоставления правовых услуг;  
- исполнение судебных решений, в том числе уголовных наказаний;  
- выработка нормативных требований к сферам деятельности, подведомственным Министерству юстиции, которые законодательством отнесены к лицензируемым.

 

 

15. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России). Понятие, основные задачи, структура, организация деятельности. 

ФСИН – федеральный ор. исполнительный власти. Осуществляет след. задачи:

-правоприменительные ф-ции, так  же ф-ции по контролю и наздору  в сфере исполнения наказаний  в отношении осужденных.

- ф-ции по содержание лиц,  подозреваемых или обвиняемых  в соверш. преступ. их охране  и конвоированию.

-ф-ции по контролю за поведением  условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена  отсрочка отбывания наказания.

ФСИН подведостменная Министерству юстиций РФ. ФСИН возглавляет директор, назначаемый Президентом по представлению  Председателя Правительства РФ. Директор имеет 6 замов. Назначение на должности  высшего начальствующего состава  сотрудников осуществляется Президентов  РФ по представлению Министра юстиций.

Правоохранительная дея-сть  ФСИН заключается в производстве оперативно-розыскных действий, а так же возуждении уголовного дела и выполнение неотложных следственный действий.

В систему ФСИН входят:

-центральный аппарат(имеет 17 управлений  по осн. направ. дея-сти, возглавляемые  начальниками, которые имеют своих  замов) и его территориальные  органы(в каждой субъекте РФ, возглавляемые  начальниками, которые имеют своих  замов).

-учреждения, исполняющие наказания(исправительные  и воспитательные колонии, тюрьмы, лечебно-исправительные учреждения)

-следственные изоляторы

-предприятия и учреждения, специально  созданные для обеспечение деятельности  уголовно-исполнительной системы.

В систему ФСИН входят научные и  учебные заведения.

 

16.  Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Понятие, статус, порядок назначения и освобождения от должности. 

В обеспечении гарантий прав и свобод человека и гражданина важную и своеобразную роль призван играть Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Во многих зарубежных странах аналогичный институт народного защитника (омбудсмена) в различных модификациях существует уже в течение длительного времени. В России же его создание находится на начальном этапе. 

В соответствии со ст. 103 Конституции  РФ назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека относится к ведению Государственной Думы.  В выдвижении кандидатур могут участвовать Президент, Совет Федерации, депутаты Государственной Думы и депутатские объединения в Думе.

Уполномоченный назначается на должность Государственной Думой  большинством голосов от общего числа  ее депутатов. Данную должность может  занять лицо, отвечающее определенным требованиям: иметь гражданство Российской Федерации; возраст не моложе 35 лет; познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу на заседании Государственной Думы. Одно и то же лицо не может быть назначено более чем на два срока подряд.

Установленными Федеральным  конституционным законом средствами он способствует: 

1) восстановлению нарушенных прав;  

2) совершенствованию: законодательства  о правах человека и гражданина  и приведению его в соответствие  с общепризнанными принципами  и нормами международного права;

3) развитию международного сотрудничества  в области прав человека;

4) правовому просвещению по вопросам  прав и свобод человека, форм  и методов их защиты.

Правовой статус Уполномоченного  характеризуется следующими чертами:

1. При осуществлении своих функций  Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

2. Должность Уполномоченного несовместима  с обладанием депутатским мандатом, нахождением на государственной  службе, занятием какой-либо другой  оплачиваемой или неоплачиваемой  деятельностью, за исключением  преподавательской, научной либо  иной творческой деятельности.

3. Уполномоченный не вправе заниматься  политической деятельностью, быть  членом политической партии или  иного общественного объединения,  преследующего политические цели.

4. В течение всего пятилетнего  срока его полномочий, Уполномоченный  обладает неприкосновенностью, содержание  которой конкретизировано в Федеральном  конституционном законе и не  отличается от содержания депутатской  неприкосновенности. 

5. Уполномоченный не наделен  властными полномочиями, директивными  мерами воздействия на государственные  и иные органы и должностных  лиц, не принимает правовые  акты.

6. Уполномоченный и создаваемый  для обеспечения его деятельности  рабочий аппарат являются государственным  органом с правом юридического  лица, имеющим расчетный и иные  счета, печать и бланки со  своим наименованием и с изображением  Государственного герба Российской  Федерации.

7. Закон устанавливает основания,  которые влекут или могут повлечь  досрочное освобождение от должности  Уполномоченного Государственной  Думой.

 

 

 

 

 

 

17. История российской прокуратуры. 

Истоки развития российской прокуратуры  относятся к первой чатверти 18 века. Органом для наздора за соблюдением  законности превоначально стал фискалат, затем преобразованный в прокуратуру. В 1722 г. Петром 1 введена должность  генерал-прокурора, которым стал граф Ягужинский. В его обязанности  входил надзор за дея-стью Сената, а затем и др. гос. ор.

Прокуроров по предложению генерал-губернаторов избирал Сенат. Они осущ. наздор за деят-стью центральных и местных  учреждений и докладывали о выявленных нарушениях генерал-губернаторам.(стр. 215)

18. Прокуратура Российской Федерации: понятие, цели, задачи, функции, отрасли надзора. 

Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих надзор за исполнением действующих на ее территории законов

Прокуратура занимает особое место  среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым  правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве.

Организация и деятельность прокуратуры, помимо Конституции РФ, регламентирована Законом РФ "О прокуратуре Российской Федерации", а также Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации".

Цели деятельности прокуратуры заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Прокурорский надзор является главным направлением деятельности всех органов прокуратуры и представляет собой действия прокуроров по наблюдению за законностью решений органов власти и управления, хозяйствующих субъектов и объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, а также направленные на устранение нарушений законов и способствовавших им обстоятельств, на восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности

-Вторым направлением дея-сти  прокуратуры явл. осущ. уголовного  преследования. Право прокурора  на участи в производстве дознания  и предварительного следствия.

-Участи прокурора в рассмотрение  дел судами.

-Координация работы правоохранительных  ор. по борьбе с преступностью.

-Международное сотрудничество

-Участие прокуратуры в правотворческой  дея-сти.

Направление прокурорского надзора охватывает две сферы деятельности: уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную. При обнаружении нарушений закона прокурор вправе вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производство по административным правонарушениям.

Каждое направление (отрасль) прокурорского  надзора характеризуется своим  предметом, полномочиями прокурора, специфическими актами реагирования на нарушения закона.

 

19. Органы выявления и расследования преступлений. 

Выявление и расследование  преступлений - это деятельность специально уполномоченных государственных органов по получению сведений о действии или бездействии, могущих иметь признаки преступления, установлению события и состава преступления, изобличению виновных в его совершении лиц, принятию мер по возмещению причиненного преступлением ущерба, выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Выявление преступления может произойти  в ходе оперативно-розыскных мероприятий, производства дознания, предварительного следствия, иной деятельности, по расследование  преступлений может производиться  только в формах дознания или предварительного следствия и в строгом соответствии с нормами УПК РФ. (стр 233)

20. Оперативно-розыскная деятельность. Понятие, задачи, принципы. 

(стр. 235)

21.  Юридическая помощь в РФ. Понятие. Задачи. Содержание. Органы, оказывающие юридические услуги. 

Юридическая помощь — система мероприятий, направленных на обеспечение и защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, реализуемых специально созданными на то органами — адвокатурой, нотариатом, частными детективными и охранными службами, юридическими фирмами, общественными объединениями и др., имеющих своей целью достижение правовой защищенности личности в максимальной степени.

Задачами юридической помощи в РФ являются обеспечение прав граждан и юридических лиц, реализация свобод граждан и юридических лиц, защита законных интересов граждан и юридических лиц.

Содержание юридической помощи разнообразно, охватывает широкий круг действий, зависит от того, какой орган ее осуществляет. В самом общем виде содержание юридической помощи сводится к следующим действиям: поиск правового акта, подлежащего применению; его толкование и разъяснение его содержания; составление документов правового характера; определение органа, полномочного разрешить данную проблему; осуществление представительства в судах и других государственных и негосударственных органах; ведение защиты по уголовному делу; представительство законных интересов гражданина, привлекаемого к административной ответственности; защита прав потребителей и многим другим.

 

 

22. Нотариат. Понятие. стр 289

Нотариат - это система государственных органов и должностных лиц, основной задачей которых является удостоверение бесспорных прав и фактов и совершение других нотариальных действии.

Под органами нотариата в  соответствии со ст. 1 Основ понимаются:

1) нотариусы (государственные  и занимающиеся частной практикой);

2) должностные лица органов  исполнительной власти, которые  совершают нотариальные действия  в случае отсутствия в населенном  пункте нотариусов;

3) должностные лица консульских  учреждений РФ, которые совершают  нотариальные действия от имени  РФ на территории других государств.

Нотариат можно отнести  к правоохранительным, юрисдикционным органам, которые призваны осуществлять защиту прав и законных интересов  граждан и юридических лиц 

На должность  нотариуса в Российской Федерации назначается в порядке, установленном настоящими Основами, гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительным органам"