Шпаргалка по "Правоохранительным органам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 17:59, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Правоохранительным органам"

Вложенные файлы: 1 файл

конечный файл по ПО.docx

— 234.73 Кб (Скачать файл)

  Вопрос 1

1)Понятие, цели и задачи  правоохранительной деятельности.

 

Правоохранительная деятельность-вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

 

Цели правоохранительной деятельности:

 

Непосредственные цели:   
1) обеспечение и защита (охрана):нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и 
их объединений;   
— нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;   
— нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;   
— общественного строя Российской Федерации;   
— установленных системы хозяйства и собственности;   
— порядка управления, государственного и общественного 
порядка, порядка деятельности правоохранительных органов;   
2) обеспечение исполнения актов судебных и других органов,  
предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве;   
3) чтобы каждый совершивший правонарушение был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к ответственности;  

 
Задачи правоохранительной деятельности:

1) выявление, предупреждение, пресечение правонарушений, раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих,

совершающих или совершивших;   
2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов 
дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;   
3) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;   
4) надзор за процессом правоприменения;   
5) правильное применение закона, обеспечение его верховенства;   
6) оказание юридической помощи гражданам и организациям;   
7) правильное и быстрое рассмотрение и разрешение гражданских; уголовных, административных, конституционных дел и иных 
подведомственных правоохранительным органам вопросов;   
8) регулирование порядка и условий исполнения и отбывания 
наказаний, определение средств исправления осужденных, оказание 
осужденным помощи в социальной адаптации.  

 

 

 

Вопрос 2

2) Виды правоохранительной  деятельности.

 

Правоохранительная  деятельность - неоднородна, ее осуществляют различные органы, перед которыми стоят свои собственные, отличные от других, специфические задачи. Эти  органы применяют различные средства при осуществлении правоохранительной деятельности. Так, существенно отличаются деятельность милиции и деятельность нотариусов. Различные виды правоохранительной деятельности объединяются только общими признаками, которые мы выделили ранее (общая цель, жесткая регламентация  организации и функционирования и т.д.), а также тем, что все  органы составляют определенную систему - систему правоохранительных органов, которые постоянно взаимодействую между собой.

Виды: 
1. Предупреждение, выявление и раскрытие преступлений

2. Осуществление  правосудия

3. Обеспечение деятельности  судов

4. Правоохранительная  деятельность

5. Оперативная деятельность

6. Прокурорский  надзор

7. Правозащитная  деятельность

Вопрос 3

3) Понятие, назначение и виды правоохранительных органов.

 

Правоохранительные органы- это специальные органы, созданные государством с целью охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения и принуждения.

 

Функции:

- конституционный  контроль;

- отправление правосудия;

- прокурорский  надзор;

- расследование  преступлений;

- оперативно-розыскная  функция;

- исполнение судебных  решений;

- оказание юридической  помощи и защиты по уголовным  делам;

- предупреждение  преступлений и иных правонарушений.

 

Виды правоохранительных органов:

 

1. Органы, относящиеся к  судебной власти

а) Верховный суд  РФ

б) Высший арбитражный  суд РФ

в) Конституционный  суд РФ

г) Нижестоящие  суды

2. Органы исполнительной  власти, осуществляющие правоохранительную  деятельность.

а) органы внутренних дел

б) органы по контролю над оборотом наркотиков (ФСКН)

в) органы юстиции РФ

г) органы предварительного следствия

д) таможенные органы

е) органы обеспечения  безопасности

3. Прокуратура РФ

4. Органы юридической  помощи.

 

Вопрос 4

4)Система и основные задачи правоохранительных органов.

 

 

Систему правоохранительных органов  можно подразделить на судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы. 
Судебная система, в свою очередь, включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные (уставные) суды) субъектов РФ.      

 Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Этот судебный орган призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ – это защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ. 
       Система федеральных судов общей юрисдикции уже своим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих под ее процессуальную компетенцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общей юрисдикции. 
      В системе федеральных судов общей юрисдикции в свою очередь могут быть выделены: система общих судов и система военных судов. Последние обособились в силу исторической традиции и состоят из судов военных округов (флотов) и гарнизонных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган – Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно). 
      Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ. 
       Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ. 
       Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей – рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан. 
      Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции или уставу субъекта. 

Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из: 
 
– органов прокуратуры; 
 
– органов внутренних дел; 
 
– федеральной службы безопасности; 
 
– органов государственной охраны; 
 
– органов государственной налоговой службы; 
 
– таможенных органов; 
 
– органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков; 
 
– органов предварительного расследования; 
 
– органов юстиции.

 

 

Задачи:

1. Конституционный  контроль

2. Поддержание режима  законности и конституционной  законности

3. Защита прав  человека

4. Охрана общественного  порядка

5. Обеспечение безопасности

6. Недопущение осуществления  противоправных деяний

 

Вопрос 5

5) Основные задачи правоохранительных органов.

 

Задачи:

1)Конституционный контроль;  
2)Осуществление правосудия;  
3)Прокурорский надзор;  
4)Расследование правонарушений;  
5)Обеспечение безопасности;  
6)Исполнение судебных решений;  
7)Оперативно-розыскная деятельность;  
8)Охрана общественного порядка;  
9)Оказание юридической помощи;  
10)Профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений.

 

 

Вопрос 6

6) . Место правоохранительных органов в системе органов государственной власти и управления.

Одним из наиболее важных направлений  активности государства в целом, сохраняющим значение и актуальность на любом историческом этапе его  развития, является деятельность по охране и поддержанию общественного  порядка и безопасности. Статья 2 Конституции РФ, закрепляющая, что  человек, его права и свободы  являются высшей ценностью, вместе с  тем устанавливает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства. Таким образом, в Основном законе закрепляется исход-ное правило, по которому забота об охране, обеспечении и защите российского права и его основного ядра -- прав человека -- возлагается на все государст-венные органы, организации и их должностных лиц. Обеспечивая режим за-конности, реализацию своих прав гражданами, отстаивая законные государст-венные интересы, они тем самым участвуют в правоохранительной деятельности, то есть способствуют охране права от нарушений.

Однако для большинства  государственных органов и организаций  указан-ное направление деятельности является хотя и важным, но далеко не единственным. Обычно на первом плане у них стоят иные задачи: хозяйственные, культурные, социальные, -- для решения которых они и создаются. Отдельные правоохранительные функции государственные органы выполняют как бы попутно, наряду с осуществлением своих основных задач. Так, Правительство РФ традиционно принято рассматривать как высший орган исполнительной власти, обеспечивающий прежде всего проведение в России единой политики в сфере экономики, финансов, культуры, образования, социального обеспечения и т. д., эффективность которой, как правило, и рассматривается как основной критерий опенки его деятельности. Менее заметными являются меры, предпринимаемые Правительством по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Хотя и они, исходя из компетенции Правительства (п. «е» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ), составляют одно из важных направлений его деятельности.

В то же время ряд государственных  органов специально создаются и  существуют главным образом для  выполнения таких специфических  задач, как выявление, пресечение и  предупреждение правонарушений, применение различ-ных санкций к правонарушителям, восстановление нарушенного права и т. д. Именно данную категорию государственных органов принято называть правоохранительными.

До настоящего времени  в российском законодательстве нет  нормы, содер-жащей определение, основные признаки либо указание на виды правоохрани-тельных органов. Данный законодательный пробел восполняется юридической наукой, в которой выработан ряд критериев, характеризующих место и роль правоохранительных органов в системе государственного механизма России. К ним следует отнести следующие:

1. правоохранительные органы  уполномочиваются для осуществления  своей деятельности законом; чаще  всего это закон, специально  посвященный задачам, организации  и компетенции этого органа (например, Федеральный за- кон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. для органов прокуратуры, Закон РСФСР «О милиции» от 18 апреля 1991 г. для органов ми-лиции и т. д.);

2. свою деятельность правоохранительные  органы осуществляют только в  пределах установленных законом  правил и процедур. Нарушение  этих правил и процедур само  по себе является правонарушением  и карается юридической от-ветственностью;

3. в процессе своей деятельности  правоохранительные органы используют  властные полномочия и активно  применяют государственное принуждение;

4. законные и обоснованные  решения правоохранительных органов  под-лежат обязательному исполнению; их неисполнение лицами либо органами, которым они адресованы, влечет дополнительную ответственность.

Достаточно дискуссионным  сегодня является вопрос о круге  органов и ор-ганизаций, подпадающих под категорию «правоохранительные органы». От-сутствие четкой правовой регламентации данного вопроса вызывает к жизни достаточно широкий спектр мнений, иногда абсолютно полярных, по данному вопросу.

Значительное число ученых и практиков (В. П. Божьев, Л. К. Савюк и др.) предлагает употреблять термин «правоохранительные органы» в достаточно широком смысле, применяя его ко всем государственным и негосударственным структурам, основная функция которых состоит в обеспечении законности, правопорядка, прав и свобод человека и гражданина. В этом случае к правоох-ранительным органам относят суды, прокуратуру, органы внутренних дел, ор-ганы обеспечения безопасности (Совет безопасности, ФСБ и т. д.), таможенные органы, органы юстиции, нотариат, адвокатуру, частные детективные и охран-ные предприятия, Уполномоченного по правам человека и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительным органам"