Уголовно- правовая борьба с незаконным обращением оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 23:00, дипломная работа

Краткое описание

За последние годы число преступлений, заключающихся в незаконном обращении с оружием неуклонно растет. Особую тревогу вызывает заметное увеличение числа, преступлений, совершаемых с применением оружия, добытого преступным путем. Почти половина преступлений, ответственность за которые предусмотрена в Особенной части УК может быть совершена с применением оружия. [2]
Актуальность уголовно – правовой борьбы с незаконным обладания оружия возрастает и в связи с назревшими неблагоприятными тенденциями в преступности. Это рост групповой, организованной преступности, где наличие оружия – одно из, условий формирования и деятельности преступных групп. К тому же научно – технический прогресс, рост технической подготовленности молодежи облегчает кустарное изготовление оружия, также нельзя предвидеть и возможность появления новых их разновидностей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..5
1. История развития законодательства ………………………………………7
1.1 Ответственность за преступления, имеющие своим предметов оружие в период советской власти и становлении независимого правового государства Республики Казахстан………………………………………………………….7
1.2 Незаконные действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору или неоднократно…………………………………………………….11
1.3 Деяния совершенные организованной группой…………………………13
2. Понятие оружия, боевых припасов, взрывчатых· веществ и взрывных устройств в уголовном праве Республики Казахстан……………………….16
2.1 Понятие боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, огнестрельного ·и холодного оружия и классификация…………………….16
2.2 Владение и применение оружия, взрывчатых веществ и взрывных· устройств………………………………………………………………………..37
3. Юридический анализ незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств…………………………………………………………41
3.1 Объект и объективная сторона преступления……………………………41
3.2· Характеристика субъективной стороны и субъект преступлений……..61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………67

Вложенные файлы: 3 файла

Саня Якоб.docx

— 135.02 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………

1. История развития законодательства ………………………………………

1.1 Ответственность за преступления, имеющие своим предметов оружие в период советской власти и становлении независимого правового государства Республики Казахстан………………………………………………………….

1.2 Незаконные действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору или неоднократно…………………………………………………….

1.3 Деяния совершенные организованной группой………………………..

2. Понятие оружия, боевых припасов, взрывчатых· веществ и взрывных устройств в уголовном праве Республики Казахстан……………………….

2.1 Понятие боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, огнестрельного ·и холодного оружия и классификация……………………

2.2 Владение и применение оружия, взрывчатых веществ и взрывных· устройств……………………………………………………………………….

3. Юридический анализ незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств……………………………………………………………………..

3.1 Объект и объективная сторона преступления……………………………

3.2· Характеристика субъективной стороны и субъект преступлений…….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Прошло немало лет с того времени, когда перестало существовать такое государство как СССР. Казахстан перестав существовать в качестве союзной социалистической республикой, став независимым суверенным государством нуждался, прежде всего в формировании новой правовой базы, а именно Конституции – основного закона Республики и других важных законодательных актов.

Первая Конституция января 1993 года претерпела неудачу и просуществовала до 30 августа 1995 года.

30 августа 1995 года народ Казахстана, принял  Конституцию, которая провозгласила  построение независимого, демократического, светского, правового государства, высшими ценностями которого  является человек, его жизнь, права  и свободы [1] .

В нынешнее время наше государство переживает сложный этап государственности, политического и экономического реформирования. Реформы сопровождаются крупными издержками социального и правового порядка, такими как – имущественное расслоение общество, безработица, рост преступности.

Преступность, как социальное явление становится фактором, серьезно тормозящим процесс экономических реформ и способствующим росту социальной напряженности в обществе. Ее все более характеризует ярко выраженный насильственный и корыстный характер. Растет число преступных посягательств на жизнь и здоровье граждан, они приобретают дерзкий и жестокий характер и нередко осуществляются с применением оружия.

Не самым лучшим образом складывается обстановка в Вооруженных Силах Республики Казахстан. За последние годы массовый характер приобрели факты дезертирства, нарушений уставных правил, растаскивания воинского имущества, в том числе оружия и боеприпасов.

В современных условиях ни у кого не вызывает сомнения, что важным этапом в борьбе с преступностью является преодоление такого негативного явления, как вооружение преступных элементов. Незаконные действия с различными видами оружия, особо опасными веществами и устройствами представляют серьезную опасность для общества. Выход указанных предметов из – под контроля государства, вне зависимости от использования или же не использования их по целевому назначению, угрожает общественной безопасности. В целях недопущения такого факта в отношении вышеуказанных предметов, государство установило разрешительную систему и предусмотрело специальные правила обращения с ними, а к их нарушителям применяют строгие меры правового характера. Так, 30 декабря 1998 года был принят Закон Республики Казахстан «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия», где определяются общие начала производства, приобретения, использования отдельных видов оружия и контроля за ним на территории нашей Республики.

В целях предупреждения и борьбы с незаконным обладанием предметов оружия, уголовный кодекс предусматривает ответственность в соответствии со ст. 251 УК РК. В группе преступлений посягающих на общественную безопасность и общественный порядок одним из наиболее опасных является незаконное ношение, хранение, приобретение, передача, сбыт и перевозка оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

За последние годы число преступлений, заключающихся в незаконном обращении с оружием неуклонно растет. Особую тревогу вызывает заметное увеличение числа, преступлений, совершаемых с применением оружия, добытого преступным путем. Почти половина преступлений, ответственность за которые предусмотрена в Особенной части УК может быть совершена с применением оружия. [2]

Актуальность уголовно – правовой борьбы с незаконным обладания оружия возрастает и в связи с назревшими неблагоприятными тенденциями в преступности. Это рост групповой, организованной преступности, где наличие оружия – одно из, условий формирования и деятельности преступных групп. К тому же научно – технический прогресс, рост технической подготовленности молодежи облегчает кустарное изготовление оружия, также нельзя предвидеть и возможность появления новых их разновидностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История развития законодательства об ответственности за преступления, имеющие своим предметов оружие и квалифицирующие признаки преступления

 

1.1 История  развития законодательства об  ответственности за преступления, имеющие своим предметов оружие  в период Советской власти  и становлении независимого правового  государства Республики Казахстан

 

После революции 1917 года в стране находилось огромное количество неконтролируемого оружия. Основная масса оружия находилась в руках бандитов и противников новой власти, которые пытались дискредитировать власть Советов, а также совершить другие преступления, воспользовавшись несовершенством нового законодательства и правоохранительных органов.

В связи с этим в первых законодательных актах Советского государства правовое регламентирование правил пользования оружием осуществлялось в целях борьбы с наиболее опасными контрреволюционными преступлениями с посягательствами на основы общественной безопасности, таких как массовые беспорядки, разбой, грабежи, бандитизм и другое. При этом создавалась юридическая база для учреждения действительного контроля над оружием, которая смогла быть способной для предупреждения таких серьезных преступлений, как убийства, телесные повреждения, вооруженный разбой и т.д.

Примером служит декрет ВЦИК от 20 июня 1918 г. «Об изъятии из общей подсудности отдельных категорий уголовных дел в местностях, объявленных на военном положении », где органом ВЧК было предоставлено полномочие на право непосредственной расправы (вплоть до расстрела) за различного рода серьезные преступления, в том числе за сокрытие в контрреволюционных целях боевого оружия.

Два года спустя декретом СНК РСФСР от 12 июля 1920 года «О выдаче и хранении огнестрельного оружия и обращении с ним» предусматривалась довольно подробная регламентация правовых оснований обращения с оружием и его использования. Так, §§4 вышеуказанного декрета предписывает привлекать к судебной ответственности и немедленно задерживать, карая лишением свободы на срок не менее шести месяцев по приговору суда лиц, виновных в: a) хранении огнестрельного оружия без законного на него права, даже если хранение не имело преступных целей; б) стрельбе в воздух без особой необходимости в местах скопления народа; на площадях, улицах и т.п.; в) беспричинной стрельбе часовыми, постовыми милиционерами и т.д.; г) незаконной выдаче оружия лицам, не имеющим на то права, или лицу, которому оружие

не присвоено и т.д.; д) небрежном обращении с огнестрельном оружием, следствием чего явился несчастный случай.

Этот декрет 5 и 6 параграфами устанавливает ответственность лиц, виновных в прицеливании на улице, где может быть опасность для других лиц, хотя выстрела бы не последовало...,а также за выдачу оружия лицам, не умеющим владеть им, если в следствии этого упущения произошел несчастный случай.

Структура названных правовых норм декрета имеет много общего со структурой современного законодательства. Так, декрет предусматривал, что хранение огнестрельного оружия влечет уголовную ответственность, даже если оно (хранение) не имело преступных целей. Статья 251 ч. 1 УК РК имеет такую же субъективную сторону преступления.

Далее, декрет устанавливает уголовную ответственность за небрежное обращение с оружием (в том числе и за небрежное хранение) которая наступает лишь тогда, когда вследствие этого произошел несчастный случай. Статья 253 УК РК устанавливает ответственность за деяние, «… если это повлекло тяжкие последствия». В обоих случаях прослеживается материальный состав преступления.

Уголовный кодекс РСФСР 1922 года содержал ряд составов преступлений, квалифицирующий признак которых – оружие: ст.58 УК РСФСР – «Организация в контрреволюционных целях вооруженных отрядов или банд...»; ст. 75 УК – «Участие в массовых беспорядках..., если при этом участники беспорядков были вооружены »; ст. 76 УК – «Организация и участие в бандах (вооруженных шайках)»; ст. 93 УК – «Изготовление, приобретение, хранение или сбыт взрывчатых веществ или снарядов без соответствующего разрешения »; ст. 106 ч.2 УК – «Превышение власти, сопровождающееся применением оружия »; ст. 220 УК – «Хранение огнестрельного оружия без надлежащего разрешения» [3] .

Следует заметить, что ст.220 УК вскоре была декриминализирована. Постановлением 2 – й сессии ХI созыва ВЦИК от 16 октября 1924г. «О дополнениях и изменениях Уголовного кодекса РСФСР », была установлена административная ответственность за незаконное хранение огнестрельного оружия.

Спустя некоторое время происходит дальнейшее совершенствование соответствующих уголовно – правовых норм, посвященных оружию. Например: в уголовном кодексе РСФСР1926 г. ст. 182 была сформулирована следующим образом: «Изготовление, хранение, покупка и сбыт взрывчатых веществ или снарядов, а равно хранение огнестрельного (не охотничьего) оружия без разрешения ».

Спустя некоторое время происходит дальнейшее совершенствование соответствующих уголовно – правовых норм, посвященных оружию. Например: в уголовном кодексе РСФСР1926 г. ст. 182 была сформулирована следующим образом: «Изготовление, хранение, покупка и сбыт взрывчатых веществ или снарядов, а равно хранение огнестрельного (не охотничьего) оружия без разрешения ».

Затем диспозиция вышеуказанной статьи вновь подверглась изменению со стороны ВЦИК и СНК соответствующим Постановлением от 10 апреля 1932 г., и в окончательной редакции в соответствии с Постановлением ВЦИК и СНК от 20 марта 1933 года, диспозиция статьи имела следующий вид «Изготовление, хранение, покупка и сбыт взрывчатых веществ и снарядов, а равно огнестрельного (кроме охотничьего) оружия без надлежащего разрешения...».

Изменения в значительной степени затронули и санкции статей. Так, если предыдущим Постановлением ВЦИК предусматривались принудительные работы или штрафы до 1000 рублей, то Постановлением от 20 марта 1933 года наказание за совершение вышеуказанного преступления усиливается до пяти лет лишения свободы.

Наконец, Постановлением ВЦИК и СНК от 10 июня 1935 года установлена уголовная ответственность за – «Изготовление, хранение, сбыт и ношение кинжалов, финских ножей и другого холодного оружия без разрешения НКВД в установленном порядке ».

Уголовные кодексы союзных республик, принятые в 1959 – 1961 г.г. содержали ряд норм, в квалифицирующем признаке, которых фигурирует оружие. Так, ст. 63 УК Каз. ССР 1959 г. в числе обязательных признаках банды признает ее вооруженность; ст. 64 УК – определяет огнестрельное оружие, боеприпасы и воинское вооружение в качестве предмета контрабанды, совершенной при особо отягчающих обстоятельствах; в ст. 65 в качестве одного из признаков, характеризующих объективную сторону массовых беспорядков, указано оказание «виновниками вооруженного сопротивления власти ». [4] .

Оружие, как квалифицирующий признак предусмотрен в некоторых составах воинских преступлений УК РК: сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению служебных обязанностей с применением оружия (ст. 368 ч.2 п.б УК РК); утрата, умышленное и неосторожное уничтожение или повреждение оружия, боевых припасов и т.д. (ст. ст. 387, 388, 389 УК РК).

В уголовных кодексах союзных республик принятых в 1959 – 1961 г.г. подробная регламентация деяний, имеющих своим предметом оружие содержалось в главе о преступлениях против общественной безопасности, общественного порядка и народного здравия (гл. IХ УК Каз. ССР): незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление или сбыт оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ (ст.202 УК Каз. ССР); хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ (ст. 203 УК Каз. ССР); небрежное хранение огнестрельного оружия (ст. 204 УК Каз. ССР); хулиганство с применением или попыткой применения огнестрельного, газового оружия (ст. 200 ч.2 УК Каз. ССР).

В нынешнем уголовном кодексе, вступившем в законную силу с 1 января 1998 г. произошли некоторые изменения в отношении вышеназванных составов преступлений. Например в ст.251 УК РК преступным деянием является передача и перевозка оружия а незаконное изготовление оружия выделено в отдельную статью УК (ст.252 УК РК), также появился новый предмет преступления – взрывные устройства; в ст.255 УК РК помимо хищения уголовная ответственность также наступает за вымогательство оружия.

Саня Якоб на плагиат.docx

— 137.39 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Уголовно- правовая борьба с незаконным обращением оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств