Уголовно Исполнительная Система : ее понятие, структура, принципы деятельности и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – всесторонне изучить уголовно-исполнительную систему.
Задачи работы следующие:
– рассмотреть понятие и историю зарождения уголовно-исполнительной си-стемы;
– изучить структуру, задачи и принципы деятельности уголовно-исполнительной системы;

Содержание

Введе-ние……………………………………………………………………………3
1 Понятие и социальное назначение уголовно-исполнительной систе-мы……5
1.1 Понятие, история зарождения уголовно-исполнительной систе-мы…….….5
1.2 Структура, задачи и принципы деятельности уголовно-исполнительной
систе-мы…………………………………………………………………..….7
1.3 Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказа-ния………………10
2 Правовое положение и основные функции уголовно-исполнительной
системы России …………………………………………………………………16
2.1 Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) как федеральный
орган исполнительной вла-сти………………………………………………..16
2.2 Современное состояние уголовно-исполнительной системы
Российской Федера-ции…………………………………………………………..19
2.3 Направления совершенствования уголовно-исполнительной системы
на современном эта-пе……………………………………………………………..24
Заключе-ние………………………………………………………………………...32
Глосса-рий………………………………………………………………….............34
Список используемых источни-ков..………………………………………….….

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая УИС. doc (1).doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

Принцип гуманизма содержит в себе необходимость уважения и охранения прав, свобод и законных интересов осужденных. Осужденные не должны быть подвержены жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Задачи гуманного отношения к осужденным выражаются в нормах законодательства, устанавливающих право осужденных на выезд за пределы мест лишения свободы, право на свидания, телефонные разговоры и др. Принцип гуманизма проявляется в целях, которые определяет государство при исполнении наказаний - исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Данный принцип реализуется также в средствах исправления - в воспитательной работе, общественно полезном труде, получении общего образования, профессиональной подготовки, которые наряду с режимными требованиями создают условия для исправления осужденных4.                            

Принцип демократизма отражается во многих нормах. Принцип демократизма находит свое выражение в организации процесса исправления осужденных, открытости деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, привлечении представителей общественности к воспитательной работе с осужденными5.   

Что касается принципа равенства осужденных перед законом, то законодательством не установлены преимущества для осужденных в зависимости от пола, расы, национальности, религиозных и политических убеждений, социального происхождения, имущественного положения. Но равенство перед законом не означает равенство условий отбывания наказания для всех осужденных. Они, наоборот, зависят от возраста, состояния здоровья, пола. Например, более льготные условия содержания создаются для несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, для инвалидов.

 

1.3 Учреждения и органы, исполняющие  уголовные наказания

 

В соответствии с действующим законодательством в уголовно-исполнительную систему входят следующие учреждения: арестные дома; уголовно-исполнительные инспекции; исправительные учреждения; следственные изоляторы; ведомственные предприятия и учреждения, которые  специально созданы для того, чтобы  обеспечить  деятельность уголовно-исполнительной системы.

Арестные дома создаются для исполнения наказания в виде ареста. Это разновидность краткосрочного лишения свободы, но в обстановке жесткой изоляции. Условия содержания   в таких домах подобны тем, что установлены на общем режиме в тюрьмах. По действующему законодательству, в арестных домах должны содержаться  осужденные старше 16 лет, за исключением беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет.6

Уголовно-исполнительные инспекции реализовывают свою деятельность в соответствии с УИК РФ, Положением об уголовно-исполнительных инспекциях и Инструкцией по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества.

Основные задачи  уголовно-исполнительных инспекций следующие:

- исполнение наказаний в виде  обязательных работ, лишения права  занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы и исправительных работ;

- надзор  за поведением условно осужденных и осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено;

- предотвращение преступлений  и других правонарушений лицами, которые состоят на учете в инспекциях;

- другие задачи, которые возложены на инспекции в соответствии с законодательством.

На учете в уголовно-исполнительных инспекциях числится в среднем каждый год около 1 млн. осужденных.

Учитывая, что планируется поручить контроль уголовно-исполнительным инспекциям над исполнением наказания в виде ограничения свободы, это потребует увеличения количества инспекций, и численности работающих в них персонала.

Лица, осужденные к принудительным работам, отбывают наказание в специальных учреждениях – исправительных центрах, которые расположены на территории субъекта, где они проживали или были осуждены. Если на территории субъекта по месту жительства осужденного к принудительным работам или по месту его осуждения отсутствует исправительный  центр или нет возможности привлечь к труду осужденных в исправительных центрах, которые имеются на данной территории, осужденные направляются в исправительные центры, расположенные на территории другого субъекта, в котором есть все условия для привлечения их к труду, по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы.

Исправительные учреждения созданы для осуществления наказаний в виде лишения свободы и смертной казни. В какой-то мере они соединены и представляют собой подсистему уголовно-исполнительной системы. Это объясняется разнообразием видов исправительных учреждений и разносторонностью решаемых ими задач.

К исправительным учреждениям относят: исправительные колонии; воспитательные колонии; тюрьмы; лечебные исправительные учреждения; следственные изоляторы (осуществляют функции исправительных учреждений применительно к осужденным, оставленным для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию).

Исправительные колонии созданы для содержания совершеннолетних осужденных к лишению свободы. Они подразделяются на учреждения открытого (колонии-поселения), полуоткрытого (исправительные колонии общего и строгого режима) и закрытого (исправительные колонии особого режима) типов. Закон предполагает содержание в одной исправительной колонии осужденных разных видов режима, но с тем условием, что они будут находиться в изолированных участках. Порядок создания таких участков определяется федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Колонии-поселения бывают трех видов:

для осужденных за преступления, содеянные по неосторожности;

для лиц, которые были осуждены впервые, за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести;

для осужденных, которые положительно характеризуются, переведенных из колоний общего и строгого режима.

Колонии-поселения – единственный вид исправительных учреждений, не предусматривающий раздельное содержание осужденных в зависимости от пола.

В исправительных колониях общего режима отбывают наказание мужчины, впервые осужденные за совершение тяжких преступлений, и женщины, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, а также при всех видах рецидива.

Для женщин законодательство устанавливает лишь два вида исправительных колоний – общего режима и колонии-поселения.

Между тем, по усмотрению суда в колонии общего режима могут быть направлены осужденные за совершение преступлений небольшой и средней тяжести впервые.7

В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание мужчины, которые впервые осуждены к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений или осужденные к лишению свободы при рецидиве и опасном рецидиве преступлений, если они прежде отбывали наказание в виде лишения свободы. В исправительных колониях особого режима отбывают наказание мужчины при особо опасном рецидиве преступлений, либо осужденные к пожизненному лишению свободы, либо те, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы.

Воспитательные колонии созданы для содержания несовершеннолетних осужденных, и для осужденных, положительно характеризующихся и оставленных в воспитательных колониях до достижения ими возраста 19 лет. Такие колонии относят к учреждениям полуоткрытого типа и на виды режима не подразделяются. Осужденные несовершеннолетние разных полов содержат в различных воспитательных колониях. В целях предотвращения дальнейшего криминального заражения, происходящего при переводе достигших 18-летнего возраста лиц в исправительные колонии общего режима, закон допускает создание в воспитательных колониях изолированных участков, которые  функционируют как исправительные колонии общего режима.8

Тюрьмы относят к учреждениям закрытого типа. Они предназначены для содержания осужденных:

лиц мужского пола, которые достигли совершеннолетия и осужденных на срок более пяти лет за совершение особо тяжких преступлений;

лиц, которые совершили преступления при особо опасном рецидиве преступлений;

лиц, переведенных из исправительных колоний общего и строгого режимов за злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания.

В тюрьме осужденных могут содержать на двух видах режима: общем и строгом.

Существуют лечебные исправительные учреждения и лечебно-профилактические учреждения. Они предназначены для содержания, амбулаторного лечения и медицинского обслуживания осужденных, которые больны открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией. Такие учреждения относятся к заведениям полуоткрытого типа. В отличие от остальных исправительных учреждений, в лечебных учреждениях раздельное содержание осужденных определено медицинскими критериями, различиями в заболеваниях. Именно поэтому в одном учреждении могут содержаться осужденные к отбыванию наказания в исправительных учреждениях разных типов, но правовой статус каждого из них соответствует виду режима, установленному приговором суда. Особенность деятельности лечебных исправительных учреждений и лечебно-профилактических учреждений состоит в том, что она регламентируется и уголовно-исполнительным законодательством, и нормативно-правовыми актами в сфере охраны здоровья граждан.

Лечебно-профилактические учреждения играют роль исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных.9

Следственные изоляторы созданы для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу.

Следственный изолятор представляет собой исправительное учреждение для содержания осужденных, оставленных в них для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия. Следственные изоляторы относят к учреждениям  закрытого вида. Для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию в следственном изоляторе также  могут быть оставлены лица с их письменного согласия, впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима. Следственный изолятор выступает как исправительное учреждение и для осужденных, привлекаемых для участия в следственных действиях.

Федеральный орган и территориальные органы, окружные управления уголовно-исполнительной системы осуществляющие руководство и управление соответствующими структурными подразделениями уголовно-исполнительной системы, координируют их деятельность. Федеральный орган уголовно-исполнительной системы исполнения наказаний осуществляет свою деятельность под контролем Министерства юстиции РФ. Основной задачей данного органа выступает обеспечение исполнения законодательства по вопросам деятельности уголовно-исполнительной системы. Федеральный орган уголовно-исполнительной системы выполняет свои функции в соответствии с положением о федеральном органе уголовно-исполнительной системы. Территориальный орган уголовно-исполнительной системы основывается федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территории каждого субъекта. Он руководит подведомственными учреждениями, спецподразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию,  так же может создавать предприятия любых организационно-правовых форм.

 

2 Правовое положение и основные функции уголовно-исполнительной системы России

 

2.1 Федеральная служба исполнения  наказаний (ФСИН) как федеральный  орган исполнительной власти

 

Функция исполнения наказаний – это необходимость для всякого государства. Пока существует преступность, государство вынуждено обращаться к наказанию лиц, совершивших преступление, изолировать их от общества. Также необходимо существование органов и учреждений, исполняющих наказание, которые в совокупности представляют определенную систему. В Российской Федерации для характеристики органов и учреждений, исполняющих наказания, используется термин уголовно-исполнительная система. Первоначально данный термин был введен в законодательный оборот Законом РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»10, где применялся для обозначения единой системы учреждений и органов, исполняющих наказания только в виде лишения свободы.

К таким учреждения и органам относили: колонии-поселения, воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения, исправительные колонии общего, строгого или особого режима, тюрьмы и следственные изоляторы. Ч. 14 ст. 16 УИК РФ расширил этот перечень, включив в него уголовно-исполнительные инспекции, арестные дома.

На сегодняшний день территориальные органы уголовно-исполнительной системы создают  федеральные органы уголовно-исполнительной системы на территориях субъектов РФ. К ним относят  главные управления или управления исполнения наказаний (ГУИН, УИН), которые создаются в структуре органов юстиции краев, областей и республик в составе Российской Федерации и находятся в централизованном управлении центрального органа управления уголовно-исполнительной системы – Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Министерства юстиции РФ.

Положения о федеральном органе уголовно-исполнительной системы (ФСИН), его структура и предельная численность утверждаются Президентом Российской Федерации.

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) является федеральным органом исполнительной власти. Его деятельность направлена на реализацию следующих основных функций:

правоприменительная;

по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных;

по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию;

по контролю над поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Информация о работе Уголовно Исполнительная Система : ее понятие, структура, принципы деятельности и задачи