Уголовно-исполнительная политика ( предмет, цели, задачи )

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:48, доклад

Краткое описание

В основе формирования и развития правовой системы государства, различных отраслей законодательства, правовых форм и направлений его деятельности находится политика, отражающая принципы, стратегию, основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество, политические и властные структуры, его представляющие. В ст.7 Конституции Российской Федерации закреплены в общей форме цели этой политики, согласно которой “Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”.

Вложенные файлы: 1 файл

Уголовно.docx

— 16.39 Кб (Скачать файл)

Уголовно-исполнительная политика ( предмет, цели, задачи )

В основе формирования и развития правовой системы государства, различных  отраслей законодательства, правовых форм и направлений его деятельности находится политика, отражающая принципы, стратегию, основные направления и  формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество, политические и властные структуры, его представляющие. В ст.7 Конституции  Российской Федерации закреплены в  общей форме цели этой политики, согласно которой “Российская Федерация  – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека”. Общая цель социальной политики имеет  сложную иерархию, которая зависит  от характера и направленности многосторонней деятельности государства и его  органов по ее реализации.

Одно из таких направлений  – политика в сфере борьбы с  преступностью. Она должна выражать интересы граждан России и обеспечивать защиту их прав и законных интересов  от преступных посягательств, а также  основные направления, принципы, формы  и методы контроля государства за преступностью. В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации  “человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность  государства ”. Она также должна отражать интересы общества и государства.(см. далее)

 

Наиболее тесная взаимосвязь  существует между уголовно-правовой и уголовно-исполнительной политикой, поскольку последняя выделилась из уголовной политики. Уголовно-правовая политика определяет уголовно-правовые меры воздействия на преступность: уголовную ответственность, ее основания, дифференцию и индивидуализацию деяний, пенализацию и депенализацию ответственности, цели, систему и виды наказаний, их содержание, а также освобождение от наказания. Уголовно-исполнительная политика имеет более узкое содержание: она определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, ее основные формы и методы при исполнении наказания.

Политика в сфере исполнения наказания вместе с тем оказывает  влияние на уголовную политику. Это  относится прежде всего к определению системы наказаний и отдельных ее видов, к практике назначения наказаний. В конечном итоге политика в рассматриваемой сфере влияет на политику в области борьбы с преступностью в целом, в частности на принятие решений по профилактике рецидивной преступности, преступности несовершеннолетних и женской преступности, а также адаптации лиц, отбывших наказание, и оказание им помощи.

Уголовно-исполнительная политика определяет цели и задачи, принципы и основные направления, формы и  методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных и предупреждению совершения ими новых преступлении. Цели и принципы политики в указанной  области наиболее стабильны, так  как базируются на выработанных международным  сообществом положениях об обращении  с осужденными, закрепленными в  соответствующих международных  актах и Конституции Российской Федерации. Это вытекает прежде всего из п.4 ст.15 Конституции Российской Федерации, согласно которому “общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы”. Цели и принципы политики в сфере исполнения наказания реализуются в соответствующей отрасли права - уголовно-исполнительного права.

Уголовно-исполнительную политику определяет комплекс социальных факторов. К основным из них можно отнести социально-политическое и экономическое состояние общества, господствующие в нем нравственные ценности и правовые представления, структуру и динамику преступности в стране, требования международных актов о правах человека и обращении с осужденными, деятельность международных организаций, развитие общественных наук.

 

Социально-политическое благополучие общества, четкость политических целей, которые ставит перед собой государство, последовательная их реализация исполнительной властью, стабильность развития, отсутствие крупномасштабных социальных конфликтов создают благоприятные условия  успешной реализации целей и принципов  политики в сфере исполнения наказания. Напротив, дестабилизация социально-политической обстановки, неясность и противоречивость целей общественного развития. Социальная напряженность и социальные конфликты  оказывают деструктивное влияние  на формирование и реализацию политики в сфере исполнения наказания.

 

Политика в сфере исполнения наказания зависит во многом от нравственного  состояния общества, от уровня его  правового сознания. С обострением  социальных отношений ослабевают нравственные устои общества, а это ведет  к обострению противоречий между  людьми, формирует негативные взгляды  на осужденных, что неизбежно отрицательно влияет на формирование уголовно-исполнительной политики. Она становится более жесткой, а ее цели и принципы практически  не реализуются.

 

Непосредственное влияние  на уголовно-исполнительную политику оказывает экономическое состояние  общества. Экономически сильное государство  может ставить более высокие  цели, делать стратегию фундаментальной, а основные формы и методы ее реализации не зависят от политических факторов и конъюнктуры. Оно способно создать  материальную базу для успешного  выполнения стоящих перед ней  целей, что совершено не возможно в условиях экономического кризиса  и обнищания населения. Не случайно в Минимальных стандартных правилах обращения с осужденными, в Предварительных замечаниях подчеркнуто: “… принимаю во внимание разнообразие юридических, социальных, экономических … условий, ясно, что не все эти правила можно применять повсеместно и одновременно” (Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., С.290.). Поэтому при формировании стратегии уголовно-исполнительной политики необходимо базироваться на экономически обоснованных средствах ее реализации.

Еще один фактор, влияющий на формирование и развитие уголовно-исполнительной политики, оказывает состояние преступности. При стабильном уровне преступности или ее снижении политика в данной сфере, как правило, более гуманна. Однако рост преступлений, а особенно в последние годы, рост тяжких и  прежде всего насильственных преступлений, негативно влияет на нравственные и  правовые представления в обществе, стимулирует более жесткие политические и правовые решения.

Различными отраслями  науки, исследовавшими проблемы исполнения наказания (криминология, уголовное  право, прежде всего теория наказания, уголовно-исполнительное право) и исправления осужденных (исправительная психология и педагогика) были сформулированы цели, принципы, основные формы и методы обращения с осужденными, особенно к лишению свободы. Они нашли отражение в законодательных актах, определяющих политику в сфере исполнения уголовного наказания, хотя и не всегда реализовывались.

 

Субъектами формирования политики в сфере исполнения наказаний  являются Президент и Федеральное  Собрание Российской Федерации.

Так, согласно ч. 3 ст. 80 Конституции Российской Федерации Президент определяет основные направления внутренней политики государства. Политика в сфере борьбы с преступностью (часть которой есть политика в области исполнения наказания) представляет собой составную часть внутренней политики государства.

 

Федеральное Собрание РФ, принимая соответствующие законы, в том  числе уголовные и уголовно-исполнительные. акты амнистии и т. д., рассматривая вопросы борьбы с преступностью, тем самым оказывает влияние  на формирование политики в сфере  исполнения уголовного наказания. Все  иные органы государственной власти и управления Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации лишь реализуют ее в  своей деятельности.

 

Уголовно-исполнительная политика закрепляется в различных формах, и прежде всего, в уголовно-исполнительном законодательстве. В настоящее время  она закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе (УИК), а также в иных федеральных  законах и нормативных правовых актах — постановлениях Правительства  РФ по вопросам, связанным с исполнением  наказания (питание осужденных, медицинское  и бытовое их обеспечение). Уголовно-исполнительная политика одновременно реализуется  в деятельности соответствующих  государственных органов - уголовно-исполнительной системы Минюста России", департамента судебных приставов, органов управления военными уголовно-исполнительными  учреждениями, а также непосредственно  в деятельности учреждений и органов, на которые законом возложено  исполнение уголовного наказания.

Реализация политики в  данной социальной сфере возложена  и на иные органы государства. Согласно ст. 4 Закона РФ “Об учреждениях и  органах, исполняющих уголовные  наказания в виде лишения свободы” от 21 июля 1993 г. органы государственной  власти и управления субъектов Федерации  входят с предложением или дают согласие на создание и ликвидацию учреждений, исполняющих наказания; оказывают  содействие в комплектовании квалифицированными кадрами персонала этих учреждений; создают условия для их деятельности и привлечения осужденных к труду.


Информация о работе Уголовно-исполнительная политика ( предмет, цели, задачи )