Уголовное право и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 05:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в выявлении взаимовлияния норм религии и права, позволяющего создать модель института религиозных преступлений и наказаний, адекватную современной криминогенной ситуации.
Для реализации данной цели выдвигаются следующие задачи:
- определить сущность и специфику религии, морали, нравственности;
- проанализировать предпосылки возникновения уголовно-правовых институтов и влияние религиозных норм христианской морали на уголовное право древнерусского государства;
- показать взаимозависимость государства и церкви, права и религии через призму уголовного права в различные периоды его развития;
- дать уголовно-правовую оценку группе норм уголовного права, объединенных в категорию «религиозные преступления»;
- выявить перспективы и возможности реализации религиозных начал в современном уголовном законодательстве России.

Содержание

Введение
Глава 1)Соотношение уголовного права и религии: основные понятия, содержание, сущность и взаимосвязь
1.1) Общие положения о сущности и роли уголовного права и религии
1.2) Взаимосвязь уголовного права и религии
Глава 2)Историческое влияние религии на развитие уголовного права
2.1) Уголовное право в Древнем Риме
2.1.1) Развитие уголовного права в Древнем Риме
2.1.2) Отдельные виды преступлений
2.1.3) Система наказаний
2.2) Ветхий Завет как источник правовых основ института наказания
2.3) Специфика влияния христианства на институт наказания в Древней Руси
ГЛАВА 3)РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
3.1) Понятие и система религиозных преступлений
3.2) Квалификация религиозных преступлений
Глава 4)Мусульманское уголовное право. (На примере Судана, Ирана)
4.1) Общая характеристика мусульманского уголовного права
4.2) Уголовное право и процесс Судана
4.3)Уголовное право и процесс Ирана
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Уголовное право и религия.doc

— 315.00 Кб (Скачать файл)

Помимо случаев, прямо предусмотренных нормами  шариата, смертная казнь предусматривается  за ряд политических и иных преступлений. В этих случаях она осуществляется через повешение или расстрел.

В контролируемых повстанцами южных районах судьи  применяют Уголовный кодекс 1925 г. В других южных районах действует  обычное право.

Уголовный процесс  в Судане также основан на нормах мусульманского права, закрепленных в УПК 1991 г. Кроме того, действует закон о доказательствах 1993 г. Процессы в регулярных судах номинально отвечают международным стандартам правовых гарантий. Допускается присутствие адвоката. Суд должен назначить адвоката за государственный счет для любого обвиняемого, который не может оплатить услуги адвоката, в случае угрозы смертного приговора. Приговор может быть обжалован в апелляционный суд. Смертные приговоры должны рассматриваться Верховным судом, а также главой государства, который может утвердить их или предоставить помилование. Однако на практике эти гарантии обеспечиваются далеко не всегда.

Дела военнослужащих разбираются военно-полевыми судами, апелляция подается в вышестоящий  военный суд. Процессы в военных судах, часто секретные и ускоренные, не обеспечивают даже минимальных гарантий подсудимым. Нередко на таких процессах не разрешается присутствие адвокатов и не обеспечивается возможность обжаловать смертные приговоры. Свидетели допускаются по произвольному усмотрению судей

В 1989 г. по Закону о специальных судах созданы  суды безопасности в составе трех судей для рассмотрения широкого перечня преступлений, включая нарушение  конституционных декретов, чрезвычайного  законодательства, некоторых статей Уголовного кодекса, а также валютных и наркопреступлений. Специальные суды, в которых заседают как военные, так и гражданские судьи, рассматривают большинство дел, связанных с государственной безопасностью. Адвокаты могут помогать обвиняемым как "друзья суда", но обычно не вправе обращаться к суду. Приговоры этих судов отличаются суровостью и приводятся в исполнение немедленно. Смертные приговоры, однако, отсылаются для проверки председателю Верховного суда и главе государства.

Правительственные силы безопасности регулярно и безнаказанно пытают, избивают, преследуют, произвольно арестовывают и содержат под стражей представителей оппозиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3)Уголовное  право и процесс Ирана

Развитие уголовного права Ирана в полной мере отражает историю эволюции правовой системы страны в целом.

В 1920-1930 гг. сфера  действия мусульманского деликтного права  была практически сведена на нет  в результате серьезных реформ, выразившихся, в частности, в принятии Уголовного кодекса 1926 г. Этот Кодекс был построен на заимствовании основных положений французского уголовного законодательства (Уголовного кодекса Франции 1810 г.), хотя в принципе и допускал, что деяния, считающиеся преступлениями по мусульманскому праву, могут быть наказаны установленными им санкциями. Однако на практике до создания исламской республики в 1979 г. предпочтение отдавалось нормам Кодекса 1926 г., поскольку он предлагал альтернативу любым исламским наказаниям в виде санкций, характерных для европейского уголовного права.

После исламской революции 1979 г. наметился обратный процесс. Сразу после установления нового режима различные новые судебные органы стали широко использовать мусульманское деликтное право шиитского толка, а Уголовный кодекс 1926 г. был фактически отменен. Новая Конституция Исламской Республики Иран 1979 г. провозгласила, что уголовные законы страны должны соответствовать принципам ислама (ст.4), и при установлении ответственности за уголовные преступления следует применять нормы шариата (ст.156).

В первое время ведущими источниками при решении уголовных дел являлись произведения авторитетных шиитских правоведов, а также фетвы Руководителя ИРИ Р. Хомейни и положения, сформулированные им в его трудах по мусульманскому праву. Именно на этом основании суды стали привлекать к уголовной ответственности за слушание легкой музыки, азартные игры (к ним были отнесены и шахматы) и даже за ношение одежды, якобы не соответствующей исламским традициям.

В апреле 1981 г. в  Иране вступил в действие исламский  Закон о кисасе, который включал 199 статей и предусматривал все наказания за убийство и телесные повреждения. Затем был принят Закон о худуд, предусмотревший санкции за такие преступления, как прелюбодеяние, употребление спиртных напитков, кража и разбой. Оба акта целиком базировались на соответствующих предписаниях шариата. В конце 1980-х гг. была проведена реформа уголовного права Ирана, в результате которой принят единый кодифицированный акт – Уголовный кодекс 1988 г., включивший мусульманско-правовые санкции за все 3 категории правонарушений по шариату – худуд, кисас и тазир (см. раздел "Саудовская Аравия", уголовное право).

Смертная казнь  предусмотрена за убийство; преступления, связанные с наркотиками; политическое насилие; другие политические преступления; "моральные" преступления, такие  как супружеская неверность, проституция, содомия и неоднократное употребление алкогольных напитков; разбой, вероотступничество. При этом лицо, осужденное за убийство, может быть казнено только при согласии ближайшего родственника потерпевшего из числа мужчин, который может выбрать и выкуп за кровь (дийя). Преступления категории худуд Уголовный кодекс 1988 г. рассматривает как посягательства на права бога, подлежащие неотвратимому наказанию. Если за них предусмотрена смертная казнь, она не может быть заменена иной санкцией.

Наиболее распространенные способы приведения смертных приговоров в исполнение – расстрел и повешение. Забрасыванием камнями наказывается прелюбодеяние.

По числу  смертных казней Иран занимает одно из первых мест в мире (наряду с КНР  и Нигерией). Большинство казненных  составляют лица, осужденные за убийство, незаконную торговлю наркотиками и их употребление, а также политические противники, осужденные за вооруженную оппозицию правительству.

Помимо смертной казни широкое применение (в соответствии с нормами шариата) получили телесные наказания. В частности, однократное  употребление спиртных напитков и наркотиков наказывается 80 ударами плети, "неквалифицированное" прелюбодеяние – 100 ударами плети и т.д. На практике телесные наказания суды начали применять уже летом 1979 г., в частности за незаконное повышение торговцами рыночных цен.

Уголовное законодательство предусматривает и общепринятые виды наказания, такие как тюремное заключение и штраф.

Уголовный процесс, так же как и уголовное право, находится под влиянием мусульманско-правовых концепций, положенных в основу УПК 1988 г. В то же время в Иране признаны ряд общедемократических принципов уголовного судопроизводства. Согласно Конституции (ст.165) судебные процессы должны быть открытыми, если только суд не решит, что открытое разбирательство было бы пагубно для общественной морали и порядка, или если дело касается частных споров и обе стороны ходатайствуют о закрытом рассмотрении дела. Вердикты судов должны быть хорошо аргументированы и основаны на документах, со ссылкой на соответствующие статьи закона и принципы права (ст.166). Судья должен стремиться выносить решение на основе кодифицированного права. При отсутствии соответствующей нормы решение должно основываться на авторитетных источниках мусульманского права (ст.167).

Политические  преступления и преступления прессы должны рассматриваться открыто и с участием присяжных, в судах общей юрисдикции. Способ отбора присяжных, их полномочия и определение политических преступлений устанавливаются законом в соответствии с исламскими критериями (ст.168). Закон, устанавливающий уголовную ответственность, не может иметь обратной силы (ст.169).

Согласно ст.35 Конституции обе стороны судебного  процесса имеют право (во всех судах  общей юрисдикции) пользоваться услугами адвоката по своему выбору. Если они  не имеют такой возможности, то должны быть приняты меры по назначению адвоката.

Тем не менее  международные наблюдатели отмечают многочисленные факты несправедливых судебных процессов, массовое применение пыток в ходе следствия и целый  ряд других нарушений прав человека в сфере уголовного судопроизводства.

Уголовные дела рассматриваются уголовными судами (в 1994 г. объединены с гражданскими) или Исламскими революционными судами (ИРС), причем их юрисдикция различна. Под  юрисдикцию ИРС подпадают: все преступления против внутренней и внешней безопасности государства, вероотступничество, покушение на жизнь политических деятелей, незаконная торговля наркотиками, подавление борьбы народа Ирана, расхищение общественного богатства и спекуляция.

В соответствии с регламентом ИРС должен состоять из 3 человек, в том числе 2 судей. На практике эти суды часто состоят только из одного лица религиозного судьи. Разбирательство производится по упрощенной процедуре, без адвоката. Способ установления виновности опирается на показания "благочестивых людей", такие показания могут быть подтверждены клятвой (qassameh). Подтвержденные клятвой свидетельства не могут быть опровергнуты подсудимым, и обвинение вправе ими ограничиться.

Осужденные, дела которых рассматриваются в уголовных  судах, не имеют права обжаловать обвинение и приговор. Однако Верховный Суд должен проверить применение закона по делам, в которых уголовные суды вынесли приговоры, предусматривающие смертную казнь или другие серьезные наказания, до их вступления в силу.

Высокий совет  правосудия утверждает смертные приговоры; он может возвратить дело в тот же суд для повторного рассмотрения. В то же время по политическим делам вообще не существует норм об обжаловании обвинения и приговора в вышестоящий трибунал или о полной проверке дела для выявления возможных ошибок.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

На протяжении всей истории общества ему сопутствуют  вечные спорные проблемы (например, труда, войны, абортов, гомосексуализма, каннибализма, алкоголизма, смертной казни, религии, права и т.д.). Вечные проблемы, словно острова и материки, занимают свое постоянное место на пространстве карты психолого-политических состояний человека и не изменяют положения относительно друг друга. На своих местах они переживают поколения, режимы, цивилизации. Но их смысл, значение в жизни общества постоянно подвергается переосмыслению и переоценке. В зависимости от политической тенденции изменяется отношение к ним общества: от восхищения до ненависти, от культа до уничтожения. Поэтому, на мой взгляд, развитие общества должно происходить в таком русле, где допущение ошибок в какой-либо из этих сфер жизни, должно быть сведено к минимуму, чтобы не пришлось об этом жалеть в будущем, когда последствия будут необратимы, не только в отношении конкретного человека или группы лиц, но и в отношении всего человечества. Уголовное право – одна из самых значимость сфер, которая стоит на охране общественных отношений, поэтому здесь проработанность его, является основой к созданию благоприятных условий для развития общества и человечества в целом.

Как мы видим, религия и уголовное право отражают волю сознания того или иного слоя общества, сложившегося в течение истории, совместного существования этих социальных явлений. Конечно, может быть моя точка зрения тоже не идеальна с позиции взглядов определенного круга людей. Каждый человек вправе выражать свою точку зрения и отстаивать ее. Все зависит от тех способов, методов, с помощью которых человек пытается доказать свою точку зрения, от их качественного воздействия в отношении тех, кто имеет возможность анализировать мнения, соглашаться или не соглашаться с ними. Поэтому способность человека убеждать других людей, то есть навязывать ему свое мнение независимо от способов этого навязывания, отражает способность человека иметь власть над людьми, над теми или иными группами общества. Эта тенденция, является отражением тех-условий, в которых существует человек. И уголовное право и религия являются носителями этой власти, без которых существование государства и общества невозможно.

Исторически сложилось  так, что религия как способ воздействия на сознание, являлась базовой идеологией для осуществления правовых норм. Она являлась тем отправным пунктом, от которого, правовые нормы постепенно развивались, развивались аппараты и механизмы их осуществления и на сегодняшний день право – это огромный каркас жизнедеятельности человечества, без которого трудно представить жизнь. Право регулирует практически все сферы общественных отношений, включая религиозные. Но есть вещи ему не подвластные.

Все-таки право  содержит в себе императивный метод регулирования, поэтому всегда будут существовать проблемы в этой области, особенно в области уголовного права, где на карту ставятся судьбы людей. Невозможно правовым регулированием отразить волю всего общества, всегда будут те, чьи интересы будут ущемлены. К сожалению невозможно всех людей воспитать в духе определенных религиозных или иных общественно полезных убеждений. Все равно останутся те, которые будут иметь абсолютно противоположную точку зрения. Если взглянуть на вещи философски, то и без этого никак не обойтись. Природа заранее заложила в людях качество противоположности, гибкий ум и многообразие условий жизни, в которых рождается многообразие внутренних убеждений. При конфликте, столкновении убеждений рождается спор, который как говорится, приводит к истине. Из-за огромного количества убеждений рождается огромное количество споров, из-за огромного количества споров рождается множество истин, а истина это и есть убеждение. Получается замкнутый круг, который будет приводить всегда к столкновению мнений, и всегда истина будет иметь свою цену при разрешении этих конфликтов. Очень жалко, что ценой могут быть судьбы и жизни людей. Но от этого мы никуда не денемся, такова жизнь! И это мое абсолютное мнение, которое является базовым при рассмотрении мною тех или иных проблем, включая проблему существования религии и уголовного права.

Информация о работе Уголовное право и религия