Уголовное право и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 05:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в выявлении взаимовлияния норм религии и права, позволяющего создать модель института религиозных преступлений и наказаний, адекватную современной криминогенной ситуации.
Для реализации данной цели выдвигаются следующие задачи:
- определить сущность и специфику религии, морали, нравственности;
- проанализировать предпосылки возникновения уголовно-правовых институтов и влияние религиозных норм христианской морали на уголовное право древнерусского государства;
- показать взаимозависимость государства и церкви, права и религии через призму уголовного права в различные периоды его развития;
- дать уголовно-правовую оценку группе норм уголовного права, объединенных в категорию «религиозные преступления»;
- выявить перспективы и возможности реализации религиозных начал в современном уголовном законодательстве России.

Содержание

Введение
Глава 1)Соотношение уголовного права и религии: основные понятия, содержание, сущность и взаимосвязь
1.1) Общие положения о сущности и роли уголовного права и религии
1.2) Взаимосвязь уголовного права и религии
Глава 2)Историческое влияние религии на развитие уголовного права
2.1) Уголовное право в Древнем Риме
2.1.1) Развитие уголовного права в Древнем Риме
2.1.2) Отдельные виды преступлений
2.1.3) Система наказаний
2.2) Ветхий Завет как источник правовых основ института наказания
2.3) Специфика влияния христианства на институт наказания в Древней Руси
ГЛАВА 3)РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
3.1) Понятие и система религиозных преступлений
3.2) Квалификация религиозных преступлений
Глава 4)Мусульманское уголовное право. (На примере Судана, Ирана)
4.1) Общая характеристика мусульманского уголовного права
4.2) Уголовное право и процесс Судана
4.3)Уголовное право и процесс Ирана
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Уголовное право и религия.doc

— 315.00 Кб (Скачать файл)

 Вторая группа  преступлений, совершаемых на религиозной почве, - нарушения законодательства о религиях. К таким преступлениям следует относить деяния, предусмотренные ст. 136 УК РФ (Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина), ст. 148 УК РФ (Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания) и ст. 239 УК РФ (Организация объединения, посягающего на личность и права граждан). Объединение указанных составов и выделение их в одну группу требует объяснения.

 Сама идея  создания подобной группы преступлений уже была высказана в специальной юридической литературе. В свое время В.В. Клочков в монографии "Борьба с нарушениями законодательства о религиозных культах" предлагал выделить в УК РСФСР 1960 г. главу "Преступления против порядка отправления религиозных культов и преступления, составляющие пережитки местных обычаев". При создании Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 г. это предложение не было воспринято, и законодатель остался на прежних позициях, то есть включил указанные составы в различные главы УК РФ. Нарушение равноправия граждан и воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания вошли в главу 19 " Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина", а организация объединения, посягающего на личность и права граждан - в главу 25 "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности". Такая позиция законодателя нам кажется, по меньшей не мере, не совсем верной. Составы преступлений, предусмотренные ст. ст. 136, 148 и 239 УК РФ имеют один непосредственный объект - законодательство о религиях.

 Следует  отметить, что под законодательством  о религиях здесь подразумевается  совокупность нормативно-правовых  актов, регулирующих общественные  отношения в сфере религиозной  деятельности. В частности это Федеральный закон от 26. 09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях", Постановление Правительства РФ от 2. 02. 1998 г. № 130 "О порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций", Постановление Правительства РФ от 3. 06. 1998 г. №565 "О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы" и некоторые другие.

 Отталкиваясь  от общепринятого подхода к  определению места состава преступления  в Особенной части уголовного кодекса (родовой объект - раздел УК, непосредственный - глава УК), представляется наиболее правильным выделить отдельную главу УК РФ, включив в нее ст. ст. 136, 148 и 239 УК РФ 1996 г. В рамках вопроса о классификации религиозных преступлений (преступлений, совершаемых на религиозной почве) такого обобщающего признака, как единый непосредственный объект, вполне достаточно для выделения отдельной группы преступлений.

 Третья группа  в предложенной классификации  религиозных преступлений объединяет деяния, совершаемые по религиозным мотивам. Религиозный мотив - мотив религиозной ненависти или вражды, выделяемый в качестве квалифицирующего признака ряда составов преступлений. Следуя логике законодателя, к этой группе преступлений относятся:

 

  • убийство по мотиву религиозной ненависти или вражды (п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ);

 

  • умышленное причинение тяжкого вреда здоровью по мотиву религиозной ненависти или вражды (п. «е» ч. 2 ст. 111 УК РФ);

 

  • умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (п. «е» ч. 2 ст. 112 УК РФ);

 

  • истязание по мотиву религиозной ненависти или вражды (п. «з» ч. 2 ст. 117 УК РФ);

 

  • надругательство над телами умерших и местами их захоронения по мотиву религиозной ненависти или вражды (п. «б» ч. 2 ст. 244 УК РФ).

 Четвертую  группу религиозных преступлений составляют преступления, совершенные под видом следования религиозным мотивам, и иные преступления, совершаемые на религиозной почве. Мотивом выделения такой группы религиозных преступлений послужило использование в диспозиции уголовно-правовой нормы ссылки на религиозную мотивацию совершения преступления. Ввиду этого, в группу преступлений, совершенных под видом следования религиозным мотивам, и иных преступлений, совершенных на религиозной почве, выделим:

 

 • возбуждение  национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282 УК РФ);

 

 • геноцид  (ст. 357 УК РФ).

 

 Обобщая  вышесказанное можно сделать  вывод о том, что современное  уголовное законодательство России  содержит группу общественно  опасных, противоправных, виновных, наказуемых деяний, направленных против религии, религиозных устоев, а также совершаемых на религиозной почве и по религиозным мотивам. Тем самым вполне оправданным будет выделение в российском уголовном праве института религиозных преступлений.

 Конституционно  закрепленный светский характер Российского государства не позволяет криминализировать деяния, непосредственно направленные против божьих велений и против церкви как общественного института. В связи с этим институт религиозных преступлений включает деяния, нарушающие законодательство о религиях, а также общеуголовные преступления, совершаемые по религиозным мотивам, под видом следования религиозным обрядам и иные преступления, совершаемые на религиозной почве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2) Квалификация религиозных преступлений

Рассмотрим  несколько составов религиозных  преступлений, относящихся к разным группам.

 Одна из  групп религиозных преступлений - нарушения законодательства о  религиях. К преступлениям, нарушающим  законодательство о религиях, относятся  нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 136 УК РФ), воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания (ст. 148 УК РФ), организация объединения, посягающего на личность и права граждан (ст. 239 УК РФ).

 Все указанные  составы объединяет общий признак - непосредственным объектом посягательства здесь является совокупность общественных отношений, регулируемых законодательством о религиях.

 

Нарушение равенства  прав и свобод человека и гражданина (ст. 136 УК РФ)

 Статья 136 УК  РФ 1996 г. устанавливает ответственность за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, причинившее вред правам и законным интересам граждан. УК РСФСР 1960 г. не предусматривал состав, выделенный в ст. 136 УК РФ, так как защита и гарантии прав граждан не считались тогда приоритетом государственной политики.

 В рамках  характеристики религиозных преступлений  содержание ст. 136 УК РФ представляет  интерес только в части нарушения  прав и свобод человека и  гражданина в зависимости от  отношения к религии. 

 Данное преступление  посягает на конституционное  право человека и гражданина быть равным среди равных вне зависимости от отношения к религии и нарушает конституционный запрет на ограничение прав граждан по признаку религиозной принадлежности. Нарушение этого права может быть выражено в ограничении прав и свобод человека и гражданина в зависимости от религии, но независимо от каких-либо индивидуальных качеств.

 Объект преступления. Анализ точек зрения, предлагаемых  в юридической литературе, относительно  объекта нарушения равенства  прав и свобод человека и  гражданина заставляет сделать следующие выводы.

 Во-первых, в  части работ характеристика объекта  преступления, предусмотренного ст. 136 УК РФ, вообще опускается. Этот  факт, в свою очередь, наводит  на размышления: либо характеристика  объекта в рамках ст. 136 является для авторов настолько незначительной, что они не уделяют ей внимания вообще, либо данный вопрос настолько сложен, что отводить ему большее место кажется нецелесообразным. Тем более, что преступление, предусмотренное ст. 136 УК РФ, не относится к деяниям, представляющим повышенную общественную опасность.

 Во-вторых, в  тех трудах ученых-юристов, где  объекту нарушения прав и свобод  человека и гражданина все  же отводится место, прослеживаются  определенные противоречия. Так,  в учебнике "Уголовное право  России. Особенная часть" под редакцией Б.В. Здравомыслова выделяется непосредственный и факультативный объект преступления. Непосредственным объектом выступает "установленное ст. 19 Конституции РФ равенство прав человека и гражданина". По мнению авторов, "в зависимости от способа нарушения равноправия возможен факультативный объект. Например, при нарушении равноправия с применением насилия или угрозой его применения им может быть в зависимости от вида насилия здоровье, телесная неприкосновенность человека, его свобода". С точкой зрения о наличии факультативного объекта можно согласиться только в том случае, если рассматривать данный вид объекта преступления в качестве необязательного.

 В системе  законодательства Российской Федерации  существует такой пласт как  законодательство о религиях. Его более точное название -законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. Нормативно-правовые акты, входящие в законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, содержат статьи, посвященные именно принципу равноправия граждан независимо от отношения к религии.

 Предмет  преступления факультативен. Это  могут быть вещи, документы, другие  предметы материального мира.

 Объективная  сторона нарушения равенства прав и свобод граждан представлена в виде деяния, нарушающего равноправие прав и свобод человека и гражданина, наступления последствий в виде вреда его правам и интересам и причинной связи между ними.

 Нарушение  равенства прав и свобод человека  и гражданина состоит в том, что гражданина по признакам, указанным в ч. 1 ст. 136 УК РФ, лишают права или не предоставляют ему возможности реализовать свое право или создают препятствия для реализации этого права.

 Общественно  опасные последствия как обязательный  признак объективной стороны заключаются в существенном ограничении человека и гражданина в тех или иных правах, ущемлении его законных интересов, причинении им вреда. Вред может быть материальным и моральным. Материальный вред - проявляется в виде реального ущерб и (или) упущенной выгоды. Моральный вред имеет место в том случае, когда ущемляется достоинство человека, чувство уверенности в своем будущем и т.д.

 Действие (бездействие)  и наступившие общественно опасные  (вредные) последствия должны  находиться в прямой, действительной причинной связи.

 Способ совершения  преступления не влияет на  квалификацию деяния по ст. 136 УК РФ. Однако в некоторых случаях  может выступать в качестве  обстоятельства, отягчающего наказание.

 Нарушение  равенства прав и свобод человека и гражданина следует считать оконченным с момента причинения вреда, т.е. с того момента, когда права и законные интересы человека и гражданина были ущемлены. В связи с этим - состав преступления - материальный

 Субъективная  сторона. В вопросе о субъективной стороне данного состава преступления в научной литературе встречаются разногласия. Их смысл сводится к следующему. Не подлежит сомнению тот факт, что вина здесь представлена в форме умысла. Разночтения возникают лишь в отношении того, какой из видов умысла должен иметь место. Мнения разделились. Одна группа ученых утверждает, что речь должна идти только о прямом умысле, другая - предполагает возможность наличия как прямого, так и косвенного умысла.

 Действительно,  нарушение равенства и прав  и свобод человека и гражданина возможно и с прямым, и с косвенным умыслом. Виновный не только осознает, что нарушает равноправие граждан, предвидит возможность или неизбежность причинения вреда правам и законным интересам граждан и желает причинить этот вред, но и сознательно допускает причинение такого вреда или относится к этому безразлично.

 Для квалификации  деяния по ст. 136 УК РФ обязательно  наличие мотива. Мотивом здесь  будет побуждение нарушить равноправие  из-за недоброжелательного, пренебрежительного  отношения к человеку не подобного себе. Применительно к анализируемой проблеме - не подобного по отношению к религии, относящего к иной религиозной конфессии.

 Субъект  преступления - общий - физическое  вменяемое лицо, достигшее 16-летнего  возраста.

 Часть 2 ст. 136 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за деяние, предусмотренное ч. 1 статьи, совершенное лицом с использованием своего служебного положения. Использование служебного положения выступает здесь в качестве квалифицирующего признака.

 В составе  преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 136 УК РФ, можно выделить дополнительный объект, в качестве которого выступает законная деятельность предприятия, учреждения, организации, где работает виновный, использующий для совершения преступления свое служебное положение.

 Субъект  преступления, совершенного по ч. 2 ст. 136 УК РФ - специальный. Им  может быть как должностное  лицо, так и государственный служащий  и служащий органов местного  самоуправления, не относящийся  к числу должностных лиц. 

Информация о работе Уголовное право и религия