Уголовное право и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 05:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в выявлении взаимовлияния норм религии и права, позволяющего создать модель института религиозных преступлений и наказаний, адекватную современной криминогенной ситуации.
Для реализации данной цели выдвигаются следующие задачи:
- определить сущность и специфику религии, морали, нравственности;
- проанализировать предпосылки возникновения уголовно-правовых институтов и влияние религиозных норм христианской морали на уголовное право древнерусского государства;
- показать взаимозависимость государства и церкви, права и религии через призму уголовного права в различные периоды его развития;
- дать уголовно-правовую оценку группе норм уголовного права, объединенных в категорию «религиозные преступления»;
- выявить перспективы и возможности реализации религиозных начал в современном уголовном законодательстве России.

Содержание

Введение
Глава 1)Соотношение уголовного права и религии: основные понятия, содержание, сущность и взаимосвязь
1.1) Общие положения о сущности и роли уголовного права и религии
1.2) Взаимосвязь уголовного права и религии
Глава 2)Историческое влияние религии на развитие уголовного права
2.1) Уголовное право в Древнем Риме
2.1.1) Развитие уголовного права в Древнем Риме
2.1.2) Отдельные виды преступлений
2.1.3) Система наказаний
2.2) Ветхий Завет как источник правовых основ института наказания
2.3) Специфика влияния христианства на институт наказания в Древней Руси
ГЛАВА 3)РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
3.1) Понятие и система религиозных преступлений
3.2) Квалификация религиозных преступлений
Глава 4)Мусульманское уголовное право. (На примере Судана, Ирана)
4.1) Общая характеристика мусульманского уголовного права
4.2) Уголовное право и процесс Судана
4.3)Уголовное право и процесс Ирана
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Уголовное право и религия.doc

— 315.00 Кб (Скачать файл)

 Под использованием служебного положения следует иметь в виду противоправное использование не только служебных полномочий и функций, но и тех возможностей, которое лицо имеет в связи с занимаемой должностью.

 Если нарушение  равенства прав и свобод человека  и гражданина совершается должностным лицом, то необходимо квалифицировать деяние по совокупности преступлений, предусматривающих ответственность за должностные преступления.

 Состав нарушения  равенства прав и свобод человека  и гражданина следует отграничивать  от ст. 282 УК РФ (Возбуждение расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды). Основное разграничение этих составов происходит по направленности деяния. Деяние, предусмотренное 136 ст. УК РФ характеризуется нарушением равенства прав и свобод человека и гражданина. Тогда как деяния, квалифицируемые по ст. 282 УК РФ направлены именно на возбуждение вражды между расами, национальностями или представителями религиозных конфессий.

 Однако если  нарушение равенства прав и  свобод человека и гражданина  происходит публично и умышленно, то содеянное квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 136 и ст. 282 УК РФ. Примером такого деяния может служить, скажем, публичный отказ в приеме на работу, учебу лиц иного вероисповедания.

 Закрепленный  в ст. 19 Конституции России принцип равенства прав и свобод граждан независимо от отношения к религии логически продолжается в праве на свободу совести и вероисповедания.

 

 Рассмотрим  преступления, совершаемые по религиозным  мотивам.

 Условием  обеспечения гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности, расы и отношения к религии является усиление уголовной ответственности за преступления, совершаемые по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды.

 В соответствии со ст. 20 Международного пакта о гражданских и политических правах «всякое выступление в пользу национальной, расовой и религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом». Аналогичные положения содержатся в ст. ст. 44, 46 Конституции Российской Федерации. Совершение преступлений по указанным мотивам рассматривается как совершенное с обстоятельством, отягчающим наказание (п. «е» ч.1 ст. 63 УК РФ), а в ряде статей как квалифицирующий признак.

 К преступлениям,  совершаемым по религиозным мотивам,  относятся преступления, предусмотренные  п. «л» ч. 2 ст. 105 (убийство по  мотиву религиозной ненависти  или вражды), п. «е» ч. 2 ст. 111 (умышленное  причинение тяжкого вреда здоровью  по мотиву религиозной ненависти или вражды), п. «е» ч. 2 ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью по мотиву религиозной ненависти или вражды), п. «з» ч. 2 ст. 117 (истязание по мотиву религиозной ненависти или вражды), п. «б» ч. 2 ст. 244 (надругательство над телами умерших и местами их захоронения, совершенное по мотиву религиозной ненависти или вражды) Уголовного кодекса Российской Федерации.

 Составы  данных преступлений объединяет  как одна особенность. Объединенные  в данную группу преступные деяния имеют единую основу - мотив, который отнесен к обязательным признакам субъективной стороны преступления. Мотив преступлений - религиозная ненависть или вражда.

 Преступления, предусмотренные п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ, п. «е» ч. 2 ст. 111 УК РФ, п. «е» ч. 2 ст. 112 УК РФ, условно объединим в одну группу. Основанием такой классификации выступает их законодательное объединение в одной главе уголовного кодекса.

 А. Убийство, совершенное по мотиву религиозной  ненависти или вражды (п. «л»  ч. 2 ст. 105 УК РФ)

 Убийство, совершенное  по мотиву религиозной ненависти  или вражды предусмотрено п.  «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ. В отличие  от п. «м» ст. 102 УК РСФСР 1960 г., где речь шла об убийстве, совершенном на почве национальной  или расовой вражды или розни,  говорится и об убийстве, совершенном по религиозному мотиву.

 Религиозная  ненависть или вражда выступает  как основной мотив, хотя может  сочетаться и с другими мотивами (корысть, зависть, месть, осуществление  потерпевшим общественного или  служебного долга). Побуждение виновного - физически расправиться с потерпевшим в связи с его отношением к религии в целом или вероисповеданием. Побудительными причинами такого убийства могут также выступать желание возбудить религиозную вражду других граждан к представителям иного вероисповедания; отмщение потерпевшему за несогласие поддержать религиозную дискриминацию; разрешение религиозного конфликта; неправомерные действия потерпевшего или иных лиц; неугодные, нежелательные для виновного решения властей, если потерпевший отождествляется с ними и др.

 Объект преступления - жизнь человека как благо.

 Объективная  сторона представлена действием  или бездействием, наступлением  последствий в виде смерти  другого человека, причинной связью  между ними.

 Субъект  преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее 14-летего возраста. При характеристике субъекта убийства, совершенного по мотиву религиозной ненависти или вражды, следует учитывать, что им может любое лицо вне зависимости от принадлежности к религии. Потерпевший - лицо другого вероисповедания, нежели виновный либо принадлежащий к той же самой конфессии. В последнем случае виновный мстит за несогласие поддержать религиозную дискриминацию. Персонификация потерпевшего виновным также не обязательна, главное, что он идентифицировал его «чужака», враждебного вере.

 Субъективная  сторона - прямой или косвенный  умысел. Ряд авторов высказывают  мнение, что убийство, совершенное  по мотиву религиозной ненависти  или вражды, несовместимо с косвенным  умыслом145. Не соглашаясь с данной  точкой зрения, отметим, что косвенный умысел возможен, например, когда смерть потерпевшего допускается ради достижения других целей, связанных с реализацией мотивов религиозной ненависти или вражды.

 Одним из  видов убийств, совершенных по  мотиву религиозной ненависти  или вражды, признаются ритуальные убийства. Как правило, ритуальные убийства относят к видам простого убийства, если ритуальное убийство совершается по мотиву религиозной ненависти или вражды, то деяние квалифицируется не то ч. 1 ст. 105 , а по п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

 Убийство  по мотиву религиозной ненависти  или вражды может быть направлено  на то, чтобы вызвать массовые  беспорядки, вооруженный мятеж, массовое  возбуждение религиозной вражды, т.е. спровоцировать совершение  преступлений, предусмотренного ст. 212, 273,282 УК РФ.

 Убийство  по мотиву религиозной ненависти  или вражды следует отличать  от преступлений, предусмотренных  ст.ст. 136,239,282, 357 УК РФ.

 Рассматриваемый  вид убийства сопряжен с нарушением  равенства прав и свобод человека  в зависимости от отношения к религии (ст. 136 УК РФ). Строго говоря, это - одна из разновидностей нарушения равноправия граждан вне зависимости от отношения к религии, но несравненно более общественно опасна.

 Если умысел  на убийство возникает в процессе, или непосредственно после нарушения равноправия граждан, то деяние следует квалифицировать по совокупности статей 136 и п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ. При возникновении умысла на убийство до нарушения равноправия граждан вне зависимости от отношения к религии, и когда нарушение равноправия явилось лишь средством совершения убийства, деяние квалифицируется по п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

 Кроме того, если убийство совершено с  целью возбуждения религиозной  вражды, очень важно выяснить  мотив совершения преступления. Действия виновного, не испытывающего религиозной ненависти или вражды, но избравшего такой способ вызвать конфликт между гражданами разных конфессий, должны квалифицироваться по совокупности ст.282 и ч. 1 ст. 105, при отсутствии признаков квалифицированного убийства.

 По совокупности со ст. 239 УК РФ убийство по мотиву религиозной ненависти или вражды квалифицируется только тогда, когда деятельность религиозного объединения, сопряженная с насилием над гражданами выливается в убийство по мотиву религиозной ненависти или вражды. Например, потерпевший - участник преступного религиозного объединения не согласен с характером деятельности объединения, что вызывает чувство ненависти других членов и заканчивается убийством «неверного».

 От геноцида (ст. 357 УК РФ) убийство по рассматриваемым мотивам отличается объемом жертв.

 Таким образом,  убийство по мотиву религиозной  ненависти или вражды отличается  высокой степенью общественной  опасности, так как не только  посягает на жизнь человека, но  и способно породить межрелигиозные, межнациональные конфликты. Учитывая распространение религиозных организаций и групп, оказывающих негативное воздействие на психику человека, а также религиозных объединений явно экстремистского толка, можно предположить, что существует тенденция количественного увеличения такого вида квалифицированного убийства. В виду этого, особенности убийства, совершаемого по мотиву религиозной ненависти или вражды, требуют глубокого изучения.

 К преступлениям  против личности, совершаемым по  мотиву религиозной ненависти  или вражды, относится умышленное причинение тяжкого, средней тяжести вреда здоровью, а также истязание, соответственно квалифицирующиеся по п. «е» ч. 2 ст. 111 и п. «е» ч. 2 ст. 112, п. «з» ч. 2 ст. 117 УК РФ. Учитывая, что характеристика указанных квалифицированных признаков полностью совпадает с признаками, рассмотренными применительно к убийству, совершенному по мотиву религиозной ненависти или вражды, останавливаться на них нецелесообразно. Отметим только, что при квалификации деяний очень важно внимательно анализировать мотив и цель совершения преступления. В том случае, если истинным мотивом причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, а также истязания религиозная ненависть или вражда не выступает, деяние вменяется без указания на п. «е» ч. 2 ст. 111 (112), п. «з» ч. 2 ст. 117 УК РФ. Для квалификации по совокупности со ст. 136, 239, 282 УК РФ требуется наличие условий, идентичных условиям квалификации по совокупности с указанными статьями п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

 

 Рассмотрим  иные преступления, совершаемые на религиозной почве.

 В принципе, любое преступление может быть  совершено под видом следования  религиозным мотивам или на  религиозной почве. Законодатель  выделяет несколько преступлений, составы которых обязательно  содержат своего рода «религиозные элементы». К группе таких преступлений можно отнести возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282 УК РФ) и геноцид (ст. 357 УК РФ).

 Любая классификация  является условной. Не является  исключением и выделение указанной  группы преступлений как вида религиозных преступлений. Побудительными мотивами, вызвавшимижелание сгруппировать данные преступления в отдельную группу религиозных преступлений, выступает следующее. Во-первых, каждое из преступлений, предусмотренных ст.ст. 282, 357 УК РФ содержит указание на религиозную подоплеку совершения преступления в качестве одного их обязательных признаков объективной стороны преступления. Во-вторых, ни в одном из составов законодатель не счел необходимым указать религиозный мотив в качестве квалифицирующего признака. В-третьих, преступления нарушают религиозное законодательство косвенно. В-четвертых, посягая на различные объекты, преступления, отнесенные к этой группе религиозных преступлений, тем не менее, нарушают нормы, позволяющие нормальное сосуществование государства и церкви, права и морали.

 

  1. Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282 УК РФ).

Родовым объектом преступления выступают общественные отношения, обеспечивающие стабильность и нормальное функционирование государственной власти в целом, а также ее отдельных институтов и органов. Видовой объект - основы конституционного строя и безопасность государства.

 Объективная  сторона преступления, предусмотренного  ст. 282 УК РФ выражается в совершении: возбуждения национальной, расовой или религиозной вражды; унижения национального достоинства; пропаганде исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.

 Возбуждение  религиозной вражды может выражаться в создании конфликтов между гражданами разных конфессий, которые, в свою очередь, могут сопровождаться физической расправой и ее угрозой, оскорблениями, неприязненно враждебными действиями и т.п.

 

 Действия, направленные  на возбуждение религиозной вражды могут заключаться в распространении идей и взглядов, подрывающих доверие и уважение к определенноме вероисповедания, призывов враждебного или дискриминационного характера, надругательстве над религиозными символами, святынями, захоронениями. Поэтому возможна квалификация по совокупности со ст. 244 УК РФ.

 Уголовная  ответственность за перечисленные  в диспозиции деяния, наступает  в том случае, если они совершаются  публично или с использованием  СМИ. Совершение деяний публично  означает, что деяния совершаются непосредственно в присутствии третьих лиц либо (в случае письменной формы) в расчете на ознакомление с ними других- лиц впоследствии. В частности, это может быть использование в указанных целях лозунгов, плакатов и т.п.

 Использование  средств массовой информации предполагает опубликование в печати, радио, ТВ. Распространение литературы, содержащей идеи религиозной вражды образует состав рассматриваемого преступления только при условии направленности этих действий на возбуждение религиозной вражды.

 Субъектом  преступления выступает физическое  вменяемое лицо, достигшее 16-ленего  возраста.

 Субъективная  сторона выражается в прямом  умысле. Признаком субъективной  стороны является также цель - возбудить религиозную вражду  или пропагандировать мнение об исключительности, превосходстве или неполноценности граждан по признаку их отношения к религии.

 Преступление  признается оконченным с момента  совершения действий указанной  направленности при условии публичности  или с использованием средств  массовой информации.

Информация о работе Уголовное право и религия