Уголовная юрисдикция государства. Иммунитеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 17:42, доклад

Краткое описание

Юрисдикция в современном понимании означает правомочие решать и формулировать в конкретном случае то, что имеет силу согласно праву. Юрисдикция является одним из аспектов суверенитета и означает судебную, законодательную и исполнительную компетенцию. Понятие «юрисдикция» используется в литературе, законодательстве и международной практике при определении сферы действия закона.

Вложенные файлы: 1 файл

Угол юрисдик гос иммунитеты.docx

— 40.84 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что иммунитет  дипломатического работника от уголовной  ответственности за преступление по закону государства пребывания не означает автоматического его иммунитета от уголовной юрисдикции аккредитующей  стороны. Направляющее государство  вправе привлечь своего сотрудника к  уголовной ответственности по своим  законам за совершенное преступление согласно персональному принципу действия закона в пространстве.

Дипломатические работники  не могут допрашиваться в качестве свидетеля, но это не исключает право  дипломата по собственной воле выступить  в качестве свидетеля.

Дипломатический иммунитет  распространяется на членов дипломатического персонала, т. е. на сотрудников дипломатического представительства имеющих ранг «дипломатического агента». Под  действие иммунитета попадают также  живущие вместе с ним члены  семьи, если они не являются гражданами государства пребывания.

Дипломатический иммунитет  распространяется на сотрудников административно-технического персонала представительства и членов их семей, проживающих вместе с ними, если они не являются гражданами государства пребывания и не проживают в нем постоянно в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей.

    • Консульский иммунитет.

Основным актом является Венская Конвенция о консульских  сношениях 1963 года.

Консулом является должностное  лицо направляющего государства  для предоставления и защиты интересов  граждан и организаций этого  государства в государстве пребывания. Консул не представляет политические интересы аккредитующего государства, а выражает только частные интересы лиц и организаций . в связи с этим консульский иммунитет более ограничен в сравнении с дипломатическим. Консульский иммунитет возникает с момента вступления консула на территорию государства пребывания, а прекращается, когда данное лицо оставляет это государство (ст. 53).

Неприкосновенность консульских  помещений распространяется только на ту их часть, которая используется исключительно для работы консульского учреждения.

Консульские архивы и документы  неприкосновенны в любое время  и независимо от их местонахождения (ст. 33). Консульский курьер при выполнении своих функций пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит ни аресту, ни задержанию в какай бы то ни было форме (ст. 35).

Личная неприкосновенность консульских должностных лиц  состоит в том, что они не подлежат уголовной юрисдикции государства  пребывания в отношении действий, совершенных во время исполнения консульских функций (ст. 43). Этих лиц нельзя подвергнуть аресту или предварительному заключению иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения только тяжких преступлений. Они могут быть заключены в тюрьму или подвергнутся другим формам ограничений личной свободы не иначе как во исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу. Консульское должностное лицо, в отношении которого возбуждается уголовное дело, должно явится в компетентные органы. Тем не менее при производстве дела ему должно оказываться уважение ввиду его официального положения и должно ставится как можно меньше препятствий выполнению им консульских функций (ст. 41).

В случае ареста или предварительного заключения какого-либо работника консульского персонала или возбуждения против него уголовного дела государство пребывания незамедлительно уведомляет об этом главу консульского учреждения. Если последний сам подвергается таким  мерам, государство пребывания уведомляет об этом представляемое государство  через дипломатические каналы (ст. 42).

Консульские сотрудники обязаны  давать свидетельские показания, если отказывается, то к нему не могут  применятся никакие меры принуждения или наказания. Они вправе отказаться от дачи показаний по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций или разъясняющим законодательство представляемого государства (ст. 44).

Статья 45 Конвенции закрепляет положение согласно которому представляемое государство вправе отказаться от любых привилегий и иммунитетов работника консульского учреждения. Такой отказ должен быть определенно выраженным и о нем необходимо сообщить государству пребывания в письменной форме.

    • Иммунитет международных организаций и их персонала.

Основными документами можно  назвать: Конвенция ООН о привилегиях  и иммунитетах Объединенных Наций 1946г., Конвенция о привилегиях  и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г., Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических  агентов 1973 г., Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с  ней персонала 1994 г..

Общим правилом в международном  праве является полная неприкосновенность высших должностных лиц, помещений, транспорта, корреспонденции, архивов международных организаций. Иммунитет от уголовной юрисдикции аналогичен дипломатическому иммунитету. Таким иммунитетом в ООН наделены Генеральный секретарь и его заместители.

Судьи Международного суда также обладают полным иммунитетом  от уголовной юрисдикции государства  пребывания. Судьи, прокурор, заместители  прокурора и секретарь пользуются теми же привилегиями и иммунитетами, которые предоставляются главам дипломатических представительств, когда они участвуют в деятельности Суда или в отношении такой деятельности.

На постоянных представителей государств при международных организациях универсального характера распространяется иммунитет аналогичный дипломатическому. Глава представительства и члены дипломатического персонала представительства пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. При этом иммунитет от юрисдикции государства пребывания не освобождает от юрисдикции посылающего государства.

На других должностных  лиц и обслуживающий персонал международных организаций, иных представителей государств распространяется ограниченный иммунитет. Уголовная ответственность  по законам государства пребывания не наступает для этих лиц за действия, совершенные ими при выполнении официальных функций.

    • Иммунитет специальных миссий.

Базовым документом является Международная Конвенция о специальных  миссиях 1969 г. Помимо него, между государствами  заключаются соглашения, договоры разного  уровня о статусе представительств, делегаций, а также о взаимодействии правоохранительных органов по вопросам предупреждения, пресечения и привлечения  лиц к ответственности при нарушении членами таких представительств законов страны пребывания, о сфере юрисдикции государства пребывания.

Специальная миссия – временная миссия, по своему характеру представляющая государство, направляемая одним государством в другое с согласия последнего для рассмотрения с ним определенных вопросов или для выполнения в отношении его определенной задачи.

Исходя из определения  видно, что государство может  направить специальную миссию в  другое государство с согласия последнего, предварительно полученного через  дипломатические или другие согласованные  и взаимоприемлемые каналы. Только с согласия принимающей стороны  делегация получает статус специальной  миссии и может осуществлять функции, определяемые по взаимному согласию между посылающим и принимающим  государством.

Примером неполучения  согласия государства на направление  миссии может быть отказ Чехии  на выдачу визы в ноябре 2002 г. Президенту Беларуси. Власти Чехии приняли решения  не выдавать въездную визу А. Лукашенко  для участия в саммите НАТО в Праге в ноябре 2002 г..

На специальную миссию, ее персонал, помещения, транспорт, корреспонденцию  распространяется такой же иммунитет, что и на дипломатических агентов. Личность представителей посылающего  государства в специальной миссии неприкосновенна, они пользуются иммунитетом  от уголовной юрисдикции принимающего государства. Они не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Принимающее государство  должно относится к ним с должным  уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство. Личные помещения представителей посылающего государства и членов ее дипломатического персонала пользуются той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения специальной миссии.

Статья 21 Конвенции подчеркивает особый статус главы государства  и лиц высокого ранга: глава посылающего государства, возглавляющий специальную миссию, пользуется в принимающем государстве или в третьем государстве преимуществами, привилегиями и иммунитетами, которые признаются международным правом за главами государств, посещающими другое государство с официальным визитом. На них распространяется дипломатическая неприкосновенность не только во время нахождения в принимающем государстве в официальном качестве, но и с частным визитом.

Особым вопрос об иммунитете главы государства, который обладает иммунитетом от уголовной юрисдикции во время нахождения в должности. Привлечь к уголовной ответственности  можно только в результате импичмента. Общим правилом демократических  режимов является отсутствие иммунитета бывшего главы государства от уголовной юрисдикции за совершение особо тяжких преступлений. Однако, в России действует государственный акт, которым гарантирована личная неприкосновенность, в том числе и от уголовного преследования, одного из бывших президентов страны. (ФЗ «О гарантиях Президенту РФ прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» от 12.02.2001г.).

В международном праве  иммунитет от уголовной юрисдикции главы государства во время пребывания в должности не признается в отношении  международных преступлений.

Своеобразной разновидностью иммунитета специальной миссии является нераспространение уголовной юрисдикции государства пребывания на определенные подразделения (формирования) направляющей стороны, которые находятся по согласованию с принимающей стороной на ее территории. Занимаемая такими подразделениями  территория остается в территориальном  пространстве принимающего государства, однако, в соответствии с договоренностью  между государствами действует  юрисдикция направляющего государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Венская конвенция о дипломатических сношениях, принята 18 апреля 1961 г.;
  2. Венская Конвенция о  консульских  сношениях, принята 24 апреля 1963 г.;
  3. Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, принята резолюцией 22 A Генеральной Ассамблеи от 13 февраля 1946 г.;
  4. Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений, принята резолюцией 179 (II) Генеральной Ассамблеи от 21 ноября 1947 г.;
  5. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, принята резолюцией 3166 (XXVIII) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1973 г.;
  6. Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала, принята резолюцией 49/59 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1994 г.;
  7. Конвенция о специальных миссиях, принята резолюцией 2530 (XXIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 8 декабря 1969 г.;
  8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.
  9. О Государственной границе Российской Федерации: Федеральный закон от 1 апреля 1993 г. N 4730-I;
  10. О континентальном шельфе Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ;
  11. О гарантиях Президенту РФ прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи: Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. N 12-ФЗ;
  12. Иногамова - Хегай, Людмила Валентиновна. Международное уголовное право / Л.В. Иногамова-Хегай ; Ассоциация юрид. центр. - СПб. : Юрид. центр-Пресс, С. 82-115.
  13. Кибальник, Алексей Григорьевич. Современное международное уголовное право : монография / А. Г. Кибальник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Волтерс Клувер, 2010. - 295 c

 


Информация о работе Уголовная юрисдикция государства. Иммунитеты