Уголовная ответственность за коррупционные преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:08, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является, исследование вопросов уголовной ответственности за превышение власти и должностных полномочий, направленных на совершенствование законодательства и практики его применения.
Поставленной целью определялись следующие задачи исследования:
1) исследование истории развития законодательства об ответственности за превышение власти или должностных полномочий;
2) анализ понятия коррупционного и иного преступления против интересов государственной службы и государственного управления и выработка его определения;
3) исследование юридической природы, видов состава превышения власти или должностных полномочий;

Вложенные файлы: 1 файл

бата дадонов (5).doc

— 412.00 Кб (Скачать файл)

Также этот Указ обязал председателя президиума Совета разработать и представить проект Национального плана противодействия коррупции.

Следующим важным этапом развития противодействия коррупции  было утверждение Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года Национального  плана противодействия коррупции.56 Принятие данного документа является важным этапом развития противодействия коррупции. Так данный план предусматривает довольно широкий перечень мер направленных на борьбу с коррупцией. Сюда можно отнести:

- меры по законодательному  обеспечению противодействия коррупции;

- меры по совершенствованию  государственного управления в  целях предупреждения коррупции;

- меры по повышению  профессионального уровня юридических  кадров и правовому просвещёнию;

Так, основной мерой законодательного обеспечения противодействия коррупции является подготовка и внесение в Государственную Думу проекта закона «О противодействии коррупции», предусматривающего в частности:57

а) определение понятий  «коррупция», «коррупционное правонарушение», «противодействие коррупции»;

б) меры по профилактике коррупции, включающие в себя:

- специальные требования  к лицам, претендующим на замещёние  должностей государственных служащих;

- развитие института  общественного и парламентского  контроля за соблюдением антикоррупционного  законодательства;

- совершенствование механизма  антикоррупционной экспертизы нормативных  правовых актов;

- возложение на государственных  служащих обязанности уведомлять  о ставших им известных случаях  коррупционных или иных правонарушений, а также привлечение их к  ответственности за невыполнение данной обязанности;

в) определение основных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции, включающих в себя:

- совершенствование системы  и структуры государственных  органов, оптимизацию и конкретизацию их полномочий;

- разработку системы  мер, направленных на совершенствования  порядка прохождения государственной  службы и стимулирование добросовестного  исполнения обязанностей государственной  службы на высоком профессиональном  уровне;

- сокращение категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам и ведения оперативно-розыскных мероприятий;

- введение антикоррупционных  стандартов направленных на предупреждение  коррупции;

- обеспечение справедливой  и равной для всех доступности правосудия и повышение оперативности рассмотрения дел в судах;

- развитие процедур  досудебного и внесудебного разрешения  споров, прежде всего между гражданами  и государственными органами.

Национальный план, в  законодательном обеспечении противодействия коррупции, также предусматривает внесение изменений в ряд уже существующих законодательных актов.

Мерами по совершенствованию  государственного управления предусматривается  осуществление комплекса мер, направленных на совершенствование функционирования государственного аппарата и включающих в себя:

а) передачу части федеральных  полномочий регионам при одновременном  внедрении системы оценки их работы и передачу части функций государственных  органов в негосударственный  сектор, а также изъятие у государственных органов имущества, не используемого для реализации полномочий;

б) реализацию прав граждан  на получение достоверной информации, повышение независимости средств  массовой информации;

в) создание системы контроля деятельности государственных служащих со стороны гражданского общества;

г) сокращение излишней численности  государственных служащих с одновременным  привлечением на государственную службу квалифицированных специалистов и  созданием адекватных материальных стимулов в зависимости от объемов  и результатов выполняемой работы;

д) повышение ответственности  федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных  образований и их должностных  лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

е) разработку и внедрение  стандартов государственных услуг  и регламентов исполнения государственных  функций, а также оптимизацию  и конкретизацию полномочий государственных  органов и их работников, которые  должны быть закреплены в административных регламентах;

ж) выработку оптимальной  системы взаимодействия институтов гражданского общества и средств  массовой информации с государственными органами, исключающими возможность  неправомерного вмешательства в  деятельность государственных служащих.

Среди мер по совершенствованию  государственного управления предлагается рассмотреть вопрос о целесообразности создания в составе кадровых служб  федеральных государственных органов  подразделений по профилактике коррупционных  и иных правонарушений с возложением на них следующих функций:

а) обеспечение соблюдения государственными служащими общих  принципов служебного поведения, утверждённых Указом Президента Российской Федерации  от 12 августа 2002 года № 885;58

б) обеспечение деятельности комиссий по разрешению конфликта интересов;

в) принятие мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе  после ухода государственного служащего  с государственной службы;

г) оказание консультативной  помощи по вопросам связанным с применением  на практике общих принципов служебного поведения государственных служащих;

д) обеспечение реализации обязанности государственных служащих сообщать о ставших им известными случаях коррупционных и иных правонарушениях, а также осуществление  проверки достоверности таких сведений и сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными служащими;

е) проведение служебных  расследований коррупционных проявлений;

ж) взаимодействие с правоохранительными  органами.

Для повышения профессионального уровня юридических кадров требуется:59

а) повышение качества образовательных программ в области  юриспруденции, в том числе увеличение практической подготовки обучающихся;

б) совершенствование  системы подготовки и повышения  квалификации педагогических кадров федеральных государственных образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования, реализующих программу в области юриспруденции;

в) воспитание у правоприменителей  уважительного отношения к закону;

г) усиление антикоррупционной составляющей при преподавании учебных дисциплин, предусматривающих изучение правовых и морально-этических аспектов управленческой деятельности в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования;

д) усиление государственного контроля за качеством работы образовательных  учреждений высшего и среднего профессионального  образования, осуществляющих подготовку юридических кадров;

е) разработка и внедрение  в практику механизма получения общественной аккредитации федеральных государственных образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования, реализующих программы в области юриспруденции, в общественных образовательных, научных и промышленных структурах;

ж) законодательное закрепление  правила, в соответствии с которым  судья федерального суда, впервые  назначенный на должность, обязан проходить  профессиональную подготовку.

Не маловажную роль играет правовое просвещёние общества. Для  повышения качества просвещёния общества необходимо:60

а) поддержка со стороны  государства широкого участия Общероссийской общественной организации «Ассоциация  юристов России», других общественных и религиозных организаций, направленной на формирование в обществе нетерпимого  отношения к коррупции;

б) формирование в обществе и государственном аппарате уважительного  и бережного отношения к частной  собственности;

в) повышение правовой культуры общества в целом;

г) обеспечение условий  для широкого доступа населения  к специализированному правовому телевизионному каналу «Закон-ТВ».

Борьба с коррупционной  преступностью предполагает привлечение  к ответственности и тех, кто  осуществляет подкуп служащих, а также  устранение последствий коррупционных  правонарушений: взыскание незаконно  полученного имущества или стоимости предоставленных услуг, аннулирование актов и действий, совершённых в результате правонарушений, связанных с коррупцией, восстановление нарушенных прав и законных интересов.

Рост раскрываемости коррупционных правонарушений невозможен без существенного улучшения работы оперативно-розыскных органов МВД, налоговой полиции, повышения профессионального мастерства работников следственного аппарата. Необходимо также разработать и широко применять стимулирующие нормы, освобождающие от ответственности второстепенных участников коррупционных правонарушений, которые активно способствовали разоблачению коррупционеров. Сказанное выше о направлениях борьбы с коррупционными правонарушениями не является характерным только для России. Так, например содержание программы по обузданию коррупции интернациональный коллектив авторов пособия «Системы общегосударственной этики поведения»61: «Серьёзные и согласованные реформы должны включать в себя следующие элементы:

1) ясно выраженное  стремление политических лидеров бороться со всеми проявлениями коррупции, где бы они не имели место, и согласие самим стать объектом проверок;

2) упор на предотвращение, профилактику коррупции и стремление  изменить саму систему, а не  периодически устраивать «охоту  на ведьм»;

3) принятие всеобъемлющего антикоррупционного законодательства и воплощение его в жизнь …;

4) определение сфер  деятельности правительства, наиболее  предрасположенных к коррупции,  и пересмотр, как основополагающих  законов, так и административных  процедур;

5) обеспечение соответствия должностных окладов государственных служащих и политических деятелей той мере ответственности, которую они несут в силу занимаемой должности, а также приведение в соответствие их заработной платы уровню зарплат в частном секторе, насколько возможно;

6) разработка законодательных  норм, а также уголовных и административных  мер, способных отбить охоту  совершить правонарушение;

7) установление партнёрских  отношений между правительством  и гражданским обществом (включая  частный сектор, профессиональные и религиозные организации);

8) превращение коррупции  в «сферу повышенного риска  и низкой рентабельности».

 

2.2. Уголовная ответственность за коррупционные преступления

Ни для кого не требуются  дополнительные аргументы, обосновывающие, необходимость ведения борьбы с коррупцией. Но для многих менее очевидно утверждение о невозможности победы над этим негативным социальным явлением. Еще в конце 19 века Дюркгейм заметил, что самоубийство и преступность это обязательные признаки человечества. Поэтому, пока будет человечество, будет и преступность. Но это не значит, что мы неспособны каким-либо образом влиять на данное социальное явление, как в сторону его увеличения, так в сторону его уменьшения или изменения структуры преступности.

Преступность включает в себя совокупность всех преступлений, совершаемых на определенной территории за определенной промежуток времени.  Далеко не все из преступлений войдут в преступность как признак человечества. П. Сорокин и Н. Тимофеев классифицировали все преступления на 7 групп: абсолютные, тяготеющие к абсолютным, распространенные, близкие к ним, появившиеся только в 19 веке, которые перестали признаваться преступлениями в настоящее время и время от времени признаваемые преступлениями.

Абсолютные во все  времена и во всех государствах считались таковыми. Распространенные – те, что в большинстве государств и чаще всего считались таковыми. К числу распространенных преступлений относится и взяточничество. Оно же составляет и ядро коррупции. Нам представляется, что первые и вторые преступления можно назвать вечными преступлениями.

Вечность взяточничества может быть доказана не только тем, что с первых письменных законодательных  актов ответственность за получение  взятки предусматривалась во всех государствах, но и изучением литературных источников всех времен и всех народов.

Большинство авторов  и государственных деятелей во все  времена порицали взяточничество. Но не все представители доктрины и  обыватели считают, что взятка есть абсолютное зло, усматривает в ней и положительные стороны. Ведь еще Шекспир устами ведьм в трагедии «Макбет» говорил: «Добро есть зло, зло есть добро».

Информация о работе Уголовная ответственность за коррупционные преступления