Уголовная ответственность за коррупционные преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:08, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является, исследование вопросов уголовной ответственности за превышение власти и должностных полномочий, направленных на совершенствование законодательства и практики его применения.
Поставленной целью определялись следующие задачи исследования:
1) исследование истории развития законодательства об ответственности за превышение власти или должностных полномочий;
2) анализ понятия коррупционного и иного преступления против интересов государственной службы и государственного управления и выработка его определения;
3) исследование юридической природы, видов состава превышения власти или должностных полномочий;

Вложенные файлы: 1 файл

бата дадонов (5).doc

— 412.00 Кб (Скачать файл)

Коррупция представляет собой социальный феномен, не имеющий  однозначного понимания и интерпретации  в общественном сознании. В обществе нет консенсуса по поводу коррупции. Эмоциональная, нравственная и правовая оценка явлений коррупции предельно многозначны, границы морального – аморального, законного – незаконного, осуждаемого – принимаемого в значительной мере размыты.

Современная коррупция – это не элементарный уголовно-правовой феномен, который можно было бы квалифицировать конкретной нормой уголовного кодекса как отдельный состав преступления. Коррупцию следует рассматривать как криминологическое, социально-экономическое явление, обладающее многоструктурным и многоуровневым содержанием, в содержательный объем которого входит комплекс неоднородных видов общественно опасных деяний. Можно с уверенностью сказать, что коррупция распространяется во всех сферах общественной жизни.

 Коррупцией следует  считать осуществляемое любыми  способами и при любых условиях  извлечении выгоды из своего  положения в системе государственной  власти или из связанного с  ним своего общественного статуса  в корыстных целях.  

Отличительная особенность  коррупционных и иных преступлений против интересов государственной службы и государственного управления заключается в том, что они совершаются людьми, которые сами призваны соблюдать и охранять законы. Широкая распространенность этих преступлений, коррумпированность государственного аппарата заставляет законодателя принимать особо строгие меры борьбы со взяточничеством, злоупотреблениями и другими опасными посягательствами на интересы государственной службы.

Решение существующих проблем  в сфере борьбы с коррупционными и иными преступлениями против интересов государственной службы и государственного управления зависит от правильного уяснения смысла и содержания понятий «коррупционные преступления» и «иные преступления против интересов государственной службы и государственного управления», определение которых осложнено отсутствием в законе и научной литературе единого подхода.

Вместе с тем, выявление  специфических признаков преступлений против интересов государственной  службы и на основе этого формирование понятия коррупционного и иного служебного преступления имеет важное теоретическое и практическое значение для установления наличия такого преступления и отграничения его от проступка, а также для решения вопросов квалификации конкретных уголовно-правовых ситуаций.

По мнению А.И. Долговой, коррупция — это социальное явление, которое «характеризуется подкупом продажностью государственных и  иных служащих и на этой основе —  корыстным использованием ими в  личных либо узкогрупповых, корпоративных  интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей».

Таким образом, на основании  изложенного, следует обозначить наиболее перспективные направления уголовно-правовой борьбы с коррупцией, которыми, на наш  взгляд являются: во-первых, совершенствование предусмотренных в уголовном законе норм об ответственности за коррупционную деятельность; во-вторых, совершенствование практики применения содержащихся в уголовном законе составов коррупционных преступлений; в-третьих, выявление новых видов общественно-опасных деяний, имеющих коррупционный характер, с целью их последующей криминализации.

Социологические исследования позволяют глубже проанализировать коррупцию как социальное явление. Один из важнейших выводов таких  исследований заключается в том, что самые крупные коррупционные сделки, самые большие потери от коррупции связаны отнюдь не со взятками, хотя и их общая сумма высока. Но самые крупные объемы коррупционных сделок производят так называемые коррупционные сети, действующие, как правило, практически без нарушений законодательства, а чаще всего с соблюдением его норм. Чтобы понять причины и процедуры деятельности коррупционных сетей, необходимо изучать реальные экономические и социальные факторы, вследствие которых такая деятельность становится возможной.  Осознание ситуации, конечно, не означает, что сразу удастся их нейтрализовать, а вскрытие противоречий не ведет немедленно к их разрушению. Но без этого противодействие коррупции никогда не будет эффективным.

Как социальное явление  коррупции возникает и поддерживается на уровне неформальных социальных связей, составляющих основу общества, она может быть обнаружена на всех уровнях управления им, а также в системах, обеспечивающих его саморегулирование.

Расширяющееся политическое и экономическое сотрудничество превращает коррупцию в интернациональную проблему. Тенденции развития в мировой политике и экономике способствуют возникновению и быстрому развитию транснациональной преступности, одной из наиболее опасных форм которой является транснациональная коррупция, проявляющаяся в виде подкупа иностранных должностных лиц с целью получения возможности начать или продолжить экономическую деятельность в какой-нибудь стране, либо обеспечить себя каким-то несоответствующим преимуществом при создании предприятий с иностранными инвестициями, либо незаконно реализовать экономические проекты, приватизировать государственную собственность и т.д.

К основным причинам коррупции  можно отнести:

– отсутствие оптимальной системы антикоррупционных законов и подзаконных актов;

– существенные недостатки и грубые ошибки в проведении экономических  и социальных реформ;

– слабость и нерешительность  государственной власти;

– кадровую, техническую  и оперативно-тактическую неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности , в том числе коррумпированным структурам;

– минимальный риск разоблачения коррупционеров и отсутствие жестких  по отношению к ним мер ответственности;

– привилегии на распоряжение собственностью и услугами, которые  находятся в руках ограниченного числа чиновников.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Предупреждение коррупционной преступности.

2.1. Общесоциальные меры предупреждения коррупционной преступности

В России сложились особенно благоприятные условия для процветания  коррупции на всех уровнях властных структур. Эффективность метода борьбы с коррупцией зависит и от социальных условий его применения, поэтому необходимо выделить условия, благоприятствующие развитию коррупции.

1. Слабость судебной системы - одна из основных проблем переходного периода. Система тотального партийного надзора приучала людей искать защиты в партийных организациях, а не в судах. После распада этой системы на ее месте образовалась правовая брешь, незаполненная до сих пор.

Сейчас в России слабость судебной системы проявляется в том, что:

  • слабо исполняются судебные решения;
  • низка пропускная способность арбитражных судов, а значит, резко увеличиваются сроки рассмотрения дел в них, что нередко парализует коммерческую деятельность;
  • не хватает квалифицированных кадров, соответствующих требованиям новых экономических условий35.

В противостоянии коррупции  практически не используется серьезный  потенциал гражданского судопроизводства. Отсутствие административной юстиции  не позволяет освободить уголовное  и гражданское судопроизводство от дел по рассмотрению административных нарушений, что затрудняет решение множества задач именно в той сфере, которая смыкается с коррупцией.

2. Неразвитость правового сознания населения порождена той же причиной - укорененной при советском режиме системой партийного квазиправа. Помимо слабого исполнения законов и иных норм, помимо отсутствия культуры и традиции использования права гражданами, проявляются и другие эффекты: в частности, пониженный правовой иммунитет приводит к тому, что практически отсутствует массовое сопротивление «низовой» коррупции.

3. Привычная ориентированность правоохранительных органов и их представителей на защиту исключительно «интересов государства» и «общенародной собственности» - типично российская проблема. Защита прав и интересов граждан, в том числе - частных собственников, еще не стала центральной задачей. В итоге предприниматели, не находя защиты в сфере права, ищут ее в сфере свободной купли-продажи незаконных услуг чиновников.

4. Традиция подчинения чиновников не закону, а инструкции и начальнику имеет в России корни более древние, чем 70 лет коммунистического режима. Это приводит к тому, что попытки правового регулирования вязнут в старой бюрократической системе, продолжающей работать по своим собственным законам, установленным несколько столетий тому назад. Следовательно, любая антикоррупционная программа в России должна быть сопряжена с коренным реформированием системы государственной службы.

Чтобы понять и оценить  возможности борьбы с коррупцией в России, необходимо проанализировать возможное участие в решении этой проблемы основных партнеров: органов власти, ключевых компонентов гражданского общества (предпринимательства, независимых средств массовой информации, общественных институтов) и общества в целом.

Средства массовой информации, с одной стороны, давно и прочно стали основной ареной, на которой разворачиваются баталии вокруг коррупционных сюжетов. Они хорошо подаются и пользуются спросом. Не существует исключительной групповой монополии на негосударственные СМИ, следовательно, пока эта тема не может быть снята с повестки дня.

С другой стороны, деловая  элита осознала могущество СМИ и  то обстоятельство, что политическая рентабельность серьезных вложений в них может иметь полезные экономические последствия. В результате, происходит борьба между экономическим кланами за информационные каналы (в широком смысле этого слова). Неурегулированность юридических и экономических отношений между журналистами и их «хозяевами» влечет широкое распространение теневых и даже коррупционных отношений в этой сфере. В итоге негосударственные СМИ рискуют превратиться из мощного отряда гражданского общества в инструмент борьбы между экономическими и бюрократическими кланами.

Российский бизнес целесообразно рассматривать состоящим из трех неравных частей. К первой и много меньшей относятся основные финансовые группы, выросшие на бюджетных деньгах и доступе к административным ресурсам. С одной стороны, пока эти группы ожесточенно конкурируют и к ним добавляются новые, России не грозит полностью стать олигархическим государством. Антикоррупционные взаимные удары стали в последнее время важным средством борьбы групп, обнажая многое для граждан и готовя их к более серьезным фазам борьбы с коррупцией. Кроме того, борьба по таким правилам воспитывает страх перед использованием, по крайней мере, самых наглых коррупционных действий; помогает естественному отбору и в чиновничьей среде, и в методах достижения успеха в бизнесе; работает на антикоррупционные усилия властей.

С другой стороны, «игры  с огнем», которыми занимаются кланы, поражая друг друга вбросами компромата, могут иметь неожиданные последствия: гибель мощных финансовых империй; проявление «эффекта бумеранга», когда жертвой становится тот, кто первый поднимает оружие; впечатляющий крах эффектных чиновничьих карьер. Все это либо уже происходит, либо близко к осуществлению. Но в относительно нестабильной политической ситуации возможны более серьезные последствия: крах правительства и откат от реформистской политики. Страх перед подобными возможностями подталкивает различные группировки к консолидации во имя самосохранения. Подобная консолидация может стать препятствием для борьбы с коррупцией.

Ко второй части российского  бизнеса следует отнести представителей «второго эшелона» бизнеса, не допущенного к бюджетной кормушке и потому, прежде всего, заинтересованного в нормальных правилах экономической игры. Предприниматели, вставшие на ноги в условиях реальной конкуренции, не заинтересованы в сращивании власти и бизнеса, являющемся питательной средой коррупции.

Между тем эта часть  российского бизнеса плохо консолидирована  и не имеет постоянных эффективных  механизмов отстаивания своих интересов. Одновременно власть, по сложившейся  традиции, взаимодействует с представителями  первого малочисленного отряда бизнесменов, большей частью игнорируя «широкие слои» предпринимателей, которые могли бы стать существенной опорой в антикоррупционных усилиях.

Наконец, третья группа предпринимательства, обозначаемая часто как «малый и  средний бизнес» и являющаяся по демократическим стандартам основой среднего класса, буквально повязана сплошной низовой коррупцией. Последняя, не только препятствует бизнесу, но и буквально унижает целый социальный слой. Это становится источником возрастающего социального напряжения в тех группах, которые, как показывает история, являлись движущей силой не только буржуазных революций, но и фашистских переворотов.

Российское общество сильно разочаровано властью. Существенный вклад в это разочарование вносит устойчивый стереотип ее коррумпированности. Российское общественное сознание, еще не защищенное укорененностью гражданской ответственности и приверженностью демократическим принципам, весьма склонно поддаться соблазну простых рецептов, из которых один из самых распространенных - «сильная рука». Поэтому крайне тяжело будет обрести доверие граждан и их поддержку при реализации серьезной антикоррупционной программы.

В то же время в последние  годы резко выросло число общественных организаций, которые в гораздо  меньшей степени охвачены ржавчиной  коррупции, чем другие сферы жизни. Эти институты гражданского общества могут стать серьезным подспорьем при реализации программы по борьбе с коррупцией.

Информация о работе Уголовная ответственность за коррупционные преступления