Терроризм как глобальный вызов глобальной безопаности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 01:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование роли ООН в борьбе с международным терроризмом.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. раскрыта сущность терроризма, нормативно-правовые основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации и в международном праве;
2. проанализирована деятельность ООН в сфере борьбы с терроризмом;
3. разработаны предложения по повышению эффективности международной борьбы с терроризмом.

Содержание

Введение 3
1 Терроризм как международная проблема 5
1.1 Терроризм – сущность, понятие, подходы к его исследованию 5
1.2 Нормативно-правовые основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации 16
1.3 Международная борьба с терроризмом 23
2 Обсуждение проблем терроризма в ООН 28
2.1 ООН как международная организация, ее роль в борьбе с терроризмом 28
2.2 Анализ международного терроризма, его динамика 36
2.3 Основные направления обсуждения проблем борьбы с терроризмом в ООН 46
3 Основные направления совершенствования борьбы с терроризмом на международном уровне 55
3.1 Выявление проблем и пробелов в международном регулировании борьбы с терроризмом 55
3.2 Основные направления совершенствования 63
Заключение 71
Список использованной литературы 74

Вложенные файлы: 1 файл

терроризм как глобальный вызов международной безопаснсоти.doc

— 320.50 Кб (Скачать файл)

Именно эти Решения являются основанием для включением партии “Хизб-ут Тахрир” и других организаций  в проект единого списка террористических и экстремистских организаций, подготовленный специалистами Антитеррористического центра СНГ, который в настоящее время проходит процедуру согласования в органах безопасности и спецслужбах государств Содружества.

Что же касается формирования направлений  научных разработок в области повышения эффективности антитеррористического сотрудничества, то, на наш взгляд, следовало бы использовать имеющийся в России научно-интеллектуальный потенциал для проработки следующих тем:

    • социальная база современного терроризма;
    • причины и движущие силы терроризма;
    • взаимосвязь терроризма и организованной преступности;
    • вопросы противодействия угрозам технологического терроризма;
    • идеологические концепции современного терроризма и противодействие их распространению;
    • источники финансирования терроризма и борьба с ним;
    • направления и формы международного сотрудничества в противодействии террористическим угрозам;
    • национальные, региональные и международные антитеррористические структуры, направления и формы взаимодействия;
    • роль и место вооруженных сил в борьбе с терроризмом;
    • использование институтов гражданского общества в борьбе с терроризмом;
    • религиозный экстремизм и организация противодействия ему.

Разработка перечисленных тем  представляется особенно актуальной в  условиях, когда в России принят новый Федеральный закон “О противодействии терроризму” и изменена система организации антитеррористической деятельности.

 

Заключение

 

Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН) уже в течение многих лет занимается вопросами, связанными с международным терроризмом  и международным сотрудничеством  в этой области. В 2002 году Генеральная  Ассамблея одобрила расширенную программу деятельности Сектора по предупреждению терроризма (СПТ) УНП ООН. В центре внимания этой расширенной программы стоят вопросы оказания помощи государствам, по их запросу, по юридическим и смежным аспектам противодействия терроризму, особенно в связи с ратификаций и осуществлением универсальны х правовых документов по борьбе с терроризмом и укреплением потенциала национальных систем уголовного правосудия в деле применения положений этих документов в соответствии с принципами верховенства права. Кроме того, программа работы Сектора охватывает предоставление помощи по основным вопросам, связанным с противодействием терроризму, межправительственным органам, особенно Комиссии по предупреждению преступности, Экономическому и Социальному Совету, Генеральной Ассамблее и конгрессам Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Сектор также предоставляет помощь по специальным вопросам, касающимся предупреждения терроризма, в связи с общими инициативами Секретариата Организации Объединенных Наций и координирует свою деятельность с другими подразделениями и организациями.

После 2002 года Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет  и Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию неоднократно подтверждали мандат Сектора по предупреждению терроризма в области предоставления технической помощи в целях противодействия терроризму.

Глобальная контртеррористическая  стратегия Организации Объединенных Наций, принятая Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 60/288 от 8 сентября 2006 года, содержит обширные ссылки на работу УНП ООН, особенно его Сектора по предупреждению терроризма. В Стратегии содержится рекомендация УНП ООН расширять оказание технической помощи. В ней содержится призыв к государствам-членам обращаться за технической помощью, оказываемой УНП ООН.

УНП ООН обладает значительными  сравнительными преимуществами в деле предоставления помощи в связи с  противодействием терроризму. В частности, Управление обладает комплексными экспертными знаниями в соответствующих областях предупреждения преступности и уголовного правосудия, верховенства права, контроля над наркотиками, транснациональной организованной преступности, отмывания денег, коррупции и международного сотрудничества по уголовным делам, а также обладает оперативным потенциалом на местном уровне.

При выполнении своего вышеупомянутого  мандата Сектор по предупреждению терроризма стремится оперативно и эффективно отвечать на запросы государств о  помощи по юридическим и смежным аспектам противодействия терроризму. 

Цель деятельности Сектора по предупреждению терроризма в области оказания технической  помощи состоит в укреплении правового  режима борьбы с терроризмом. Эту  задачу Сектор выполняет путем предоставления государствам юридических консультаций по вопросам участия в универсальных правовых документах, касающихся терроризма, оказания государствам помощи во включении положений этих документов в их национальные уголовные кодексы, организации профессиональной подготовки для сотрудников системы уголовного правосудия по вопросам нового законодательства и предоставления другой необходимой помощи в целях укрепления потенциала национальных систем уголовного правосудия по эффективному осуществлению правового режима борьбы с терроризмом в соответствии с принципами верховенства права и по эффективному участию в международном сотрудничестве по уголовным делам, связанным с терроризмом. По запросу помощь также предоставляется в подготовке национальных докладов для Контртеррористического комитета Совета Безопасности. 

Во исполнение мандата, содержащегося  в Глобальной контртеррористической  стратегии Организации Объединенных Наций, УНП ООН и его Сектор по предупреждению терроризма стремятся:

  • расширять проводимую работу по оказанию помощи странам в деле ратификации и осуществления универсальных документов по борьбе с терроризмом, особенно через увеличение поддержки национальным системам уголовного правосудия в связи с соответствующим наращиванием потенциала и специальной профессиональной подготовкой;
  • разрабатывать новые инициативы по содействию юридическому сотрудничеству в области противодействия терроризму, особенно на региональном и субрегиональном уровнях, а также распространению оптимальных видов практики, проведению исследований по юридическим вопросам и углублению академической подготовки;
  • комплексно включать соответствующие аспекты предупреждения терроризма в другие основные области работы УНП ООН; 
  • использовать и применять общий опыт УНП ООН в деле предупреждения преступности и контроля над наркотиками; 
  • использовать потенциал, которым располагает УНП ООН на местах в качестве эффективного канала для передачи странам специальных знаний и опыта по противодействию терроризму и наращивания таких знаний.

 

Список использованной литературы

 

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 14.02.2008 №11-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, №25, ст. 2954.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 №153-ФЗ) // Парламентская газета, №32, 10.03.2006.
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии» (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 №222-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 16.12.1996, №51, ст. 5681.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.1998 №130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (в ред. Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, №31, ст. 3808. – документ утратил силу.
  5. Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. N 1113 "Об участии Российской Федерации в деятельности международной организации уголовной полиции - Интерпола".
  6. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 г.
  7. Конвенция о создании международного уголовного трибунала для привлечения террористов к ответственности (принял Совет Лиги Наций в 1937 г.)
  8. Конвенция о предупреждении и наказании терроризма (Организация Американских Государств, 1971 г.)
  9. Конвенция о физической защите ядерного материала (МАГАТЭ, 1980 г.)
  10. Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (ИКАО, 1990 г.)
  11. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (Генеральная Ассамблея ООН, 1994 г.).
  12. Решение Совета глав государств СНГ от 21 июня 2000 г. "О Программе государств - участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года".
  13. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г.
  14. Афанасьев Н.Н. Международно-правовая база борьбы с терроризмом // Закон и право. 2001. N 4. С. 8.
  15. Борьба с преступностью за рубежом. М., 2002, № 6
  16. Вооруженная борьба с международным терроризмом. Московский журнал международного права. №4, 2001г.
  17. Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним. Международный комитет Красного Креста. М., 1994. С. 240 и 241.
  18. Жухрай В.М. Террор. Гении и жертвы в царской России. М., АСТ – Пресс книга, 2002
  19. Змеев М.А. Контртерроризм как государственное противодействие международному терроризму: Монография. Н. Новгород, 2006. С. 48.
  20. Змеев М.А. Правовые и социально-политические аспекты проведения контртеррористических операций: Монография. Н. Новгород, 2006. С. 78.
  21. Иванеев С.В. Террористические акты и нормы международного права по применению вооруженных сил в условиях противостояния терроризму // Военно-юридический журнал, 2007, №4.
  22. Калинин Б.Ю., Хрыков В.П. Терроризм в России в конце XX – начале XXI века: политико-правовой анализ // Законодательство и экономика, 2007, №11.
  23. Каримов Р.Р. Некоторые вопросы формирования международной нормативно-правовой базы борьбы с терроризмом // История государства и права, 2006, №9.
  24. Кофман Б.И., Миронов С.Н., Сафиуллин Н.Х., Демидов Ю.Н., Курушин В.И. Борьба с терроризмом: теория и практика. Учебное пособие. М., 2005. С. 64 - 65.
  25. Кулжабаева Ж.О. Правовые формы сотрудничества государств в борьбе с международным терроризмом // Право и государство. 2000. N 3.
  26. Латышев А.Г. Рассекреченный Ленин. М., 1996. С. 57.
  27. Международный терроризм: Глоссарий, аналитические материалы, документы: Научно-справочное издание / Под общ. ред. О.А. Колобова. М.; Н. Новгород, 2003. С. 433.
  28. Моджорян Л.А. Терроризм и национально-освободительные движения // Государство и право. 1998. N 3. С. 87.
  29. Ольшанский Д.В. Психология террора. – М., Академический проект, 2002
  30. Сочнев Д.В. Молодежь, правоохранительная система и массовая информация: оптимизация взаимодействия: Монография. Н. Новгород, 2005. С. 267.
  31. Федорко С.Н. Правовое регламентирование противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации // Российский следователь, 2007, №16.
  32. Хорос В. «Крона», «корни» и «климат» терроризма. – Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 3
  33. Юдин А.В. К вопросу о взаимодействии Вооруженных Сил Российской Федерации и внутренних войск МВД России при защите конституционного строя // Право в Вооруженных Силах. 2005. N 8.

1 Федеральный закон Российской Федерации от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 №153-ФЗ) // Парламентская газета, №32, 10.03.2006.

2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 14.02.2008 №11-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, №25, ст. 2954.

3 Латышев А.Г. Рассекреченный Ленин. М., 1996. С. 57.

4 Калинин Б.Ю., Хрыков В.П. Терроризм в России в конце XX – начале XXI века: политико-правовой анализ // Законодательство и экономика, 2007, №11.

5 Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 г.

6 Федеральный закон Российской Федерации от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии» (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 №222-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 16.12.1996, №51, ст. 5681.

7 Конвенция о создании международного уголовного трибунала для привлечения террористов к ответственности (принял Совет Лиги Наций в 1937 г.), Конвенция о предупреждении и наказании терроризма (Организация Американских Государств, 1971 г.), Конвенция о физической защите ядерного материала (МАГАТЭ, 1980 г.), Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (ИКАО, 1990 г.), Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (Генеральная Ассамблея ООН, 1994 г.).

8 Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. N 1113 "Об участии Российской Федерации в деятельности международной организации уголовной полиции - Интерпола".

9 Решение Совета глав государств СНГ от 21 июня 2000 г. "О Программе государств - участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года".

10 Змеев М.А. Правовые и социально-политические аспекты проведения контртеррористических операций: Монография. Н. Новгород, 2006. С. 78.

11 Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г.

12 Международный терроризм: Глоссарий, аналитические материалы, документы: Научно-справочное издание / Под общ. ред. О.А. Колобова. М.; Н. Новгород, 2003. С. 433.

13 Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.1998 №130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (в ред. Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, №31, ст. 3808. – документ утратил силу.

14 Змеев М.А. Контртерроризм как государственное противодействие международному терроризму: Монография. Н. Новгород, 2006. С. 25 - 26.

15 Сочнев Д.В. Молодежь, правоохранительная система и массовая информация: оптимизация взаимодействия: Монография. Н. Новгород, 2005. С. 267.

16 Юдин А.В. К вопросу о взаимодействии Вооруженных Сил Российской Федерации и внутренних войск МВД России при защите конституционного строя // Право в Вооруженных Силах. 2005. N 8.

17 Змеев М.А. Контртерроризм как государственное противодействие международному терроризму: Монография. Н. Новгород, 2006. С. 48.

18 Федорко С.Н. Правовое регламентирование противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации // Российский следователь, 2007, №16.

19 Иванеев С.В. Террористические акты и нормы международного права по применению вооруженных сил в условиях противостояния терроризму // Военно-юридический журнал, 2007, №4.

20 Кофман Б.И., Миронов С.Н., Сафиуллин Н.Х., Демидов Ю.Н., Курушин В.И. Борьба с терроризмом: теория и практика. Учебное пособие. М., 2005. С. 64 - 65.

21 Афанасьев Н.Н. Международно-правовая база борьбы с терроризмом // Закон и право. 2001. N 4. С. 8.

22 Кулжабаева Ж.О. Правовые формы сотрудничества государств в борьбе с международным терроризмом // Право и государство. 2000. N 3.

23 Кулжабаева Ж.О. Правовые формы сотрудничества государств в борьбе с международным терроризмом // Право и государство. 2000. N 3.

24 Моджорян Л.А. Терроризм и национально-освободительные движения // Государство и право. 1998. N 3. С. 87.

25 Кофман Б.И., Миронов С.Н., Сафиуллин Н.Х., Демидов Ю.Н., Курушин В.И. Борьба с терроризмом: теория и практика. Учебное пособие. М., 2005. С. 67.

26 Кофман Б.И., Миронов С.Н., Сафиуллин Н.Х., Демидов Ю.Н., Курушин В.И. Указ. соч. С. 67.

27 Каримов Р.Р. Некоторые вопросы формирования международной нормативно-правовой базы борьбы с терроризмом // История государства и права, 2006, №9.

28 Вооруженная борьба с международным терроризмом. Московский журнал международного права. ?4, 2001г.

29 Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним. Международный комитет Красного Креста. М., 1994. С. 240 и 241.


Информация о работе Терроризм как глобальный вызов глобальной безопаности