Терроризм как глобальный вызов глобальной безопаности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 01:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование роли ООН в борьбе с международным терроризмом.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. раскрыта сущность терроризма, нормативно-правовые основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации и в международном праве;
2. проанализирована деятельность ООН в сфере борьбы с терроризмом;
3. разработаны предложения по повышению эффективности международной борьбы с терроризмом.

Содержание

Введение 3
1 Терроризм как международная проблема 5
1.1 Терроризм – сущность, понятие, подходы к его исследованию 5
1.2 Нормативно-правовые основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации 16
1.3 Международная борьба с терроризмом 23
2 Обсуждение проблем терроризма в ООН 28
2.1 ООН как международная организация, ее роль в борьбе с терроризмом 28
2.2 Анализ международного терроризма, его динамика 36
2.3 Основные направления обсуждения проблем борьбы с терроризмом в ООН 46
3 Основные направления совершенствования борьбы с терроризмом на международном уровне 55
3.1 Выявление проблем и пробелов в международном регулировании борьбы с терроризмом 55
3.2 Основные направления совершенствования 63
Заключение 71
Список использованной литературы 74

Вложенные файлы: 1 файл

терроризм как глобальный вызов международной безопаснсоти.doc

— 320.50 Кб (Скачать файл)

- общеуголовный (совершается преступными организациями для получения материальных ценностей, подавления или уничтожения конкурентов, принуждения государственной власти к совершению определенных действий в свою пользу);

- военный (имеет место во время  войны и ориентирован не только  на экономическое и военное ослабление, уничтожение промышленной и военной мощи противника, но и на то, чтобы устранить его, деморализовать население, вызвать панику);

- "идеалистический" (идеологический) (совершается с целью переустройства  мира, победы "справедливости", торжества "великой" идеи; присущ лицам с ущербной психикой);

- партизанский (реализуется ради  освобождения родины от захватчиков.  Наиболее яркие примеры - партизанское  движение в СССР во время  Великой Отечественной войны,  когда партизаны уничтожили с  1941 по 1944 гг. 1,1 млн. фашистов; боевики в Ночхийн (Чеченской) Республике).

Этнорелигиозный терроризм в современном  мире является самым распространенным и опасным видом терроризма, по масштабам с ним может сравниться лишь общеуголовный. Последний носит  скрытый характер и менее опасен, практически не связан ни с внутренней, ни с внешней политикой государства, не оказывает на нее серьезного влияния. За редкими исключениями общеуголовный терроризм не выдвигает какие-то масштабные требования, имеющие общесоциальный, государственный характер.

При этнорелигиозном терроризме преступление стимулируется мотивами обеспечения  торжества своей нации или  религии, реализации национальных и  религиозных идей, в том числе  сепаратистских, за счет подавления (или  даже уничтожения) других национальных и религиозных групп (даже в рамках одной религии). Такой терроризм вырастает на почве экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости, вражды и ненависти, неумения и нежелания видеть в других группах партнеров для переговоров и компромиссов, неуважения и неучета их интересов.

Этнотерроризм могут "реализовывать" не только представители одной этнорелигиозной  группы, но и люди любой другой национальности или вероисповедания, неверующие, которые  за плату (из-за обид на власть, по иным мотивам) участвуют в террористических и военных действиях. Они не всегда являются руководителями террористических ("бандитских") групп, могут выполнять и функции рядовых исполнителей, наемников-боевиков. С такими преступниками воюют американцы и их союзники в Афганистане, Ираке, российские "федералы" на Северном Кавказе, власти Испании с членами "ЭТА".

Вдохновителями, организаторами и  руководителями этнорелигиозного терроризма чаще всего выступают представители  нации, чьи интересы отстаиваются; они  являются авторами основных идей и планов; разрабатывают и готовят конкретные акты терроризма, руководят их исполнением, поддерживают связи с международными террористическими организациями, получая от них помощь и распределяя ее, отчитываются перед "спонсорами" за истраченные деньги: это "элита" террористов, отличающаяся всеми присущими лидерам качествами, в том числе организаторскими способностями, сильной волей и настойчивостью, эмоциональной холодностью, религиозностью.

Этнорелигиозный характер терроризма определяется и тем, что местное население нередко поддерживает националистические и сепаратистские идеи и планы конкретных боевиков, готово оказывать им помощь. В каждом общинном образовании, у многих народов Северного Кавказа сохранилась общинная структура, предполагающая наличие нескольких кланов, чьи интересы могут не совпадать; между ними нередки межклановая вражда и борьба, кровная месть. В таких обществах не существует понимания единой законности, наказание преступника считается частным делом заинтересованной стороны; порядок при этом обеспечивается равновесием интересов разных общин.

Общинный уклад сохранился в  большинстве мусульманских стран, оказывая существенное влияние на жизнь  людей, их взаимоотношения, на криминологическую  обстановку в регионе, на боевые и террористические действия, если они ведутся. Эта особенность жизни народов Северного Кавказа - аргумент в пользу того, что терроризм там носит этнорелигиозный характер.

Этнорелигиозный терроризм канонизирует (в институте кровной мести) человеческие жертвы; такой терроризм необратим, память о нем, точнее ненависть к виновным, "врагам", "неверным" сохраняется у многих поколений на долгое время. Ненависть "функционирует" не только на повседневно-бытовом, но и на духовном, виртуальном, исключительно значимом уровне. Однако и повседневно-бытовой этнорелигиозный терроризм опасен, поскольку именно в его рамках с раннего детства в людях воспитываются вражда и презрение к "неверным", представителям другой нации: если даже правоверный побежден, он ни в коем случае не должен терять надежду, поскольку на его стороне бог, он - непобедим.

Этнорелигиозный терроризм нельзя сводить к столкновениям между  исламским и христианским миром, поскольку он проявляется и в  каждом из них: такой терроризм имеет  место между ирландцами-католиками и шотландцами и англичанами-протестантами, а в исламе - между шиитами и суннитами (Ирак).

Сакрализация противоречий разных народов переводит конфликт на другой уровень: интерпретируется и осознается как минимум в качестве закономерной борьбы "добра со злом", когда компромисс невозможен: "зло надо уничтожать, слово (договор), данное "злу", совсем не обязательно держать".

Указанный вид не называют националистическим, этническим или сепаратистским в  силу того, что современный мусульманский  терроризм соединяет в себе как национальные, так и религиозные мотивации. Национальное самосознание населения мусульманских стран намного сильнее, чем христианских, сакрализовано, т.е. пронизано религиозной идеологией и психологией, оказывающими решающее влияние на их самоидентификацию, мировосприятие и образ жизни, общение, поступки.

По мнению религиоведов, по признаку сакрализации большинство мусульманских  стран отстает от европейских  примерно на пять - семь веков, эти страны стоят на уровне средневековой Европы, когда горели костры инквизиции, организовывались крестовые походы и свершилась Варфоломеевская ночь. По причине сакрализации национальное и религиозное сейчас не просто слиты: второе превалирует; ислам сплачивает людей именно на религиозной, а не на национальной основе; чеченские террористы получают значительную помощь от единоверцев за рубежом, без которой они долго не просуществовали бы. Для единоверцев же это - "священный долг мусульманина".

Современный этнорелигиозный терроризм  называют исламским или мусульманским не потому, что ислам является террористической религией или призывает к террору, а потому, что к терроризму сейчас чаще всего прибегают лица, исповедующие эту религию и, прикрываясь ею, ведут террористическую войну якобы за ценности ислама. Поэтому, полагаем, для ислама ничего оскорбительного в таком наименовании нет. Коран прямо предписывает веротерпимость.

Экстремистско-террористическую войну  ведут не все мусульманские народы, и далеко не все люди, исповедующие ислам, разделяют ценности, идеалы и способы решения проблем, которых придерживаются наиболее радикальные и агрессивные деятели, увлекающие за собой многих других, обманывают их, опираясь на знание психологии, традиций, обычаев, много столетий регулируют и направляют поведение масс. Между тем мусульманским "непримиримым" хорошо бы знать, что, когда пророк Мухаммед стал правителем Медины, он дал городу устав, провозглашавший равенство всех членов общины, вне зависимости от религии и национальности.

И в XXI в. в национальных регионах Северного Кавказа обыденными стали события, которые уголовный закон квалифицирует как похищение человека, терроризм, захват заложника или организация незаконного вооруженного формирования. Но некоторые деяния, называемые террористическими, таковыми не являются. Например, нападение боевиков осенью 2005 г. на г. Нальчик скорее можно квалифицировать как мятеж или бунт, полагаем, обманутых и обреченных: нападавшие могли бы и понимать, что не смогут захватить город. Следовательно, они просто шли на самоубийство.

В зоне военных и террористических действий на Северном Кавказе совершаются и другие преступления - убийства, разбои, бандитизм, вымогательства, незаконное лишение свободы, торговля людьми, использование рабского труда, наемничество, организация преступного сообщества, злоупотребление полномочиями. Многие из них "окрашены" в цвета этнорелигиозного противостояния, связаны с этнорелигиозным конфликтом общей атмосферой напряженности и тревожности, с возможностями совершения насилия и удовлетворения корыстных устремлений, порождаемых страхом и отсутствием должного правопорядка. Безнаказанность преступников в зонах конфликта тоже связана с этнорелигиозностью, хотя преступления совершают не только участники незаконных вооруженных формирований и их соучастники, но и представители федеральных сил.

За некоторыми исключениями терроризм (в том числе этнорелигиозный) носит организованный характер, особенно в тех многочисленных случаях, когда  связан с незаконными вооруженными формированиями и оказанием материальной поддержки преступным группам, которые в большинстве случаев представляют собой преступные сообщества. Терроризм - дорогостоящий способ решения проблем, на него должны "работать" различные структуры организованных формирований, добывающие материальные средства, боеприпасы, оружие, взрывчатку, готовящие соответствующих "специалистов", осуществляющие разведку и контрразведку, обеспечивающие прикрытие откровенно противоправных требований, ведущие агитацию, информационную войну. Поэтому терроризм в основном используется организованными формированиями для обеспечения широкомасштабных экономических и политических интересов4.

1.2 Нормативно-правовые основы борьбы  с терроризмом в Российской  Федерации

 

Существенным условием, которое  могло бы препятствовать росту терроризма и экстремизма и способствовать более успешной борьбе с ним, является приведение национального законодательства в соответствие с международными стандартами, разумеется, с учетом российских особенностей терроризма и экстремизма. А поскольку речь идет о нормативном регулировании борьбы с этим явлением, то в первую очередь соответствующие изменения и дополнения должны быть внесены в уголовное законодательство, в котором имеется ряд пробелов и недостатков.

13 февраля 2001 г. Россия ратифицировала  Международную конвенцию о борьбе с бомбовым терроризмом5, в которой виды оружия классифицируются по степени их общественной опасности. Поэтому соответствующие изменения необходимо внести и в Федеральный закон "Об оружии6", так как в нем оружие классифицируется только по назначению, а также в диспозицию ст. 205 УК РФ (терроризм), где применение огнестрельного оружия выступает в качестве квалифицирующего признака.

Для решения проблемы антитеррористической деятельности во всем мире были приняты  международные акты7.

Законодатель закрепляет за Министерством внутренних дел РФ обязанность осуществлять "борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели". Как можно предположить, такая деятельность требует проведения соответствующих оперативно-следственных и силовых действий. Однако в структуре МВД не предусмотрен специальный антитеррористический центр, который занимался бы всеми вопросами организации и координации деятельности по борьбе с терроризмом и экстремизмом (как, например, Антитеррористический центр в ФСБ). Этими вопросами занимаются различные управления МВД, которые выполняют только те обязанности, которые определяются традиционно решаемыми ими задачами без учета комплексного характера рассматриваемой проблемы в целом, поэтому при осуществлении мер по предупреждению и пресечению террористических и экстремистских проявлений они зачастую действуют разрозненно. Все это снижает эффективность проводимых мероприятий и затрудняет контроль за их реализацией. Четкое разграничение компетенций служб по борьбе с терроризмом и экстремизмом необходимо также между МВД и другими правоохранительными органами.

Некоторые упущения законодатель допустил и в гл. 3 Федерального закона "О  борьбе с терроризмом", которая регламентирует проведение антитеррористической операции: Закон не определяет максимальный временной интервал проведения контртеррористической операции, ничего не сказано и о том, что необходимо предпринять при затягивании операции и перерастании ее в крупномасштабную с привлечением различных подразделений и техники всех силовых структур.

Глобальные масштабы международного терроризма и экстремизма отводят  важную роль в борьбе с ними Интерполу, в структуре которого создана  группа антитерроризма (ТЕ-группа). По Указу Президента России8 было образовано Национальное центральное бюро Интерпола как структурное подразделение МВД России. Каналы Интерпола активно используются для обмена информацией о терроризме и экстремизме.

В рамках СНГ также ведется активная работа по разработке мер противодействия терроризму и экстремизму9.

Освещая вопрос борьбы с терроризмом  и экстремизмом, нельзя не обратить внимание на такую актуальную проблему, как финансирование террористической и экстремистской деятельности со стороны частных лиц, кредитных организаций и даже государств. Ни о какой борьбе (тем более успешной) не может идти речи до того, как будут ограничены финансовые потоки, питающие террористическую и экстремистскую деятельность10.

Одной из основных мер по ликвидации международного терроризма и экстремизма признана борьба с их финансированием11.

Уголовная ответственность предусмотрена  для любого лица, "если оно любыми методами, прямо или косвенно, незаконно  и умышленно предоставляет средства или осуществляет их сбор с намерением, чтобы они использовались, или при осознании того, что они будут использованы, полностью или частично для совершения: а) какого-либо деяния, представляющего собой преступление согласно сфере применения одного из договоров, перечисленных в приложении, и содержащемуся в нем определению; б) любого другого деяния, направленного на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения".

Несколько недоработанным с этой точки  зрения представляется российское уголовное  законодательство12. Принятие в 1998 г. Федерального закона "О борьбе с терроризмом13", по мнению законодателей, должно было разрешить многочисленные проблемы, связанные с организацией контртеррористических операций (КТО).

Информация о работе Терроризм как глобальный вызов глобальной безопаности