Территориальный принцип действия уголовного закона и принцип гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 15:55, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Уголовного кодекса лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу. По смыслу закона сказанное распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, если ими совершено преступление на территории России.
Территориальный принцип действия уголовного закона вытекает из ст. 4 Конституции РФ, согласно которой суверенитет России распространяется на всю ее территорию, а Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Как установлено в ст. 67 Конституции, территория России включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Вложенные файлы: 1 файл

уголовное право 3с.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

Уголовное право

 

Вариант 2

 

  1. Территориальный принцип действия уголовного закона и принцип гражданства.

      В соответствии с ч. 1 ст. 11 Уголовного кодекса лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу. По смыслу закона сказанное распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, если ими совершено преступление на территории России.

      Территориальный принцип действия уголовного закона вытекает из ст. 4 Конституции РФ, согласно которой суверенитет России распространяется на всю ее территорию, а Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Как установлено в ст. 67 Конституции, территория России включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. 
Территория Российской Федерации определяется ее Государственной и таможенной границей. В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации" Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.

       С точки зрения действия уголовного закона в пространстве необходимо также раскрыть такие понятия, как "таможенная территория" и "таможенная граница", о которых говорится в ст. 2 Таможенного кодекса РФ от 28 мая 2003 г., понятия континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ, правильное понимание которых имеет практическое значение при применении ст. 188, 253 УК. Территория РФ составляет единую таможенную территорию России. Таможенная территория РФ также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ. Таможенная граница совпадает с Государственной границей РФ, за исключением пределов территорий, указанных в ч. 2 и 3 ст. 2 ТК.  Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, устанавливается: 
а) на суше - по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам; 
б) на море - по внешнему пределу территориальных вод (территориального моря) РФ; 
в) на судоходных реках - по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях - по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах - по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водоема. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону; 
г) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах в соответствии с линией Государственной границы, проходящей на местности до ее затопления; 
д) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, - по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде (ч. 2 ст. 5 Закона о Государственной границе РФ).

Принцип гражданства

Государство может распространять свою уголовно-правовую юрисдикцию на всех своих граждан, где бы они ни находились. Если гражданин государства совершает преступление за рубежом, и не был осуждён судом иностранного государства, по возвращении он может быть подвергнут осуждению по уголовному законодательству своего государства. При этом также могут быть приняты в расчёт положения уголовного закона иностранного государства, касающиеся преступности деяния и максимального наказания за него. Может также устанавливаться конкретный перечень деяний, за которые гражданин государства подлежит ответственности, даже если они не являются преступными по законам того государства, где совершено деяние. В случае, если лицо, имеющие двойное гражданство, совершает преступление в третьем государстве, законодательство, по которому оно должно нести уголовную ответственность определяется исходя из принципа «эффективного гражданства»: применяется закон того государства, в котором это лицо постоянно проживает, имеет движимое и недвижимое имущество, работает и осуществляет свои гражданские и политические права.

2. Понятие преступления  и его признаки.

            Преступление – это юридическое понятие, общие признаки которого определены в нормах Общей части Уголовного кодекса. Следует различать понятие преступления от понятия преступности.

            Преступность – это исторически изменчивое, социальное, уголовно-правовое явление, представляющее собой совокупность всех совершенных преступлений в государстве или отдельном регионе за определенный период. 
Определение преступления дано в ч. 1 ст. 14 УК РФ, в которой говорится, что «преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания». Такое определение не совсем полностью отражает всех признаков присущих преступлению. Более точным является следующее определение: преступление – это общественно опасное, противоправное, виновное деяние деликтоспособного лица, за которое предусмотрено уголовное наказание.

          Это определение наиболее полно отражает все признаки преступления, как опасного социального явления. Такими признаками являются: 
         1. Общественная опасность деяния заключается в том, что преступление всегда посягает на особо важные общественные ценности определенные как объект уголовно-правовой защиты в Особенной части Уголовного кодекса. Преступлением причиняется либо создается угроза причинения вреда правоохраняемым благам и интересам. Общественная опасность – материальный признак (внутреннее свойство) преступления, раскрывающий его социальную сущность Характер общественной опасности деяния определяется содержанием и важностью объекта посягательства, видом причиненного ущерба, а также формой вины. Таким образом, характер общественной опасности - это качественные свойства социальной опасности преступления. 
Степень общественной опасности деяния, напротив, представляет собой количественный показатель, который определяется величиной причиненного преступлением ущерба, способом его причинения, мотивами и целями посягательства, а также временем и обстановкой совершения деяния. 
Чем ценнее объект, на которое посягает лицо, тем выше степень общественной опасности преступного деяния. По степени общественной опасности преступное деяние отличается от административного, дисциплинарного и гражданско-правового проступков. Их меньшая общественная опасность определяется тем, что они либо причиняют ущерб менее важным общественным отношениям, благам и интересам (объекту), либо причиняемый вред незначителен, а причиняемый преступлением вред в отличие от иных правонарушений или аморальных поступков является существенным. Характер и степень общественной опасности деяний конкретизируется в нормах Особенной части УК, в которых дается описание признаков конкретных преступлений и формулируются их составы. 
Поэтому в соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Следовательно, малозначительным признается деяние, которое не только не повлекло, но и не могло повлечь наступления общественно опасных последствий. Наряду с определением наступивших последствий содеянного, следует выявлять и направленность умысла лица. При малозначительном деянии умысел всегда направлен только на совершение именно данного малозначительного деяния. Если же лицо желало совершить более опасное деяние, но это ему не удалось в силу различных обстоятельств, которые не зависели от него, то применение ч.2 ст. 14 исключается. Следовательно, общественная опасность составляет важнейший материальный признак преступления, и его отсутствие исключает возможность признания содеянного преступлением. В то же время общественная опасность преступного деяния является его объективным свойством.

       2. Противоправность означает то, что совершенное деяние может быть признано преступлением лишь в том случае, если оно предусмотрено в уголовном законе в виде запрета на определенное действие либо бездействие. Противоправность, следовательно, представляет собой запрет определенных деяний под угрозой наказания. На противоправность как обязательный признак преступления непосредственно указывается в ч. 1 ст. 14 УК, в которой определяется, что преступлением признается только деяние, запрещенное уголовным законом. 
Отсутствие противоправности деяния лишает его общественной опасности. Поэтому противоправность деяния как признак преступления служит юридическим выражением общественной опасности содеянного. Общественная опасность и противоправность деяния, признаваемого преступлением, тесно связаны друг с другом. 
        3. Виновность означает то, что общественно опасное и противоправное деяние может быть признано преступлением только в том случае, если оно было совершено виновно, то есть осознанно. При невиновном совершении деяния, независимо от наступивших последствий, содеянное не является преступлением. Виновным может быть признано только такое лицо, которое в силу своего возраста и психического состояния способно осознавать свои действия, а также руководить ими. Поэтому не могут быть признаны преступлением деяния, совершенные малолетними и невменяемыми лицами.

          4. Деяние выступает как акт внешнего поведения лица, совершенного в форме действия или бездействия. Действие представляет собой активное и осознанное поведение лица. Оно проявляется в различных телодвижениях, использовании предметов, орудий, механизмов, словесных высказываниях. Бездействия, напротив, представляет осознанное, волевое, пассивное поведение лица, состоящее в невыполнении, то есть воздержании от совершения возложенной на него обязанности действовать определенным образом. Как действие, так и бездействие образуют волевой поступок человека, обусловленный определенной мотивированностью и проявлением свободы воли лица. Поведение бессознательное либо под влиянием непреодолимой силы исключает свободное волеизъявление, а поэтому оно не может образовать преступление.  Не являются также деянием психические процессы, происходящие в сознании лица, в связи с чем, различные мысли, взгляды и даже намерения, сколь бы порочны они ни были, не могут быть признаны преступным деянием, если они не начали воплощаться в жизнь. 
         5. Деликтоспособность лица означает то, что деяние, запрещенное уголовным законом, становится преступлением лишь тогда, когда оно совершено физическим лицом, способным нести за него уголовную ответственность. Деликтоспособность – способность нести ответственность. Она означает, что лицо, совершившее общественно опасное деяние должно соответствовать определенным требованиям, иначе данное деяние не будет являться преступлением. К таким обязательным признакам относятся: возраст и вменяемость. В некоторых составах преступлений к вышеуказанным признакам могут добавляться еще и определенные требования, связанные с правовым статусом (наличие специального субъекта). К сожалению, в ч.1 ст. 14 УК РФ законодатель не указывает на обязательное наличие в виновно совершенном общественно опасном деянии, запрещенном уголовным законом под угрозой наказания деликтоспособного лица, что, по мнению автора, является большим пробелом в правовой норме. Согласно такой трактовке преступлением будет являться любое общественно опасное виновное деяние совершенное не только лицом, не достигшим возраста уголовной ответственности и являющимся невменяемым, но и также юридическим лицом, коллективом либо животным, что само по себе противоречит другим уголовно-правовым нормам. 
       6. Наказуемость означает, что за каждое общественно опасное деяния, запрещенное уголовным законом должна наступать уголовная ответственность в виде строго определенных лишений либо ограничений. Объявляя то или иное деяние в качестве преступления, государство устанавливает и соответствующие меры уголовного наказания за их совершение. Без установления мер наказания нельзя вести борьбу с преступностью. Поэтому уголовная наказуемость является также обязательным признаком преступления. Данный признак закрепляется в ч.1 ст. 14 УК, согласно которой преступлением признается деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания. Уголовная наказуемость, следовательно, является признаком, отличающим преступление от иных правонарушений. 
Таким образом, преступлением может называться, только такое деяние, которое содержит все без исключения вышеперечисленные признаки.

3. Обязательные работы  как вид уголовного наказания

В соответствии со ст. 49 УК РФ обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид этих работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Это могут быть работы по благоустройству города или поселка, очистке улиц и дворов, уходу за больными, погрузочно-разгрузочные или иные виды общественно полезных работ, как правило, не требующие особой квалификации, специальных знаний и навыков.

Обязательные работы могут быть назначены только в качестве основного наказания: когда они непосредственно предусмотрены в санкциях статей Особенной части УК: в порядке перехода к более мягкому виду наказания на основании ст. 64 УК; вместо штрафа в случаях злостного уклонения осужденного от его уплаты на основании ч. 5 ст. 46 УК. Срок обязательных работ исчисляется в часах, их продолжительность установлена в пределах от 60 до 240 часов, отбываются они не свыше четырех часов в день (ч. 2 ст. 49 УК).

Карательный элемент содержания данного вида наказания составляют следующие его свойства:

- обязательность работ, что обеспечивается возможностью государственного принуждения;

-   непрестижность работ и невозможность для осужденного самому выбрать их вид;

- бесплатность выполняемых работ;

- выполнение этих работ в свободное от основной работы или учебы время;

- выполнение их по месту жительства осужденного, где последний может быть узнан близкими и знакомыми, что во многих случаях усиливает воздействие наказания.

     В соответствии с ч. 4 ст. 49 УК обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

   В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока лишения свободы из расчета один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ (ч. 3 ст. 49 УК). Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ УИК (ст. 30) признает осужденного, который:

- более двух раз в течение месяца не вышел на обязательные работы без уважительных причин;

- более двух раз в течение месяца нарушил трудовую дисциплину;

- скрылся в целях уклонения от отбывания наказания.

4. Виды принудительных мер медицинского характера

Уголовный закон России в ст. 99 устанавливает исчерпывающий перечень видов принудительных мер медицинского характера:

- амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра — может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар.

- принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа — может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию нуждается в стационарном лечении и наблюдении, но не требует интенсивного наблюдения.

- принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа — может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию требует постоянного наблюдения.

- принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением — может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует интенсивного и постоянного наблюдения.

      Выбор того или иного вида принудительных мер зависит в первую очередь от психического состояния больного, с которым связана опасность его для себя и окружающих и возможность повторного совершения общественно опасных действий. Выбор конкретной меры производится судом на основании сведений, содержащихся в заключении судебно-психиатрической экспертизы.

      Ст. 100 УК РФ устанавливает, что амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра назначается, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар, не требует постоянного контроля со стороны медицинских работников. Это означает, в частности, что лицо должно осознавать наличие расстройства и относительно адекватно оценивать своё состояние, быть склонно к соблюдению режима лечения, не иметь выраженных поведенческих отклонений. Как правило, не требуют помещения в психиатрический стационар лица, у которых расстройство психики носило временный характер и уже закончилось к моменту принятия судом решения, при отсутствии опасности рецидива заболевания; лица, страдающие хроническими психическими расстройствами и слабоумием, которые прошли курс лечения в психиатрическом стационаре, который привёл к улучшению их психического состояния, но которые всё ещё нуждаются в медицинском наблюдении для предупреждения возможного рецидива заболевания.

Информация о работе Территориальный принцип действия уголовного закона и принцип гражданства