Статус Президента Российской Федерации и его место в системе народовластия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации, с точки зрения его становления и развития; дать характеристику его положению в современном государственном устройстве России.
Задачи:
• Исследовать процесс разработки российской модели института Президентства и определить причины, обусловившие появление его должности в РФ
• Проанализировать положения действующей Конституции РФ, иных нормативно-правовых актов, регулирующие правовой статус Президента

Содержание

1. Введение.....................................................................................................3-5
1.1. актуальность темы...............................................................................3-4
1.2. цели и задачи исследования...............................................................4-5
1.3. объект и метод исследования.................................................................5
1.4. основные источники исследования.......................................................5
2. Конституционно-правовой статус Президента РФ в системе государственной власти РФ......................................................................
2.1. Становление института Президента в России..............................
2.2. Полномочия Президента как главы государства
3. Заключение...................................................................................................
4. Библиография...............................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_Sakhai.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Особенности становления  института президентства в России тесно связаны с непосредственными  причинами появления данного института в нашей стране в рассматриваемый период:

Во-первых, это размежевание функций государства и партии.

Во-вторых, появилась необходимость согласования деятельности законодательных и исполнительных органов власти после проведения разделения властей.

В-третьих, возникла настоятельная потребность в стабилизации обстановки и скором разрешении чрезвычайных ситуаций.10

Учреждение поста Президента СССР, по мнению многих, способствовало упорядоченности дел в стране. Фактически Президент СССР изначально был сильной политической фигурой, но это обеспечивалось не только Конституцией СССР,  но и личным авторитетом первого Президента СССР, М.С. Горбачёва. По началу  были попытки Президента самому возглавить Правительство, но в 1990 году в Конституцию СССР включается положение, согласно которому Президент СССР возглавляет систему органов государственного управления, а Правительство подчиняется Президенту, который формирует кабинет министров по согласованию с Верховным Советом СССР.

Таким образом, в данный период модель института президентской  власти находилась в динамике. Следовательно, полной ясности в вопросе о  том, что же должен представлять собой  Президент РСФСР, на момент учреждения этого поста не было, что  в принципе и обусловило его характерные особенности.11

Но очевидным оставался  тот факт, что Президент необходим  России как высшее лицо, которое  будет заботиться об укреплении самостоятельности  государства, о его представительстве  как внутри страны, так и на международной арене, защищать государственные интересы.

Решение вопроса об учреждении поста Президента в России также  проходило с большими трудностями. При подготовке проекта новой  Конституции России одной из ключевых проблем стал выбор наиболее оптимальной модели института президентства. Суть спора, возникшего в Конституционной комиссии и её рабочей группе, состояла в том, будет ли Президент главой исполнительной власти или исполнительная власть должна возглавляться Правительством. Но вариант президентской республики, который быль поддержан рабочей группой Конституционной комиссии, и далее воплощённый в Законе «О Президенте РСФСР» 1992 года в незначительной степени учитывал российские традиции и возможные последствия прихода к власти политического лидера с авторитарными амбициями, который в последствии мог стать первым Президентом России. Закон о «О Президенте РСФСР» от 24 апреля 1991 года №1098-112 содержал всего 11 статей, часть из которых сохранила своё практическое значение, а часть приобрела совершено иное юридическое и фактическое значение. Но не смотря на это, именно с этим актом связана судьба президентской власти, её стоки и причины развития.

Предложенная на том  этапе концепция института Президента РСФСР как главы исполнительной власти и высшего должностного лица многим депутатам показалась даже более демократичной по сравнению с аналогичным институтом власти, только на союзном уровне. Скорее всего сыграло то важное обстоятельство, что полномочия Президента не ограничивали парламентские привилегии.

Линия раскола во взаимопонимании  среди российских правоведов обозначилась прежде всего при оценке введения поста Президента России. Выступающие  против учреждения данного поста  считали, что тем самым создаются  реальные условия для сосредоточения власти в одних руках. Данное утверждение имеет под собой достаточно сильное основание даже на современном этапе, так как уже сегодня российская власть столкнулась с проблемами, присущими именно президентской форме правления: глава государства воспринимается как «отец нации», на него возлагается ответственность за всё происходящее в стране, возникает опасность авторитаризма.13

По мнению Окунькова  Л.А., вероятно, большая часть депутатов  разделяли мнение по поводу будущего приоритета парламента во взаимоотношениях с Президентом.14

Закреплённые в Законе «О Президенте РСФСР» от 24 апреля 1991 года (ст.5) президентские полномочия заложили основу института президентства  в России, которая сочетала в себе две составляющие статуса Президента: конституционного главы исполнительной власти и фактического главы государства. Однако в отличие от союзного Президент РСФСР в то время не был конституирован как глава государства и оставался только высшим должностным лицом РСФСР.

Можно сделать вывод, что введение поста Президента России стало следствием достаточно прогрессивных и демократических процессов в российском обществе.

После принятия Конституции 1993 года  Закон «О Президенте РСФСР» от 24 апреля 1991 года  был признан  недействительным. Но следут отметить, что в новую Конституцию включены большинство полномочий Президента из Закона «О Президенте РСФСР», а именно:

- право законодательной  инициативы;

- право отлагательного  вето на принятые палатами  законы с возможностью преодоления  его парламентом при повторном  рассмотрении закона;

- право назначения  Председателя Правительства с  согласия парламента и т.д.

Представляя президентский  проект Конституции, один из её разработчиков, Алексеев С.С., следующим образом  охарактеризовал содержание президентской  власти: «Глава государства - это глава. Его ответственность - за целостность государства. Он принимает меры, чтобы работал весь государственный аппарат, предотвращает разного рода кризисные ситуации, напрямую курирует Правительство…Каждый (то есть суды, Правительство и Федеральное Собрание) занимается своим профессиональным делом, не претендуя ни на что другое. Вот почему через проект протянута идея президентского начала, может быть не в том виде, как это закреплено в учебниках, каких-то классических формах. Но президентское начало как главенствующее».15

Правовое положение  Президента в Конституции РФ характеризуется  прежде всего тем, что он является главой государства, а из этого следует, что он – первый среди государственных  должностных лиц и единственный, кто избирается всем избирательным корпусом страны.

Таким образом, концепция  президентской власти, принятая в  Конституции РФ, существенно отличалась от прежней Конституции. Суть изменений  главным образом состоит в  том, что Президент перестал быть главой исполнительной власти и согласно ст.110 Конституции РФ исполнительная власть теперь осуществляется Правительством РФ.

Но всё же разработчики действующей  ныне Конституции не смогли избежать невидимых на первый взгляд включений в текст главного закона страны механизмов власти, в результате которых Президент РФ превратился в вершину государственной пирамиды, осуществляя единоличное руководство внешней политикой, всеми силовыми министерствами и ведомствами.

Вообще в России сложился своеобразный тип президентского режима, существенные черты которого вытекают из самой Конституции РФ:

  • Президент избирается населением16;
  • Выборы проходят по двухтуровой системе17;
  • Имеет место самостоятельный пост главы Правительства18;
  • Президент с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства, назначает и освобождает от должности членов Правительства, при этом согласия парламента не требуется. Президент в любой момент может отправить Правительство в отставку. Президент осуществляет назначения на множество государственных должностей19;
  • Президент может распустить Государственную Думу, если она три раза подряд отклонила представленных кандидатов  на пост главы Правительства или в течение трёх месяцев дважды выразила недоверие Правительству. Государственная Дума не может быть распущена в период действия чрезвычайного положения, после начала возбуждения процедуры импичмента против Президента и в течение первого года своих полномочий20;
  • Одно и то же лицо может быть избрано Президентом не более двух раз подряд21;
  • В случае если пост Президента оказывается свободным, назначаются досрочные президентские выборы, а исполняющим его обязанности становится глава Правительства22.

Особенности становления  и развития института президентства в России заложили черты, присущие только этой модели президентской власти, которые раскрываются через особенности конституционного статуса Президента РФ, объём его полномочий, цели и задачи данного института государственной власти, через отношения его с другими органами и т. д.

Конституционные положения, которые касаются статуса Президента, многим правоведам представляются фрагментарными, а его полномочия – недостаточно регламентированными. Но с этой точкой зрения трудно согласиться, так как  институт президентства закреплён в главе 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» и главе 4 «Президент Российской Федерации». В целом из 137 статей Конституции непосредственно Президенту посвящено более 30 статей, влючая ряд принципиальных норм, которые касаются отношений Президента с Государственной Думой, Советом Федерации и Правительством РФ.

Итак, основным источником, определяющим правовой статус, границы  и объём полномочий института  президентства, является конституция  государства, в данном случае Конституция РФ 1993 года. Дополнительными правовыми источниками служат или конституционные законы или специальные законы, например «О выборах Президента Российской Федерации»23.

Анализируя текст Конституции, можно прийти к выводу о том, что  основой характеристики правового статуса Президента РФ являются:

  • установленное в Конституции РФ определение, то есть дефиниция, определящее функциональное назначение данного института;
  • место, которое отводится институту президентства в системе органов государственной власти.

В России  конституционный статус Президента определяется как: Президент - должностное лицо. Данный тезис может быть подтверждён следующими нормами:

  • «должность Президента Российской Федерации»24;
  • «Президент Российской Федерации при вступлении в должность приносит народу присягу»25;
  • «Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности»26.

Исходя из этого, отправными правовыми установлениями применительно  к анализу статуса Президента РФ являются ст.80 Конституции РФ и  место главы, посвящённой Президенту РФ, в тексте Конституции РФ.27

Согласно Конституции  РФ главенствующую роль в государственной  системе играет Президент РФ. Конституционно-правовой статус главы государства предопределяет объём его полномочий по обеспечению  единства и устойчивости системы  государственной власти, её эффективного функционирования в условиях разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции.

Каждый из органов  или институтов государственной  власти лишь в части обеспечивает действие Конституции, но только перед  Президентом ставится задача охранять государственные устои в целом, суверенитет и государственную  целостность, а поскольку в Российской Федерации происходит становление не только института президентской власти, но и парламентаризма, формируются независимые судебная власть, органы исполнительной власти и местного самоуправления, и ни один из них не функционирует вне рамок общей системы организации публичной власти, в той или иной мере взаимодействуя с Президентом как главой государства, то необходимым видится исследование института президентства России с учётом взаимодействия его с другими органами государственной власти.

Полномочия  Президента как главы государства

Обеспечивая и направляя  деятельность всех  государственных  органов Российской Федерации и  выполняя функцию по их координации, Президент действует только в  пределах, установленных Конституцией, точно также как и все остальные федеральные органы государственной власти: Федеральное Собрание, Правительство, Суды. Они самостоятельно осуществляют свои конституционные функции.

Ст. 80 Конституции Российской Федерации определяет основы правового  положения Президент Российской Федерации. Согласно Конституции Президент России является главой государства. Это определяет его место в системе государственной власти.

Как глава государства  он представляет Российскую Федерацию  внутри страны и в международных  отношениях, определяет основные направления внутренней и внешней политики, выступает в качестве представителя государственной власти, высшего должностного лица государства. Действующая Конституции России ставит институт президентства на первое место среди федеральных государственных органов. Президент Российской Федерации  наделен большими реальными полномочиями, которые он применят самостоятельно, юридически независимо от других государственных органов, но в тесном взаимодействии с ними.

Президент не подчинен и  не подотчетен никакому органу власти, его полномочия основаны на Конституции. Он представляет собой единство государства и государственной власти в целом. Президент является гарантом Конституции. Это очень важная президентская функция, она состоит в том, что основные направления внутренней и внешней политики нашего государства должны соответствовать Конституции  и федеральным законам.

Конституция отводит  Президенту особую роль в деле защиты прав и свобод человека гражданина, он выступает гарантом прав и свобод, издавая указы, направленные на защиту правового положения личности в нашей стране.

Информация о работе Статус Президента Российской Федерации и его место в системе народовластия