Статус Президента Российской Федерации и его место в системе народовластия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации, с точки зрения его становления и развития; дать характеристику его положению в современном государственном устройстве России.
Задачи:
• Исследовать процесс разработки российской модели института Президентства и определить причины, обусловившие появление его должности в РФ
• Проанализировать положения действующей Конституции РФ, иных нормативно-правовых актов, регулирующие правовой статус Президента

Содержание

1. Введение.....................................................................................................3-5
1.1. актуальность темы...............................................................................3-4
1.2. цели и задачи исследования...............................................................4-5
1.3. объект и метод исследования.................................................................5
1.4. основные источники исследования.......................................................5
2. Конституционно-правовой статус Президента РФ в системе государственной власти РФ......................................................................
2.1. Становление института Президента в России..............................
2.2. Полномочия Президента как главы государства
3. Заключение...................................................................................................
4. Библиография...............................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_Sakhai.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)


Министерство Образования

Уральская Государственная  Юридическая Академия

Институт прокуратуры

Кафедра конституционного права

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По предмету: Конституционное право Российской Федерации

На тему: «Статус Президента Российской Федерации

и его место в системе народовластия»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 207 группы

Петрова Мария Юрьевна

Проверил: профессор

                                     Щекочихин Петр Григорьевич

 

 

 

 

 

г.Екатеринбург, 2010г.

Содержание курсовой работы:

  1. Введение.....................................................................................................3-5
    1. актуальность темы...............................................................................3-4
    2. цели и задачи исследования...............................................................4-5
    3. объект и метод исследования.................................................................5
    4. основные источники исследования.......................................................5
  2. Конституционно-правовой статус Президента РФ в системе государственной власти РФ......................................................................
    1. Становление института Президента в России..............................
    2. Полномочия Президента как главы государства
  3. Заключение...................................................................................................
  4. Библиография...............................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы. В последние десятилетия институт Президента РФ приобрел большое значение. Это связано не только с особым правовым положением, которое он занимает, но и с тем, что институт Президента в современной России является одним из ключевых в системе органов государственной власти. Его рациональное устройство и функционирование – важное условие обеспечения конституционализма в государстве, поддержания стабильности государственной системы, гражданского мира в обществе, суверенитета и целостности РФ.

Учитывая роль Президента в жизни  современной России очень важно политическими  и правовыми средствами обеспечить избрание на эту должность достойных  людей. Дабы не повторять прошлых ошибок следует упорядочить законодательство, регламентирующее порядок избрания, деятельность и компетенцию Президента РФ.

Президент РФ избранный  всенародно, обладающий высоким положением в обществе и государстве, должен не только иметь большие права, но и иметь перед государством и  обществом, перед народом не менее  большие обязанности, за невыполнение которых должна быть предусмотрена конституционно-правовая ответственность Президента. Ввиду изложенных аспектов важности должности Президента, тема данной работы представляется актуальной на сегодняшний день.

Своевременность выбранной  темы также определяется спецификой настоящего положения в стране. Должность Президента РФ, избираемого непосредственно народом впервые учреждена в нашей стране на основе всенародного решения, принятого на референдуме 17 марта 1991 года. Уже первые законодательные акты (законы РСФСР от 24 апреля 1991года) рассматривали Президента РФ как высшее должностное лицо государства, которое стоит во главе исполнительной государственной власти. Конституция РФ 1993 года значительно усилила политические позиции Президента РФ, так как согласно части 1 статьи 80 Президент РФ является главой государства. Как глава государства (а не только фактический руководитель исполнительной власти) Президент олицетворяет государство, выступает гарантом государственного суверенитета, обеспечивает соблюдение Конституции, осуществляет верховное управление государственными делами и является высшим выразителем воли народа при определении внутренней и внешней политики РФ. Кроме того, прошло два года после состоявшихся 2 марта 2008 года пятых президентских выборов, по итогам которых был избран третий по счету Президент РФ. В 2008 году впервые за 15 лет с момента принятия действующей Конституции в нее были внесены поправки, увеличившие срок легислатуры Президента с 4 до 6 лет и установившие подотчетность Правительства Государственной Думе. После президентских выборов впервые пост Председателя Правительства занял бывший глава государства, возглавляющий доминирующую политическую партию, которая после парламентских выборов 2007 года имеет «конституционное» большинство голосов в нижней палате парламента. К настоящему моменту можно совершенно определенно говорить о сформировавшихся правовых позициях Конституционного Суда по многим вопросам, касающимся функционирования института президентства РФ. Кроме того, именно сейчас не только экономика России, но и сама система властных институтов проходят испытание еще одним, на сей раз мировым, финансовым кризисом, а также меняющимся мировым порядком.

Исходя из вышеизложенного, можно выявить, что исследование правового статуса Президента РФ является не только возможным и интересным, но и очевидно необходимым.

Целью данной работы является исследование конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации, с точки зрения его становления и развития; дать характеристику его положению в современном государственном устройстве России.

Задачи:

  • Исследовать процесс разработки российской модели института Президентства и определить причины, обусловившие появление его должности в РФ
  • Проанализировать положения действующей Конституции РФ, иных нормативно-правовых актов, регулирующие правовой статус Президента
  • Проанализировать конституционные положения, закрепляющие основы статуса Президента
  • Внести предложения по совершенствованию действующего законодательства о Президенте РФ

Объект исследования – конституционно-правовой институт президентства РФ, как институт, обладающий уникальным, особым, как юридическим, так и фактическим статусом.

Исследование будет  проводиться стандартными методами научных исследований с использованием логических приемов, как анализа, так и синтеза. Будет также произведено сравнение правового института, регулирующего правоотношения в сфере конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации с аналогичными зарубежными правовыми институтами, а также с правовым институтом, действовавшим до принятия Конституции Российской Федерации. Также в ходе исследования применялись формально-юридический, конкретно-исторический (исследование института Президентства в динамике), системный (анализ всего комплекса нормативных документов, касающихся института Президентства и общественных отношений, складывающихся на практике, в контексте социальных, политических, экономических процессов) методы.

В качестве источников для исследования будут использованы, в первую очередь, нормативные акты, в которых определяется статус и полномочия Президента России  в различных сферах общественных отношений. Это Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ.

Все это позволит наиболее полно раскрыть тему данной работы.

 

Конституционно-правовой статус Президента в системе государственной  власти РФ

Стержневой основой  характеристики правового статуса  любого учреждаемого Конституцией Российской Федерации государственного органа  являются: 1) установленная в ней дефиниция, обобщенно определяющая его функциональное назначение, и 2) место, которое ему отводится в системе органов государственной власти. Последний признак хотя и является производным, но имеет самостоятельное правовое значение, поскольку в нем выражается лежащая в основе Конституции Российской Федерации концепция построения системы государственной власти.

Исходя из этого, отправными правовыми установлениями применительно  к анализу статуса Президента Российской Федерации являются ст.80 Конституции Российской Федерации и место главы, посвященной Президенту Российской Федерации в тексте Конституции Российской Федерации.

Становление института  Президента в России

Перед тем как непосредственно  приступить к институту президентства  в России в процессе его становления и развития, а главным образом на современном этапе, обратимся к уяснению сущности президентства как института публичной власти в современном демократическом обществе. Для этого необходимо уточнить некоторые понятия, по поводу которых в научной литературе существует огромное количество различных точек зрения. К примеру, Б.П. Елисеев определяет институт президентства как интеграционный правовой институт, а цель определяет как согласование деятельности институтов государственной власти.1 То есть, институт президентства – это властный институт, иными словами совокупность властных полномочий президента в сфере государственного управления, которые в равной степени зависят как от конституционных норм, регулирующих функционирование президентской власти, так и от политической деятельности президента, являясь своеобразным «прочтением» Конституции.2

Общепризнанного определения  института президентства в настоящее  время нет. Анализ конституционных  определений  президента только по нескольким странам сразу показывает существенное отличие таких понятий. Во многих конституциях вообще отсутствует само определение президента. Косвенно влияют на определение президента, как научного понятия, вспомогательные конституционные нормы, такие как круг полномочий и обязанностей президента, статус президента и функции института президентства.3

Различные модели президентской  власти предопределяют использование  в конституции таких терминов, как «глава исполнительной власти»(США), «арбитр»(Франция), «высшее должностное  лицо» и конечно же «глава государства»(Россия). Глава государства – это чаще всего высшее должностное лицо, которое официально занимает высшую степень в иерархии институтов государственной власти.4

Президентство, то есть непосредственно  институт президентства в Российской Федерации возник не так давно и находится в стадии становления. Становление института президентства – это достаточно длительный исторический процесс, и при его формировании полезен учёт богатого зарубежного опыта функционирования президентской власти в различных странах.5

Внешней предпосылкой становления  института президентства в России явилась мировая практика аналогичного института, но существует и внутренняя предпосылка, а именно опыт того политического  строительства, который Россия накопила за свою тысячелетнюю историю.6

Следует отметить при  этом ряд специфических предпосылок  становления института Президента в России, что в последствии  дало основание говорить об особенностях института президентства в нашей  стране на современном этапе.7

Посты президентов стали  возникать после крушения союзного государства во многих независимых государствах, прежде бывших союзными республиками с составе СССР. Переход к президентской системе власти от партийно-советской означал признание принципа разделения властей. Согласно концепции разделения властей президентская власть обычно рассматривается как исполнительная власть.8В своей статье Чиркин В.Е. утверждает, что, определяя природу президентской власти, следует исходить из взаимопроникновения различных ветвей известной триады. Подробно изучив данную работу можно сделать некоторые выводы касательно природы президентской власти в России:

  • Природу президентской власти нельзя привязать лишь к одному из элементов триады разделения властей;
  • Для юридической квалификации президентской власти нельзя ограничиваться не только одним, но и несколькими элементами известной триады, а следует попытаться обнаружить другие властные отношения;
  • При оценке места государственной власти  в российском обществе нужно учитывать не только разделение властей и нельзя игнорировать не менее важную проблему взаимодействия властей в целом - единства самой государственной власти;
  • Определяя природу президентской власти, важно учитывать не только западные направления конституционной доктрины, которые могут оказаться односторонними, но и более широкий опыт других государств мира.

Первые реальные шаги к учреждению должности Президента в отечественной практике были сделаны  вскоре после прихода к власти Горбачёва, хотя следует отметить, что  вопрос о введении поста президента в СССР обсуждался в связи с подготовкой проекта Конституции СССР 1936 года, однако должность президента не была учреждена. Уже позже, в 1962 году,  Хрущёв Н.С. предложил учредить пост Президента в ходе подготовки новой Конституции СССР. Но эта попытка также потерпела неудачу. Обращение к идее создания поста Президента в СССР было продиктовано драматическими событиями того времени, а главным образом кризисом советского федерализма, который проявился после объявления курса на обновление федерализма в СССР.

На III съезде народных депутатов СССР после достаточно оживлённых прений 14 марта 1990 года был принят Закон « Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР». В Конституцию СССР 1977 года была введена глава 159 «Президент СССР». Президент СССР объявлялся главой государства и избирался гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Но в Законе оговаривалось, что первый Президент СССР избирается Съездом народных депутатов. На данный пост был избран Михаил Сергеевич Горбачёв, сохранивший за собой при этом высокую партийную должность Генерального Секретаря ЦК КПСС.

Информация о работе Статус Президента Российской Федерации и его место в системе народовластия