Районный суд: организация и полномочия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Судебная власть - самая молодая из ветвей государственной власти современной России, в государственном развитии предыдущего периода суд функционировал как государственный орган, осуществляющий правосудие. Поэтому с изменением статуса суда в государственной системе необходимо было урегулировать его правовое положение как на конституционном уровне, так и в системе конституционного отраслевого законодательства. В связи с данным основной пакет законов, регулирующих роль, место и функции судов в системе государственно-правовых институтов, сформировался сравнительно недавно и в течение достаточно короткого периода - 1991 - 1995 гг. Это период судебной реформы, задачей которой, по сути, являлось создание новой эффективной, соответствующей современному этапу правового развития России системы законодательства о судебной власти.

Содержание

1. Введение 2
2. Роль и значение судов в системе правоохранительных 6
органов
3. Организация, принципы работы районных судов. 14
4. Полномочия районного суда. 23
5. Заключение 29
6. Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

Моё почти гениальное творение.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра организация  судебной власти и правоохранительной деятельности

 

 

 

Районный суд: организация и полномочия

 

 

 

Курсовая работа студента 9 группы

1 курса дневного отделения

Иванилова Сергея Александровича

 

 

Научный руководитель: доктор

 юридических наук  профессор

 Панюшкин В. А.

 

 

 

 

 

ВОРОНЕЖ

2009

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

  1. Введение                  2

 

  1. Роль и значение судов в системе правоохранительных        6

органов

  1. Организация, принципы работы районных судов.  14

 

  1. Полномочия районного суда.               23

 

  1. Заключение                 29

 

  1. Список литературы       34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Судебная власть - самая молодая из ветвей государственной власти современной России, в государственном развитии предыдущего периода суд функционировал как государственный орган, осуществляющий правосудие. Поэтому с изменением статуса суда в государственной системе необходимо было урегулировать его правовое положение как на конституционном уровне, так и в системе конституционного отраслевого законодательства. В связи с данным основной пакет законов, регулирующих роль, место и функции судов в системе государственно-правовых институтов, сформировался сравнительно недавно и в течение достаточно короткого периода - 1991 - 1995 гг. Это период судебной реформы, задачей которой, по сути, являлось создание новой эффективной, соответствующей современному этапу правового развития России системы законодательства о судебной власти.

В Российской Федерации  основы организации и деятельности судебной власти закреплены в Основном Законе - Конституции Российской Федерации.

Такие основополагающие начала российской государственности, как демократизм, суверенность, правовое государство с системой разделения власти, верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации, законность и федерализм, равенство всех перед законом и судом, относятся в равной мере и к основам организации и функционирования судебной власти. Названные нормы устанавливают положение суда в государственной системе: ст. 10 провозглашает самостоятельность судебной власти, отмечая, что суды осуществляют государственную власть (ст. 11) в демократическом правовом государстве (ст. 1) на основе Конституции, законов, общепризнанных принципов и норм международного права (ст. 15). Эти нормы представляют особое значение для формирования статуса судебной власти, поскольку придают ему основные идеологические направления, определяют смысл и сущность ее деятельности.

Положения непосредственно  касающиеся специфики организации  и функционирования судебной составляющей государственной власти закреплены в гл. 7 Конституции РФ "Судебная власть", которой закрепляются конституционные  основы судоустройства, нашедшие свое продолжение в соответствующем законодательстве, развивающем эти положения.

По сути дела, это конституционные  основы системы органов судебной власти, которые отражают в статусе  судебной власти ее структурную организацию, гарантирующую автономное и отделенное от других систем органов государственной власти самостоятельное функционирование судебных учреждений.

В развитие этих норм принято законодательство, закрепляющее структуру и общие  принципы организации и деятельности судебной системы, в котором определена структура учреждений, наделяемых полномочиями по осуществлению правосудия в России. В числе этих законов: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации".1

Данный федеральный  конституционный закон является базовым законом в системе правового регулирования деятельности судебных органов России. По своей юридической силе он уступает только Конституции РФ и международным договорам Российской Федерации. Все иные федеральные конституционные законы, федеральные законы, определяющие устройство судов, их полномочия, порядок образования и деятельности, не могут ему противоречить.

Закон о судебной системе  оформил систему федеральных  судов, закрепил на уровне конституционного закона основные гарантии независимости судей.  Он допускает образование специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел.

Принятие Закона о  судебной системе позволило начать и в 2002 г. закончить работу над  кодексами, регулирующими уголовный и гражданский процессы, поскольку структура этих актов во многом обусловлена судоустройством государства, а по ряду позиций и усовершенствовать арбитражный процесс. В последние годы начата реализация заложенной в Закон о судебной системе возможности образовывать в качестве судов общей юрисдикции специализированные суды.

Дополняют ряд нормативных актов, обеспечивающих независимость судебных органов в сфере судоустройства, нормы о финансовой самостоятельности  судов. Статья 124 Конституции РФ предусматривает, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. "О финансировании судов Российской Федерации".2

Конституционные основы судопроизводства, закрепленные в ст. ст. 46, 47, 49, 50, 51, 52, 123 и ряде других статей Конституции РФ, являются конституционно-правовым фундаментом деятельности судов по рассмотрению конкретных дел. Конституционные положения гарантируют каждому судебную защиту его прав и свобод, право на своего судью (ч. 1 ст. 47 - "Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом"), конституционно закреплена презумпция невиновности и недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление, родственный иммунитет, государственная защита прав потерпевших и др. В качестве конституционных основ судопроизводства выступают принципы гласности и открытости разбирательства дел, состязательность процесса и равноправие сторон и др.

Существенные преобразования в организации и деятельности судов в России сопровождались принятием  целого ряда законов: об органах судейского сообщества в РФ, УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях.3

В то же время нерешенной проблемой остается  то, что до сих пор продолжает действовать  Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. "О  судоустройстве", который безнадежно устарел. Тем не менее именно в  нем закреплены структура и состав отдельных судов общей юрисдикции, ряд других важных вопросов.

Новый этап в развитии российского  суда как государственной власти диктует необходимость существенного  изменения, дополнения, расширения конституционных  положений в сфере судоустройства, судопроизводства, статуса судьи и других аспектов организации и деятельности этой власти.

 

 

 

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СУДОВ  В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

 

Формирование и развитие в современной России правового  государства требуют надлежащей организации правосудия как одной из важнейших его составляющих.

В последние годы актуальными  темами в правовой науке стали  вопросы судебной власти, судебного  строительства и судебной деятельности. Обращение к этим проблемам инициировал  конкретный анализ форм судебной власти, ее места в системе разделения властей в России, процессов взаимодействия с гражданским обществом.

Как замечают судья Верховного Суда Российской Федерации доктор юридических  наук Н.А. Колоколов и кандидат юридических  наук, доцент С.Г. Павликов, "судебная власть проявляется в специфической форме властного вмешательства государства в конфликтную ситуацию в социуме, в особом властном воздействии государства на участников конфликта, отношения между ними"4.

Судебную систему РФ составляют только суды, учрежденные в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ". Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ", не допускается.

Все суды, входящие в судебную систему РФ, подразделяются на две основные группы: федеральные суды и суды субъектов РФ, к числу федеральных судов, наряду с Верховным Судом РФ, верховными судами республик, краевыми и областными судами, судами городов федерального значениями, автономной области и автономных округов, военными судами, относятся и районные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции.

Судебная власть реализуется  в форме правосудия посредством  пяти видов судопроизводства - конституционного, уголовного, гражданского, арбитражного и административного. Соответственно, и судебная система России состоит из нескольких подсистем судов, реализующих соответствующие виды судопроизводства. Таких подсистем или, иначе, ветвей судебной системы три - суды общей юрисдикции, арбитражные суды и конституционные суды (Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Каждая из этих подсистем имеет свою внутреннею структуру и состоит из определенных звеньев.

Районные суды относятся  к основному звену российской судебной системы. Их можно назвать вторым звеном в системе судов общей юрисдикции, где в качестве первого (низшего) звена судебной системы необходимо рассматривать мировых судей, а третьим звеном являются областные, краевые суды, суды автономной области и автономных округов, верховные суды республик в составе РФ, суды городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга (далее - суды областного звена).

Правоведы отмечают, что  при исследовании феномена судебной власти часто употребляются понятия, которые нельзя признать принадлежностью того или иного вида юридического знания, теоретической или прикладной юриспруденции. В этой связи И.В. Блацберг замечает, что "традиционно специалисты различных отраслей права рассматривают только собственные теоретические и практические вопросы суда, например проблемы судоустройства, судопроизводства, обеспечения деятельности судов и т.д., вместе с тем необходимо исследовать также и проблемы взаимоотношений суда с другими органами государственной власти"5.

В начале XX в. известный русский процессуалист И.Я. Фойницкий писал: "...суд - это беспристрастный посредник в споре между двумя заинтересованными лицами (сторонами)"6. При этом он подчеркивал, что суд служит не частным интересам отдельных лиц, отдельных общественных кружков или отдельных ведомств, а общим государственным интересам правосудия, "все судебные решения постановляются именем государства", поэтому "в современном государственном строе суд - есть функция государственной власти".

"Суд, - писал Ф. Бэкон, - есть место священное, а потому не только судейское кресло, но и подножие его и все подступы к нему должны быть охраняемы от соблазнов и худой славы"7.

Для поддержания высокого авторитета судебной власти суд должен быть не только беспристрастным, но и  скорым, незамедлительным. "По всякому уголовному преследованию, - писал Г. Еллинек, - каждый должен иметь право требовать скорого суда над собою при участии беспристрастных жюри в двенадцать человек из числа соседних обывателей, без единогласного решения которых никто не может быть осужден... "8.

Судами представлена одна из трех ветвей государственной  власти в Российском государстве - судебная. При этом особенностью ее реализации является то, что, с одной стороны, решение нижестоящего суда может  быть отменено вышестоящей судебной инстанцией. С другой - вышестоящий суд не имеет возможности и права влиять на принятие решения нижестоящей инстанцией. При этом бесперебойно работающий механизм организации судебной деятельности может и должен способствовать обеспечению самостоятельности судебных органов при очевидной процессуальной иерархичности судебных инстанций.

Правосудие в России осуществляется исключительно судами (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ). Суды как  органы правосудия занимают наиболее важное место в системе правоохранительных органов. Право на судебную защиту гарантировано ст. 46 Конституции РФ. Судебная защита - основной механизм разрешения юридических конфликтов, защиты и восстановления нарушенных прав в демократическом правовом государстве. Именно суд в силу своего независимого, высокого статуса способен наиболее эффективно, беспристрастно и профессионально осуществлять эти задачи. Концепция судебной реформы, разработанная группой известных ученых-юристов и принятая Верховным Советом РСФСР в 1992 г., провозгласила, что "на арену общественной жизни выходит независимый, свободный от корыстных интересов и политических симпатий суд, выступающий гарантом законности и справедливости, играющий для государства ту же роль, какая в человеке принадлежит совести. Поэтому ядром всякой судебной реформы выступают преобразования суда и процесса, под знаком и во имя которых изменяется предназначение и деятельность других органов и институтов"9.

Кроме того, наша отечественная  история свидетельствует о том, что и в советский период, когда  на теоретическом и законодательном уровне не признавался принцип разделения властей, а на практическом вся государственная власть была сосредоточена в структурах КПСС, независимость суда тем не менее провозглашалась в качестве конституционного принципа.

Информация о работе Районный суд: организация и полномочия