Состав районных судов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:17, контрольная работа

Краткое описание

Обязанность осуществления правосудия в точном соответствии с законом не исчерпывается безусловным соблюдением процессуального законодательства. При рассмотрении и разрешении судебных дел суд применяет нормы материального права. Он должен делать это в строгом соответствии с их смыслом и назначением: правильно квалифицировать деяния подсудимых, назначать им справедливое наказание, законно разрешать споры о праве гражданском. Условием правильного применения норм материального права является неукоснительное соблюдение процессуальных правил.
Основой осуществления правосудия в точном соответствии с законом является разработанная и постоянно совершенствуемая система законодательства. Эффективность соблюдения указанного требования находится в прямой связи с полнотой и точностью законодательных формулировок, исключающих их различное понимание и толкование.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1.Роль мировых судей в районных (городских муниципальных) судах……4
2.Порядок образования и состав районных судов……………………………7
3. Полномочия и функции районных судов………………………………...10
Заключение…………………………………………………………………….12
Практическая часть…………………………………………………………...13
Список используемой литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р. Правоохр.органы.docx

— 37.61 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

1.Роль мировых судей в районных (городских муниципальных) судах……4

2.Порядок образования  и состав районных судов……………………………7

3. Полномочия и функции районных судов………………………………...10

Заключение…………………………………………………………………….12

Практическая часть…………………………………………………………...13

Список используемой литературы…………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Согласно законодательству о судоустройстве правосудие в Российской Федерации  осуществляется в точном соответствии с законом (ст. 7 Закона о судоустройстве). Обязанность неукоснительно соблюдать  Конституцию РФ и иные законы составляет первое требование, предъявляемое к  судье (ст. 3 Закона о статусе судей  в Российской Федерации). Эти установления федеральных законов прямо вытекают из конституционных положений о том, что все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15). Прямо к судьям обращено указание Конституции РФ подчиняться только Конституции РФ и федеральному закону (ч. 1 ст. 120).

Обязанность осуществления правосудия в точном соответствии с законом  не исчерпывается безусловным соблюдением  процессуального законодательства. При рассмотрении и разрешении судебных дел суд применяет нормы материального  права. Он должен делать это в строгом  соответствии с их смыслом и назначением: правильно квалифицировать деяния подсудимых, назначать им справедливое наказание, законно разрешать споры  о праве гражданском. Условием правильного  применения норм материального права  является неукоснительное соблюдение процессуальных правил.

Основой осуществления правосудия в точном соответствии с законом  является разработанная и постоянно  совершенствуемая система законодательства. Эффективность соблюдения указанного требования находится в прямой связи  с полнотой и точностью законодательных  формулировок, исключающих их различное  понимание и толкование.

Расширен круг нормативных актов, подлежащих применению судами в качестве законов. Так, согласно Конституции  РФ в состав правовой системы Российской Федерации включаются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации и  совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации  республики, края, области, города федерального значения вправе принимать законы и  иные нормативные правовые акты. Законы и иные нормативные акты субъектов  Федерации должны соответствовать  Конституции РФ и иным федеральным  законам.

 

 

 

 

1.Роль мировых судей в районных (городских муниципальных) судах.

Районный суд является основным звеном судебной системы, рассматривающим  более 90% уголовных и гражданских  дел.

До принятия Закона "О судебной системе Российской Федерации" районный суд назывался народным. Этим подчеркивалась его близость к населению и  то обстоятельство, что судьи районного  суда избирались жителями района. С  изменением порядка наделения судей  полномочиями отпало основание для  такого названия, однако социальная сущность районного суда не изменялась; по своему местоположению районные суды наиболее близки к населению.

В соответствии с Законом о судебной системе районные (городские) суды, образованные до введения в действие данного Закона, считаются районными  судами.

Реформирование судов на уровне районного звена еще не началось. Упомянутый Закон наметил здесь  только контуры предстоящей судебной реформы. Наряду с районными судами формируется институт мировых судей, которые единолично рассматривают  в пределах своей компетенции  гражданские, административные и уголовные  дела в качестве суда первой инстанции. Второй инстанцией для дел, рассмотренных  мировым судьей, будет районный суд, который остается и судом первой инстанции для рассмотрения более  сложных гражданских, административных, уголовных дел.

Мировые судьи, являясь судьями  субъектов Российской Федерации, входят в единую судебную систему России, финансируются из федерального бюджета (финансирование осуществляет Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации), участвуют в  работе всего судейского сообщества на них распространяется и Закон "О статусе судей в Российской Федерации".

Специфика института мировых судей  состоит в том, что эти судьи  действуют только как судьи первой инстанции и осуществляют свои функции  в пределах территорий закрепленных за каждым из них судебных участков, которые образуются решением органа законодательной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с председателем  областного или равного ему суда.

Количество судебных участков может  быть равно (или больше) числу районных судов, т.е. территория одного судебного  района может быть разделена на несколько судебных участков. Количество и границы судебных участков внутри одного района определяются также решением органа законодательной власти. Он также должен решить вопрос о необходимости введения этого института. Практически решение данного вопроса зависит от многих факторов: нагрузки районных судей, реальной возможности решить вопросы подбора кадров и материального обустройства мировых судей (помещения, оплата труда технических работников, финансирование почтовых, транспортных и других расходов).

В соответствии с законом на мировых  судей возлагаются обязанности, единые для всех судей России: осуществлять правосудие, точно и неукоснительно соблюдая требования Конституции РФ, общепризнанных принципов и норм международного права и международных  договоров Российской Федерации, материальных и процессуальных законов; не допускать  в своей судебной деятельности и  вне ее поступков, несовместимых  с высоким званием представителя  судебной власти; не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям  и движениям, равно как и не проводить в своей деятельности установки этих партий; не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, совмещать свою работу в должности  мирового судьи с другой оплачиваемой работой и т.д. Основной задачей  мировых судов было и остается достижение примирения, решение любых  споров «миром».

При отправлении правосудия по гражданским  и уголовным делам эти суды обязаны руководствоваться федеральными законами. Свои решения они выносят  от имени Российской Федерации, и  эти решения являются актами правосудия, т.е. носят общеобязательный характер. Лишь при рассмотрении дел об административных правонарушениях мировые судьи, при отсутствии федеральных правил, могут прибегать к правилам, установленным  субъектом РФ, но в пределах КоАП РФ Закон РФ «О статусе судей в  РФ» от 26.06.1995 г. в ред. От 08.12.2011 года.

Количество участков, а, следовательно, и число должностей мировых судей, устанавливается федеральным законодательством  по представлению субъектов РФ. Мировые  судьи так же, как и федеральные, являются независимыми и неприкосновенными.

Субъект РФ, а точнее его законодательный  орган решает вопросы, связанные  с наделением мирового судьи полномочиями, определением границ участков, на которые  должна распространяться деятельность конкретных мировых судей, выделением помещений для размещения мировых  судей и т.д.

В соответствии с ч.4 ст.4 Закона РФ «О мировых судьях» общее количество мировых судей и судебных участков определяется из расчета численности населения. Один участок может обслуживать территорию, на которой проживает от 15 до 30 тысяч человек. Решение о количестве участков в конкретном субъекте РФ должно оформляться специальным федеральным законом, издаваемым по законодательной инициативе соответствующего субъекта, согласованной с Верховным Судом, или по инициативе последнего, согласованной с соответствующим субъектом. В настоящее время на территории РФ действует такой закон - ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве участков в субъектах РФ» от 29.12.1999г. с дополнениями от 03.06.2011г. Всего по стране в настоящее время действует около 7 000 участков мировых судей.

Что касается процедуры судебного  разбирательства мировых судей, то она регламентирована УПК РФ, ГПК РФ и КоАП РФ. Эти кодексы  достаточно четко прописывают участников, сроки, процессуальный порядок и  оформление всего судебного разбирательства, а также виды и порядок принятия решений мировым судьей по уголовным, гражданским и административным делам.

Мировой судья рассматривает дела единолично.

Мировой суд, как уже говорилось выше, является судом первой инстанции. Он рассматривает:

- уголовные дела о преступлениях, за которые может быть назначено наказание, не превышающее 3 лет лишения свободы. За исключением некоторых составов, подпадающих под эту категорию, к ним относится более 100 составов преступлений. Более конкретно об этом вы узнаете из курсов «Уголовное право» и «Уголовный процесс».

- Дела о выдаче судебного приказа,

- Дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях,

- Дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества,

- Иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка,

- Дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленной на момент подачи заявления,

- Дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе,

- Дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом,

- Дела об административных правонарушениях, отнесенных к их компетенции КоАП.

Но также, мировой суд может  выступать и в качестве вышестоящей  судебной инстанции при пересмотре своих же собственных решений  по гражданским делам в связи  с вновь открывшимися обстоятельствами.

 

2.Порядок образования и состав районных судов

Районные суды образуются в каждом районе или городе. На район и  город может быть создан один суд.

Судьей районного суда может  быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое  образование, стаж работы по юридической  профессии не менее пяти лет, не совершивший  порочащих его поступков, сдавший  квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей (ст. 4 Закона о статусе судей).

Требование стажа работы по юридической  профессии означает, что кандидат в судьи должен приобрести профессиональный опыт, позволяющий ему стать представителем судебной власти.

Возрастной ценз судьи - 25 лет - основан  на конституционном требовании, сформулированном ст. 119 Конституции РФ.

Однако практически, с учетом сроков получения высшего образования  и предшествующей юридической деятельности, судейские должности занимают лица значительно старше.

Порядок отбора кандидатов на должность  судьи определяется ст. 5 Закона о  статусе судей в РФ.

Представлению кандидата на должность  судьи районного и приравненного  к нему суда предшествует сдача квалификационного  экзамена.

Квалификационный экзамен принимается  состоящей при органе юстиции  экзаменационной комиссией, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей.

Каждый гражданин России, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидату  на должность судьи районного  суда, имеет право обратиться в  квалификационную коллегию судей с  заявлением о рекомендации на эту  должность. Заявление передается в  орган юстиции, при котором состоит  экзаменационная комиссия.

Орган юстиции выдает направление  для сдачи квалификационного  экзамена на должность судьи. Положение об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи, утвержденное Приказом Министра юстиции РФ от 12 августа 1993 г. N 66/16-01, определяет, что квалификационный экзамен сдают:

-лица, ранее не избиравшиеся судьями, в том числе и те, кто в качестве народных заседателей временно исполнял обязанности судьи;

-лица, хотя и работавшие судьями, но ушедшие с должности судьи;

-судьи, пребывающие в отставке и пожелавшие вновь вернуться на судебную должность.

Квалификационный экзамен на должность  судьи проводится по экзаменационным  билетам, каждый из которых содержит вопросы по различным отраслям права  и 1 - 2 задачи из судебной практики. По решению  экзаменационной комиссии экзамен  может быть дополнен подготовкой  проектов процессуальных документов или  реферата на заданную тему.

Профессиональные знания претендента  оцениваются экзаменационной комиссией, решение которой обжалованию  не подлежит. Однако, если, по мнению претендента, экзамен проводился с отступлением от требований Положения и при  этом были нарушены его права, он вправе в трехдневный срок обратиться с  жалобой в орган юстиции, при  котором образована экзаменационная  комиссия.

Лицу, успешно сдавшему квалификационный экзамен, экзаменационная комиссия выдает удостоверение установленного образца.

Квалификационная коллегия судей  рассматривает заявление лица, претендующего  на должность судьи районного  суда, и с учетом результатов квалификационного  экзамена дает заключение о рекомендации его на должность судьи, одновременно представляя председателю районного  суда заключение на рекомендованного кандидата.

Информация о работе Состав районных судов